ДВИГАТЕЛИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
На некоторых машинах по производству гипса устанавливают двигатели постоянного тока. Подвижная часть такого двигателя— якорь и неподвижная часть — станина — снабжены обмотками (обмотка якоря и обмотка возбуждения).
В зависимости от схемы соединения обмоток якоря и возбуждения различаются двигатели постоянного тока параллельного, последовательного и смешанного возбуждения.
Двигатель параллельного возбуждения (рис. 56, а) работает следующим образом. В обмотку возбуждения 2, помещенную на полюсах станины, подается ток из сети. образуя в воздушном зазоре машины постоянное магнитное поле. Одновременно подается ток в обмотку якоря 1 через контактные щетки и коллектор. Взаимодействие тока якоря с магнитным полем обмотки возбуждения приводит якорь во вращение.
В момент пуска в цепи якоря появляется чрезмерно большой ток. Для уменьшения пускового тока последовательно с обмоткой якоря включают пусковой реостат 4. По мере раскручивания двигателя сопротивление реостата постепенно выводится из цепи (ручка 5 скользит в направлении точки R). К концу пуска реостат должен быть полностью выведен, так как он предназначен для кратковременной работы и при длительном протекании тока может выйти из строя.
Другой реостат 3 включается в цет^возбуждения и регулирует скорость двигателя; вводя реостат 3 и уменьшая ток возбуждения, можно увеличить скорость вращения двигателя.
Следует опасаться обрыва цепи возбуждения у такого двигателя, так как при этом резко увеличивается его число оборотов— двигатель идет «вразнос».
Двигатели с параллельным возбуждением устанавливают там, где требуется регулирование числа оборотов в широких пределах.
В двигателе с последовательным возбуждением (рис. 56, б) обмотки якоря Ч и возбуждения 2 и пусковой
реостат 4 включаются последовательно под напряжение сети. Принцип действия двигателя последовательного возбуждения (взаимодействие тока якоря с магнитным полем обмотки возбуждения) тот же, что и у двигателя параллельного возбуждения.
Двигатель последовательного возбуждения идет «вразнос», при нагрузке меньшей 20—25% паспортной. Двигатели последо-
Рис. 56. Двигатели постоянного тока:
а —двигатель параллельного возбуждения, б —двигатель последовательного возбуждения; / — якорь, 2—обмотка возбуждения, 3 — регулировочный реостат, 4 — пусковой реостат, 5 — ручка пускового реостата
вательного возбуждения нашли широкое применение в качестве тяговых двигателей на транспорте и крановых двигателей в подъемных установках.
Двигатели смешанного возбуждения имеют две обмотки возбуждения. Одна из них включается параллельно, а другая — последовательно с обмоткой якоря.