КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ОБЛАДАЮТ МЕТАЛЛЫ
Подробнее о нержавеющем и цветном металлопрокате на сайте http://www.auremo.org/
Одно из важнейших свойств металла — его твёрдость.
Железный гвоздь нельзя забить в камень или кирпич, так как они твёрже, чем железо. Твёрдость — это способность тела сопротивляться вдавливанию в его поверхность другого тела.
Самой высокой твёрдостью обладает химический элемент углерод, встречающийся в виде алмаза. Алмазной крупинкой с остро отточенными краями легко режут стекло. С твёрдостью алмаза сравнивают твёрдость всех других веществ.
Установлена сравнительная шкала твёрдости. По этой шкале твёрдость алмаза равна 10 единицам. Все другие минералы и металлы имеют твёрдость меньше 10. Эта шкала твёрдости называется минералогической.
Твёрдость кристаллического тела во многом зависит от типа решётки. Чем ближе расположены атомы друг к другу и чем больше находится электронов во внешних слоях атомов, тем твёрже тело.
Различные металлы имеют разную твёрдость. На этом основана их обработка резанием. Например, стальной резец легко снимает стружку с медных или алюминиевых изделий, а для обработки самой стали требуется резец из более твёрдых, чем сталь, сплавов.
Твёрдость металлов и сплавов измеряют особым прибором — твердомером (рис. 6), главной частью которого является оправка с алмазным наконечником. Под действием строго определённого груза алмаз углубляется в поверхность испытуемого изделия. Чем глубже он войдёт, тем менее твёрдо изделие. Конечно, не всякий раз замеряют глубину внедрения алмаза. Стрелка твердомера сразу показывает единицы твёрдости.
Испытаниями определено, что твёрдость закалённой стали в де - сять-пятнадцать раз выше твёрдости меди и в пять раз выше твёрдости алюминиевых сплавов.
Важным качеством металла является его прочность.
Какой груз можно подвесить, например, на тонкой проволоке, поперечное сечение которой один квадратный миллиметр?
Если проволока из меди, то она выдержит груз не более 20—22 килограммов, проволо - рис 0^ Прибор для испытания металлов ка из высокопрочной на твёрдость: /—циферблат, 2—алмаз стали выдерживает для испытания, 3 — столик с винтом, 4 — до 180—200 килограм - рукоятка, 5—груз,
Мов. Эти нагрузки соответствуют пределу прочности, так как дальнейшее увеличение груза приведёт к разрыву проволоки.
Пределом прочности металла при растяжении называется нагрузка, приходящаяся на каждый квадратный миллиметр поперечного сечения образца в момент его разрушения.
Часто нагрузку, которая приходится на единицу площади (на 1 мм), называют напряжением. При испытании металлов на прочность получают специальные диаграммы растяжения (рис. 7). На этой диаграмме по
Рис. 7. Диаграмма растяжения образца: перво Начальная длина образца, — увеличение длины образца. |
Вертикальной оси отмечается величина нагрузки, а по горизонтальной — величина удлинения образца при его растяжении.
Рис. 8. Образцы двух разных металлов после испытания на растяжение: а — хрупкий металл, б—пластичный металл. |
Разные металлы резко отличаются друг от друга по прочности. Например, некоторые сорта стали имеют предел прочности до 200 кг! мм2, а свинец — всего 2 кг! мм2.
Во время испытания на растяжение стального и свинцового образцов (рис. 8) даже неопытный наблюдатель заметит существенную разницу в их поведении. Свинцовый образец до разрыва увеличивается в длину почти вдвое. Стальной же образец до самого разрушения почти не изменится в длине и разрушится с треском сразу.
Способность металла под действием сил изменять свою первоначальную форму называется пластичностью.
Какой металл практически лучше — тот, который разрушается без изменения своей формы, или тот, который способен перед разрушением несколько изменять форму, т. е. деформироваться?
Стальные балки железнодорожного моста, по которому идут днём и ночью нагруженные составы, обладают, кроме прочности, ещё и пластичностью. В противном случае они при перегрузке моста без изменения формы и размеров разрушились бы, как разрушается стекло. Но так как стальные балки моста обладают некоторой пластичностью, то при действии больших нагрузок они вначале чуть-чуть изогнутся и останутся в таком виде и после того, как состав уйдёт. Это даёт возможность при осмотре обнаружить изгиб балок и принять меры, предупредить катастрофу.
Благодаря свойству пластичности детали машин и сооружений как бы «сигнализируют» о том, что работают при чрезмерно больших напряжениях. Вот почему для изготовления деталей машин и для узлов конструкций употребляются металлы, обладающие достаточными пластичными свойствами.
В технике очень много сооружений, на которые длительное время воздействуют небольшие нагрузки. Наблюдая за поведением нагруженных узлов, можно обнаружить, что они непрерывно, хотя и очень медленно, изменяют свою первоначальную форму.
Свойство металлов медленно и непрерывно изменять свою форму при длительном воздействии даже невысоких напряжений называется ползучестью. Одни металлы, как, например, свинец, медь, олово и др., находясь под нагрузкой, заметно ползут уже при комнатной температуре. Например, тяжёлый свинцовый лист, прибитый гвоздём к стенке, под действием своего веса постепенно «поползёт» вниз (рис. 9). Ползучесть стали возможна лишь при повышенных температурах. Чем большей устойчивостью против ползучести обладает сплав, тем он более ценен для машин, детали которых ргаботают при высоких температурах.
Есть ещё очень важное свойство металлических изделий — сопротивляться действию переменных по величине и по направлению нагрузок. Примером такого изде -
Рис. 9 — Свинцовый лист, прибитый гвоздём к стене, «ползёт» даже ори обычной температуре; а — перемещение листа под действием собственного веса. |
Лия может служить коленчатый вал двигателя (рис. 10). При работе он многократно подвергается изгибу во всевозможных направлениях. При этом напряжение всё время изменяет свою величину и направление.
Известны случаи поломки коленчатых валов даже при небольших напряжениях. Такие поломки обычно происходят после длительной работы детали. Объясняется это
Рис. 10. Коленчатый вал должен обладать высокой выносливостью при переменных нагрузках. |
Тем, что при длительном воздействии многократно повторяющихся напряжений в одном каком-то месте появляется мельчайшая невидимая невооружённым глазом трещина, которая с течением времени увеличивается и, наконец, приводит к разрушению детали. В таких случаях говорят, что деталь разрушилась от усталости. Изучение усталости металлов показало, что все металлы и сплавы обладают пределом выносливости. Пределом выносливости называется величина напряжения,
Которое может выдержать деталь без разрушения при сколь угодно большом количестве нагружений. Чем выше предел выносливости металла, тем при более высоких переменных напряжениях может работать деталь. Например, стальная ось железнодорожного вагона рассчитывается так, чтобы она в течение своей жизни могла выдержать 400 миллионов нагружений, а вал паровой турбины— не менее 15 миллиардов смен нагрузок.
Мы выяснили, что практическая ценность металлов определяется в первую очередь их прочностью, пластичностью, твёрдостью и пределом выносливости. А можно ли улучшить эти качества металлов? Можно. Такую возможность даёт введение в обычные металлы небольших добавок некоторых редких металлов. Эти добавки в несколько раз повышают механические свойства металлов: твёрдость, предел прочности, предел усталости, сопротивление ползучести, упругость. Помимо этого, металлы становятся более стойкими против воздействия крепких кислот и щелочей, меньше теряют прочность при разогревании, лучше сопротивляются окислению.
Вот об этих свойствах редких металлов мы сейчас и расскажем.