Продажи и управление продажами
Дополнительная помощь в отборе
Хотя прием интервью всегда важен для отбора, некоторые компании для того, чтобы удостовериться и получить более объективную оценку потенциальных сотрудников, применяют дополнительные приемы. Ряд крупных компаний для этого прибегает к психологическим тестам. Однако надо помнить, что этими тестами следует пользоваться с должной осторожностью. Для проведения тестов и интерпретирования полученных в ходе них результатов обычно необходим подготовленный психолог. Более того, тесты вызывают и ряд критических замечаний.
1. В процессе тестирования легко обмануть. Претендент, понимающий, какой тип человека требуется для продаж, не станет отвечать откровенно, а будет давать такие ответы, которые требуются. Например, отвечая на такой вопрос, как «Кто более ценен для общества: человек-практик или мыслитель?», подобные люди, конечно, ответят «человек-практик», хотя думать они могут по - другому.
2. Многие подобные тесты скорее измеряют интерес, чем способности к продажам. Менеджер по продажам знает интересы своих успешно действующих торговых представителей и использует тесты для того, чтобы обнаружить, имеются ли у потенциальных претендентов аналогичные интересы. В данном случае используется предположение, что успех в продажах можно предсказать по типу интересов человека. Однако, выявляя интересы молодых футболистов, вряд ли можно открыть нового Джорджа Беста (Известный игрок, 1946 г. р., выступавший за команду Manchester United в 1960-е годы. — Прим. перев.).
3. Тесты используются для идентифицирования личностных свойств, которые могут не иметь отношения к успеху в продажах. Для того чтобы спрогнозировать успех в продажах, были численно измерены такие свойства личности, как социальность, доминирование, дружелюбие и лояльность человека. Хотя некоторые из них могут быть полезными для торгового представителя, они не позволяют определить сотрудников, которые покажут высокие и низкие результаты в работе.
В этой главе говорилось об использовании более комплексного показателя личностных качеств человека, для того чтобы выявить степени эмпатии и честолюбия, которыми он обладает. Майер и Гринберг показали, что успех в продажах может быть обоснованно и точно спрогнозирован, если известны именно эти характеристики. Идеальным является человек, который обладает высокими показателями по обоим из них. Высокая степень эмпатии (способность чувствовать так же, как чувствует потребитель) и честолюбия (потребность осуществить трудную продажу) обычно ассоциируются с высокими показателями продаж. Вариант, при котором у человека высокий показатель эмпатии, но низкий по координате честолюбия, означает, что скорее всего к торговому представителю потребители будут относиться хорошо, но продажи будут идти со скрипом, поскольку он не умеет завершать сделку. Человек с низкой эмпатией и с сильно выраженым честолюбием скорее всего будут действовать слишком напористо, преследуя в первую очередь собственные цели и не учитывая индивидуаль
Ных запросов потребителей. И наконец, человек с невысокими показателями по эмпатии и честолюбию окажется для компании полным балластом. Слишком много торговых представителей, по мнению Майера и Гринберга, попадают именно в последнюю из указанных групп.
Сам по себе тест по определению комплексного показателя личностных качеств человека основывается на приемах принудительного выбора. Претендент выбирает те утверждения из четырех предложенных, которые больше всего или меньше всего ему нравятся. Два из таких утверждений можно назвать благоприятными, а два остальных — неблагоприятными. Майер и Гринберг утверждают, что при таком тесте трудно обмануть, поскольку два благоприятных утверждения выбираются такими, чтобы они были в равной степени благоприятными, а два неблагоприятных — в равной степени неблагоприятными. В этом случае, скорее всего, претендент выскажет свои истинные мнения, но поскольку очень трудно подготовить утверждения, которые в равной мере благоприятны или неблагоприятны, то правильней говорить, что такой вариант скорее минимизирует обман, чем полностью его исключает. Такой текст также позволяет преодолеть критические замечания, связанные с тем, что психологические тесты в целом измеряют личностные черты, которые, возможно, не коррелируют с показателями работы. Майер и Гринберг описывают эмпатию и честолюбие как способность, обеспечивающую реализацию динамики продаж, и приводят свидетельства, что показатели по указанным характеристикам коррелируют с показателями работы торговых представителей в таких отраслях, как продажа автомобилей, страховых полисов или услуги взаимных фондов.
