Продажи и управление продажами
Дополнительное использование информации при продажах и управлении продажами
Помимо того влияния, которое информационная технология оказывает на прямой маркетинг, маркетинг на основе баз данных, телемаркетинг, маркетинг на основе Интернета, она также в - значительной степени меняет производительность торговых представителей и менеджеров. Среди наиболее значимых приложений этого рода можно отметить следующие.
• Дистанционный доступ через портативные компьютеры к компьютерным системам, установленным в офисах филиалов или в штаб-квартире, что позволяет получать самую последнюю информацию о заказах, ценах, наличии продукции и данных о конкурентах. В результате можно практически немедленно ответить на запросы потребителя. Такой доступ обычно осуществляется через различные портативные компьютеры.
•Электронная почта ускоряет коммуникации, облегчает выход на людей, которых другими способами отыскать трудно, и хранит полученные телефонные сообщения от потребителей. •Программное обеспечение по обработке текстового материала и электронные таблицы, используемые для подготовки индивидуализированных сообщений и автоматизации отчетов по общению с клиентами, подготовке котировок и предложений, а также разработке прогнозов по продажам.
•Программное обеспечение по управлению временем позволяет планировать виды деятельности и автоматически обновлять отчеты по общению с клиентами.
•Файлы баз данных хранят информацию о потенциальных клиентах и потребителях, которые можно использовать с целью подготовки к общению с клиентами, планированию видов деятельности и формированию профилей потребителей. •Мобильные телефоны могут позволить более продуктивно использовать время, которое часто тратится бесполезно вб время поездок.
•Возможности локальной издательской деятельности, позволяющие вести обработку текстов и графических материалов, предназначенных для максимально широкого пользования. В таком режиме могут подготавливаться такие документы, как торговые предложения, информационные бюллетени и брошюры. •Программное обеспечение по презентации графических материалов, такое, как Powerpomt, позволяет осуществлять презентации текстов и графические материалы. Презентационные материалы можно хранить на диске и выводить на экран, используя специальный проектор с экраном.
•Пакет программ организатора, позволяющий учитывать и планировать рабочие встречи, готовить списки дел, которые необходимо выполнить, и хранить телефонные номера и адреса. <• Программное обеспечение по управлению клиентами позволяет хранить информацию о клиентах, например фамилии их представителей, номера телефонов и факсов, типы операций, цель последней встречи, статус и подробности предыдущих заказов.
• Программное обеспечение по управлению продажами позволяет осуществлять управление продажами на территориях и пла нирование поездок, найм и отбор торговых представителей, осуществление их подготовки, прогноз продаж, оценку по лученных результатов и ведение контроля.
Степень влияния информационной технологии на работу торговых представителей может быть измерена на любом уровне, например менеджером по работе с клиентами на национальном уровне.
Продажи И Управление продажами в действии |
Революция в области информационных технологий
За последние пять лет информационные технологии вошли в жизнь каждого человека. Пользуясь банковским автоматом, видеосистемой или карманным калькулятором, каждый из нас получил от новой технологии выгоды. То же самое можно сказать и о наших рабочих местах, которые в результате технологической революции испытали большие изменения.
Мои рабочий функции в сфере продаж меняются по мере того, как технологии меняют среду, в которой мы действуем, что приводит к сокращению числа сотрудников, необходимых для решения наших задач. Что я понимаю под всем этим?
Много лет тому назад торговый представитель посещал потенциального клиента и обсуждал с ним возможности совершения операций. В конце встречи он возвращался в свой офис и писал потребителю письмо-потдверждение, в котором перечислял подробности, которые были обсуждены в ходе встречи, и добавлял любую требуемую в этом случае информацию. Подготовленный документ отдавался секретарю для перепечатки на машинке, на что могло потребоваться от одного до двух дней. Отправленное по почте письмо потребитель получал спустя еще пару дней. Однако у него, возможно, уже возникли дополнительные вопросы, которые он хотел бы задать торговому представителю, и поэтому он писал ответное письмо, что требовало еще двух дней для перепечатки и двух дней для пересылки. Если учесть время, которое требуется для обдумывания ситуации, весь процесс растягивался на две недели. Когда появились факс-аппараты, продолжительность в две недели сократилась до нескольких дней благодаря устранению из процесса почтовой пересылки. Теперь это время сократилось еще больше благодаря появлению электронной почты, позволяющей отправлять сообщение в течение секунд. Это также намного сократило время для размышления и обдумывания, поскольку люди теперь требуют оперативных ответов.
