Россия

Что такое гринмэйл (greenmail)?

«Тихий» гринмейл, либо В чем опасность корпоративного шантажа для АО

Объявление: миноритарный акционер отыскивает утомившись для совместного времяпровождения. Согласен на годичный отчет.
/Из фольклора русских гринмейлеров/

ЧТО ТАМ В ЯЩИКЕ АО?
Фактически любая публикация, посвященная животрепещущим дилеммам деятельности акционерных обществ в Украине, начинается с упоминания множества обществ, имеющихся в нашей стране, и множества акционеров этих компаний. В большинстве собственном эта многомиллионная армия «новых собственников» безгласна, пассивна и полностью флегмантична к делам предприятия, акционерами которого они стали методом обмена таинственной бумаги под заглавием «приватизационный материальный сертификат» на выписку о результатах таинственного мероприятия, называемого «сертификатный аукцион». Некие из их с удивлением обнаруживают в собственных почтовых ящиках письма с извещением о проведении общего собрания акционеров ОАО «N-ский завод продуктов народного потребления» и длительно решают, какое отношение они имеют к городку N и тому заводу продуктов народного употребления.

Но есть и такие акционеры, которые не дожидаются получения писем, а пишут их сами. Письма, доставляющие руководителям акционерных обществ огромное количество заморочек и проблем. Время от времени такие письма пишутся с праведной целью защиты прав маленьких акционеров. Время от времени — под маской заступника малеханьких и беззащитных прячется шантажист.

Корпоративный шантаж — довольно распространенное явление в жизни западных компаний. Это явление получило заглавие «greenmail» (практически — зеленоватая почта). Гринмейл определяется как деятельность, направленная на получение сверхприбыли средством спекуляций либо злоупотреблений своими правами акционера по отношению к предприятию.

Опасность гринмейла состоит в том, что на первом шаге все смотрится как недовольство маленького акционера управлением акционерного общества либо действиями хозяев контрольного пакета. Осознание ситуации наступает тогда, когда возмутитель спокойствия предлагает купить у него акции в пару раз дороже их реальной цены.

Схема традиционного корпоративного шантажа подразумевает, что атакующая структура покупает на фондовом рынке маленький пакет акций преуспевающей компании, после этого свежеиспеченный акционер начинает на публике критиковать управление компании. Потом наступает черед жалоб в контролирующие и правоохранительные органы, также судебных исков по хоть какому поводу. Конечной целью шантажиста является или получение отступных за отказ от претензий, или продажа собственного пакета акций по завышенной стоимости.

Западное деловое общество выработало систему защиты от корпоративных шантажистов. Сначала это наличие в законодательстве и внутренних документах общества положений, значительно затрудняющих или сводящих на нет деяния гринмейлеров. В большинстве продвинутых стран ставки налогов на доход, приобретенный от гринмейла, так значительны, что заниматься им законно экономически нецелесообразно. И в конце концов, компания-шантажист немедля попадает в блэклист структур, вести бизнес с которыми небезопасно.

ГРИНМЕЙЛ ПО-РУССКИ...
На постсоветском пространстве гринмейл отыскал благодатную почву для роста и заполучил местный спектр. Относительная новизна акционерной формы ведения бизнеса, неидеальное законодательство, многомиллионная армия миноритарных акционеров, коррумпированность арбитров и властей — вот, пожалуй, главные предпосылки для того, чтоб гринмейл пустил корешки и в наших краях.

В Рф гринмейл стал реальным ужасом хозяев больших компаний. От злости миноритарных акционеров уже пострадали многие русские акционерные общества. Посреди их — «Лукойл», «Юкос», «Норильский никель». Появился целый ряд компаний, профилирующихся на гринмейле. Самую большую известность получила консалтинговая группа «МИНФИН», занимающаяся гринмейлом акул русского бизнеса. Соответственно, появились компании, специализирующиеся на защите АО от корпоративного шантажа. В Русской Федерации гринмейл обрел специальные местные очертания, дозволяющие гласить об особенном российском гринмейле. Основное отличие российского гринмейла от традиционного состоит в очень тесноватой связи власти и бизнеса. Шантаж осуществляется с активным привлечением административного ресурса, силовых акций и т.п. Другая соответствующая черта гринмейла по-русски вытекает из первой: объектом шантажа выступают структуры, бизнес которых мельче по своим масштабам, чем у агрессора. Конкретно представители больших компаний нередко прибегают к практике корпоративного шантажа: у их для этого еще больше способностей.

...И ПО-УКРАИНСКИ
А что все-таки Украина? На 1-ый взор, «тиха украинская ночь...». О корпоративном шантаже украинских акционерных обществ ничего не слышно. Но гринмейл существует и в Украине. И, пожалуй, его «тихость» и является соответствующей государственной особенностью. О случаях корпоративного шантажа не пишут в украинской прессе. Это значит, что требования шантажистов «удовлетворяются» стремительно и без излишнего шума. Наезд не перебегает в звучную стадию судебных разбирательств, газетных статей и общественного отпора со стороны потерпевших.

Другая особенность гринмейла по-украински — очень нередко корпоративный конфликт не идентифицируется как гринмейл. Снаружи все смотрится как последовательное отстаивание акционером собственных легитимных прав. По сути это не так. Боец за справедливость может преследовать последующие цели:

1. Поглощение предприятия вопреки интересам его огромнейших акционеров и менеджеров. Условно этот вид шантажа можно именовать гринмейл «по-эсэнговски». Тут иногда нереально отличить корпоративный шантаж от недружественного поглощения. Смена целей во время нападения — полностью обычное для агрессора явление.

2. Понуждение предприятия купить собственные акции по существенно завышенной стоимости (гринмейл «классический»).

