СКЛАДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
Способ производства гипсовых вяжущих, как правило, не предъявляет специфических требований к устройству складов сырья и готовой продукции, а потому целесообразно познакомиться со складским хозяйством гипсовых заводов до рассмотрения отдельных технологических схем.
Склады сырья. Наиболее рационально 'размещать гипсовые заводы непосредственно около карьеров или рудников. При этом сырье можно поставлять из емкостей дробильно-сортировочной фабрики карьера или из забоя.
Примером удачного расположения предприятия может служить Новомосковский гипсовый комбинат Тульской области. Здесь цех гипса соединен галереей с дробильно-сортировочной фабрикой рудника, откуда мелкая фракция гипсового камня направляется транспортером в бункеры шахтных мельниц. При этом не только не требуется специального склада сырья при гипсовом заводе, но отпадает необходимость в дробильном отделении.
Располагать завод у карьера целесообразно в том случае, если там есть или может быть построена железная дорога, необходимая для отправки готовой продукции в пункты потребления.
Во многих случаях железнодорожная ветка не может быть подведена к карьеру в силу сложного рельефа, отдаленности от основной железнодорожной магистрали или других причин. Тогда нецелесообразно строить завод вблизи источника сырья. Так, богатейшее Усть-Камское (Татарской АССР) месторождение гипсового камня, расположенное на берегу Волги, удалено от железной дороги на 70 км. Все добываемое сырье транспортируется водным путем (в баржах) на заводы, расположенные на берегах Волги, Оки и др.
Поступающее на заводы сырье разгружают на заводском складе, который сооружают поблизости от цеха гипса. Если сырье доставляют на автомобилях, то склад представляет собой открытую спланированную площадку (бетонированную, асфальтированную и т. п.). Склад обслуживается бульдозером или экскаватором. Если склад расположен около дробильного отделения, то сырье транспортируется (заталкивается) бульдозером непосредственно в приемный бункер. Если склад оторван от дробильного отделения, то сырье доставляют со склада автомашиной, в которую грузят его экскаватором.
При доставке сырья водным путем строят основной склад у причала. С этого склада сырье транспортируется автомашинами непосредственно в дробильное отделение или на соседнюю с ним открытую площадку.
Большинство новых гипсовых заводов получает сырье и топливо по железной дороге в саморазгружающихся вагонах или на платформах. Склады сырья и топлива тогда располагают так, как показано на рис. 133. Рельсовый путь размещают на эстакаде, находящейся выше подошвы склада на 2,5 ж; эстакада с железнодорожными путями размещается под эстакадой, предназначенной для передвижения вдоль склада мостового грейферного крана 1.
Саморазгружающиеся вагоны разгружаются вдоль всей железнодорожной эстакады по обе стороны. Платформы разгружаются лишь в определенном месте по одну сторону путей. Материал сталкивает с них специальная разгрузочная машина 2, выполненная на базе трактора С-80. Вдоль склада состав передвигается с помощью маневровой лебедки Т-193.
Мостовой грейферный кран перегружает материал от железнодорожной ветки в приемный бункер дробильного отделения 4, которое чаще всего размещается в границах подкрановой эстакады, в зоне действия мостового крана. Для лучшего захвата крупнокускового материала на лопасти грейферного ковша навариваются зубья (клинья). Если на складе нет мостового крана, то сырье грузят в автомашины (для доставки в дробильное отделение) экскаватором.
Площадь склада сырья определяется производительностью цеха гипса. При доставке сырья водным транспортом склад должен вмещать запас сырья, необходимый для шестимесячной работы цеха. Если сырье поступает по железной дороге, склад должен вмещать трехнедельный запас сырья; если сырье доставляется автомашинами с карьера, удаленного «а незначительное расстояние от завода, то запасают сырья для 5—7-днев - ной работы. Дробильное же отделение питают сырьем непосредственно «с колес».
На заводах мощностью 90—135 тыс. т в год склады сырья обычно оборудуются мостовыми кранами длиной 32 м и грузоподъемностью 10 г. Протяженность подкрановой эстакады достигает 100—130 ж. Если завод работает на твердом топливе, то часть склада отводится для его хранения.
Склад сырья, оборудованный мостовым краном, обслуживают (включая разгрузку) три человека в смену.
Склады готовой продукции. Для бесперебойной работы цеха по производству гипсовых вяжущих необходимо регулярно отгружать продукцию потребителю. Строительный гипс потребля
ла 1-.100 |
Рис. 133. Склад гипсового камня и угля: 1 — мостовой грейферный кран, 2 — разгрузчик железнодорожных платформ (на базе трактора С-80), 3 — лебедка маневровая. 4 — приемный бункер дробильного отделения |
ют цехи строительных деталей, которые создают, как правило, на всех гипсовых заводах, и различные предприятия и строительные участки, расположенные иногда на незначительном расстоянии от гипсового завода. Формовочный, модельный и другие
199
специальные сорта гипса потребляются обычно в пунктах, уда* ленных от 'места его производства.
Емкость склада гипсового вяжущего зависит от суточной производительности цеха, от количества вяжущего, потребляемого цехами завода, и от регулярности отгрузки продукции другим потребителям. Чем меньше потребляется вяжущего на самом заводе и чем вероятнее перебои с его отгрузкой со склада, тем большей емкости должен быть склад.
