СВАРКА ЧУГУННЫХ ДЕТАЛЕЙ
Сварка чугуна является специальным разделом сварочной технологии и широко применяется в двух областях производства:
1) при исправлении литейных дефектов, обнаруженных в отливках после выбивки последних из форм или в процессе механической обработки чугунных деталей при изготовлении; 2) при ремонте чугунных деталей и изделий, вышедших из строя вследствие износа или аварийного разрушения.
В настоящей главе рассматриваются только вопросы ремонтной сварки чугунных изделий, которые широко применяются в различных отраслях машиностроения. В некоторых изделиях, например в компрессорах, станках, двигателях внутреннего сгорания, чугунные детали составляют 75—85% от веса изделия в целом.
Широкое применение чугуна объясняется возможностью придания детали весьма сложных форм, большой жесткостью изделия, хорошей обрабатываемостью, хорошей сопротивляемостью различным вибрационным нагрузкам и малым износом при работе на трение, низким коэффициентом линейного расширения и возможностью использования для работы в условиях повышенных температур. В то же время следует учитывать, что по сравнению со сталью чугун имеет малую вязкость и повышенную хрупкость, поэтому всякое нарушение условий нормальной эксплуатации или неправильный расчет конструкции неизбежно ведет к разрушению чугунной детали. Изломы, отколы, трещины станин, корпусов и других деталей — это весьма распространенные дефекты, которые возникают при эксплуатации оборудования, изготовленного из чугуна.
В настоящее время многие предприятия широко применяют ремонтную сварку чугунных деталей, сокращая при этом простои оборудования и обеспечивая экономию средств. В то же время на некоторых заводах не умеют качественно исправлять чугунные детали и списывают в металлолом оборудование, которое может быть легко восстановлено.
Особенности сварки чугуна. По физическим свойствам и химическому составу чугун следует отнести к группе ограниченно сваривающихся сплавов. Главные затруднения, возникающие при сварке чугуна, следующие:
1) склонность к образованию твердых закаленных прослоек при быстром охлаждении сплава, нагретого до температуры выше 760 °С. Вследствие быстрого охлаждения в чугуне возникают структуры, характеризующиеся высокой твердостью (ледебурит, мартенсит, троостит и др.).
Закаленные зоны увеличивают хрупкость, снижают прочность сварного соединения и затрудняют обработку его обычным режущим инструментом. Основная задача при сварке чугуна заключается в получении сварного соединения, обладающего одинаковой твердостью металла шва и переходных зон, допускающего применение механической обработки шва;
2) недостаточная пластичность чугуна. Внутренние напряжения, возникающие в процессе сварки в чугунном изделии, часто ведут к образованию трещин. Основной причиной образования трещин являются местные тепловые напряжения, возникающие от неравномерного нагрева изделия при сварке. Чем больше перепад температур между основным металлом и сварным швом, тем больше вероятность возникновения трещин в металле шва, в переходных зонах, в зоне теплового влияния и в основном металле. Трещины могут возникать в начале сварки, когда местный разогрев вызывает напряженное состояние сжатия, в процессе сварки, а также при остывании сварного соединения, когда возникают напряжения растяжения. При общем равномерном нагреве детали перед сваркой до 300 °С и выше опасность трещинообразовання резко уменьшается;
3) потеря пластических свойств при плавлении и затвердевании, а также большая жидкотекучесть в расплавленном состоянии. Переход из твердого состояния в жидкое происходит, минуя пластическое состояние;
4) многообразие структур в металле чугунных отливок. Структура чугуна определяется не только химическим составом, но в большей степени зависит от скорости охлаждения отливки и последующей термообработки. Структура чугуна оказывает большое влияние на его свариваемость. Хорошо свариваются чугуны, имеющие светлую мелкозернистую перлитную структуру. Удовлетворительно свариваются феррито-перлитные чугуны. Значительно хуже свариваются ферритные чугуны с крупными выделениями графита. Очень плохо свариваются чугуны, долгое время находившиеся под воздействием тепла, в которых весь углерод выделился в виде графита.