Появление мобильных телефонов имело аналогичный эффект. Теперь с торговым представителем можно связаться в любой мо-
Мент, чтобы оперативно принять решение. Я отнюдь не хочу сказать, что все это носит негативный характер, однако эти перемены необходимо учитывать, поскольку подобные изменения в значительной степени повлияли на характер работы торговых представителей и на среду, в условиях которой они работают.
В аналогичной степени компьютеры повлияли и на наших заказчиков. Большая часть процесса покупки в результате появления систем EPOS (электронных точек продаж) теперь является компьютеризированной. Это позволяет командам по покупкам устанавливать другие параметры по размерам запасов, составу ассортимента и сезонности, и составлять компьютеру задачу повторного размещения заказов каждый раз, когда какой-то товар куплен. Теперь этот процесс перешел на более глубокий уровень — прямой ввод данных (DDE), позволяющий компьютерам в офисах заказчика и поставщика взаимодействовать непосредственно, в результате чего необходимость в больших командах, занимающихся покупками или продажами, исчезла. И наконец, имея компьютеризированный склад, в котором компьютер контролирует наличие пространства и даже может самостоятельно «выбирать» продукцию (пока только целые упаковки), количество сотрудников, необходимых для управления цепью поставок, возможно, сократится до четверти от того, какое было всего несколько лет назад.
Однако вернемся к продажам. Традиционно одной из задач торговых представителей на местах было регулярное посещение многих заказчиков. Приходилось тратить часы на разработку плана поездок, который, если выразить идею максимально просто, обеспечивал бы посещение каждой точки розничной торговли приблизительно через одинаковые промежутки времени в течение многих недель взаимодействия с ними. Это требовало много времени и не всегда позволяло учитывать динамичные изменения в отношении приоритетности, например, кампания продвижения на Пасху требует взаимодействия только с некоторыми потребителями. Сегодня с этой задачей, и не только с этой, легко может справиться компьютер. Базы данных, содержащие всю необходимую информацию о потребителях, их покупательских привычках и истории взаимодействия с ними, могут обрабатываться так, чтобы гарантировать максимальную загруженность торговых представителей. Такие системы могут выявлять потребителей, регулярно покупающих вашу продук
Цию и не требующих дополнительного к ним внимания, а также потенциальных потребителей, которые до сих пор пока не покупали у вас ничего. Они также могут определить, какого торгового представителя целесообразнее отправить к потенциальному заказчику: того, кто находится к нему ближе всего; того, кто наиболее эффективно взаимодействует с таким типом клиента; или того, у кого имеется наиболее подходящий для этого визита опыт. Эта информация всегда доступна, однако в реальной жизни ни у кого не хватало достаточно времени, чтобы работать с ней. Реальной выгодой компьютеров является и то, что они могут предоставлять нужную информацию очень быстро.
Возможно, именно экономия времени является самой значимой характеристикой компьютеров. Предоставление данных и общей информации в настоящее время контролируется, как правило, всего одним человеком и компьютером, а не командой, роющейся в груде документов. Это определяет количество требуемых сотрудников. Чем лучше человек овладел приемами работы с компьютером, тем больше времени он может высвободить на другие дела.
Следующей категорией сотрудников, на работу которых влияют компьютеры, являются секретари. Число секретарей также сокращается по мере того, как остальные категории служащих, научившись использовать компьютер в своей деятельности, сами могут заниматься презентацией или отправлять вместо обычной корреспонденции электронные письма. Кроме того, появление мобильных телефонов, электронной почты, факсов, оборудования для автоматических ответов делает возможным передачу сообщения напрямую, а не как раньше — через секретаря, что порой приводило к сбоям или ошибкам.
Появление компьютеров должно способствовать более полному восприятию потребителями характера деятельности торгового представителя, поскольку делает ее более профессиональной и более производительной. Однако в основе этого утверждения лежит большое допущение, что торговый представитель: (а) подготовлен для того, чтобы пользоваться этой технологией; (б) может пользоваться ей, т. е. она имеется в наличии; (в) хочет пользоваться ей. Если эти три фактора отсутствуют, то оборудование становится очень дорогостоящим «белым слоном».
Обобщив сказанное, можно сделать вывод, что компьютеры повлияли на все аспекты работы. Они взяли на себя функции
[
Некоторых категорий сотрудников и помогают другим специалистам решать их задачи. Самое трудное здесь оценить то, какими будут следующие изменения.
