Продажи и управление продажами
Практическое упражнение Classical Reproductions Ltd
Основа для применения байесовой теории решений
В этой главе говорилось, что с 1960-х годов мы наблюдаем разработку современных статистических методов, применяемых для решения проблем, в которых информация является неполной или нечеткой. Новая эра в статистике имеет самые разные названия: теория статистических решений, теория простых решений, байесова теория решений (названная так в честь преподобного Томаса Байеса, 1702—1761). Все эти названия могут употребляться друг вместо друга, и поэтому мы здесь будем пользоваться вариантом «байесова теория решений».
Байесова теория решений является относительно новой и в определенной степени противоречивой, однако позволяет в какой-то степени учесть неопределенности, связанные с будущим. Примененный к прогнозированию, этот метод включает собственное мнение представителей компании о том, какие ряды данных следует включить в вычисление прогноза по объему продаж. Существуют два основных способа определения вероятности:
1) как физической характеристики, присущей физической системе;
2) как показателя убежденности в достоверности некоторого заявления.
До конца 1950-х годов большинство статистиков придерживались первой точки зрения на вероятность, считая, что вероятность события — это относительная частота, с которой это событие могло бы произойти. Однако после этого произошло переосмысление сущности вероятности, которая сейчас все чаще рассматривается как показатель убежденности в достоверности некоторого заявления. Такой последний подход называется байесовой статистикой. Этот вариант отражает точку зрения, что вероятность — это мера наших убеждений и что мы всегда можем выразить степень наших убеждений в единицах вероятности.
Чтобы воспользоваться байесовым подходом, лицо, принимающее решение, должно уметь присвоить значение вероятности каждому конкретному событию или состоянию. Сумма этих вероятностей должна равняться единице. Эти вероятности отражают степень убежденности лица, принимающего решение, в отношении того, насколько вероятны наступления отдельных событий, входящих в состав общей проблемы. Из-за субъективного характера процесса определения этих вероятностей многие практики часто отвергают этот подход; более того, некоторые консервативно настроенные статистики называют его «квантофикацией ошибок»!
При возникновении практических проблем бизнеса решения часто делегируются людям, чей уровень опыта должен быть таким, чтобы они могли присвоить рациональные значения веро
Ятностей различным событиям. Эти вероятности будут субъективными оценками, в основе которых лежат опыт, интуиция и другие факторы, такие, как доступность этим людям опубликованных данных, полученных к тому времени, когда принимается решение. По этой причине подобные субъективные оценки вероятностей рассматриваются как вероятность до наступления события.
При принятии решения в бизнесе нам приходится выбирать между альтернативными вариантами, учитывая денежное выражение или ожидаемое значение наших действий. Менеджер, который выбирает из ряда возможных капиталовложений, должен рассмотреть прибыли и убытки, которые могут быть получены в результате каждого варианта. Чтобы применить байесову теорию принятия решений, следует иметь набор вариантов и обоснованное мнение относительно экономических последствий в результате выбранного конкретного варианта действий.
Когда будущие события, имеющие отношение к задаче, идентифицированы и соответствующие субъективные априорные вероятности присвоены, лицо, принимающее решение, вычисляет ожидаемый исход для каждого действия и выбирает из них то, у которого будет наиболее привлекательный для него ожидаемый исход. Так, если ожидаемый исход отражает доход или прибыль, лицо, принимающее решение, выбирает действие с наиболее высоким ожидаемым результатом по этому критерию.
Байесов прием может использоваться для решения достаточно сложных проблем, но мы рассмотрим простую задачу, чтобы только показать сущность этого приема и дать необходимые пояснения. Однако принципы остаются теми же самыми, как для простых, так и сложных проблем.
Байесова теория принятия решений в приложении к деятельности компании Classical Reproductions Ltd
Этот британский производитель классической английской мебели рассматривает возможности выхода на рынок США. Компания собирается назначить агента, который будет иметь запас ее продукции и продавать мебель в дорогие розничные магазины.
Для того чтобы компания смогла воспользоваться экономией на транспортных тарифах, партия отправляемых грузов должна быть достаточно большой. Планируется, что первая из этих партий будет стоить 2 млн ф. ст.
Эта мебель в настоящее время пользуется в США особенно повышенным спросом, что позволяет установить на нее высокие цены.
Менеджеры Classical Reproductions Ltd ожидают, что спрос на мебель останется высоким до тех пор, пока экономические условия в США будут оставаться благоприятными для бизнеса в целом. Если экономические условия ухудшатся, то спрос на мебель и цены на нее резко упадут, поскольку такая продукция относится к той категории, покупку которой можно при необходимости отложить.
Чтобы финансировать производство, транспортировку, складское хранение и другие расходы, связанные с этим рынком, компания получает необходимый капитал в банке. Хотя проект выглядит вполне обоснованным, существует определенная неуверенность в том, каким будет будущее состояние американской экономики в течение последующих двенадцати месяцев. В связи с этим руководство компании должно принять решение: или несмотря на риск выходить на рынок США, или отложить проект до тех пор, пока экономическое положение в США определится более четко, но при этом существует опасение, что за это время вкусы американцев могут измениться.
Сделаем предположение, что руководство компании полагает, что экономика США в течение последующих двенадцати месяцев может: •продолжать оставаться благоприятной;
•иметь легкий спад;
•иметь резкий спад.
Направление экономики — это событие (£) или состояние, которое совершенно не может контролироваться компанией.