Величина и форма включений графита влияют на свариваемость чугуна: хорошая свариваемость, если мелкий пластинчатый или сферообразный графит в чугунах перлитного класса; удовлетворительная свариваемость, если графитные включения малого и среднего размеров. Отдельные включения графита окружены достаточным полем металла, обеспечивающим свариваемость; ограниченная свариваемость, если крупные включения графита (образующие сплошную сетку). При такой сетке затрудняется сплавление присадочного металла с основным, образуются пустоты и резко ухудшается прочность и сплошность сварного соединения.
Необходимо учитывать, что сложная чугунная отливка может иметь в различных частях неодинаковую структуру. Части отливки с большой поверхностью охлаждения и малой толщиной стенки в большинстве случаев имеют мелкозернистую структуру, а массивные части и детали, расположенные внутри изделия, охлаждаются медленно и приобретают ферритную структуру с крупными выделениями графита.
Способы сварки чугуна. Качество сварного соединения в чугунных изделиях определяется:
1) одинаковой твердостью металла шва переходных зон и основного металла, допускающей обработку обычным режущим инструментом. Это условие является обязательным, если сварное соединение находится на скользящих поверхностях;
2) равнопрочностью сварного соединения и основного металла. Это требование необходимо при выполнении сварки деталей, работающих на полное расчетное усилие. В ряде случаев при заварке незначительных литейных дефектов прочность сварного соединения может быть меньше прочности основного металла, так как местное ослабление не уменьшает общей работоспособности детали;
3) одинаковыми химическим составом и структурой наплавленного и основного металла.
Сварное соединение, отвечающее всем указанным требованиям, можно получить только при применении в качестве присадочного материала чугунных присадочных стержней или электродов.
В ряде случаев, особенно при ремонтной сварке изделий, получение сварного соединения, отвечающего всем перечисленным требованиям, совершенно не обязательно, например, при сварке - трещины, не выходящей на обработанные и скользящие поверхности. В этом случае получение металла, обрабатываемого режущим инструментом, не требуется. Более важным является обеспечение у сварного соединения нужных прочностных характеристик. В практике применяется большое количество способов и приемов сварки чугуна, которые можно разделить на две группы:
первая группа — горячая сварка с предварительным (перед, сваркой) и сопутствующим подогревом изделия. Сюда относятся: газовая сварка чугунным присадочным прутком; дуговая сварка чугунным электродом; дуговая сварка угольным электродом с чугунным присадочным прутком;
вторая группа — холодная сварка без предварительного подогрева изделия. Сюда относятся: газовая сварка — пайка чугунаї
Горячая сварка j — | Холодная сварка |
Рис. 64. Классификация способов сварки чугуна |
с чугунным присадочным прутком, латунными и цинковыми сплавами; дуговая сварка стальными электродами, электродами из цветных металлов (меди, медно-железными, медно-никелевыми, никеле-железными); сварка порошковой проволокой. Классификация способов сварки чугуна дана на рис. 64.
1. ГОРЯЧАЯ СВАРКА ЧУГУНА
Предварительный нагрев изделия уменьшает скорость охлаждения ванны и напряженное состояние детали, понижает общую и местную жесткость, гарантирует отсутствие трещин и возможность последующей механической обработки. Для многих деталей. обладающих большой жесткостью, например блоков автомобильных двигателей, в ряде случаев при сварке обязателен общий или местный нагрев.
При сварке чугунными электродами или чугунными присадочными стержнями металл, наплавленный на холодное изделие без предварительного нагрева, охлаждается с большой скоростью, особенно в интервале от температуры начала затвердевания сплава до 600 °С. Такие высокие скорости охлаждения неизбежно приводят к образованию в наплавке твердых структур. Предварительный нагрев изделия перед сваркой уменьшает скорость охлаждения наплавленного металла и препятствует образованию твердых закалочных структур. Температура предварительного нагрева определяется размерами детали, жесткостью конструкции, толщиной стенок, объемом наплавляемого металла и структурой чугуна. Для большинства деталей нагрев до 400— 450 °С обеспечивает получение хорошо обрабатываемого сварного соединения и создает условия, исключающие образование трещин при сварке.
В ряде случаев при сварке деталей особо сложной формы температура подогрева должна быть повышена до 550—600 °С. Выше этой температуры нагревать чугунные изделия при горячей сварке, выполняемой любым способом, не следует. Нагрев до слишком высокой температуры вызывает рост зерна металла, потерю механической прочности и может снизить дальнейшую работоспособность изделия. Способы нагрева определяются условиями производства. Для изделий небольших размеров и веса удобно использовать печи конвейерного типа; применяют также газовые и электрические печи. При отсутствии печей некоторые изделия подогревают во временных горнах древесным углем или коксом. В ряде случаев целесообразно вести подогрев индукторами, токами промышленной частоты.