Применение информационной технологии в продажах и управлении продажами
Применение информационной технологии в работе торговых представителей может вызвать некоторые проблемы, поскольку одни из них (а также отдельные менеджеры) не имеют требуемых компьютерных навыков и страдают от «технофобии», другие могут не хотеть тратить свое время на развитие таких навыков, поскольку считают, что их «время — это деньги». О'Коннор и Галвин (O'Connor and Galvin, 1997) предположили, что существует ряд факторов, которые могут повысить вероятность успеха при реализации программы автоматизации деятельности торговых представителей.
1.. Привлечение торговых представителей к разработкам: следует уже на первых этапах разработки системы привлекать к этому торговых представителей, чтобы они понимали предназначение таких систем и поэтому не боялись их установки. Необходимо добиться того, чтобы торговый представитель хотел установки этой системы, т. е. чтобы она ему не навязывалась. А для этого торговые представители должны понимать, как подобные системы смогут улучшить и облегчить их работу.
2.Обеспечение подготовки: некоторые торговые представители не имеют соответствующей компьютерной подготовки и из-за этого продолжают считать, что бумажная технология, которой они пользуются долгие годы, остается для них вполне подходящей. Для таких людей необходимо организовать базовые курсы по развитию компьютерных навыков, благодаря которым они приобретут уверенность в работе с новым оборудованием, причем это необходимо сделать до установки программного обеспечения на рабочих местах.
3. Выбор несложного для пользования программного обеспечения: такой вариант снизит затраты торговых представителей при переходе к новым методам на основе информационных технологий.
4.. Избегание реализаций типа «большой скачок»: программное обеспечение должно вводиться постепенно и опробоваться на небольшой «пилотной» группе, прежде чем будет предлагаться всей команде торговых представителей. В эту начальную группу долж-
Ны входить люди, которые позитивно относятся к информационным технологиям и затем будут действовать в качестве инструкторов во время их широкого внедрения.
5.Обеспечение телефонной поддержки: для того чтобы справиться с проблемами, которые неизбежно возникнут, необходимо установить телефонную линию помощи для того, чтобы сотрудники могли получать ответы при возникновении проблем или необходимости получить совет. Если торговый представитель столкнется с тем, что ответ на его вопрос получить оперативно не удается, у него появится желание снова вернуться к бумажной технологии.
Б. Обеспечение технической поддержки: такая поддержка особенно необходима для портативных компьютеров. Это включает наличие соответствующего эксплуатационного и ремонтного оборудования, обновление программного обеспечения и осуществление специальных действий по обновлению базовой информации в компьютерах.
Теперь мы проанализируем более подробно потенциал информационных технологий при продажах и управлении клиентами, а также при управлении продажами. Мы также оценим влияние информационных технологий на некоторые прикладные аспекты, например, в коммерческом маркетинге.
Применение информационных технологий в продажах и управлении клиентами
В настоящее время существуют очень большие возможности коммуникации посредством электронной почты и факса, в результате чего торговые представители могут гораздо оперативнее выходить на потребителей или сотрудников отделов продаж, чем раньше. Кроме того, появление портативных компьютеров означает, что вести и обновлять базу данных с информацией о клиентах теперь несложно.
Это позволяет торговому представителю избавиться при планировании работы с потребителями от множества бумажных документов и получить прямой доступ к нужной информации простым нажатием на кнопку компьютера, даже в ходе непосредственного общения с потребителем. Основной пакет программного обеспечения для управления клиентами позволяет хранить и пополнять следующую информацию:
•название компании и ее адрес;
•номера телефонов и факсов;
•адреса электронной почты;
•фамилии представителей, осуществляющих контакты, с указанием их должности;
•виды бизнес-операций;
•размер бизнес-операций;
•статус (потенциальный потребитель, потребитель, клиент);
•личные интересы;
•дата последнего общения.
Приведенный ниже кейс показывает, как работает система
Управления клиентом на рынке «бизнес — бизнес», подготовленная
И предлагаемая лондонской компанией KMS. Продажи
И Управление клиентами при помощи
Управпение информационных технологий
Продажами
Market-base — это пакет программного обеспечения, целью которого помимо прочего является управление клиентами в сфере «бизнес — бизнес». Он позволяет поставщикам создавать системную базу данных по контактам, заказчикам, отраслям, местам расположения, потенциальным клиентам, использованию продукта и компьютерной деятельности. Имея поддержку в виде цветных графиков, пакет позволяет передавать информацию в компании вверх и вниз, от директора и менеджера в офисе до торговых представителей на местах и обратно.