Давайте также предположим, что руководство компании решает в отношении трех возможных вариантов действий (А): •экспортировать сейчас, когда спрос является высоким; •отложить проект на 1 год;
•отложить проект на 2 года.
Менеджеры составили прогноз вероятной ожидаемой прибыли для каждого варианта действий, для каждого из возможных событий, и эта информация представлена в таблице, приведенной ниже.
Действия (А) Экспорти - Отложить Отложить
Ровать сейчас, проект на 1 год, проект на 2 года, ие (Е) тыс. ф. ст. тыс. ф. ст. тыс. ф. ст.
Событие (Е)
800 450 —324 |
Экономические условия останутся хорошими Небольшой спад Экономический спад |
![]() |
|||
|
|
||
Руководство хочет принять решение, которое обеспечит компании максимальную ожидаемую прибыль. Каждому из возможных событий были присвоены следующие субъективные априорные вероятности.
Событие Экономические Вероятност
Условия останутся хорошими (Л) Небольшой ь 0,4
Спад (В) Экономический спад ^ 0,3 0,3
1,0
Эти априорные вероятности затем встраиваются в дерево решений (рис. 15.6), которое составлено из ряда узлов и ветвей. Точки решения обозначены квадратами, а события — кругами. Узел слева (квадрат) обозначает решение, которое компания должна сделать. Каждая ветвь представляет альтернативный вариант действий или решений. Каждая ветвь ведет к следующему узлу (круг), от которого отходят другие ветви, обозначающие события.
Ожидаемое значение (EV) следует вычислить для каждого прогноза, а затем суммировать по каждому альтернативному варианту действий. Это можно сделать при помощи представленной ниже «таблицы выигрышей», которая получается умножением ожидаемой прибыли для каждого события на присвоенную вероятность и суммированием полученных результатов.
1. Вариант 1 (экспортировать сейчас)
П ш Вероятность Ожидаемая прибыть, Ожидаемое значение,
И тыс. ф. ст. тыс. ф. ст.
TOC o "1-5" h z А 0,4 800 320
В 0,3 450 135
С 0,3 -324 -97,2
Общее ожидаемое значение для этого варианта 357,8
2. Вариант 2 (отложить проект на 1 год)
Пие (Е) Вероятность Ожидаемая прибыль, Ожидаемое значение,
Тыс. ф. ст. тыс. ф. ст.
А 0,4 600 240
В 0,3 370 111
С 0,3 50 15
Общее ожидаемое значений для этого варианта 366
Ожидаемая прибыль, тыс. ф. ст.
450
-324 600
370
50 ' 500
200
80
Рис. 15.6. Дерево решений для компании Classical Reproductions Ltd:
А) экономические условия останутся хорошими; б) небольшой спад; в) экономический спад
3. Вариант 3 (отложить проект на 2 года)
Событие (Е) Вероятность Ожидаемая прибыль, Ожидаемое значение,
Тыс. ф. ст. тыс. ф. ст.
TOC o "1-5" h z А 0,4 500 200
В 0,3 200 60
С 0,3 80 24
Общее ожидаемое значение для этого варианта 284
Компания решает отложить проект на один год, поскольку именно для этого варианта ожидаемое значение является максимальным. Поскольку это действие выбрано в условиях неопределенности, считается, что ожидаемая прибыль в 366 000 ф. ст. является ожидаемой прибылью, полученной в условиях неопределенности, и является оптимальной.
В этом примере вероятности, присвоенные событиям, являются априорными, поскольку они получены до наступления событий или получения информации об этом. Как правило, такие априорные вероятности являются субъективными и отражают мнение лица,
Принимающего решение, о том, как будут развиваться события. Анализ, выполненный с применением таких априорных вероятностей, называется априорным анализом. На основе априорного анализа лицо, принимающее решение, должно определить, как ему следует действовать: так, как было определено в ходе априорного анализа, или получить дополнительную информацию в надежде принять более точное или более устраивающее его решение.
Дополнительная информация может быть получена в ходе проведения исследования, эксперимента или каким-то другим способом. Если действия будут выполняться на основе этой дополнительной информации, лицо, принимающее решение, должно определить новые априорные вероятности. С учетом новой информации следует провести и другой анализ. Такие новые вероятности называются постериорными, т. е. полученными впоследствии.
Разумеется, получение дополнительной информации может потребовать расходов, и лицо, принимающее решение, должно определиться с тем, стоит ли потенциальный результат этих затрат. Чтобы лучше разобраться с этим, давайте определим ожидаемую прибыль при абсолютной информации, когда априорные вероятности являются следующими.
(A) TOC o "1-5" h z Экономические условия останутся хорошими 0,4
(B) Небольшой спад 0,3
(C) Экономический спад 0,3
Если экономические условия в США остаются благоприятными, то теперь оптимальным вариантом будет немедленный экспорт. Если будет небольшой спад, все равно оптимальным вариантом будет немедленный экспорт. А если вариантом будет резкий спад, то оптимально отложить проект на два года.
Таким образом, мы устанавливаем ожидаемую прибыль при абсолютной информации (EVPI, expected value of perfect imformation).
EVPI = 479 000 - 366 000 = 113 000 ф. ст.
Это значение в 113 000 ф. ст. можно интерпретировать как ожидаемые альтернативные убытки при оптимальных действиях в условиях неопределенности, т. е., другими словами, как стоимость неопределенности. Лицо, принимающее решение, не сможет сделать ничего лучшего, как получить абсолютную информацию, и сумма, которую он при этом должен будет заплатить, должна быть меньше той добавки, которую он получит по сравнению с оптимальным результатом без наличия абсолютной информации.