АЦЕТИЛЕНО-КИСЛОРОДНАЯ СВАРКА
Этот вид сварки широко применяется для заварки дефектов литья и ремонтных целей. Сварка выполняется нормальным пламенем. В качестве присадочного металла используются чугунные прутки марок А и Б по ГОСТу 2671—44. Детали сложной формы с тонкими стенками из металла мелкозернистой структуры рекомендуется сваривать прутками марки А диаметром 6— 10 мм. Для тяжелых толстостенных деталей и изделий, подвергающихся длительному нагреву, следует применять прутки марки Б диаметром 8—16 мм. Поверхность прутка должна быть очищена от литейной корки. Хорошие результаты дают прутки, отлитые в металлические формы или в графитизнрованную песчаную смесь.
При сварке обязательно применение флюса, который выполняет следующие функции:
1) растворяет окислы, загрязнения и переводит тугоплавкие окислы в легкоплавкие шлаки. В частности, флюс растворяет тугоплавкие соединения кремния, интенсивно образующиеся при воздействии кислорода на сварочную ванну;
2) окисляет и частично растворяет графитные включения чугуна, находящиеся на свариваемых поверхностях. Такая обработка создает микроуглубления, улучшающие свариваемость чугуна;
3) предохраняет расплавленную ванну от окисления:
4) увеличивает жидкотекучесть сварочных шлаков и ванны расплавленного металла, улучшая растекаемость присадочного и смачиваемость основного металла.
В качестве флюса применяют буру техническую безводную (Na2B407) Обычная кристаллическая бура содержит кристаллическую воду, которая ухудшает ее флюсующие свойства. Для обезвоживания буры ее нагревают до 400 °С, при которой бура расплавляется и превращается в стекловидную массу. После остывания буру растирают в мелкий порошок и применяют в качестве флюса при сварке. Хорошие результаты дает разработанный ВНІІИавтогенмашем флюс ФНЧ-1 следующего состава: 23% буры, 27% соды и 50% азотнокислого натрия.
Флюс в виде порошка наносят перед сваркой на свариваемую поверхность, нагретую до 400—450 °С, а также на присадочный пруток. При сварке флюс периодически вводят в сварочную ванну.
Для изделий, требующих получения особо плотного шва с гарантированным отсутствием каких-либо пор в наплавленном металле, следует применять газообразный флюс БМ-1 или БМ-2, разработанный ВНИИавтогенмашем. Флюс БМ-1 представляет собой раствор метилбората в метиловом спирте, а БМ-2 — чистый метилборат. Подача газообразного флюса в пламя горелки осуществляется автоматически, с помощью простой по устройству и удобной в эксплуатации установки КГФ-1-56. Горючий газ подастся в установку КГФ-1-56, насыщается в ней парами флюса и затем поступает в обычную газовую горелку (рис. 65). Газообразный флюс в отличие от порошкового находится в пламени в активной форме, подается равномерно, в строго дозированных количествах и образует на поверхности сварочной ванны тонкий ровный шлаковый покров, эффективно защищающий металл от окисления и попадания в него газов. С применением газообразного флюса устраняется пористость в металле шва даже при использовании чугунных прутков, изготовленных по упрощенному
Рис. 65. Схема питания газосварочного поста газообразным флюсом БМ-1 или БМ-2: / — баллон с ацетиленом, 2—баллон с кислородом, 3 — редуктор ацетиленовый, 4 — редуктор кислородный, 5 — флюсопнтатель ФГФ-1-59 газообразным флюсом, 6—клапан для регулировки количества флюса, поступающего в ацетилен, 7 — сварочная горелкэ |
способу, с легированием кремнием в ковш перед разливкой его в формы.
По сравнению с другими способами газовая сварка чугуна имеет ряд технологических преимуществ, к которым относятся: возможность регулирования в широких пределах скорости нагрева сварочной ванны, величины прилегающих к сварному шву нагреваемых зон, скорости заполнения сварочной ванны приса дочным металлом и скорости охлаждения сварного шва, а также возможность повторного местного нагрева для снятия напряжений.