Торговые представители могут получить легкий доступ к базе данных при подготовке к общению с заказчиками, планировании своей работы, проверке запросов, отслеживании потенциальных клиентов, планировании продаж, осуществлении мониторинга и прогнозировании продаж. По каждому клиенту и контакту с ним хранится вся информация: даты встреч, а также любые другие подробности, которые могут представлять интерес для торгового представителя. Специальные приложения позволяют легко составлять отчеты, включая в них графические материалы, необходимые для пользователя. При использовании этого программного обеспечения также возможна целенаправленная рассылка почтовых сообщений.
Такие компьютерные программы, как Market-base, меняют скорость и качество коммуникаций как внутри компании, так и между поставщиком и заказчиком. Используя компактные компьютеры, торговые представители могут получать информацию в любой момент, находясь непосредственно на рабочем месте.
Помимо базовой информации о клиентах современное программное обеспечение может предоставлять информацию о потребителях, пользователях и конкурентах через портативный компьютер. В табл. 8.2 представлен список информации внутреннего и внешнего характера, которая может быть очень полезной при работе с клиентом.
Таблица 8.2. Информационные приложения, получаемые через компьютер
Внутренние Внешние
Рентабельность взаимодействия Информация о рынке (размер,
С основными потребителями структура, доля по брендам)
По секторам, по брендам* Информация по потребителям
Рентабельность по продуктам (включая информацию по брендам) Бюджеты и отчеты Информация для потребителей
Прогнозы по спросу Разведывательные данные
Информация по продукции о соперниках
Информация о поставках Отчеты о контактах с поставщиками Базы данных по точкам розничной торговли
* Рентабельность по потребителям, при которой анализируется доход от различных комбинаций по продуктам и потребителям, особенно полезна для распределения ресурсов по потребителям, например при распределении бюджетов на кампании продвижения или деятельность торговых представителей.
Исходя из потребности менеджеров и торговых представителей в обобщении информации, им могут быть предоставлены наборы рабочих инструментов. Это база данных по интегрированной информации, которой они могут воспользоваться через свой портативный компьютер. Большая часть такой информации внутренней и внешней направленности, перечисленной выше, при использовании соответствующего программного обеспечения интегрируется и может быть использована для принятия соответствующих решений.
В тот же самый набор инструментов может входить такое программное обеспечение, как LotusNotes, которое благодаря тому, что информация может быть общедоступной (например, о результатах прошедшей встречи), помогает более согласованной дея
Тельности команд. Это устраняет необходимость в копировании отчетов о контактах для всех членов команды; вместо этого основные положения о встрече могут быть получены через индивидуальные портативные компьютеры.
Портативные компьютеры (или набор рабочих инструментов менеджера по работе с клиентом) также является ценным коммуникационным инструментом для персонала, занимающегося торговыми функциями. Дистанционные коммуникации через программное обеспечение по электронной почте позволяют осуществлять онлайновые контакты с головным офисом, с другими сотрудниками, находящимися не в штаб-квартире компании, и с потребителями (электронные связи с потребителями становятся обычным делом).
Для одного и того же набора рабочих инструментов вполне нормально обеспечить доступ к разным офисным пакетам, таким, как текстовый редактор, графический редактор и электронные таблицы. Поэтому торговый представитель, готовясь к презентации или составляя коммюнике для потребителя, может действовать ни от кого не завися. Например, в состав интегрированного офисного пакета входят: Lotus SmartSuite, в котором есть AmpiPro (процессор работ), Lotus 1—2—3 (электронные таблицы) и графический редактор Freelance Graphics. Аналогично, в набор рабочих инструментов может входить программное обеспечение компании Microsoft, например Word, Power Point и Excel.
Одной из самых последних инноваций в корпоративных информационных технологиях являются те, что связаны с Интернетом. Например, интранет, идея создания которой заключается в том, что создается локальная сеть, позволяющая получить доступ к информации в электронном виде. В этом случае у менеджеров по работе с клиентами появляется множество возможностей связаться с базами данных через такое дистанционное устройство, как портативный компьютер.
Производительность может быть повышена дополнительно за счет включения в портативный компьютер устройства автоматического приема заказов. Вместо передачи заказов по телефону торговый представитель может подсоединиться через модем к головному офису. Информация из головного офиса, например о наличии продукта, может быть загружена в портативный компьютер точно так же.
