Накладное серебро
Способ накладывания серебра на медь был известен египтянам очень давно, о чем свидетельствует, например, найденный Брайтоном медный кувшин II династии[1363]. Профессор Томсон, описывая этот кувшин, говорит: «Материал, из которого сделан кувшин, содержит олово, но определить, достаточно ли в нем олова, чтобы считать его бронзой, невозможно, не повредив самый предмет[1364]. Сосуд был, по-видимому, выкован из листа обработанного холодным способом металла. На внешней поверхности кувшина отчетливо виден слой серебра или олова, скорее — серебра, но определить это точно, не испортив сосуд, невозможно. Судя по некоторым признакам, это было достигнуто путем наковки на медь или бронзу другого металла еще до изготовления кувшина. Носик, [385] по-видимому, также был набит на корпус сосуда с помощью молотка». Позднее кувшин был исследован профессором Т. Б. Диксоном, который утверждает, что на поверхности меди лежал очень тонкий слой, несомненно, не олова, а серебра. Серебро было наложено либо в чистом состоянии, либо в виде сплава с медью. Ни Брайтон, ни Томсон и ни Диксон не дают никаких сведений о том, какую часть поверхности сосуда занимает это «накладное» серебро. Если оно было обнаружено только вокруг места прикрепления носика, то не был ли это просто серебряный припой того типа, о котором мы уже говорили[1365], выступивший за края шва? Для объяснения технологии накладки серебра Брайтон воспользовался моим предположением о возможности применения в этом случае метода, применявшегося при выделке «золотой» нити для «священного ковра», который египетское правительство раньше ежегодно посылало в Мекку. Эта «золотая» нить в действительности была серебряной, покрытой тонким слоем золота, что достигалось следующим образом[1366]: толстые полоски серебра обертывали тонкими листками золота и нагревали на древесном угле в маленьком горне, откуда их периодически вынимали и сильно протирали толстым агатовым прутом. В результате этого золото сплавлялось с серебром и образовывало тонкую, ровную, плотно и крепко прилегающую пленку. После этого полосы протягивали через несколько волочильных досок, пока не получалась нить нужной толщины, выглядевшая совершенно как золотая. Серебром были также покрыты два найденных в Эдфу маленьких прямоугольных предмета (возможно, ножи или бритвы) эпохи Древнего царства[1367].
Серебро в древности шло главным образом на изготовление бус, ювелирных изделий, ваз и чаш. Но и из него, так же как из золота, делали тонкие листы и фольгу, применявшиеся для покрытия дерева. Остатки тонкого листового серебра сохранились на одеяниях царя и царицы, изображенных на троне Тутанхамона, на маленьких «полозьях», прикрепленных к каждой ножке одного ларца, на полозьях небольшого ковчега, на скобках [386] больших ковчегов и на ручках двух полозьев под канопическим ящиком. Известны примеры употребления серебряной фольги: на письменной доске из той же гробницы,
На подголовнике из гробницы царицы Хетепхерес (IV династия) и на одном из гробов и на ложе из гробницы Юи и Туи (XVIII династия). Мы уже приводили пример использования в раннюю эпоху серебра для спаивания меди[1368], а также один пример серебряной накладки на меди.
Чистое серебро плавится при температуре 960,5°С, при содержании же в нем меди или золота точка плавления серебра повышается[1369].