Продажи и управление продажами
Факторы, влияющие на процесс принятия решения потребителями
Существует ряд факторов, которые влияют на процесс принятия решения потребителями и результат этого процесса. Эти факторы можно классифицировать на три категории:
1. Ситуации, в которых совершаются покупки.
2. Личностные влияния.
3. Социальные влияния.
Ситуации, в которых совершаются покупки
Ховард и Шет (Howard and Sheth,1969) идентифицировали три типа таких ситуаций:
1 .Решение больших проблем.
2. Решение ограниченных проблем.
3. Автоматическая реакция.
Когда проблема или потребность являются новыми, средства для их решения становятся дорогостоящими, а неопределенность значительной, потребитель, вероятно, в этих условиях начнет действовать, т. е. искать ответ в экстенсивном варианте. Это потребует активного поиска информации и тщательного изучения альтернативных решений. Столкнувшись с таким типом покупателя, торговый представитель может быстро сформировать доверие, предоставив информацию и оценив альтернативы ассортимента продукции с точки зрения того, насколько они соответствуют запросам данного покупателя. Доверие, достигнутое в результате взаимодействия с покупателем в описанной ситуации совершения покупки, может быть вознаграждено за счет повторных покупок, когда потребитель сводит широкую возможность выбора к более узкой — знакомой. Так, успешно действующие торговые представители, занимающиеся автомобилями, часто добиваются устойчивых отношений с группой очень лояльных покупателей, которые покупают у них машины, даже если ситуация с дилерами изменилась, что объясняется тем доверием, которое сформировалось ранее.
Более узкий вариант выбора имеет место в том случае, когда потребитель обладает некоторым опытом в отношении рассматриваемого продукта и может выражать стремление сохранить лояльность к бренду, который он купил ранее. Однако определенный информационный поиск и оценка незначительного числа альтернативных вариантов сохраняются в качестве подтверждения того, что принятое решение является правильным. Этот процесс оставляет торговым представителям конкурирующих продуктов меньшие возможности (за счет предоставления литературы об этих продуктах и, возможно, за счет предоставления гарантий, снижающих риск, например, бесплатную замену в случае обнаружения любой детали с неисправностями) убедить потребителей, что им целесообразно перейти на другую модель.
Компании, которым удалось сформировать у потребителей предпочтение своего бренда, стремятся не ограничиться этим и перевести потребителей в состояние автоматической реакции. Для поддержания бренда в позиции, которая первой приходит на ум потребителю, и закрепления положительного отношения к бренду эффективным средством может быть реклама. В этом случае
Персональные продажи конечному потребителю могут оказаться даже излишними. Компании, продающие потребительские товары длительного пользования, могут предлагать щедрые условия при продаже своих новых моделей с зачетом стоимости старой. Например, Black and Decker использует этот прием, когда предлагает приобрести новую модель газонокосилки — цена за нее частично погашается сдачей предыдущей модели.
Возможность влияния на решение потребителя, выбирать ли из многих вариантов или предпочесть уже известный, в значительной степени зависит и от уровня его вовлеченности в покупку. Активная вовлеченность ассоциируется с важными покупками, которые очень значимы для человека. Когда покупка влияет на образ «я», связана с высокой степенью воспринимаемого риска, имеет социальные (например, статусные) последствия или позволяет получить большое удовольствие, то можно ожидать, что вовлеченность будет высокой. Если же ситуация прямо противоположна, то скорее всего потребитель продемонстрирует низкую вовлеченность в процесс совершения покупки. На рис. 2.3 показана зависимость между вовлеченностью и покупательской ситуацией.
В ситуациях с высокой вовлеченностью (например, покупка автомобиля или дома) потребитель ищет большой объем информации, на основе которой он собирается принять решение. Торговый представитель должен уметь предоставить такую информа-
Автоматическая Ограниченный Широкий
Реакция выбор выбор
Ситуации, в которых совершаются покупки
Рис. 2.3. Уровень вовлеченности в зависимости от ситуации, в которой совершаются покупки
Цию и ответить на самые разные вопросы. При ситуациях с низкой вовлеченностью потребитель скорее всего вряд ли станет активно искать информацию. Для такого рода покупок часто используются повторные рекламы.
