РОБОТОПОДОБНЫЕ ГОРОДСКИЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
Компания «Бендикс» (Энн Арбор, США) построила испытательный трек площадью 6 га для исследований автоматически управляемых автомобилей и автофургонов, предназначенных для перевозки пассажиров. Сообщалось, что значительная часть от 10 млрд. дол., ассигнованных Федеральным правительством на развитие общественного транспорта на следующие 12 лет, пойдет на автомобили с электронным управлением без участия человека.
Для начала в экспериментах этой компании будут использоваться три дешевых шведских автофургона, в которых обычные двигатели заменены электродвигателями, питаемыми от аккумуляторных батарей. В настоящее время испытательный трек состоит из круговой направляющей диаметром 100 м, соединенной несколькими вспомогательными направляющими полосами. Общая длина трека, таким образом, около 1,5 км. На треке имеются три пассажирские станции.
Между транспортными средствами, идущими с максимальной скоростью 50 км/ч, система управления поддерживает интервал в 10 с, хотя есть надежда, что в дальнейшем он будет уменьшен до 5 с. Подземные направляющие провода расположены под проезжей частью на расстоянии 60 см один от другого и перемежаются каждые 7,5 пли 4 м на крутых поворотах, где предел скорости снижается до 25 км/ч. В каждом из пересечений магнит - тное поле, создаваемое током частотой 145 кГц, текущим в проводе, падает до нуля. Эти нулевые точки обнаруживаются системой управления транспортным средством, п информация передается в центральную управляющую ЭВМ посредством сдвига частоты (96 кГц) несущего сигнала.
Для передачи и получения сигналов управления вдоль путей расположены придорожные станции связи. На случай выхода из строя основной направляющей системы трека установлена вспомогательная независимая система, определяющая при помощи магнитометров положение транспортного средства.
Магнитометры расположены на расстоянии 30 м друг от друга в зонах быстрого движения и на расстоянии 2,5 м в зонах очень медленного движения. Если расстояние между любыми транспортными средствами становится меньше одного из расстояний между блоками магнитометров, транспортные средства автоматически тормозятся до полной остановки.
От центральной ЭВМ транспортному средству передаются следующие команды: «Старт», «Тормоз», «Идти к станции X», «Идти с постоянной скоростью» (между 25 и 110% от номинальной максимальной скорости), «Включить (выключить) свет», «Включить (выключить) кондиционирование воздуха», «Включить (выключить) стеклоочиститель ветрового стекла». Команда имеет вид 16-битового слова, за которым следует дополнение к нему, содержащее три идентифицирующих бита. Каждое транспортное средство может ежесекундно принимать до четырех команд со скоростью 4800 бит/с. Центральная командная ЭВМ информирует транспортное средство о пункте назначения, и код этого пункта хранится транспортным средством, хотя предполагается, что в будущем каждый пассажир сможет задавать свой 116 пункт назначения при помощи кнопок, имеющихся внутри трап-* спортного средства.
Наведение транспортного средства осуществляется при помощи двух катушек, установленных на бамперах, каждая на расстоянии около 40 см от центральной линии. В катушках наводится ток от третьего, «наводящего», провода, закопанного под проезжей частью, что очень напоминает систему «Роботаг». Чтобы обеспе - тить выбор маршрута, разные секции наводящего кабеля работают на различных частотах, а частичное перекрытие секций кабеля обеспечивает непрерывность наведения. Непрерывность приема команд обеспечивается наличием на транспортном средстве двух пар приемных и передающих катушек: одна пара впереди и одна пара сзади.
Специальный сигнал передается на транспортное средство для сигнализации ему о замедлении хода по управляемой характеристике замедления и для останова. Управляемая характеристика замедления задается в настоящее время на диодной матрице, хотя плакируется использовать для этих целей интегральное постоянное запоминающее устройство. Замедление управляется путем сравнения сигнала от устройства, измеряющего расстояние и дающего импульс через каждый 23 см перемещения, с командным сигналом, хранящимся в памяти. Результат сравнения используется на самом транспортном средстве для управления торможением и движением его вперед до полной остановки в пределах 15 см от требуемой точки.
Для измерения скоростей, меньших 8 км/ч, используется тахометр. Помимо этого измеряются расстояния между точками пересечения наводящего кабеля. Оценки стоимости каждого такого транспортного средства колеблются в пределах от 5000 до 8000 дол. В управляющей системе используется центральная ЭВМ типа PDP1I/20 с памятью на 12 000 слов, которая при необходимости может быть расширена до 32 000 слов.