Продажи и управление продажами
Практическое упражнение Шшшшшшшшшшшитш Mephisto Products Ltd
«Опять очередной плохой год, — заметил старший исполнительный директор Mephisto Products Ltd. — Прибыли упали на 15%, продажи и оборот на рынке остались на том же уровне, хотя предполагалось, что будет рост приблизительно в 20%. Это больше не может продолжаться таким образом». Об этом же думал и Джим Баллинз, который считал, что их компания вылетит из бизнеса, если следующий год окажется столь же плохим.
Джим Баллинз был старшим исполнительным директором в Mephisto Products Ltd. в течение последних трех лет, и каждый год он наблюдал спад объема продаж и прибыли. Компания выпускала технически современные электромеханические контрольные приборы для промышленности. Основными заказчиками Mephisto Products Ltd. были предприятия химической обрабатывающей отрасли. Продукция Mephisto Products Ltd. отправлялась на обрабатывающий завод заказчика для обеспечения безопасности и автоматического обесточивания механизмов, если в ходе производственного процесса происходят какие-то внеплановые действия.
Продукция компании продавалась через британских торговых представителей численностью двенадцать человек. Каждый из них действовал на определенной территории в стране и имел техническую подготовку инженера-механика или электрика. Хотя 95% продаж Mephisto Products Ltd. приходилось на химическую отрасль, ее электромеханические контрольные приборы широко использовались и в других отраслях промышленности.
Причина, по которой продажи в основном осуществлялись в одной отрасли, сложилась исторически. Основатель компании Джеймс Уоткинсон 30 лет назад женился на дочери владельца крупного производителя чистящих веществ. Будучи инженером, Уоткинсон видел потенциал использования своих приборов прежде всего в этой отрасли и, заняв немного денег у своего тестя, он начал заниматься их производством, сначала для компаний своего нового родственника, а затем для более широкого применения в химической отрасли. Хотя Уоткинсон уже давно отошел от активного участия в деятельности Mephisto Products Ltd., он по - прежнему проявлял к ней финансовый интерес. Однако философия, которую Уоткинсон принес в этот бизнес, продолжала в Mephisto Products Ltd. доминировать.
Сущностью этой философии был акцент на продукт и на совершенствование производства, на что работала и сильная техническая поддержка продаж. Уоткинсон полагал, что если продукт является хорошо спроектированным и максимально качественным, то у него обязательно будет рынок. Нечего и говорить, что такой продукт затем требовалось продать (заказчики не всегда знали, что им необходимы такие механизмы по обеспечению безопасности), и торговых представителей поощряли прибегать к приемам, которые считаются продажами весьма условно, т. е. настойчиво рассказывать о последствиях, которые могут наступить, если производственное предприятие не будет иметь таких приборов. Поэтому они подчеркивали в первую очередь негативные аспекты (связанные с отсутствием таких приборов), а не позитивные (насколько нужны эти приборы, как экономилось бы время из-за отсутствия аварийных ситуаций на предприятии и т. д.). Безусловно, и во времена Уоткинсона такие продукты требовалось продать, и хотя подобные покупки делали промышленные предприятия, такие приемы продаж считались вполне оправданными. Эта философия продолжала существовать, и новые торговые представители должны были запомнить, что большинство потребителей, если их не побуждать к этому, не будут задумываться
О том, чтобы заменить свои контрольные приборы на более современные.
В связи с этим компания мало занималась рекламой и стимулированием продаж, хотя время от времени, когда появлялись незначительные свободные средства, она покупала место для рекламы в ежеквартальнике The Chemical Processor' Quarterly. Ценообразование осуществлялось на основе метода «затраты плюс», при этом вычислялись общие издержки и к полученной цифре в качестве прибыли добавлялась заранее установленная величина. Поэтому установлением цены занимался бухгалтерский отдел, а торговые представители к этому делу не подпускались. Такой подход вел к недовольству торговых представителей, которые постоянно утверждали, что цены на их продукцию были неконкурентоспособными и что если их снизить, то продажи существенно возросли бы.
Время доставки заказов по сравнению со средними показателями в отрасли было относительно медленным, а кроме того даже крупным заказам предоставлялись очень небольшие скидки, причем прежде чем их предоставить, торговый представитель должен был их согласовать со своим менеджером. Опять же, здесь продолжала действовать прежняя философия Уоткинсона: «Если они хотят получить продукт, то они готовы подождать, когда он поступит» и «Почему предлагать скидки за большие заказы: если бы им не нужно было столь много, они бы и не заказывали».
В течение предыдущих пяти лет рыночная доля Mephisto Products Ltd., до этого достаточно успешной компании, существенно снизилась. Рынок, на котором появилось много участников, стал гораздо более конкурентным. Особенно много новых соперников пришли на британский рынок из стран Европейского союза. Многие из этих новых участников предложили на рынке новые продукты, в основе которых лежали последние достижения в области электроники. На рынке такие новые продукты рассматривались как технически инновационные, однако руководство Mephisto Products Ltd. считало, что это не более чем мода, и полагало, что как только увлечение новизной пройдет, потребители снова вернутся к их отличной продукции.
В отличие от многих его коллег Джима Баллинза беспокоило то, как ситуация развивалась в последние пять лет, и он полагал, что возникла необходимость осуществить ряд перемен. Он считал, что новые участники, успешно действующие на их рынке, внесут в него другую маркетинговую философию. По сравнению с ситуацией, которая была десять лет назад, теперь обычной практикой стало назначение в компаниях менеджеров по маркетингу.
Более того, Джим знал, общаясь с другими специалистами в отрасли, что такие компании рассматривают теперь продажи как интегральную часть маркетинга. На прошлой встрече с руководством он в разговоре с менеджером по продажам упомянул о возможности назначения директора по маркетингу. Менеджер по продажам, который, как ожидалось, вскоре должен быть назначен директором по продажам, отнесся к этой идее очень прохладно. Он полагал, что маркетинг — это направление, которое подходит для производителя жареных бобов, но не для компании, занятой производством и продажей современных контрольных приборов для химической отрасли. Поэтому он заявил, что заказчиков Mephisto вряд ли можно убедить какой-либо рекламой и маркетинговыми уловками.
Хотя Джим Баллинз всегда с уважением относился к мнению старших менеджеров, последние показатели по продажам убедили его, что настало время осуществить ряд изменений. Он бы начал с назначения менеджера по маркетингу. Этот человек должен иметь опыт в маркетинге и скорее всего быть приглашен из химической отрасли. Кроме того, этот специалист должен будет иметь равный статус с менеджером по продажам, а затем либо новый приглашенный человек, либо действующий менеджер по маркетингу должен был быть введен в состав совета директоров.