Газовая сварка широко применяется для ремонта различных чугунных деталей. Этот способ благодаря своей универсальности и высокому качеству сварного соединения может быть рекомендован для повсеместного широкого применения при восстановлении чугунных деталей. Для сварки чугуна успешно применяют в качестве заменителя ацетилена пропан-бутановые газовые смеси. Сварка этими газами дает сварное соединение чугунных изделий, равноценное по качеству сварке ацетилено-кислородным пламенем. | 1
Газовую сварку, в зависимости от размеров и формы ремонтируемой детали и характера повреждения, можно выполнять:
1) без предварительного и сопутствующего подогрева. Способ применяется в тех случаях, когда количество теплоты, выделяемой газовой горелкой, бывает достаточно, чтобы обеспечить нуж-
ную замедленную скорость остывания ванны и получить металл сварного соединения, свободный от твердых закаленных структур;
2) с местным частичным подогревом детали в зоне сварного соединения. Подогрев может быть осуществлен одной или несколькими газовыми горелками; индуктором; временным гопном с древесным углем или коксом. Способ сварки с местным подогревом широко применяется в практике при ремонте многих разнообразных деталей;
3) с общим равномерным нагревом всего изделия, который осуществляется в газовых, электрических и других печах или в горне, работающем на древесном угле или коксе. Такой нагрев требуется в тех случаях, когда завариваемая трещина расположена в очень жестком узле изделия или когда требуется наплавка большого объема металла или при заварке массивных деталей со стенками большой толщины.
Основы технологии газовой сварки. Если изделие разбито на несколько частей, необходимо его собрать по излому и скрепить механическим способом; стяжкой на болтах, накладками или другим приспособлением. При наличии трещины, которая не дала расхождения кромок, механическое крепление не требуется. Если кромки изделия сместились, то их обязательно надо выровнять и закрепить. Чем точнее собрана деталь, тем вероятнее сохранение всех размеров ее после сварки.
Подготовка кромок под сварку выполняется газовой горелкой путем Еыплавки металла. При такой подготовке можно получить разделку с минимальным раскрытием кромок и удобной чашеобразной формы; гарантируется полное удаление трещины, так как на нагретой поверхности трещина видна весьма рельефно - и выплавка производится до ее полного удаления; резко увеличивается производительность (по сравнению с механической обработкой). Одновременно с выплавкой металла происходит подогрев свариваемых кромок, который обеспечивает в ряде случаев достаточный запас тепла в детали, и если сейчас же за выплавкой начать процесс сварки, то можно избежать этапа дополнительного подогрева.
Разделка кромок выплавкой производится сварочной горелкой с избытком кислорода. Расплавленный металл удаляется из разделки с помощью стального крючка или чугунного прутка. Механическая разделка кромок может быть рекомендована в том случае, если на место отбитого участка приваривается новая вставка, изготовленная из чугуна, или в тех изделиях, где выплавка трудно выполнима, особенно в нагретом состоянии.
Подготовленные для сварки кромки должны быть подогреты до 400—450 °С. Перед сваркой нагретые кромки покрывают слоем флюса, который наносят также и на конец стрежня. Пламя горелки устанавливают строго нейтральным. В ванну расплав
ленного металла вводят присадочный пруток с флюсом, предварительно подогретый до температуры плавления. Затем сварщик концом присадочного прутка начинает воздействовать на кромки ванны, производя круговые движения. Пламя горелки следует за концом присадочного прутка, периодически через 30—90 сек в ванну вносят очередную порцию флюса. Полностью заваренный шов накрывают асбестом для медленного н равномерного охлаждения.
Рис. 6/. Станина пневматического молота после заварки цилиндра |
Рис. 66. Корпус редуктора после заварки трещины (Л) во фланце, переходящей на вертикальную сгенку |
Ремонтные работы, выполняемые газовой сваркой без подогрева изделий. К этим работам относятся: заварка трещин и разрывов в ободах и спицах шкивов и шестерен, не имеющих большой жесткости: наплавка н восстановление отдельных выбитых зубьев шестерен; сварка гребенок и направляющих, имеющих незначительное сечение в изломе; приварка опорных лап к корпусам электрических двигателей и др.