Учитывая, что на сооружение склада готовой продукции требуются значительные капитальные затраты (тем больше, чем больше склад), обычно на вновь строящихся заводах склады гипсовых вяжущих рассчитаны на хранение 5—7-дневной выработки цеха. При годовой мощности цеха 100 тыс. т гипсового вяжущего (300 т в сутки) емкость склада составляет от L500 до 2000 т.
До последнего времени склады готовой продукции строили в виде прямоугольных или цилиндрических бункеров с нижней пирамидальной или конусной частью. Благодаря такой форме бункера порошкообразный материал свободно стекал в разгрузочные отверстия в інижней части бункера.
Но при хранении в этих складах гипсовые вяжущие слеживаются, утрачивают подвижность. В результате этого выдача продукции со склада затрудняется, а очень часто вовсе прекращается.
В последнее время для предупреждения слеживания готовой продукции в складах стали применять специальный прием перекачки материала. С этой целью в периоды, когда гипсовые вяжущие не отгружают (а следовательно, возможно слеживание), их начинают выпускать из бункеров и при помощи шнеков и элеваторов перемещают в соседний или тот же бункер, заполняя его сверху.
Рационально устроены склады готовой продукции на цементных заводах, по типу которых в последние годы начали сооружать склады на гипсовых заводах. Эти склады представляют собой цилиндрические железобетонные или стальные емкости (силосы) диаметром от 6 до 10 ж и высотой 17—30 м. В плане силосы располагаются в один или два ряда, общим числом до 6 шт. При однорядном расположении силосов по одну сторону сооружают железнодорожный путь нормальной колеи, при двухрядном — пути обычно располагают с двух сторон.
Силосы загружают пневмотранспортом, а разгружают, насыщая порошок воздухом (аэрация). Порошок приобретает текучесть, вследствие чего легко стекает к выпускным отверстиям. Выпускные отверстия для загрузки вагонов или автомашин - цементовозов гипсовым вяжущим устраивают в нижней части силосов и оборудуют пневматическими боковыми разгружателя - ми (рис. 134). Для аэрации гипса дно силоса делается с неболь-
Рис. 134. Пневматический боковой разпружатель: |
І — накладная плита, 2 — опорная плита, 3 — рычаг, 4 — конический клапан, 5 — дисковая задвнжка, 6 — корпус, 7 — шкала, 8 — соединительный трубопровод, 9 — дно силоса
Рис. ІІ35. Воздухораспределительная «оро-бка:
1 — пористая плитка, 2 — чугунная рамка, 3 — замазка
шим уклоном в сторону выпускного отверстия. На дно силоса укладывают воздухораспределительные коробки (рис. 135), состоящие из чугунных рамок 2, в которые вмонтированы на замазке 3 пористые плитки 1. Площадь коробки, покрываемая плиткой, бывает равна. 0,125 м2 и 0,25 м2. ВоздухораспределИ’ тельными коробками покрывают 20—25% площади днища. Примерное расположение коробок на днище силоса показано на рис. 136. Коробки образуют дорожку по направлению к выгрузочным отверстиям. Кроме того, их монтируют на некотором расстоянии друг от друга на наклонных плоскостях, расположенных под углом 50° в сторону дорожек.
Пористые плитки готовят из керамики размером 500 X250 X20 мм с величиной пор 40 мк. Сопротивление плиток 200 мм вод. ст.
Д, л я аэрации необходим очищенный от влаги и масла сжатый воздух давлением 2,0—2,5 атм, который подается из компрессора.
Сжатый воздух сначала поступает в главный трубопровод, расположенный вдоль силосов, а уже из не - Рис. 136. Расположение коробок с пори - го распределяется по подво - стыми плитками на днище силоса 1 ' , .
дящим патрубкам (диаметром 1"). К каждому патрубку подсоединяется с помощью трубок диаметром Ча" от 4 до 6 воздухораспределительных коробок. Каждая группа коробок может быть включена и выключена независимо от других.
Пневматический разгрузчик для боковой разгрузки (см. рис. 134) представляет собой запорный клапан, позволяющий регулировать поток выходящего из силоса гипсового вяжущего. Он состоит из корпуса 6, конического клапана 4 с резиновым кольцом на седле, чугунной опорной плиты 2, стальной накладной плиты 1, запорной дисковой задвижки 5 и соединительного трубопровода 8. Задвижка управляется рычагом 3 и служит для того, чтобы быстро прекратить разгрузку, а также для ремонтирования клапана при заполненном силосе.
Поток материала регулируют при помощи конического клапана, открытие которого контролируется по шкале 7. Предварительно регулируют разгружатель, подбирая резиновые седловые кольца с внутренним диаметром 60, 80 - и ПО мм. Кольцо диаметром 60 мм позволяет выдавать менее 20 т вяжущего в час, кольцо диаметром 110 мм — более 50 т в час.
Готовую продукцию от разгружателя в вагон подают гибким шлангом диаметром 100 мм.
Если материал необходимо передать по шлангу «а значительное расстояние, к выходному фланцу корпуса подводится дополнительный воздух.
Аэрация гипсовых вяжущих в силосах устраняет недостатки, с которыми приходится сталкиваться при механической разгрузке складов, обеспечивает высокую производительность и гигиенические условия труда на. погрузочных работах.