ПОДВИЖНЫЕ МАНИПУЛЯТОРЫ
Манипулятор в некотором смысле можно рассматривать просто как современный вид универсального подъемного крана. Конечно, некоторые виды экскаватора и подъемного крана также способны к широкому классу действий, и граница между этими более ранними устройствами и позже появившимися манипуляторами весьма расплывчата.
Например, робот«Мэнмейт» фирмы GE фактически представляет собой тоже кран, который может быть оснащен различными видами захватывающих устройств, таких, как механические зажимные губки или вакуумные чашки для подъема стекла. Успех подобных машин фактически определяется высоким качеством управления, поскольку оператор наделен тонким осязанием и имеется обратная связь от исполнительной части к оператору. Преимущество таких машин главным образом заключается в уменьшении утомляемости оператора при выполнении трудоемких операций.
Полезность создания такого манипулятора полностью подвижным также очевидна, если только может быть оправдано главное препятствие — повышенная стоимость. Одно применение, где стоимость, несомненно, может быть оправдана, — это обследование и ремонт ядерного реактора или подобной системы после какого-либо происшествия. Устройство такого типа под названием «Битл» использовалось в Центре по разработке ракетных ядерных двигателей в Неваде. «Битл» нес экипаж из двух человек в массивной защищенной кабине и имел две руки по 5 м длиной. Управление этим устройством оказалось слишком дорогим, и в более поздних устройствах, как правило, предусматривалось дистанционное размещение оператора (или операторов) в безопасной среде.
Манипулятором такого более позднего вида было «Подвижное дистанционно управляемое манипуляционное устройство», или MRMU. Он весил только 11 ООО кг в сравнении с 80 ООО кг «Битла», управлялся по радио, а несколько телевизионных камер обеспечивали визуальную обратную связь. Основой тележки для MRMU послужил переоборудованный армейский грузовой гусеничный транспорт, который мог передвигаться со скоростью 50 км/ч, т. е. примерно в 4 раза быстрее, чем «Битл», поскольку тяжелой защитной кабины «Битла» больше не требовалось.
Вариантом ограниченно свободного транспортного средства, используемого для повседневных перевозок в радиоактивных средах, является «Маленький бродяга» фирмы GM/PaR. Он состоит из платформы площадью 1 м2, которая несет единственную руку и две стереокамеры, смонтированные на колонне в центре платформы. Последняя установлена на гусеничной тележке и соединена со станцией операторского управления кабелем, который определяет допустимое движение тележки.
«Подвижный робот», или «Мобот» [5], несет на себе аккумуляторные источники питания, благодаря чему обладает большей подвижностью, хотя для передачи сигналов команд все еще используется буксируемый кабель. Каждая из двух рук этого устройства наделена тремя суставами, способными к полному полусферическому движению, благодаря чему достигается максимум гибкости. Кроме этой особенности устройство дополнено стрелой для камер, краном-укосиной и вилочным захватом.
«Мобот» смонтирован на трех колесах, причем единственное заднее колесо используется для рулевого управления. Максимальная скорость 5 км/ч; пневматические тормоза включаются автоматически, когда «Мобот» останавливается. Скорости передвижения и движения руки управляются ножными дросселями, в то время как основное управление осуществляется оператором при помощи шарнирных переключающих рычагов. Команды передаются по трехжильному кабелю, а для мультиплексной передачи используются синхронные коммутаторы.
Максимальная грузоподъемность (в любом положении руки), кг.......................................................................... Регулируемое давление подушек «пальца», кПа. . Площадь поверхности «пальца», см2.................................. Максимальное усилие «пальца» (задействована полная поверхность «пальца»), Н................................................ Скорость смыкания «пальцев», см/с.................................... Кисть: опрокидывающий момент при вращении, Н-м частота вращения без нагрузки (вращение непрерывное), об/мин......................................................... опрокидывающие усилие при выдвижении, Н скорость телескопического выдвижения без нагрузки, см/с................................................................ длина хода, см........................................................... Запястье: момент, Н-м................................................................ максимальная частота вращения (полусферическая зона действия), об/мин.......................................... Локоть: момент, Н-м................................................................ максимальная частота вращения (полусферическая зона действия), об/мин.......................................... Плечо: момент, Н-м................................................................ максимальная частота вращения (полусферическая зона действия), об/мин |
Ниже приведены некоторые ориентировочные технические данные «Мобота».
12 ;
0—100
35
350
8,5
45 в
I
10
200
12 9
2 '» 165 I
-5А
0,75
330 г
0,3-3
просвет в захвате руки................................. Отверстие ^
0 16 см • '
Сравнительно дешевый «Самоходный антропоморфный манипулятор» или САМ [103], представляет собой четырехколесную дистанционно управляемую тележку с шарнирной «рукой», установленной: на полукруглой рельсовой колее. Манипулятор может работать в зоне от уровня земли приблизительно до двух метров от земли. Руки манипулятора представляют собой протезы с «Ранчо Лос Амигос», которые дистанционно управляются от экзоскелетона, надетого на человека-оператора. На голове оператора укрепляется шлем, от которого управляется телевизионная камера, установленная на манипуляторе. Команды управления поступают по коммерческой 64-канальной радиолинии PCM-FM.