На рис. 66 показан корпус редуктора, у которого во фланце ■образовалась трещина. Трещина проходила через отверстие для крепления верхней крышки и выходила на вертикальную стенку. Заварка трещины произведена газовой сваркой без общего и местного нагрева корпуса. Разделка под сварку выполнена газовой выплавкой со сквозным проплавлением стенки. Сразу же после выплавки поверхность разделки была обработана флюсом ФНЧ-1 и заварена чугунным прутком марки А. Начало сварки расположено в конце разделки на вертикальной стенке, окончание на фланце. После выполнения сварочных работ заваренный участок был дополнительно подогрет до 450—500 °С газовой горелкой в течение 10—12 мин для выравнивания напряжений. Нагретый
участок был закрыт листовым асбестом и оставлен до полного охлаждения в помещении, где нет сквозняков.
Рис. 69. Шестерня пресса усилием 130 г - места сварки. І, 2 — обода, 3, 4, 5, 6 и 7 — |
Рис. 68. Чугунный шкив-маховик после сварки: / и 2 — места сварки спиц, 3 — место сварки обода |
На рис. 67 представлена станина воздушного молота. В процессе эксплуатации у этой станины появилась трещина в цилиндре. Постепенно увеличиваясь, трещина привела к отколу куска. Отломившийся кусок был установлен на место и прихвачен в трех точках. Затем газовой горелкой была произведена сквозная разделка кромок излома сечением 30 мм. Заварка выполнена без общего и местного подогрева, горелкой с наконечником № 6, чугунным прутком марки Б, с применением флюса ФНЧ-1. На выплавку
и заварку затрачено 7 ч рабочего времени. После окончания сварки заваренный участок был накрыт асбестом для медленного остывания.
На рис. 68 показан шкив-маховик, у которого при падении лопнули две спицы и произошел разрыв обода. Сварка выполнялась в следующей последовательности: в первую очередь заваривали лопнувшие спицы - сначала спнцу 1, а затем спицу 2. Выплавка и заварка производились ацетнлено-кнслородным пламенем, горелкой с наконечником № 5. После заварки спиц шкив был подвергнут полному охлаждению и выдержке в течение 24 ч для полной усадки металла. В результате усадки одна часть обода сместилась к центру шкива на 4 мм. Это смещение было исправлено установкой распорки. После этого произвели заварку обода. По окончании сварки для уменьшения напряжений участок обода в области сварки между двумя соседними спицами нагревали газовой горелкой до 450 °С и охлаждали на воздухе,
■накрыв асбестом. Описанная технология позволила восстановить шкив-маховик диаметром около 3 м без появления в нем эксцентрицитета.
Рис. 70. Чугунная секция отопительного котла. Белым отмечены места, где наиболее часто возникают трещины. Заштрихованные белым участки подлежат удалению и замене вваренными стальными пластинами |
На рис. 69 показана шестерня пресса усилием 130 т двойного действия, имеющая разрушения в пяти спицах у ступицы и разрывы обода в двух местах. Ремонт производили последовательной выплавкой и заваркой всех пяти спиц около ступицы. Выплавка и заварка спиц произведены без предварительного и сопутствующего нагрева, за один тепловой цикл. Заварку выполняли чугунными прутками Б (ГОСТ 2671—44) с применением флюса ФНЧ-1. После заварки обеспечивалось полное медленное охлаждение шестерни. Было обнаружено также шесть надрывов между ободом и спицами, глубиной 5—8 мм. Эти надрывы были вырублены и заварены дуговой сваркой медножелезными электродами ОЗЧ-1 без подогрева.
Места сквозного разрыва обода были нагреты древесным углем во временном горне до 450°С, затем кромки их разделаны и заварены газовой сваркой.
Такой комбинированный ремонт с применением различных способов сварки и нагрева позволил избежать деформаций шестерни. Шестерня пригодна для дальнейшей эксплуатации.
