Продажи и управление продажами
аспекты международных продаж
Основное предназначение этой главы — обобщить наиболее важные аспекты международных продаж. В главе такого объема невозможно в полной мере дать полное руководство в отношении практики международных продаж и экспорта, и это действительно не является здесь целью. Однако здесь вполне можно рассмотреть основные шаги в области международных продаж и проанализировать некоторые аспекты и проблемы, которые возникают при этом.
Основные участки, показанные в этой главе, например выбор и использование агентов или политики по продукции, являются взаимосвязанными и характеризуются достаточно сложными процессами взаимодействия, не говоря о том, что они важны и по отдельности. Компании, рассматривающие возможности по выходу на иностранные рынки, обязательно столкнутся с проблемами в этой области, и поэтому им целесообразно порекомендовать постараться получить специальные знания и стать экспертами в этих областях.
Однако не следует бросаться и в другую крайность и полагать, что международные рынки являются настолько специализированной и сложной областью, что деятельность на них должна быть полностью исключена или что участие в этом может быть достигнуто только за счет очень дорогостоящих услуг специалистов. Некоторые менеджеры по продажам полагают, что продажи за границей очень трудны, однако те, кто пробовал ими заняться, знают, что они не более трудны, чем продажи на национальных рынках.
Одно можно сказать наверняка, что продажи за границей являются «другими». Являются ли они более трудными, чем продажи только на национальном рынке — вопрос достаточно спорный. Однако успех здесь зависит в значительной степени от отношения и подходов компании и личностных характеристик персонала. Далеко не каждый торговый представитель может успешно заниматься ими, так как для работы на таком рынке нужно обладать и соответствующими знаниями, и достаточно высоким уровнем эмпатии. Хотя мы надеемся, что эта глава внесет свой вклад в разработку личностных качеств, необходимых для успешной деятельности торговых представителей, она в первую очередь фокусируется на тех аспектах международных продаж, с которыми компания, занимающаяся экспортом или рассматривающая возможность этого вида деятельности, должна быть знакома.
Каждый год компании, которые никогда ранее не занимались продажами за рубежом, вступают в эту важную, а иногда и очень прибыльную лигу экспортеров или лицензиатов, а некоторые из них даже организуют совместные предприятия или дочерние структуры в других странах. Как вы увидите ниже, одной из проблем экономики Великобритании, несмотря на все призывы правительства активнее заниматься продажами за рубежом, является то, что многие компании остаются глухи к этим призывам, и это частично объясняется тем туманом, который часто окутывает деятельность на иностранных рынках. Мы попытаемся в какой-то степени развеять этот мистический туман, проанализировав наиболее важные экономические аспекты международных продаж.