ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ
Римский народ сдержан теперь И о двух лишь вещах беспокойно
Мечтает, Хлеба и зрелищ...
Ювенал
Римские зрелищные сооружения, включая театры, стадионы и ипподромы (гипподромы), ведут начало из Греции. Считается, что театры в Риме основал «римский грек» Ливий Андроник, ^ который, выступая с чтением греческих трагедий Еврипида, стал приспосабливать их к римским нравам.
В 146 г. до н. э. римский консул Муммий, после разгрома цветущего Коринфа, построил в Риме первый деревянный театр. Почти сто лет спустя, в 55 г. до н. э. другой завоеватель — Помпей — пришел в восторг от греческого театра в Митилене и приказал, скопировав план театра, создать по этому же образцу каменный театр в Риме — богато украшенное сооружение, рассчитанное на 40 тыс. че|ловек.
Театр Помпея считается одним из первых, где использован бетон с темно-красным, оттенком. Это свидетельствует о том, что В середине — конце I в. до н. э. римские строители стали вводить в бетон пуццолановую добавку такого цвета.
Римский театр мало чем отличался от греческого. Основная его часть — сцена — представляла собой, кроме самой сценической площадки, двухъярусное сооружение, состоящее из непрерывно чередующихся колонн и ниш, в которых стояли статуи и бюсты (рис. 47). Вход в театр был бесплатным. И только со времен Августа, который превзошел всех своих предшественников В количестве и разнообразии организованных им зрелищ, места В зрительном зале стали строго распределяться. Так первый ряд, который назывался подиумом, был предназначен для сенаторов, иностранных гостей и отдельно для императора. Всадники, как второе высшее сословие общества, занимали 14 следующих рядов. Военные сидели отдельно от всех остальных зрителей. Школьникам и их учителям отводился свой ceKfop, а женщинам — места на самом верху, на галерке, причем им был запрещен доступ на состязания атлетов, которые часто выступали в театрах.
Противоположная от сцены часть театра была наклонной и полукруглой, в виде сферически расходившихся зрительных рядов. Большое внимание при строительстве театров уделялось расположению входов, расстоянию между креслами и главное — акустическим характеристикам зала. Для этого, как уже говорилось, в стены замуровывались керамические и терракотовые сосуды, типа труб диаметром до одного метра и высотой до 1,7 м. Зачастую они маскировались на сцене и были направлены 102.
Рис. 47. Театр
Своими раструбами в зрительный зал с тем, чтобы усиливать голоса актеров. О подобных «громкоговорителях»-голосниках писал еще Витрувий.
Постепенно, со временем стирались греческие «классические» формы представлений и устраивались зрелища нового римского, типа. Так получают развитие цирки и амфитеатры. При этом они приобретают огромное значение в жизни Рима. Это видно хотя бы из того факта, что когда Нерон наказал город Помпеи, закрыв у них на 10 лет амфитеатр за кровопролитную драку между зрителями, для горожан наступил большой траур. Предполагают, что город откупился большим штрафом и наказание было снято. Римлян просто невозможно представить без их многочисленных зрелищных сооружений. Вот как писал Ювенал по этому поводу в своих «Сатирах»: «...Если бы не было игр, то увидели бы Рим наш печальным и потрясенным, как в дни поражения консулов в Каннах..» Проведение большинства зрелищ сопровождалось, как правило, бесплатной раздачей пищи и денег тысячам зрителей. Местные власти и государство в целом шли на это, стремясь снискать расположение толпы и отвлечь массы от политической жизни страны.
В Риме было построено три цирка. Самый древний из них — Большой цирк—«Циркус максимус», был рассчитан на 250 тыс. зрителей. Кроме него был цирк Нерона и Максенция. Однако древние римские цирки не были похожи на современные и являлись скорее продолжением греческих ипподромов, предназначенных для состязаний на колесницах. Первоначально столбы, статуи и декоративные сооружения делили арену цирка на две части. Для безопасности зрителей их места обыкновенно vотделялись от арены рвом. «Циркус максимус» в Риме имел очень большую длину арены — около 550 м и ширину примерно 90 м, недаром Траян обещал разместить в нем весь Рим. Он даже стал чеканить монету с изображением этого цирка.
Бетон в цирках применяли не только для устройства оснований, фундаментов и высоких стен, но особое место отводили ему при строительстве сводов, предназначенных в качестве перекрытий для многочисленных проходов и служебных помещений. При этом в цирках встречаются самые разнообразные конструкции сводчатых бетонных каркасов: в виде кирпичных арок, решеток,,* двойных и одинарных настилов из кирпича.