Ремонтные работы выполняемые с частичным нагревом. На рис. 70 представлена чугунная секция отопительного котла, на которой отмечены места, наиболее часто подвергающиеся разрушению в виде трещин. Углы секции, отмеченные белым, являются очагами, где оседает накипь. После того как внутреннее пространство заполняется накипью, стенки секции на этом участке перегреваются и в них возникают трещины. В большинстве случаев металл в этом месте перегорает, и надежно заварить его становится невозможно. Для качественного ремонта нужно вырезать ножовкой пораженные участки, удалить накипь и вставить
в образовавшееся отверстие стальные гнутые вставки толщиной 6—8 мм. Сварка выполняется газовой горелкой, чугунным присадочным прутком. Подогрев свариваемых кромок производится этой же горелкой. Трещины, расположенные в верхней части секции, необходимо подогревать при сварке путем устройства специального горна, в котором верхняя часть секции подвергается нагреву до 400 -450°С. Трещины разделывают под сварку газо
Рис. /1. Станины резиносмесителя после запарки: а — левая станина; и — правая станина |
вой выплавкой и заваривают сразу же после разделки. Заваренную секцию накрывают листовым асбестом для обеспечения медленного охлаждения.
Разрушение станины резиносмесителя (рис. 71) произошло вследствие попадания металлического предмета в резиновую массу между валами, в результате чего были разрушены обе станины в местах, отмеченных белым. Сечение детали в изломе имело размеры 250X150 мм. Перед сваркой станина была собрана на стяжных болтах. Подлежащие сварке места были предварительно подогреты на древесном угле до 450 °С. Выплавку кромок под сварку производили с двух сторон. Заварку выполняли одновременно двумя горелками с наконечниками № 7. Диаметр присадочных стержней 12 мм. После заполнения основной разделки шва поверхность сварного соединения со всех сторон была обработана газовой горелкой и чугунным прутком для получения острых углов и нужных радиусов перехода. Отремонтированные этим способом две станины были механически обработаны в местах, где устанавливаются подшипники валов. Станины нормально работают несколько лет.
5 К. П. ВощаноЕ 129
На рис. 72 показан эскиз станины эксцентрикового пресса. Разрывы станин таких прессов являются обычным явлением при нарушении правильной регулировки пресса и возникновении так называемого «мертвого» удара. В станинах этих прессов разрушения чаще всего происходят в двух узлах: в верхней части по линии установки кривошипного механизма, когда трещина проходит по образующей подшипников, и в нижней части — на уровне стола; обычно трещина проходит по углу прилива стола к
А Вид А Рис. 72. Станина эксцентрикового |
. „ пресса. Рис. 73 Станина пресса весом
цифрами 1, 2 и.< — показаны места, Ч9ПП кр-
где наиболее часто возникают трещи ozuu ке.
ны /, 2, 3 — места излома и сварки
телу станины. В зависимости от расположения трещины нагреву в горне подвергаются верхняя или нижняя часть пресса. Нагревать всю станину не требуется. Если станина разбита на две части, то перед сваркой скрепляют обе половины стяжными болтами.
Сварка выполняется по описанной выше технологии. В случае разрыва станины по плоскости стола приходится выполнять более значительный объем сварочных работ. Поэтому после окончания сварки заваренный узел желательно дополнительно нагреть в горне до 650 °С и дать ему остыть вместе с горном.
Сложным был ремонт сваркой стойки станины эксцентрикового пресса весом 3200 кг (рис. 73). В результате нарушения норм эксплуатации была разрушена главная стойка пресса одно - - временно в трех участках. Сечение каждого излома 170X120 мм. Заварить такое сечение без предварительного подогрева было очень трудно. Подогреву до 450—500 °С во временном горне на древесном угле подвергалась верхняя часть станины. Выплавку 130
кромок под сварку и сварку их выполняли одновременно два газосварщика, что позволило полностью избежать коробления станины и обеспечило равнопрочность места сварки основному металлу. Заваренная станина работает несколько лет с полной нагрузкой.
Ремонтная сварка деталей с общим нагревом. На рис. 74 изображен цилиндр второй ступени газового компрессора производительностью 3000 м3/ч. Вторая ступень компрессора имеет рабочее давление 40 кГ/см2.
Рис. 74. Цилиндр второй ступени газового компрессора на давление 40 кГ/см2 |
Компрессор работает на одном из химических заводов, рабочая среда — взрывоопасный газ. В процессе эксплуатации на рабочем зеркале цилиндра по невыясненным причинам образовалась трещина длиной 600 мм и от нее в строну пошла вторая трещина длиной 300 мм. Эксплуатация цилиндра с такими разрушениями была невозможна.