Приложения для управления продажами
Приложения информационных технологий для управления продажами могут также повысить производительность в таких
сферах, как управление территориями и планирование поездок, найм и отбор персонала, подготовка сотрудников, прогнозирование продаж, определение численности торговых представителей и оценка их деятельности. Рассмотрим, как информационные технологии влияют на деятельность менеджеров по продажам в каждой из этих областей.
Продажи И Управление продажами в действии |
Сократить время, которое тратится на поездки (одно недавнее исследование в Великобритании, проведенное Kinniar Group, показало, что в среднем 42% времени торговый представитель проводит на колесах), а значит, повысить производительность можно за счет более эффективного управления территорией или планирования поездок. Существует программное обеспечение, которое позволяет разбивать общую площадь на удобные участки или разрабатывать планы поездок, обеспечивающие минимальное время на дорогу, и поэтому больше времени можно теперь тратить на непосредственные контакты с заказчиками. Приведенный ниже кейс показывает, как этого можно добиться.
Применение информационных технологий для управления территориями
Sales Performance и Analysis Ltd of Leamington Spa market — это два пакета программного обеспечения, предназначенных для оптимизирования обслуживаемых территорий и планирования поездок. Первая из них (ТОТЕМ — оптимизация территорий и управление территорией) — это набор компьютерного программного обеспечения, позволяющего разбивать территории в зависимости от рабочей нагрузки и времени поездок по ним. Исходными данными является полная компьютеризированная дорожная сеть в Великобритании. Программа анализирует эту сеть с учетом разных скоростей на разных классах дорог в городах, учитывая при этом узкие участки. Страна разбивается на так называемые «кирпичи», в качестве которых выступают небольшие географические районы со своими почтовыми кодами. Программа вычисляет самое краткое время поездки от одного «кирпича» до другого и предоставляет базу данных, насчитывающую множество вариантов поездок (могут быть рассчитаны несколько миллионов вариантов). Она также работает и с другими географическими единицами, например с отдельными предприятиями.
Программа использует базу данных для формирования территорий вокруг места жительства торгового представителя. Каж-
Дый «кирпич» выделяется тому сотруднику, который может обслужить его в самое короткое время. База данных о рабочей нагрузке также используется для вычисления рабочего потенциала каждой территории. В этом случае целью становится обеспечение того, чтобы территории имели примерно одинаковую рабочую нагрузку для сотрудников. В результате территориальное планирование, при котором каждый «кирпич» располагается как можно ближе к месту проживания торгового представителя, становится оптимальным, а рабочие нагрузки — сбалансированными.
Второй пакет программного обеспечения — JOURNEY PLAN представляет собой набор программ, в основе которых лежит та же самая база данных о времени поездок, позволяющая оптимизировать графики посещения заказчиков, минимизируя время поездок при любом заданном наборе размещения заказчиков. Программа разработана для специалистов по продажам и услугам, которым необходимо совершить одно или несколько посещений клиентов. Call Cycle Optimiser — система, установленная в головном офисе компании, автоматически генерирует наилучший план поездок для торгового представителя по определенной территории с заранее запланированным числом посещений заказчиков. Service Call Optimiser привязывает посещение клиента к наиболее оптимальному по местонахождению инженеру, имеющему необходимый уровень подготовки, игнорируя территориальные границы. Эта система может использоваться для выравнивания рабочих нагрузок или всегда выбирать наиболее подходящего инженера независимо от баланса рабочей нагрузки.
Drivetime Call Planner — это «ручной» вариант системы, которым торговый представитель на месте может пользоваться на своем портативном компьютере. Зная места расположения заказчиков и имея базу данных по срокам, торговый представитель может спланировать свою рабочую нагрузку на день, используя для этого простые приемы работы с компьютером. Время поездок от одного посещения до другого выводится на экран, и система определяет, какие посещения целесообразно сделать. И наконец, Drivetime Call Optimiser позволяет оптимизировать рабочие графики. Может быть выбрано число посещений, и программное обеспечение автоматически распределит их таким образом, чтобы минимизировать время поездок.