Вторая группа факторов, оказывающих влияние на процесс принятия решения потребителем, связана с психологическими особенностями участвующих в покупке людей. Среди концепций, которые относятся к этой сфере, выделим индивидуальность, мотивацию, восприятие и обучение.
Хотя индивидуальность может объяснить различия в том, как потребители совершают покупки, для торгового представителя очень трудно точно и быстро определить, кем является посетитель: экстравертом или интровертом, человеком с обычными или особыми претензиями. Действительно, осуществление надежных измерений личностных характеристик сделать трудно даже квалифицированному психологу. Индивидуализированность бренда — это характеристика того, как бренд воспринимается потребителями. В этом отношении бренды могут характеризоваться как продукт «для молодых людей» (джинсы Levis), «для продвинутых» (пиво Castlemaine ХХХХ) или для «умных» (темное пиво Guinness). Это параметр, лежащий выше физических (например, цвет) или функциональных (например, задача) атрибутов бренда. Создавая индивидуальность бренда, маркетолог может сформировать привлекательность для людей, которые ценят в первую очередь такие характеристики. Исследование Аккоффа и Эмсотта (Ackoff and Emsott, 1975) разновидностей брендов пива показали, что большинство потребителей предпочитают бренд пива, который соответствует их собственной индивидуальности.
Торговым представителям необходимо разбираться в различных типах индивидуальности покупателей. Буззотта и его коллеги (Buzzotta et al, 1982) предложили для понимания психологии покупателя двухпараметрический подход. Исследователи сделали допущение, что любой человек может быть тепло или враждебно настроен, доминировать или подчиняться. Хотя существуют различные степени проявления указанных типов поведения, исследователи полагают, что можно ограничиться тем, что разместить
Анализируемых людей в одну из ячеек матрицы «два на два» в зависимости от типа поведения каждого.
• Доминирующий тип. В ситуациях личного общения домини рование является фактором, обеспечивающим контроль над другими. Из этого следует необходимость занимать лидиру ющую позицию при личных контактах, контролировать си
* туацию и проявлять сильное стремление к независимости. •Подчиненный тип. Подчиненность — это готовность позволять другим быть лидерами. Из этого следует желание подвергаться контролю, согласие подчиняться другим и стремление избежать конфронтации.
•Доброжелательный тип. Доброжелательность — это уважение к другим. Доброжелательный человек — это человек, для которого характерны оптимизм, хорошее настроение, позитивный настрой к другим людям, желание доверять им. •Враждебно настроенный тип. Враждебность — это отсутствие уважения к другим. Это подразумевает человека, который ведет себя холодно, недоверчиво и надменно по отношению к другим людям. Люди такого типа любят занимать позицию, для которой характерно выражение: «Я сказал вам это».
На рис. 2.4 показана эта модель покупательского поведения.
Доминирующий Тип |
Q1 |
Q4 |
Подчиненный |
Q2 |
Q3 |
Тип |
||
Враждебно |
Доброжелательный |
|
Настроенный тип |
Тип |
Рис. 2.4. Параметрическая модель покупательского поведения
Буззотта и его коллеги утверждают, что хотя люди имеют множество отличий, каждый из нас попадает в одну из четырех указанных групп. Чтобы помочь идентифицировать тип, торговый представитель должен отыскать знаковые характеристики.
Q1. Комбинация доминирования и враждебности. Это громко и много разговаривающие люди, требовательные и решительные в своих действиях. Они везде «суют свой нос», ведут себя по отношению к окружающим агрессивно и самоуверенно. С ними обычно достаточно трудно ладить, а кроме того они часто бывают излишне обидчивыми. Как правило, к торговым представителям они относятся с недоверием.
Q2. Комбинация подчиненности и враждебности. Такие люди являются холодными, отчужденными и некоммуникабельными. Часто они бывают одинокими людьми и работают на таких должностях, которые требуют скорее концентрации внимания, чем общения, например, в области исследований, бухгалтерии или компьютерного программирования. Отвечая на задаваемые им вопросы, они стараются дать короткие и некатегоричные ответы, типа: «может быть», «хорошо», «возможно». Представители этой категории в ходе совершения покупок предпочитают избегать по возможности общения с торговым представителем, но если этого не удается, ограничиваются пассивной, почти отстраненной ролью.