Единственным способом заварки трещины являлась горячая газовая сварка с общим нагревом цилиндра, с применением высококачественных чугунных присадочных прутков.
Сварочные работы проводили по следующей технологической схеме. Концы трещин в цилиндре были засверлены сверлом диаметром 20 мм Разделка трещин под сварку выполнялась рубкой зубилом на глубину 30 мм при общей толщине стенки 35 мм. Угол раскрытия шва — 90°. Все шпильки, болты и пробки были вывернуты из цилиндра. Это всегда необходимо делать при горячей сварке, так как объемное расширение стали больше, чем чугуна, поэтому нагретые шпильки и пробки могут вызвать появление разрывов и трещин в теле цилиндра. Сварка цилиндра производилась с общим нагревом во временном горне, сложенном из огнеупорного кирпича и прикрытом сверху листовым асбестом. Горно было устроено так, что позволяло быстро разобрать стенку в том месте, где производилась сварка. Общий равномерный нагрев цилиндра контролировался тремя термопарами, заделанными в резьбовые отверстия цилиндра. Перед сваркой цилиндр был нагрет до 600—620 °С.
Сварка выполнялась обратноступенчатым способом. В первую очередь была заварена трещина Б—В длиной 300 мм, затем
5* 131
трещина А—В. Последняя часть трещины заваривалась «на выход», т. е. от точки В к краю цилиндра. Применяли присадочные прутки с малым содержанием серы и фосфора, предварительно проверенные на отсутствие газовых пор в наплавленном металле. Сварка производилась теплоустойчивыми наконечниками HAT конструкции ВНИИавтогенмаша (рис. 75). Эти наконечники значительно облегчают работу сварщика и дают постоянство газовой смеси при работе в сильно нагретых объемах. При заварке цилиндра горелка непрерывно работала 10 ч при температуре окру
жающей среды около 650 °С. За это время не произошло ни одного обратного удара от перегрева мундштука горелки. Сварку выполняли три высококвалифицированных сварщика, которые сменялись примерно через 15—20 мин. Сварщики были одеты в специальные теплоустойчивые костюмы. Для защиты их лиц от теплоизлучения применялись специальные прозрачные козырьки, изготовленные из пластмассы, которые полностью закрывали голову сварщика со стороны пламени. По окончании сварки цилиндр был закрыт огнеупорным кирпичом и асбестом для медленного охлаждения, которое продолжалось в течение 48 ч. Затем цилиндр подвергался механической обработке и шлифовке его зеркала. Твердость металла шва была одинакова с твердостью основного металла. Восстановленный цилиндр работает свыше пяти лет с полной нагрузкой под давлением 40 кГ/см2.
На рис. 76 показан ползун механического пресса усилием 250 т после заварки оторванных направляющих проушин. Большая жесткость конструкции вызвала необходимость проведения общего наїрева детали в горне. Разделка сечения под сварку выполнялась выплавкой газовой горелкой. Сварка производилась, горелкой с наконечником № 6, диаметр чугунного прутка 10 мм. Было проварено все сечение места разрыва. Участки, не подлежащие механической обработке, были усилены путем увеличения радиуса перехода от прилива к телу ползуна.
Выполнение однотипных массовых ремонтных работ деталей, требующих общего нагрева. Детали автомобильных и тракторных двигателей — блоки двигателей, цилиндровые крышки и другие детали в ряде случаев требуют общего подогрева для сварки. Нагрев таких изделий лучше всего производить в специальных печах, обогреваемых газообразным, жидким или твердым топливом. Печь должна иметь устройство для быстрого извлечения нагретой детали. Из печи деталь переносят на рабочее место сварщика, устанавливают в положение, удобное для сварки, и за крывают термоизоляционным кожухом, в котором имеются отверстия, открываемые в тех местах, где нужно производить сварку. Заваренную деталь помещают в специальную камеру, где происходит ее дальнейшее медленное охлаждение. Такая организация ремонта чугунных изделий принята на ряде моторемонт - Р»с - 76. Ползун механического
ных заводов и обеспечивает по - пресса усилием 250 т после за
, варки оторванных направляю-
ЛучеНИе ОТреМОНТИрОВаННЫХ бло - щих проушин. Белым отмечен
ков высокого качества. сварной шов
ДУГОВАЯ СВАРКА ЧУГУННЫМИ ЭЛЕКТРОДАМИ
Такой способ сварки применяется при исправлении литейных дефектов в тяжелых, толстостенных чугунных отливках, а также при ремонте деталей, требующих наплавки значительных объемов металла.