Решения, связанные с наймом и отбором персонала, также можно упростить, если воспользоваться приложениями информационных технологий. Были разработаны целевые пакеты программ, позволяющие оценить пригодность претендентов на должность торгового представителя. Например, компания Un-Mask Ltd разработала такой пакет, который оценивает кандидатов с точки зрения трех критически важных качеств: интеллекта, мотивации и способности продавать. Показателем интеллекта является уровень вербальных, цифровых и пространственных способностей. Мотивация измеряется параметрами направленности, амбиции, уровня энергетики и необходимости в признании. Способности в сфере продаж позволяют отслеживать показатели по 12 параметрам, которые могут быть отобраны в зависимости от сущности конкретной работы, и включать такие направления, как выявление потенциальных покупателей, их квалификация, презентационные умения, завершение сделки, работа по телефону и управление временем.
Пакеты компьютерных программ могут также использоваться применительно к деятельности уже имеющихся команд торговых представителей с целью диагностирования случаев, когда необходима дополнительная мотивация, а также выявления низких показателей работы. Например, менеджер по продажам может выявить некоторые слабости и сосредоточиться на их устранении (например, презентационное умение). Оценивая мотивацию, менеджер может определить, что является для человека более важным: статус или деньги, и соответствующим образом скорректировать свои действия.
Реализация программ подготовки также может осуществляться при помощи информационных технологий. Пакеты подготовительных курсов на основе компьютера (СВТ) могут использоваться для предоставления знаний или разработки навыков при управлении информацией. В частности, таким образом может предоставляться информация о новых продуктах. Программное обеспечение может использоваться для предоставления информации и оказания помощи торговому представителю в запоминании основных положений, а также для проверки уровня его знаний. Некоторые компании, например действующие в отрасли финансовых услуг, требуют, чтобы их торговые представители сначала вышли на минимальный уровень, измеряемый в баллах, прежде чем им позволят самостоятельно продавать. Основным преиму-
Ществом программного обеспечения для подготовки специалистов является то, что оно может быть использовано в любое время и в любом месте и таким образом, чтобы в наилучшей степени соответствовать запросам компании и пользователя.
Все больший интерес проявляется к мультимедийным пакетам подготовительных материалов. По мере того как все больше и больше портативных компьютеров имеют CD-ROM, а организации по подготовке кадров устанавливают у себя мультимедийные лаборатории, применение этих средств возрастает. Некоторые организации, занимающиеся подготовкой кадров, используют Philips CD, позволяющие получать интерактивные ответы при работе группы или в классе.
Компьютеры используются торговыми представителями для прогнозирования продаж уже много лет. Так, пакет статистических программ SPSS может применяться для прогнозирования будущих продаж, используя такие современные приемы, как регрессионный анализ. Это требует учета ряда переменных, например расходов на рекламу, располагаемого дохода и относительных ценовых уровней, на основе которых и готовится прогноз по будущим продажам. Если бы не мощь компьютера, вычисления этого рода потребовали бы огромного времени, труда и могли бы сопровождаться ошибками.
Такие пакеты программного обеспечения, как Microsoft Office или Lotus Smart Suite, часто имеющие электронные таблицы, могут использоваться для определения численности торгового персонала и проведения количественной оценки работы этого персонала. Под электронными таблицами понимают пакеты компьютерных программ, которые используются для учета, представления и вычисления данных числового характера. Эти пакеты позволяют осуществлять относительно простые вычисления, например суммирование или определение среднего. Так, стоимость полученных торговым представителем заказов в разбивке по заказчикам затем может быть суммирована и сопоставлена с предыдущим периодом. Многие из количественных измерений в работе торговых представителей, которые обсуждаются в гл. 14, можно ввести в электронные таблицы, в результате чего их оценивание будет осуществляться более легко.
В гл. 14 описывается подход на основе рабочей нагрузки для определения численности торговых представителей. В него входит определение количества торговых представителей на основе
10 Продажи и управление продажами
Количества клиентов и числа рабочих дней в году. Пакет электронных таблиц может использоваться для проведения требуемых вычислений, а также для ответов при рассмотрении сценариев типа «что, если». Например, сколько дополнительных торговых представителей потребуется, если число клиентов, которых надо посещать, возрастет или увеличится частота их посещений?
Применение информационных технологий в розничной торговле и торговом маркетинге
В сфере розничной торговли произошли крупные изменения, одно из следствий которых — ведение бизнеса между поставщиками и розничными торговцами напрямую. Поэтому поставщикам необходимо учитывать технологии и стратегии своих заказчиков. Поставщики должны быть очень внимательными к тому влиянию, какое их действие может оказать на технологию заказчика, и должны пользоваться возможностями, предоставляемыми общей информацией и общими технологическими ресурсами.
В настоящее время влияние на рынке переходит от производителей к розничным торговцам, чему в значительной степени способствуют технологии и информация, применяемые розничными торговцами. Ниже приводится описание некоторых из основных разработок в области информационных технологий.