Q3. Комбинация доброжелательности и подчиненности. Это экстраверты, дружелюбные, понимающие, разговорчивые, позитивно настроенные люди, которые при этом по своей природе не могут быть лидерами. Они предпочитают покупать у тех людей, кто им нравится, и относятся к общению в ходе покупок как к социальному явлению. Как правило, они соглашаются в основном со всем тем, что им говорит торговый представитель, а если чувствуют какие-то сомнения, то могут отложить на какое-то время решение по покупке, и за это время могут с кем-нибудь посоветоваться, например, с друзьями.
Q4. Комбинация доминирования и доброжелательности. Это люди, для которых характерны высокая приспосабливаемость и открытость, которые не боятся высказывать свои идеи и мнения. Они, как правило, хотят получить какие-то убедительные подтверждения аргументов, приводимых торговым представителем, и становятся нетерпеливыми, если получаемые ответы даются в слишком обтекаемой форме. Они без всяких колебаний купят у любого человека, который сможет убедить их, что в результате этой покупки они получат ту или иную выгоду. Им нравится вести переговоры в деловой манере, а в ходе общения, связанного с покупкой, они могут быть требовательными.
Каковы следствия для продаж от такой категоризации? Де- кормьер и Джоббер (Decoimier and Jobber, 1993) утверждают, что, общаясь с разными категориями, торговые представители должны соответствующим образом менять свое поведение.
Q1. Чтобы завоевать расположение людей с комбинацией доминирования и враждебности, правильным поведением торгового представителя будет повышение доминированности до такого же уровня. Это может включать выпрямленную спину, поддержание контакта глазами, уважительное выслушивание (но при этом пассивное) и выдачу немедленных ответов. После того как покупатели этой категории понимают, что торговый представитель в психологическом плане им равен, может произойти полезное общение.
Q2. При первой встрече с покупателем с комбинацией подчиненности и враждебности, торговый представитель не должен делать попытки доминировать, а постараться постепенно завоевать его доверие. Торговый представитель должен выбрать такой уровень доминирования, который был бы равен уровню посетителя, а вопросы задавать открытого типа, делая это медленно и в мягкой манере. Ему также следует понизить свой статус, что на уровне физических проявлений может быть выражено тем, что глаза и голова должны располагаться не выше глаз и головы покупателя.
Q3. Люди, для которых характерна комбинация доброжелательности и подчиненности, хорошо относятся к остальным. Торговый представитель должен удовлетворить их социальную потребность, действуя также в теплой и дружелюбной манере. Он не должен пытаться доминировать, а пытаться поддерживать тот уровень социальности, который демонстрирует посетитель. После того как доверие и взаимная симпатия установлены, торговый представитель может направить общение в сторону принятия решения о покупке.
4. Люди с комбинацией доминирования и доброжелательности скорее требуют уважения, чем любви. Чтобы добиться их уважения, торговый представитель должен выбрать уровень доминирования, эквивалентный уровню посетителя, но демонстрируя при этом теплоту (эмпатию) общения. Все аргументы, связанные с продажей, должны подкрепляться везде, где это возможно, очевидными фактами и свидетельствами.
Торговым представителям необходимо попытаться определить мотивы действий покупателя, поскольку истинная причина или мотив для совершения покупки могут оказаться скрытыми. Однако за счет аккуратно используемых приемов со временем торговый представитель может определить некоторые фактические мотивы. Мотивация, несомненно, связана с запросами: чем сильнее запрос воспринимается потребителем, тем более вероятно, что он постарается его удовлетворить. Поэтому торговый представитель может усилить покупательскую мотивацию за счет стимулирования потребности, показывая способы, при помощи которых запросы могут быть удовлетворены, и пытаясь понять
Различные мотивы, которые могут участвовать в процессе принятия решения. Это может быть, например, подчеркивание времени, сэкономленного по сравнению с использованием обычной еды, или акцент на статусе в результате приобретения автомобиля престижной марки, BMW или Jaguar.
Однако не все люди с одинаковыми мотивациями покупают одни и те же продукты. Одна из причин этого связана с тем, что то, как человек решит действовать, зависит от его восприятия ситуации. Один покупатель может воспринимать торгового представителя как честного человека, которому он может доверять, в то время как другой может в душе относиться к этому человеку изначально с подозрением. На потребителя могут оказывать влияние три процесса.
