ЧЕРТЁЖ КАК ОСОБЫЙ ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ПИСЬМА
В качестве примера современного технического чертежа может служить фиг. 6. Это — чертёж, относящийся к авиационному моторостроению. Рассматривая его, мы получим уже некоторое первоначальное представление о чертеже и, возможно, подметим разницу между этим видом графического изображения и той схемой, которая была приведена на фиг. 5.
Фиг. 6 является чертежом нижнего узла V (вэ) - образного авиационного мотора. Так принято называть мотор, цилиндры которого расположены в форме латинской буквы V (вэ). В этом узле прицепной шатун соединяется с главным.
При описании каких-либо предметов или взаимного их расположения в пространстве чертежи по сравнению с буквенным письмом обладают бесспорными преимуществами. Прежде всего заметим, что в письме даётся с большим разрывом во времени, т. е. одно после другого, то, что в действительности существует одновременно, — одно рядом с другим.
В самом деле, читая книгу, мы только постепенно воссоздаём внешней облик того или другого действующего лица и обстановку, в которой происходили описанные в книге события, между тем как чертёж позволяет предельно кратко, на одном листе бумаги, изложить и сделать доступным быстрому обзору и чтению обширный материал. Другими словами, графическое изображение, расположенное в одной и той же плоскости чертёжного листа, «схватывается» сразу, при первом же взгляде на него, и притом целиком. Поэтому к преимуществам чертежа в первую очередь надлежит отнести его у Д О б 0- обозримость.
Посадка № |
ЗаЗОрЫ И іїСЛ7Я2Ц |
Харахт. Лосадхц |
|
Мама |
Мин |
||
Т |
+40 |
0 |
|
Л2 |
+200 |
+100 |
|
ПЗ |
+40 |
0 |
|
П4 |
+50 |
+40 |
|
П5 |
+400 |
+130 |
-Тру5кафЗ,5/4г8 |
Сверление отверстия под кон&ц стопорного бинта производится после ввертывания шпильки_ |
Гайка Гайка |
Ст. Х/Н
Ст. X/Н
Стопорный винт шлильки |
Шпилька |
Контрящий Ьолт |
Палец докового шатуна |
Боковой шатун |
Крышка главного шатуна |
Главный шатун |
|
||
Материал |
Примечание |
Наименование
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Завод № |
Т |
Проверил Уистяко'о ЛЛ
Руко 6. группы^ КаширскийДЛ
Фиг. 6. Узел нижней головки главного и прицепного шатунов авиационного двигателя.
Далее, самое подробное словесное описание какого - нибудь предмета может всё же оказаться в итоге далеко не полным. Действительно, пересказ словами содержания даже такой простой схемы, как фиг. 5, не говоря уже о фиг. 6, потребовал бы очень большого труда и при всей своей громоздкости всё же не смог бы заменить чертежа.
Следовательно, исчерпывающая полнота производственной характеристики предмета при относительно небольшой затрате изобразительных средств — вторая существенная особенность, выгодно отличающая чертёж.
Наконец, третьим преимуществом рассматриваемого вида изображений является международный характер построений, свойственных чертежу. Эти построения «прочитываются» техником любой страны при условии, что он знаком с элементами теории, положенной в их основу.
Все перечисленные особенности чертежа могут быть кратко высказаны в форме следующих трёх, легко запоминающихся признаков: «моментальность, детальность и интер'национальность».
Появившись на заре человеческой культуры в виде первобытного рисунка, картинное письмо развилось в письмо буквенное. В ходе дальнейшей творческой деятельности человека оно возродилось вновь, но уже на иной качественной основе. Приняв форму особого рода изобразительного письма, оно служит нам сейчас в качестве современных технических чертежей.