ПОДВОДНЫЕ МАНИПУЛЯТОРЫ
Некое подобие непосредственно управляемого механического манипулятора было установлено еще на первых глубоководных водолазных костюмах. В 50-х годах интерес к глубоководным работам возрастает как в военно-морских, так и в гражданских кругах.
Вслед за первыми работами, которые использовали модель 300 фирмы «Дженерал Миллс» в качестве манипулятора для плавательного бассейна, был модифицирован манипулятор модели 500 и установлен на трактор, способный работать на глубинах около 1500 м; это устройство использовалось в Тихом океане.
Батискаф «Триест» оснащался подводным вариантом манипулятора модели 150, всесторонне модифицированным, снабженным пневматическими стабилизаторами для компенсации изменений давления и заполненным маслом. При этом эффективная герметизация подвижных сочленений при перепаде давлений оказалась неосуществимой, вследствие чего возникла необходимость
в установке подводного оборудования на давление, в точности соответствующее глубине работы в настоящий момент.
Трудности, с которыми здесь пришлось столкнуться, связаны с изолирующими материалами, износом щеток и созданием предохранительных фрикционных муфт, работающих в герметической масляной среде. При подводном использовании гидравлических двигателей также возникают некоторые трудности, в том числе связанные с утечками, поэтому в настоящее время отдают предпочтение электрическим двигателям.
Использование подводных робототехнических устройств при разработке месторождений полезных ископаемых, подъеме затонувших кораблей и бурении нефтяных скважин, вероятно, будет расширяться в последующие несколько лет. Эффективное уменьшение веса подобных устройств при погружении является их достоинством.
Для глубоководных работ в океане применялись дистанционно управляемые тягачи, снабженные зрительным, акустическим и магнитным устройствами обнаружения [28]. Хорошо известно французское устройство «Кэпсаб», созданное фирмой «Технические средства Луи Менара» в Париже [45], которое использовалось для постановки якорей на больших глубинах. Спуск «Кэпсаба» под воду управляется инжекцией сжатого воздуха в большой балластный резервуар, расположенный в верхней части устройства. Воздух вытесняет воду из резервуара, благодаря чему можно получить диапазон от положительной плавучести в 1800 кг до отрицательной плавучести в 1200 кг. Закачивание и удаление воздуха управляется по кабелю оператором, находящимся на судне. Объем воздуха во время погружения автоматически поддерживается постоянным за счет подачи добавочного воздуха. «Кэпсаб» может применяться для постановки якорей массой от 5000 до 400 000 кг на глубинах порядка 200 м.
Советский придонный телеуправляемый робот «Краб» [56] использовался для исследования подводного хребта, поднимающегося с глубины 2100 м, вершина которого располагается всего лишь в 60 м ниже водной поверхности. «Краб» оснащен акустическим глубинным искателем, который используется для прекращения спуска аппарата в пяти метрах от дна. Затем включается освещение и начинает работать встроенная телевизионная камера. «Краб» оснащен манипулятором, с помощью которого он может собирать образцы.
Полагают, что в 1968 г. в эксплуатации находилось более 40 подводных исследовательских судов; из них 33 принадлежали США, четыре —Советскому. Союзу, по три — Японии и Франции и один — Англии.
У американской тележки «Алюминаут», которая вместе с другой тележкой под названием «Алвин» использовалась при поиске потерянной у берегов Испании в 1966 г. водородной бомбы, механические «руки» по 5 м длиной. Для некоторых подводных при - 1Й8
менений требуются очень длинные руки, в связи с чем возникают трудности управления. Причинами являются ограниченное пространство, отводимое для оператора, инерционность руки и вязкость воды, в которой движется эта рука. Кроме того, вследствие малых размеров основной тележки, реакция на действие руки, кисти и на вес груза может привести к нежелательном}' движению тележки, вызванному противодействием.
Если рука устанавливается на подводном судне, необходимо сделать ее легко и полностью отделяющейся от судна в случае аварии, поскольку безопасность подводного экипажа должна быть превыше всего. Компенсация давления, о которой уже шла речь, может помочь предотвратить «судорожные» движения конечностей, когда с изменением глубины изменяется давление воды.
Трудности, возникающие при непосредственном управлении человеком подводными манипуляторами (оператор не может оставаться под водой бесконечно долго, и подъем и спуск могут занимать продолжительное время), стимулируют развитие дистанционно управляемых устройств, которые позволяют оператору, вооруженному телевидением, оставаться на поверхности.
Робототехническое устройство для сбора придонных образцов было создано фирмой «Терресеч» [34]. Оно представляет собой высокий цилиндр с четырьмя закрепленными на нем ногами. Устройство опускается на заданное место с гидрографического судна и затем работает автоматически, добывая неразрушенные образцы придонной мантии. Тяжелый груз поднимается сжатым воздухом, затем освобождается и падает на наковальню, заставляя трубку для сбора образцов углубиться в морское дно и получить 5 см внутреннего образца. Информация о числе ударов и глубине проникновения в породу может, если позволяет погода, передаваться по проводам на надводное судно, которое, однако, может не находиться в фиксированном положении, поскольку и углубление, и взятие проб, и увеличение плавучести для возвращения на поверхность автоматически выполняются самим роботом — сборщиком образцов.
Военно-морской флот США располагает необитаемым погружаемым аппаратом в форме торпеды, предназначенным для подледных исследований [69]. У этого устройства фибергласовый корпус длиной около 3 м, и оно может работать на глубинах до 30 м и расстояниях до 3 км от места погружения. Устройство развивает скорость 5,6 км/ч и имеет автономность 10 ч.
Подводные манипуляторы, управляемые с поверхности (6). Наиболее известный аппарат, управляемый оператором, находящимся на поверхности,— устройство «Карв», принадлежащее военно-морской артиллерийской базе на Китайском озере в США. Этот аппарат используется главным образом для извлечения снарядов после испытательных стрельб. В общей сложности 37 таких извлечений было выполнено до того, как «Карв» использовался
189
для извлечения потерянной у берегов Испании водородной бомбы, находившейся на глубине около 750 м.
Французская коммерческая «Генеральная компания по развитию оперативного исследования подводного пространства» владеет подобным судном, известным под названием «Теленаут». Это устройство передвигается в любом направлении на глубинах до 1000 м. Рука, установленная на «Теленауте», может манипулировать грузом 50 кг на расстоянии 1,1 м от судна. У «Теленаута» очень открытая конструкция, поскольку автоматически работающее устройство не нуждается в большом герметичном корпусе.
Наличие нефти и газа под морским дном стимулирует производство роботоподобных бурильных средств, особенно после недавних несчастных случаев при бурении с вышки в плохую погоду. Полностью располагающиеся под водой бурильные и исследовательские средства с дистанционным наблюдением или управлением с поверхности (или даже с берега) вызовут большой интерес у нефтяных и рудообрабатывающих компаний, поэтому такие средства почти наверняка будут производиться.
В настоящее время «Мобот» фирмы «Шелл» может приблизиться к подводной скважине и закрепиться на ней. Он может передвигаться вокруг скважины, работая инструментами, подобными гаечному ключу. «Мобот» имеет форму трубы высотой около 7,5 м; его вес в погруженном положении около 1500 кг. Подобное устройство представляет собой и «Юнимо».