Если тест по комплексному показателю личностных качеств или любой другой психологический тест должен использоваться в качестве основы для отбора персонала, связанного с продажами, обоснованной процедурой будет предварительная проверка теста на работоспособность. Исследования показали, что разные личностные тесты лучше коррелируют с показателями работы в разных ситуациях, связанных с продажами. Рендалл (Randall, 1975), например, продемонстрировал, что тип человека, который наиболее успешно продает шины, можно характеризовать, как «серый». Такому продавцу присущи застенчивость, робость, скромность, показатели интеллекта ниже среднего, что совершенно противоречит стереотипу торгового представителя как экстраверта, динамичной личности, болтающей без умолку. Объяснение того, почему такой человек оказался успешным в продаже конкретного вида продукции, связано с конкретной ситуацией. Занимаясь продажей шин, которые не рекламировались широко и имели на рынке только небольшую долю, этот торговый представитель должен был находиться постоянно рядом со складом шин, в надежде расчитывая на возникновение срочных заказов. Ему это удалось сделать, поскольку его компания предоставляла услуги более оперативно, чем большинство ее конкурентов. Этого человека по характеру своему готов был ждать, вместо того, чтобы использовать методы продаж, убеждающие потребителя.
Этот очень убедительный пример показывает, насколько разнообразными могут быть ситуации, связанные с продажами. Сравните описанную ситуацию с навыками, умениями и личностными характеристиками, необходимыми для продажи высокотехнологичного оборудования, и вам сразу же станет понятно, что успешный выбор персонала должен фокусироваться на обеспечении соответствия между типом требуемых представителей и типом ситуаций, в которых им придется работать при продажах. Действительно, Гринберг, как создается впечатление, изменил свою прежнюю позицию по сравнению со своими более ранними исследованиями и признал, что успех в продажах зависит и от других личностных характеристик, которые оказываются выигрышными в конкретной ситуации (Greenberg and Greenberg, 1976). Поэтому для разных ситуаций могут потребоваться разные психологические тесты.
Проверка требует идентификации психологического теста или тестов, при помощи которых можно будет разделить торговых представителей на тех, кто имеет показатели работы выше средних, и тех, чьи результаты ниже средних. Дополнительные проверки покажут, насколько результаты теста коррелируют с показателями работы вновь набранных сотрудников. Недавнее исследование породило сомнения в отношении общей применимости теории эмпатии и честолюбия для достижения успехов в продажах, но, конечно, тест по комплексному показателю личностного качеств человека является единственным психологическим тестом, используемым для проверки достоверности, хотя он должен проводиться под наблюдением опытного психолога.
И наконец, нужно подчеркнуть, что психологические тесты следует проводить в качестве дополнения к собеседованию, а не вместо него.
Еще одним средством, помогающим при отборе торговых представителей, является применение ролевых игр, позволяющих определить потенциальные возможности кандидатов именно как торговых представителей. Этот прием позволяет вовлечь их в ситуации, связанные с продажами, и оценить, насколько хорошо они в них действуют.
Однако у этого приема существует недостаток, заключающийся в том, что в лучшем случае он измеряет способность к продажам на данный момент. Это может зависеть помимо прочего от предыдущего опыта продаж. Однако более полезным будет вариант, при котором оцениванию подлежит потенциал человека. Более того, ролевые игры не могут оценить способность претендента устанавливать и поддерживать долгосрочные отношения с покупателями, и поэтому в большей степени они подходят к тем видам работ, связанных с продажами, при которых отношения между покупателем и продавцом являются краткосрочными, а сама продажа — как правило, разовой. Ролевые игры могут быть также полезны для выявления «безналежньгх случаев», то есть людей, чьи личностные характеристики, например неспособность общаться или сохранять спокойствие в стрессовой ситуации, свидетельствуют о том, чтобы им будет очень трудно добиться успеха в продажах.
Выбор торговых представителей, что, бесспорно, важно для будущего бизнеса, — это задача, которая не всегда получает должное внимание со стороны менеджеров по продажам. К сожалению, слишком часто личностный профиль определяется неправильно, а процедура отбора готовится таким образом, чтобы обеспечить максимальные удобства отбирающим, а не оптимальный выбор. Все это делается на основе допущения, что правильный претендент пройдет любую испытательную процедуру. В результате этого собеседование организуется плохо, работу получает красноречивый человек, и на свет появляется ее один заурядный торговый представитель.
В этой главе рассмотрен ряд приемов, которые при применении должны минимизировать подобные результаты. Прежде все
Го менеджер по продажам должен определить требования к работе и тот тип человека, который сможет выполнить эти требования. Менеджер также должен быть знаком с приемами ведения собеседования и уметь оценивать претендентов на основе критериев, выработанных на этапе разработки спецификации. И наконец, менеджер по продажам должен рассмотреть возможность использования психологических тестов (под руководством психолога) и ролевых игр в качестве дополнительных инструментов, используемых в ходе процедуры оценивания.
В следующей главе изучаются еще две ключевые области управления продажами: мотивация персонала и его подготовка.