Продажи и управление продажами
Модель управления формированием отношений с ключевыми клиентами
Идентифицирование ключевого клиента и управление им можно понимать как процесс между покупателями и продавцами. Типичную динамику отношений между покупателем и торговым представителем, в основе которой лежит природа потребительских отношений (трансакционных или сотрудничества) и уровень вовлеченности в отношения с заказчиками (простые или слож
ные), показывает модель управления ключевыми клиентами. Она показывает пять из шести этапов, выявленных Миллманом и Уилсоном (Mfflman and Wilson, 1995), и представлена на рис. 6.1. Шестой этап (прекращение отношений при управлении ключевыми клиентами) отражает разрыв отношений, который может произойти в любой точке процесса.
Трансакционный Сотрудничество |
До начала Управления Природа взаимоотношений с потребителями |
Ключевыми
Клиентами
Рис. 6.1. Модель формирования взаимоотношений с ключевыми клиентами
До начала управления ключевыми клиентами
Этот этап связан с подготовкой к управлению ключевыми клиентами или «оцениванием перспектив». Здесь основной задачей является идентификация тех клиентов, у которых есть необходимый потенциал для выхода на уровень ключевых клиентов, и тех, на которых усилия тратить нецелесообразно. Стратегия продаж на этом этапе предусматривает обеспечение доступности товаров и услуг для потребителей с одновременным сбором той информации
Об этих потребителях, на основании которой можно оценить их потенциал как ключевых клиентов. В тех случаях, когда потребитель вроде бы обладает необходимым потенциалом, но это до конца еще не ясно, следует проявить терпение и настойчивость и в конце концов с ним определиться. Иногда значимую информацию, помогающую установить истинное положение с анализируемым потребителем, могут дать какие-то действия поставщика, выполненные неправильно, например отказ предоставить котировочные цены на заказ с низкой рентабельностью, или его неспособность оперативно осуществить ремонтные работы.
Начальный этап управления ключевыми клиентами
Этот этап включает изучение возможностей для более тесного сотрудничества с отобранными потребителями, для чего осуществляется анализ их мотивов, намерений и проблем, которые их беспокоят. Компания-продавец должна убедить потребителя в тех выгодах, которые он получит, если станет «привилегированным потребителем». Для этого необходимо понять, как у потребителя действует структура, отвечающая за принятие решений, а также разобраться с проблемами и возможностями, которые связаны с процессами добавления ценности. Возможно, для того чтобы лучше соответствовать запросам потребителя, товары и услуги могут подвергнуться некоторой модернизации. Целью сотрудников, отвечающих за продажи, на этом этапе является установление доверия, формируемого на основе стабильно высоких показателей функционирования продукции поставщика и открытых коммуникаций.
Большая часть коммуникаций передается через торгового представителя (или менеджера по работе с ключевыми клиентами), который взаимодействует с выделенным для этого сотрудником из организации-покупателя. В результате этого отношения между двумя структурами являются достаточно хрупкими, что особенно проявляется в том случае, если продавец является лишь одним из поставщиков организации-покупателя. Для того чтобы оценить уровень компетентности поставщика и понять, с какими проблемами можно быстро встретиться, взаимодействуя с ним, заказчик ведет мониторинг за показателями деятельности этого поставщика. Менеджер по работе с ключевыми клиентами старается подготовить более привлекательные предложения, повысить доверие к своей компании и упрочить личные отношения с сотрудниками заказчика.
Средний этап управления ключевыми клиентами
К этому времени доверие установлено и поставщик является одним из немногих привилегированных структур, поставляющих
Заказчику продукцию. Число и разнообразие контактов между двумя организациями возрастает. Причем эти контакты не ограничиваются рабочими встречами, а могут включать и социальные мероприятия, которые в значительной степени помогают упрочить отношения между сотрудниками обеих организаций.
Процесс анализа клиента, проводящийся поставщиком, перемещается на все более высокий уровень менеджмента; к нему постепенно подключаются менеджеры все более высокого ранга, что объясняется большой важностью этого клиента и большим количеством ресурсов, выделяемых ему. Но поскольку клиент пока не перешел в категорию эксклюзивных, необходимо постоянно вести мониторинг за деятельностью соперников, которые могут перехватить этого заказчика.
