История развития российских товарных знаков
Товарные знаки имеют внушительную историю развития - длиной в несколько столетий. С давних пор люди отмечали свою собственность специальными знаками, чтобы не путать ее с чужой.
Древний мир
Производство глиняной посуды существует более 5 тыс. лет, и со времени начала его развития на посуду наносились элементы, которые сегодня можно считать товарными знаками. С тех же пор наиболее успешные из них подделывались.
Первые отчетливые обозначения появились в Китае. Они, как правило, содержали имя императора или изготовителя.
В древнем Риме гончарные изделия помечались знаками, по которым покупатели могли отличить глиняные изделия интересующего мастера. Маркировали и кирпич - наносили дату изготовления и используемый материал. Это давало возможность возложить на его изготовителя ответственность за построенное здание.
Средневековье
В этот период существовали гильдии купцов и ремесленников, товар которых был отмечен клеймами. В дальнейшем они расценивались как гарантия качества. С этого времени вводится обязательное использование товарных знаков, - изготовители обязаны производить товары в соответствии с определенными параметрами и защищать тем самым собственную репутацию.
Если в изготовлении продукта принимали участие разные ремесленники, то каждый из них имел право ставить собственное клеймо как свидетельство приложения своего труда. Это правило и сегодня существует в металлургии, хотя и не является законодательно утвержденным.
Одно из первых упоминаний о регистрации торговой марки датируется второй половиной 17 века. В Новоторговом уставе говорится о необходимости ставить на товарах "разные признаки". Клеймо означало уплату пошлины. В дальнейшем был издан Указ правительства о клеймении всех русских товаров особыми знаками.
Времена промышленной революции
До ее начала торговые знаки использовались ограниченно. Можно назвать промышленную революцию периодом расцвета использования ТМ, теперь уже и как средства рекламы.
Промышленный переворот вызвал переход к машинному производству и к росту производительности. В этот же период товары стали переводить на большие расстояния, что затрудняло идентификацию производителя.
Появление большого количества товаров привело к обострению конкуренции между изготовителями. Соответственно расширились масштабы использования товарных знаков.
Еще больше этот процесс проявился в 19 веке, в период развития массового производства товаров, - товарные знаки приобрели черты предметов интеллектуальной собственности. Теперь товарные знаки не только служат безопасности их собственников, но и приносят прибыль. Возникает необходимость в регистрации и в правовой их охране.
Товарные знаки в дореволюционной России
Прочные клейма должны были иметь владельцы фабрик - бумажных, шляпных, суконных и других. Подделка клейма приравнивалась к уголовно наказуемому преступлению.
В конце 19 века в силу вступает закон о товарных знаках. Таковыми признавались различные обозначения, с помощью которых можно было отличить товары определенных производителей.
В послереволюционное время индивидуализация товаров несколько потеряла актуальность, так как оно характеризуется отсутствием частной собственности и конкуренции. В это период производством определенного вида продукции могли заниматься сразу несколько предприятий.
Ситуация изменилась только в 90-е годы, когда появилась частная собственность и производители вышли на открытый рынок. Из этого последовало резкое увеличение количества зарегистрированных торговых марок и множество открытых частных предприятий. В связи с этим понадобилась правовая защита - как потребителям, так и производителям.
В современной России товарные знаки являются частью имиджа товара. Они выполняют множество функций, в том числе функцию идентификации товара, отличия его от подобных продуктов, защищает товары от подделок.
Значение товарного знака - неоспоримо, - он доказал свою необходимость в самые разные эпохи и времена.