Электронная точка продаж (EPOS)
Основным преимуществом EPOS и розничных сканирующих систем является объем своевременной и точной информации, которую они позволяют получить. Развитие технологии в значительной степени облегчило и углубило анализ данных. Помимо первоначально получаемых данных при помощи сканера об объемах продаж, уровнях запасов, оборотах запасов, цене и марже, теперь розничные торговцы получают информацию о демографических и социоэкономических характеристиках своих потребителей и их стилях жизни. Они также могут оценить влияние всего набора параметров, например цены, кампании продвижения, рекламы, расположения в магазине, положения товаров на полке, числа демонстраций и т. д. Такая информация помогает им в выборе ассортимента продукции, распределении полочного пространства и выборе тактических действий при продвижении продукции.
EPOS, несомненно, изменила взаимоотношения между покупателем и торговым представителем. До того, как появились данные на основе сканирования, торговые отношения зависели от информации, предоставляемой производителями на основе регулярно проводимых аудитов, которая даже в этом случае опаздывала, как минимум, на несколько недель. Более подробные точные и своевременные данные, выдаваемые системами сканирования, позволили розничным торговцам получить значительно большую силу при ведении переговоров с поставщиками. Поэтому не удивительно, что теперь сама информация является объектом обсуждения в ходе переговоров. Сейчас сами производители покупают данные EPOS у своих заказчиков, но они могут также получать их в обмен на свою информацию. Рыночное знание по-прежнему остается сильной стороной производителей, а общая картина национального рынка для розничной торговли очень важна. Кроме того, вооруженный данными EPOS, полученными от розничной торговли, производитель теперь может поставлять хорошо нацеленные маркетинговые программы, выгодные для обоих сторон. Если царит по-настоящему рыночный дух, то предпочтительным вариантом подхода становится кооперация.
EPOS зависит от нанесения штрих-кодов на все продукты, подлежащие сканированию. Это непосредственно влияет на производителя/поставщика, который должен гарантировать, что все упаковки имеют штрих-код и что штрих-код наносится на любой новый продукт или любую новую упаковку до того, как будет отгружен какой-то товар.
В сфере торговли критичным моментом является максимизация продаж и повышение рентабельности площадей, на которых осуществляется торговля. Розничные торговцы и производители широко пользуются системами управления площадями, пытаясь систематизировать процессы принятия решений по вопросам мерчендайзинга в розничной торговле. Во многих случаях производители не только покупают такие пакеты, но и организуют отделы, специализирующиеся на управлении площадями. В этом случае появляются возможности для их активного использования производителями, особенно в ситуациях, когда розничный торговец испытывает дефицит в ресурсах. Что еще более важно, производители могут зарекомендовать себя в качестве специалистов по каким-то
Категориям продукции. Так, в секторе прохладительных напитков Schweppes Beverages из Coca-Cola (CCSB) действует как специалист в этой категории. Основной функцией торгового маркетинга CCSB является предоставление рекомендаций розничной торговле
О распределении пространства под различные категорий прохладительных напитков. Примером пакета программного обеспечения, позволяющего это сделать, является Spaceman компании Nielsen.
Непосредственная рентабельность продукта Системы определения непосредственной рентабельности продукта (DPP, direct product probitability) могут повлиять на решения розничных торговцев иметь в запасе те или иные продукты, на то, где они размещаются в магазине, какая на них устанавливается цена и даже на то, на каких условиях их заказывать. Поэтому важно, чтобы производитель понимал сущность DPP в той мере, в какой этим приемом пользуются отдельные розничные торговцы. В настоящее время DPP активно заменяет в качестве показателя валовую маржу, поскольку является более точным параметром вклада продукта в общие показатели компании по накладным расходам и прибыли. В нем учитывается тот факт, что каждый продукт отличается по количеству ресурсов, которые на него затрачиваются; например по величине транспортных расходов, складских и магазинных расходов, затрат на работу с ними персонала, пространства на полке и даже расходов в головном офисе компании. Поэтому производитель должен знать, как розничный торговец использует DPP, и обладать достаточным опытом, чтобы уметь обрабатывать результаты, полученные на основе анализа розничного торговца. Например, товар с низким показателем DPP тем не менее может быть важным для успешной деятельности торговца, если он обеспечивает привлечение в магазин покупателей и если отказ от него приведет к потере ряда потребителей.