Этап партнерства при управлении ключевыми клиентами
Это этап, на котором организация-покупатель рассматривает поставщика в качестве своего важного стратегического ресурса. Уровень доверия настолько устраивает обе стороны, что они готовы делиться друг с другом конфиденциальной информацией. Сфокусированность в деятельности смещается на решение общих проблем, на совместную разработку новой продукции и на перекрестную подготовку персонала, при которой сотрудники одной компании проходят обучение в другой.
Организация-покупатель теперь привязывает практически все свои виды деятельности по соответствующей товарной группе (или даже группам) к одному поставщику. Отношения оформляются и на формальном уровне, для чего заключается соглашение о партнерстве со сроком действия не менее трех лет. Конечно, показатели деятельности другой стороны постоянно отслеживаются. Контакты между соответствующими подразделениями обеих сторон активно поддерживаются. Организация-покупатель ожидает гарантированной стабильности поставок, отличного обслуживания и продукции высокого качества. Основной задачей менеджера по работе с ключевыми клиентами на этом этапе является поддержание высокого уровня доверия, позволяющего исключить возникновение на горизонте потенциальных конкурентов.
Этап синергетики управления ключевыми клиентами
Этот этап в модели формирования отношений является последним. Покупатель и продавец рассматривают друг друга не как две разные организации, а как части одной большой общей структуры. Вовлеченность высшего руководства сторон проявляется в совместных заседаниях советов директоров, совместном планировании бизнеса, проведении исследований и разработок, избавлении от ненужных расходов, а также улучшении процессов, действия по которым осуществляются согласованно. Например, компания, занимающаяся логистикой, совместно с одним из своих ключевых клиентов, действующим в области розничной торговли, имеет шесть команд, в состав которых входят сотрудники обоих партнеров. Эти команды занимаются совершенствованием рабочих процессов (McDonald and Rogers, 1998).
Прекращение отношений при управлении ключевыми клиентами
Этот этап наступает в том случае, когда трансакции и взаимодействия прекращаются. Чтобы избежать этого, необходимо хорошо разобраться, в чем и почему запросы сторон могут расходиться. Разрывы часто происходят из-за смены ключевых сотрудников и проблем личностного характера и реже из-за разногласия по ценам. Опасность разрыва особенно велика на начальном этапе управления ключевыми клиентами, когда в контактах еще доминируют отдельные аспекты. Например, ситуация может ухудшиться, когда менеджера по работе с ключевыми клиентами заменяют другим сотрудником, который, по мнению другой стороны, является менее квалифицированным, или когда между представителями двух сторон возникает неприязнь личностного характера. Этого вполне достаточно, чтобы отношения прекратились.
Второй причиной разрыва может быть утрата доверия. Например, нарушение обещания поставить продукцию к предельному сроку, провести модернизацию или починить оборудование могут в значительной степени ослабить деловые отношения, а то и вовсе привести к их прекращению. Главным в случае возникновения подобных проблем является снижение силы фактора неожиданности. Это означает, что поставщик должен немедленно информировать заказчика о возникшей проблеме. Он также должен проявлять смирение, обсуждая проблему с заказчиком.
Разрыв между сторонами может возникнуть также в случае пренебрежения одной из них своими обязанностями. Длительные отношения могут привести к возникновению чувства самодовольства, например, заказчики могут воспринимать себя как данность для поставщика. Встречаются разногласия и на почве культуры бизнеса, например, когда заказчик во главу угла ставит цену, а поставщик — издержки в течение всей жизни продукта. Трудности могут возникнуть и из-за разных стилей ведения бизнеса, в том числе и работы канцелярий.
К напряженным отношениям могут привести и проблемы, связанные с качеством поставляемых товаров и услуг. Любая проблема этого рода или возникновение мнения, что конкуренты в настоящее время предлагают продукцию более высокого качества, также может привести к разрыву в отношениях между сторонами. Для этого поставщики должны возводить соответствующие барьеры, мешающие выходу на их рынок новых участников, одновременно гарантируя, что качество их товаров и услуг постоянно повышается и что любые встречающиеся проблемы будут решены оперативно и профессионально.
Однако компания-покупатель далеко не всегда изучает все причины, ведущие к рассогласованию ее интересов с поставщиком. Из-за потери рыночной доли или возникновения каких-то финансовых проблем, в результате которых привлекательность ключевого клиента стала менее высокой, он может быть понижен в статусе или вообще исключен из списка обслуживаемых организаций.