Процесс сварки характеризуется значительной концентрацией тепла в месте сварки, что обеспечивает глубокое проплавление основного металла и создает некоторый перегрев сварочной ванны. Дуга горит спокойно без большого разбрызгивания; металл переходит с электрода в расплавленную ванну большими каплями. Сварка незащищенной дугой, т. е. электродом без покрытия, вызывает незначительное выгорание кремния и углерода из наплавляемого металла.
При таком процессе сварки покрытия для чугунных электродов должны хорошо стабилизировать горение дуги, препятствовать выгоранию углерода и кремния из электродного металла в процессе его плавления и переноса через дуговой промежуток, легировать металл шва углеродом и кремнием. Поскольку сварка выполняется в горячем состоянии, компоненты покрытия не должны давать большого количества шлаков, которые затруд
няют процесс сварки н могут сделать расплавленный металл в сварочной ванне более густым.
В промышленности применяются различные виды покрытий для чугунных электродов. Так, например, состав наиболее распространенного электрода ОМЧ-1: 25% мела, 41% графита, 9% ферромарганца, 25% полевого шпата. Покрытие замешивают на жидком стекле и наносят на стержень слоем толщиной 0,1—0,2 мм; отношение веса покрытия к весу стержня равно 12—15% Покрытие наносят в один слой методом окунания или прессованием. Как правило, прутки марки Б дают лучшие результаты. Длина стержней 350—500 мм, диаметр 18—20 мм. Покрытые электроды просушивают, а затем прокаливают при 180—200 °С. При перегреве сварочной ванны и большой жид - котекучестн расплавленного металла требуется предварительная формовка места сварки. Формовка должна надежно удерживать жидкий расплавленный металл ванн. Разделка под сварку может выполняться механическим способом или огневой резкой (выплавкой). При сквозной разделке формуется нижняя часть шва, боковые грани и верхние кромки по линии, отстоящей на 5—8 мм от границы разделки шва. Для заварки раковин формуются только верхние кромки. Формовочная масса должна обладать высокой прочностью и выдерживать вес расплавленного чугуна.
Широко применяются формовочные смеси следующего состава: 40% кварцевого песка, 30% формовочной отработанной смеси, 30% белой глины. При большом объеме наплавляемого металла предусматривается армирование формовки проволокой и разбивка шва на отдельные участки, разделенные формовочным материалом или графитовыми вставками так, чтобы при заварке объем каждого участка можно было поддерживать в расплавленном состоянии. Заформованную деталь сушат до полного удаления влаги, после чего полученную форму проверяют на плотность сцепления с деталью и отсутствие трещин.
Подготовленную к сварке деталь подвергают общему или местному нагреву. Температуру нагрева определяют объемом наплавляемого металла, толщиной стенок, массивностью и формой детали. В большинстве случаев вполне достаточен нагрев до 350—450 °С. Иногда температура нагрева должна быть повышена до 550—600 СС. Нагрев детали до более высоких температур не рекомендуется ввиду возможных изменений структуры и механических свойств металла.
Дуга питается от источников переменного или постоянного тока. Для чугунных электродов больших диаметров и поддержания большого объема расплавленной ванны необходимо применять более мощные источники тока. Наиболее пригодны для этой цели сварочные преобразователи ПС-500 и ПСМ-1000.
Для переменного тока желательно применять трансформаторы СТН-700 и ТСД-1000. Ток берется из расчета: 50—90 о на 1 мм диаметра электрода.
Заканчивая процесс сварки отдельного участка или всего шва, следует наплавить поверхность шва выше уровня основного металла на 2—6 мм. Усиление шва может быть в дальнейшем оставлено, если оно расположено на необрабатываемой поверхности.
Инструмент и защитные приспособления для горячей сварки рассчитываются на большой ток. Рукоятка электрододержателя не должна сильно нагреваться, для чего удлиняют ее зажимную часть и устанавливают защитный щиток. Очень удобными являются держатели, у которых электрод приваривается к штанге.