Этот подход может использоваться и производителями, К розничными торговцами для анализа расходов на их участках цепи дистрибуции, а ими обоими — для оценки расходов и прибыли другой стороной, что полезно для последующих переговоров. В некоторых случаях производители берут инициативу внедрения DPP на себя и за счет этого получают потенциальные выгоды обе стороны. Компания Proctor and Gamble (США) утверждает, что она будет модифицировать свои упаковки, свои условия сделок и другие переменные по результатам анализа DPP. Активное при
Менение DPP производителями лучше всего проявляется в отношении фактических данных о затратах, получаемых от розничного торговца; без этого будут использоваться только стандартные данные из отрасли розничной торговли. Если продолжить начатую тему, можно сказать, что сотрудничество между производителем и розничным торговцем во взаимном обмене данными — это отличная стратегия, позволяющая максимизировать выгоды обеим сторонам.
Технологии также позволяют осуществлять управление категориями. Сканирующая технология предоставляет информацию на уровне детализированное™, что позволяет разрабатывать для разных типов или категорий магазинов свои стратегии мерчендайзинга (специальный ассортимент продукции, распределение площадей, ценообразование, кампании продвижения). Более того, современные программы компьютерного моделирования позволяют заранее протестировать такие маркетинговые программы до начала их реализации.
Розничные торговцы будут более положительно реагировать на действия тех производителей, которые заявят о себе как об экспертах в данной категории продукции. Производители могут пойти дальше и сэкономить время розничного торговца, проанализировав и идентифицировав основные тренды по продуктам и по потребителям. Назначенный «ответственный за категорию» отвечает за нее и занимается подготовкой стратегических рекомендаций. Это, конечно, предполагает принятие производителем на вооружение соответствующих технологий и приложений, однако выгоды от этого будут для производителя очевидны. Производители могут получить обширную информацию по параметрам бренда, но также положительно воспримут любые другие данные
О потребительском поведении и деятельности конкурентов, которыми розничные торговцы смогут поделиться с ними как с экспертами по данной категории. В результате такой производитель сможет оказаться в позиции, позволяющей целенаправленно заниматься мерчендайзингом и прикладывать усилия по продвижению продукции более прицельно.
Электронный обмен данными {EDI)
Прямая связь между компьютерными системами производителя и розничного торговца способствует более широкому сотрудничеству между этими структурами и позволяет получить выигрыш по расходам и производительности. EDI используется во всем цикле: от размещения заказа и его доставки до оплаты счет-фактуры, в результате чего происходит сокращение транспортных расходов, ускоряется поставка и минимизируются запасы. Например, основываясь на моделях контроля за товарно-материальными запасами, EDI становится средством автоматического размещения заказов.
В ситуациях, где поставщик управляет товарно-материальными запасами своего заказчика, могут быть установлены электронные связи, чтобы передавать информацию о перемещениях в запасах заказчика непосредственно поставщику. Возможность управлять товарно-материальными запасами своего заказчика для производителя очень выгодна. За счет этого производитель способен повысить качество прогнозирования по спросу, минимизировать товарно-материальные запасы, как свои, так и заказчика, не допуская при этом появления у заказчика дефицита.
В главе рассмотрены новые разработки в области продаж, такие, как рост прямого маркетинга, маркетинга на основе баз данных, телемаркетинга, маркетинга на основе Интернета и другие приложения информационных технологий для продаж и управления продажами. Показано, как информационные технологии помогают таким компаниям, как Direct Line, First Direct и Dell Computers непосредственно взаимодействовать с заказчиками без торговых представителей или дистрибьюторов. Использование прямой почтовой рассылки и телемаркетинга сокращает потребность в торговых представителях на местах, а рост маркетинга через Интернет революционизирует способ осуществления трансакций.
Такие разработки в области информационных технологий, как электронная почта, факсимильная связь и мобильные телефоны, постоянно улучшают коммуникационные связи между торговыми представителями, заказчиками и головным офисом. Однако они также оказывают повышенное давление на торговых представителей, от которых теперь ожидается, что они благодаря использованию новых коммуникационных технологий будут реагировать более оперативно на запросы потребителей.
Менеджеры по продажам также в значительной степени выиграли от таких разработок. Информационная технология стала платформой для управления новыми территориями, планирования поездок торговых представителей, найма и отбора персонала, прогнозирования объема продаж, определения численности торговых представителей и разработки моделей оценивания, а также позволила улучшить коммуникационные связи с торговыми представителями на местах.