1.Селективное воздействие. Он может искать и читать только отдельные информационные источники.
2.Селективное восприятие. Из этих источников человек может воспринимать только некоторые идеи, сообщения и информацию.
3. Селективное удержание. Из полученной информации может сохраняться только часть ее.
В целом люди проявляют тенденцию быстро забывать или вообще избегать информации, которая сильно отличается от их отношения к чему-либо. Для принятия решения потребителям также важен процесс обучения. В данном случае под обучением понимается изменение поведения человека в результате приобретения нового опыта. Потребитель узнает, какие фирменные названия предполагают высокое качество и каким торговым представителям он может доверять.
Образцы стиля жизни привлекают все большее внимание специалистов по маркетингу, занимающихся практическими аспектами. Стиль жизни относится к типу жизни, выраженному с точки зрения видов деятельности, интересов и мнений человека. Анализ стиля жизни или, как его еще называют, психографика, группирует потребителей в соответствии с их убеждениями, видами деятельности, ценностями и демографическими характеристиками, такими, как, например, образование и доход. Research Bureau Ltd., британское агентство по маркетинговым исследованиям, проанализировало типы стилей жизни у домашних хозяек и обнаружило восемь различных групп.
1Молодые утонченные натуры: экстравагантные, экспериментаторы, нетрадиционалисты; молодые, социальный класс А, В,
О (классификация приведена в табл. 2.1); хорошо образованные; интересующиеся новыми товарами и услугами; социально активные, с явно выраженным интересом к культуре.
2.Ориентированные на домашние ценности: консервативные, придающие меньшее значение высокому качеству, по социальным параметрам занимающие средние позиции, средний класс, со средним доходом и средним уровнем образования; самый низкий интерес к новым товарам и услугам; большая сфокусированность на доме; слабо выраженное стремление к развлечениям.
3. Традиционный рабочий класс: явно выраженная традиционность, придавание большого значения качеству, ограниченность опыта в потреблении продуктов питания, получение удовольствия от приготовления пищи; средний возраст, социальная группа D, Е, более низкий уровень образования, более низкий доход, обсуждение решаемых вопросов с членами семьи; социальная активность; общие социальные увлечения у мужа и у жены; любовь к конкурсам и пари.
4. Утонченные натуры среднего возраста: экспериментаторы, нетрадиционалисты; среднего возраста, социальный класс А, В, С1; хорошо образованные; разносторонние; имеющие собственность, неработающие домашние хозяйки, интерес к новым товарам и услугам; социально активные, с явно выраженным интересом к культуре.
5 Домашние хозяйки с пристрастием к мыльным операм: полностью контролирующие свое поведение, консерваторы, традиционалисты; социальный класс D, Е, как правило, живут в зоне приема телевизионных программ, передающихся из Ланкашира и Йоркшира, менее высокий уровень образования, менее низкий доход, частичная занятость; слабый интерес к новым товарам и услугам; социальная пассивность.
6. Самодостаточные: верящие в себя и свои силы, внимательно относящиеся к качеству, неэкстравагантные; молодые, хорошо образованные, имеющие собственность, со средним доходом.
7. Скромные натуры: любители получить скидку, не уверенные в своих силах, гордящиеся своим домом, социальный класс С1, С2, как правило, живут в зоне приема телевизионных программ, передающихся компанией Tyne-Tees (северо-восток Англии) и из Шотландии; рано бросили учиться в школе; частичная занятость, средний уровень пристрастия к развлечениям.
8. Скупые: верящие в себя и свои силы, гордящиеся своим домом, традиционалисты, равнодушно относящиеся к качеству; возраст 25—34 года, социальный класс С2, Б, Е, частичная занятость, менее высокий уровень образования, средний доход, любовь к конкурсам и пари, страсть к накопительству, общие социальные увлечения у мужа и у жены, социальная активность.
Анализ стиля жизни полезен для маркетинга, поскольку установлено, что стиль жизни коррелирует с покупательским поведением. Компания может выбрать в качестве целевой группы людей с определенным стилем жизни (например, утонченных натур среднего возраста), подготовить для них соответствующее предложение и использовать ту рекламу, которая в большей мере отражает ценности и убеждения этих людей. Информация о читательских и зрительских привычках представителей каждой группы со своим стилем жизни становится все более известной, поэтому стиль жизни целевой группы может повлиять на выбор СМИ.