Некоторые из наиболее выдающихся результатов по подвижным манипуляторам были получены начиная с 1959 г. в Лаборатории сервомеханизмов национального комитета по ядерной энергии (CNEN) в Касации (Италия) под руководством К - Манчини. Эта работа будет описана здесь довольно подробно, поскольку она дает прекрасный образец для будущих работ по автономным роботам. Исследования, базировавшиеся на предшествующей работе Отдела дистанционного управлення CNEN, ознаменовались созданием подвижного манипулятора «Маскот», который сейчас выпускается серийно фирмой «Селения» в Риме.
С самого начала «Маскот» проектировался на основе точного инженерного расчета. Было установлено, что стоимость 1 см3 рабочей зоны для манипулятора механического типа составляет около 1000 дол. Поскольку стоимость любого подвижного ро - бота-манипулятора первоначально оценивалась приблизительно в 50 000 дол., «Маскот» должен был обеспечить минимальную рабочую зону объемом более 50 см3, обладать способностью к манипулированию рабочим грузом массой в 23 кг, поднимать груз на высоту 4 м и иметь «ловкость», сравнимую с той, которую дает механический манипулятор.
Подвижное исполнительное устройство было смонтировано на дистанционно управляемой тележке с электрогидравлическим приводом и оснащено стереотелевизионной камерой. Каждая из двух рук имела семь возможных движений: три поступательных, три вращательных и седьмое—сжимающее.
Примечательная черта «Маскота» состоит в том, что для всех семи движений каждой руки используется идентичное модульное сервоуправление. Стабилизация следящих систем осуществляется посредством обратной связи по скорости. Поскольку это представляет интерес, приведем технические данные стандартизованной сервосистемы.
Максимальный вращающий момент, Н-м............................ 20
Максимальная частота вращения, об/мин............................ 70
Максимальный угол самосинхронизации, ...° 900
Пусковой момент трения, Н-м......................................... 0,1
Ширина полосы пропускания, Гц..................................... 25
Упругая деформация, рад/Н-м........................................ 0,002
Полный коэффициент демпфирования нагрузки.... >!
Двухфазный двигатель, используемый в сервосистеме, был специально разработан и изготовлен. Его технические характеристики следующие:
Частота питающего напряжения, Гц.................................. 50
Пусковая мощность короткого замыкания на фазу, Вт 180
Максимальный момент, Н-м............................................ 0,5
Частота вращения без нагрузки, об/мин........................ 2 900
Пусковое ускорение, рад-с-2 ..................................... 80 000
Момент трения, Н-м................................................ 0,001
Двигатель и управляющее устройство проектировались для непрерывного режима работы при максимальном моменте, поэтому для охлаждения двигателя при температуре окружающей среды 25°С потребовался воздушный поток в 30 м3/мин. Был установлен вентилятор, охлаждавший двигатель при нагревании его свыше определенной температуры. Средняя температура двигателя минимизируется за счет управления не одной, а обеими обмотками одновременно, что способствует увеличению срока службы двигателя. Максимальная выходная мощность по каждому из каналов — 500 Вт.
В первом устройстве «Маскот» большое внимание было уделено конструкции и используемым материалам. Например, использовались управляющие кабели из нержавеющей стали, применялись коррозионно-стойкий алюминий и антирадиационные смазки. При работе конструкция сохраняла напряженное состояние, несмотря на изменение взаимных положений нижних и верхних частей руки благодаря использованию специальных кулачков.
Для обеспечения безопасности при отказах устройство было наделено следующей особенностью: в случае неисправности все движения автоматически блокировались выключением электромагнитного тормозного размыкающего устройства, в результате чего пружина задействовала тормоз. На неисправность указывало превышение основным управляющим напряжением на сельсине установленной максимальной величины или уменьшение этого напряжения до нуля.
Масса исполнительного блока 775 кг, габаритные размеры 125X110 X170 см. Ліаксимальная скорость движения схвата 75 см/с при тисковом трении 2,5 Н и упругой деформации 0,028 м/Н.
В результате проведенной работы было предложено повысить скорость и «чувствительность» перемещения, уменьшить трение в сервоприводе и стальные приводные тросы заменить лентами.
В первых образцах «Маскота» веса рук уравновешивались противовесами, но при этом увеличивалась инерционность системы. В последующих образцах вес уравновешивался электрическими моментами, создаваемыми в блоках сервопривода. Этот новый подход обеспечивал и большую свободу при конструировании рук. Трение и инерционность рук, в большой степени определяемые блоками сервопривода, были уменьшены также благодаря введению обратной связи по моменту. Благодаря перечисленным изменениям оператор стал лучше «ощущать» систему как в динамике, так ив статике.
В то же время было уменьшено необходимое число проводов между задающим и исполнительным блоками, что позволило увеличить гибкость движения последнего. Кроме того, были уменьшены размеры сервоприводов и, следовательно, самих рук. При этом появилось дополнительное преимущество, заключавшееся в увеличении универсальности системы, поскольку теперь могло быть обеспечено выполнение более широкого круга работ с помощью устройства меньших размеров.