Другим видом античных зрелищных сооружений с овально:^
Ареной, вокруг которой уступами располагались места для зрителей, были амфитеатры. Для того чтобы лучше узнать, из каких строительных материалов возводились подобные сооружения и какую роль играл в них бетон, познакомимся поближе с одним из самых знаменитых амфитеатров — римским Колизеем. '
В 80 г. н. э. римский император Тит из династии Флавиев торжественно открыл одно из самых замечательных сооружений Древнего Рима — Колизей, который и сегодня поражает нас своим величием и красотой. Предполагают, что и название его произошло от латинского «colosseum» — колоссальный.
Колизей, или как его называют иначе амфитеатр Флавиев (рис. 48), был предназначен для больших зрелищных представлений. Вначале в нем даже устраивались так называемые «нав - махии», т. е. морские сражения, где разыгрывались настоящие битвы с участием военных кораблей. С этой целью арена могла за короткое время превратиться в озеро.
Рис. 49. Схема применения строительных материалов в одной из-повторяющихся радиальных стен Колизея (по А. Г. Циресу)
А — мраморные сиденья; В — арка из травертина (известняка); С — наклонный свод из пемзобетона, поддерживающий места для зрителей; Д — столб из травертина; Е — стена из туфобетона, облицованная кирпичом; FF — столб из травертина; G — бетонная арка, облицованная кирпичом; Н — стена из туфа; К — кирпичные арки
Сюда и стекался римский народ, требовавший хлеба и зрелищ. Здесь сражались между собой или с дикими зверями гладиаторы, здесь гибли многие тысячи первых христиан, которых отдавали на растерзание диким животным.
Что же в дальнейшем стало с Колизеем? В Средние века он был своеобразным замком аристократических семейств. Впоследствии в нем обитали различные религиозные братства, устроившие на арене церковь, а под отдельными аркадами — часовни. Были даже планы со стороны Ватикана превратить Колизей в суконную фабрику. В 1714 г. папа Климент XI устроил в нем селитряный завод, главным сырьем для которого были навоз и различные отбросы.
Однако Колизей разрушался не только от небрежности и варварского обращения с ним. В 217 г., как предполагают историки архитектуры, он был сильно поврежден, по-видимому метеоритом, вызвавшим большой пожар и разрушения. Значительные повреждения были причинены ему землетрясениями 442 и 486 гг. Но особенно он пострадал от землетрясения 1349 г. С этого времени, по-видимому, Колизей превращается в ту руину, которую он представляет сейчас.
Колизей представляет собой в плане — громадный эллипс с,, внутренними размерами по осям 55 X 87,5 м, наружными 157 X 186 м и высотой 47 м. Вмещал он, если верить разным источникам, от 50 до 90 тыс. человек, хотя большинство исследо
вателей называют цифру 50 тысяч. Его центральную часть составляет овальная арена, окруженная ровной полосой мест для зрителей. Проходы между столбами, расположенными по радиусу, открываются наружу 80 монументальными арками, которые образуют 80 входов в амфитеатр — примерно по 600 человек на вход.
Общая высота здания, массивность верхней стены диктовали необходимость достаточно мощной конструкции нижележащих этажей, откуда вполне понятным становится выбор для них таких конструкций, как арка, а материала — бетон.
Бетон к тому времени применялся уже более 200 лет. К моменту строительства Колизея существовало уже несколько отработанных или, как бы сказали сегодня,— апробированных технологических способов приготовления и укладки бетонной смеси. Они довольно подробно описаны раньше. Подчеркнем лишь отдельные особенности строительства Колизея. В частности, послойный метод укладки раствора с крупными камнями размером до 12—18 см.
В конструктивных элементах Колизея встречается три вида бетона: для фундамента, приготавливаемого на щебне из высокопрочного сорта лавы; для стен на щебне из травертина, туфа и кирпичного боя и особо легкий из пемзы, предназначенный для сводов, которые не несут большой нагрузки. В общем объеме применяемых строительных материалов бетон наряду с природным камнем занимал одно из первых мест. В качестве примера на рис. 49 дана схема применения различных материалов в одной из многочисленно повторяющихся радиальных стен Колизея. По рис. 50 было приблизительно подсчитано примерное соотношение каждого материала в общем объеме стены. При этом оказалось, что бетон в стене составил около 43, туф—24, известняк (травертин)— 22, кирпич 8 и мрамор 3%.