Гринмейл «по-эсэнговски» характеризуется внедрением последующих брутальных технологий:

* единовременная, верно организованная скупка акций (толикой) предприятия у маленьких акционеров (участников);

* грубое давление на сопротивляющегося действиям гринмейлера управляющего предприятия средством опасности уголовного преследования (обычно удачно предпринимаются пробы возбуждения уголовных дел по фактам финансово-хозяйственной деятельности предприятия), также угроз другого рода;

* вербование всех проверяющих деятельность предприятия муниципальных органов с целью саботажа работы предприятия;

* активная публикация в СМИ неблагоприятных для управляющего, других менеджеров и самого предприятия компрометирующих информационных материалов, в том числе распространение слухов о скором банкротстве предприятия, возбуждении уголовных дел в отношении администрации и т.д.

Разработка традиционного гринмейла последующая:

* Гринмейлер становится акционером предприятия, приобретая маленький пакет акций, позволяющий использовать законодательство для юридических действий, целью которых является саботаж финансово-хозяйственной деятельности предприятия (к примеру: пакет акций более 10% даёт возможность гринмейлеру добиваться созыва внеочередных общих собраний акционеров практически каждый денек).

* 2-ой шаг, обычно, самый длительный и состоит из бессчетных судебных разбирательств, с количеством и сложностью которых штатные юристы предприятия обычно совладать не в состоянии, и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия всеми вероятными муниципальными проверяющими органами.

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Опасность корпоративного шантажа довольно велика, сначала в силу его неожиданности и неспособности предприятия выдержать давление, так как гринмейлеры никогда не нападают на сильные структуры либо предприятия, готовые к такому нападению. Потому одним из более действенных способов борьбы с корпоративным шантажом являются мероприятия профилактического нрава, сущность которых заключается в организации системы защиты до момента нападения.

Специальные черты таковой системы должны разрабатываться с учетом особенностей корпоративной структуры каждого определенного предприятия. Но можно дать общие советы по профилактике гринмейла. Сначала, это:

Соблюдение предусмотренных законодательством прав акционеров. Поводом для шантажа всегда является нарушение закона со стороны АО, даже если такое нарушение носит формальный нрав.

Урегулирование во внутренних документах общества процедур и действий, способных стать основанием для начала корпоративного конфликта. Пример: Законом Украины «О хозяйственных обществах» предвидено, что до созыва общего собрания акционерам должна быть предоставлена возможность ознакомиться с документами, связанными с повесткой денька общего собрания. То, каким образом эта возможность должна быть предоставлена, нужно предугадать в соответственном внутреннем нормативном акте АО — положении об общем собрании. В неприятном случае у акционера могут быть свои представления о реализации таковой способности, а у общества — свои, что может стать основанием для начала корпоративного конфликта.

Наличие обмысленной информационной политики, закрепленной во внутренних документах общества. Большая часть брутальных действий по отношению к обществу начинается с направления в адресок общества требования предоставить те либо другие документы. Для решения вопроса, какую информацию и в каком порядке можно и необходимо предоставить на таковой запрос, нужно урегулировать надлежащие вопросы во внутренних документах общества.

Невзирая на нехорошую реакцию, вызываемую словом «шантаж», следует отметить, что традиционный гринмейл всегда осуществляется в рамках закона. Более того, многие специалисты считают, что гринмейлеры делают функцию «санитаров леса», являясь реальной опасностью для акционерных обществ, не соблюдающих права собственных акционеров. Корпоративный шантаж является массивным фактором естественного отбора для управляющих акционерных обществ. Выживают наисильнейшие. Гринмейлеры «выбивают» недобросовестных директоров, препятствуют размыванию активов обществ, вынуждают управление компаний обязательно соблюдать процедурные вопросы корпоративного управления до последней запятой.

Невзирая на «тихость» и «подковерность» украинского гринмейла, опыт Рф указывает: главные звучные корпоративные скандалы в почти всех украинских обществах еще впереди. Готовы ли к ним руководители компаний? Покажет время.

Сергей БАБАЛАРОВ,
советник по юридическим вопросам Одесского регионального кабинета
Проекта «Корпоративное развитие в Украине» Интернациональной Денежной Компании
Тел. (0482) 268-929, 267-360

Источник - Газета "Деловая Одесса" - www.delod.odessa.net

Добавить комментарий

Россия

Где скачать клиент GGPokerok игрокам из России?

Успех покерной карьеры во многом зависит от личностных качеств конкретного игрока. Однако большой вклад в результат вносит и правильный выбор покер-рума, поскольку каждый сайт предлагает особенные условия игры, различный уровень …

Как сегодня гражданину России с Украины выехать в Россию?

К сожалению никак! Если Вы гражданин России и в это время случайно оказались в Украине - то лучше всего сидите где оказались, живите где Вас застали эти непредвиденные события! И …

Страховой брокер – перспективный бизнес для России

Страховой рынок в нашей стране до сих пор пребывает в зачаточном состоянии, несмотря на то, что потенциал этого направления в России просто огромен. Особенностями российского страхового рынка является то, что …

Как с нами связаться:

Украина:
г.Александрия
тел./факс +38 05235  77193 Бухгалтерия

+38 050 457 13 30 — Рашид - продажи новинок
e-mail: msd@msd.com.ua
Схема проезда к производственному офису:
Схема проезда к МСД

Партнеры МСД

Контакты для заказов оборудования:

Внимание! На этом сайте большинство материалов - техническая литература в помощь предпринимателю. Так же большинство производственного оборудования сегодня не актуально. Уточнить можно по почте: Эл. почта: msd@msd.com.ua

+38 050 512 1194 Александр
- телефон для консультаций и заказов спец.оборудования, дробилок, уловителей, дражираторов, гереторных насосов и инженерных решений.