В более поздних устройствах использовались высокоэффективные усилители мощности переключающего типа с естественным охлаждением. Одна из целей применения подобных видов усилителей мощности состоит в уменьшении габаритов управляющих усилителей мощности до такой степени, чтобы их можно было не располагать дистанционно, а устанавливать непосредственно на «тело» робота. Поскольку теперь к роботу должны подводиться только маломощные управляющие сигналы, можно использовать подводящий кабель меньшего сечения и более легкий, а в конечном счете ориентироваться на использование максимальной гибкости радиоуправления.
В дальнейшем работа над «Маскотом» была продолжена 112, 13]. Однако мы не будем пытаться привести здесь исчерпывающее описание технических приемов, примененных в «Маскоте». Подробное описание дается в публикациях итальянских исследователей, которые, без сомнения, приложили максимум усилий, чтобы эта информация была доступна широкому кругу специалистов.
В дальнейшей работе над «Маскотом» по соображениям, которые приведены ниже, использовался двухфазный серводвигатель.
1. Двигатель прочный и требует небольшого (или вовсе не требует) технического обслуживания.
2. У двигателя большое отношение максимального выходного момента к моменту трения, что обусловливает высокую чувствительность системы.
3. Двигатель плавно вращается благодаря постоянству момента на полном обороте вала двигателя.
Вместо одного увеличенного двигателя для привода используются четыре сопряженных двигателя, что позволяет создать компактное устройство с уменьшенным полным моментом инерции, увеличенной поверхностью для рассеивания тепла и большей величиной перегрузочной способности. Двигатель питается от источника напряжения 115 В с частотой 60 Гц. Другие характеристики стандартного двигателя следующие:
Максимальная управляющая фазовая мощность, Вт. . 33
Пусковой момент, Н-м................................................. 0,5
Частота вращения без нагрузки, об/мин........................... 3 500
Пусковое ускорение, рад-с-2 ........................................ 34 500
Выходная мощность, Вт.................................................. 10
Максимальное напряжение на управляющей обмотке 150 В, хотя обычно она работает при напряжении 100 В и переключается на 150 В, когда требуется максимальный момент. Максимальная мощность рассеяния при полном напряжении составляет 70 Вт и падает до 25 Вт в состоянии покоя. Максимальный момент на выходе сервопривода исполнительной части, равный 20 Н-м,
может поддерживаться в течение 15 мин при температуре окружающей среды 20° С.
Измерение положения осуществляется за счет изменения фазы сигнала (400 Гц) линейного сельсина, работающего в диапазоне углов ±60°. Сельсин питается током частотой 2 кГц; этот же источник используется для питания двухфазных тахогенераторов, вырабатывающих сигналы скорости. Благодаря использованию новой схемы общее число проводов между задающей и исполнительной частями уменьшилось по сравнению с более ранним «Маскотом» с 55 до 33. Испытания с пленочными потенциометрами для измерения положения не дали положительных результатов.
Приводные двигатели располагаются непосредственно на редукторе. Редукционное отношение между валами двигателей и выходным валом 38: 1, между выходным валом и линейным сельсином — 10 : 1. Момент трения при пуске составляет 0,03 Н-м. Внешний диаметр редуктора немногим более 12 см.
Характеристики сервоусилителя уже были приведены на стр. 127. Упомянем особо о применении усилителя мощности с разделением времени, позволившего получить миниатюрное и простое устройство с малыми потерями и охлаждением за счет естественной конвекции. Преимущества такого решения представляются многообещающими для возможного использования в усилителе мощности, установленном на подвижном устройстве, управляемом по радиоканалу разделенными во времени импульсами. В настоящее время используется кабель длиной до 300 м.
Исследовательская работа над «Маскотом» привела к его серийному производству фирмой «Селения» в Риме. В серийном образце существенно то, что робот создан фактическим саморемон - тирующимся, так как одна рука манипулятора может ремонтировать другую. В нем предусмотрены также две различные меры для обеспечения безопасности в случае неисправности. Во-пер - вых, при отключении питания руки и кисти запираются в последнем положении. Во-вторых, при незначительной неисправности, например отказе системы охлаждения, оператор уведомляется за 90 с до автоматического выключения и может завершить задание или выполнить обходной маневр. Для уменьшения утомления оператора коэффициенты обратной связи регулируются; если это необходимо, оператор, сосредоточенный на действии одной из рук ма'нипулятора, может блокировать контур управления другой руки при помощи ножного управления.
Научно-исследовательская работа, приведшая к успешному серийному производству роботов-манипуляторов «Маскот», безусловно, заслуживает самой высокой оценки не только за выдающиеся инженерные достижения, но и за бескорыстие исследователей: полученные результаты непрерывно публиковались, а возникающие трудности, так же как и успехи, совершенно открыто обсуждались.
Пожалуй, высшую заслуженную похвалу этому конечному результату выразил Баллингер. По его словам, машина настолько впечатляет своим человекоподобием, что возникает желание отдавать приказания непосредственно ей, а не оператору [6]. И если надежды на будущее оправдаются, то это почти наверняка станет возможным.