Среди наиболее сильных социальных влияний на принятие решения потребителями оказывают социальный класс, референтная группа, культура и семья.
Первый из этих факторов (социальный класс) рассматривается как важный определитель потребительского поведения в течение уже многих лет. Социальный класс в маркетинге определяется на основе занятия главы семьи или члена семьи с основным доходом. Практическая важность понятия «социальный класс» выражается в том факте, что респонденты в рыночном исследовании обычно классифицируются по принадлежности к социальному классу, а большинство рекламных медийных средств приводит показатели своей аудитории в разбивке по социальным классам. Именно это показано в табл. 2.1. Однако использование только такой переменной для объяснений различий в совершении покупок специалистами часто критикуется. Нередко имеет место, что люди, принадлежащие к одному и тому же социальному классу, могут иметь совершенно разные типы потребителей. В группе С2, то есть в группе профессионально подготовленных рабочих, было обнаружено, что некоторые люди тратят большую часть своего дохода на приобретение собственного дома, мебели, ковров и устройств для семейного развлечения, в то время как другие пред-
Почитают тратить свои деньги на более мимолетные увлечения, например, выпивку, табак и игру в бинго.
Таблица 2.1. Категории социального класса
|
|
||
А В С1 С2 D Е |
Ключ
Социальная группа Социальный статус
Верхний средний. класс
Средний класс
Нижний средний класс
Квалифицированный рабочий класс Рабочий класс
Нижний уровень существования
Профессиональные занятия Руководители высшего звена, административные работники, представители свободных профессий Руководители среднего звена, административные работники, представители свободных профессий Руководители нижнего звена (мастер, заведующий офисом), административные работники, представители свободных профессий Высококвалифицированные рабочие
Неквалифицированные и со средней квалификацией рабочие Государственные пенсионеры и вдовы (без других источников доходов), люди со случайными источниками дохода
Такие результаты привели к появлению новой системы классификации, которая называется ACORN (A Classification of Residential Neighbourhoods), в которой люди классифицируются по типу территории, на которой они живут. Оказалось, что это позволяет осуществлять надежное деление по типам жизни, типам совершения покупок и воздействию медийных средств (Baker et al., 1979).
Термин «референтная группа» используется, чтобы показать группу людей, которая влияет на отношение или поведение анализируемого человека. Когда продукт является бросающимся в глаза, например одежда или автомобили, выбранные бренд или модель могут в значительной степени зависеть от того, что поку-
Патель воспринимает как приемлемый вариант со стороны его референтной группы, то есть друзей, семьи или коллег по работе. Приемлемость референтной группой не следует путать с популярностью. Торговый представитель, который пытается продать автомобиль, используя для этого направленность «это очень популярно», может войти в конфликт с желанием покупателя войти в референтную группу, для которой подходящим вариантом является менее популярная, но более индивидуальная модель.
Под культурой понимают традиции, запреты, ценности и в целом позицию всего общества, в котором живет человек. Это понятие особенно значимо для международного маркетинга, поскольку в каждой стране существует своя культура, что влияет на характер бизнеса и на то, как используются продукты. Например, в арабских странах торговый представитель может обнаружить, что ему необходимо проводить презентацию своей продукции в присутствии торгового представителя соперника. Во Франции иногда шоколад едят между двумя кусками хлеба.
Семью, поскольку она может играть сильное влияние на покупательское поведение потребителя, иногда называют основной референтной группой. Решение, в отношении того, какой продукт купить, может быть групповым решением, в котором каждый член семьи играет свою роль. Так, при покупке автомобиля, как правило, муж решает, какой автомобиль купить, а жена выбирает цвет (Doyle and Hutchinson, 1973). Покупка хлопьев для завтрака часто в значительной степени определяется детьми. Свойства ковра поддаваться чистке могут быть относительно неважными для того, кто зарабатывает для дома основные деньги, но очень важными для человека, который выполняет уборку по дому. Когда покупка осуществляется после группового решения, торговый представитель поступит мудро, если рассмотрит выгоды своего продукта с точки зрения того лица, которое принимает решение или влияет на его принятие.