ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА
Теории предпринимательства
Понятие малого и среднего предпринимательства, являющиеся ключевыми в нашем исследовании, появились относительно недавно. При этом на них, безусловно, распространяются трактовки предпринимательства вообще. Исследователи теории предпринимательства отмечают этот факт в своих работах. Так, Б. Н. Ичитовкин пИшЕт: «Эти понятия (малого и среднего предпринимательства. - прим. авт.) привычно связываются с предпринимательством, генетически восходящим к эпохе домонополистического капитализма с его “свободой” хозяйственной деятельности, работой на неизвестный рынок и противостоянием крупному, технически хорошо вооруженному бизнесу монополий»[10]. И очень точно отметил
A. Ю. Чепуренко, «что в западной теории предпринимательства его (предпринимательства. - прим. авт.) основные родовые черты и характеристики по умолчанию рассматриваются обычно на примере малого предпринимательства либо же в рамках теории грюндерства»[11]. Именно поэтому мы начнем анализ с изучения первых теорий предпринимательства, которые рассматривали малый бизнес и предпринимательство как понятия тождественные.
В современной теории можно выделить следующие трактовки предпринимательства:
1) предпринимательство как результат отношений собственности (классическая политическая экономия);
2) предпринимательство как организационный фактор производства (неоклассическая школа);
3) предпринимательство как инновационный фактор развития (Й. Шумпетер, П. Друкер, И. Кирцнер и др.);
3) предпринимательство как рисковая деятельность (Ф. Найт, Р. Кантильон, И. Г. Тюнен и др.);
4) предпринимательство как система контрактов (Р. Коуз, О. Уильямсон и др.);
5) предпринимательство как система личных интересов (М. Вебер,
B. Зомбарт, Ф. Хайек, и др.);
6) предпринимательство как источник экономической власти (К. Маркс, Дж. К. Гелбрейт, А. Алчян, Г. Демсец и др.).
Изначально предпринимательство рассматривалось с позИциЙ отношений собственности. В трудах классиков политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит) предпринимательство неразрывно связано с частной собственностью. Прослеживается данная трактовка и в современной научной литературе. Так, В. П. Буянов пишет: «.материальную основу деятельности малого предпринимательства составляет принадлежащее ему имущество, а само вещное право направлено на то, чтобы закрепить за правомочным лицом юридическую возможность владеть имуществом, эксплуатировать его независимо от действий какого-либо другого лица или нескольких лиц»[12].
Предпринимательство как организационный фактор производства впервые выделено Ж.-Б. Сэем, который считал, что «предприниматель - лицо, которое берется за свой счет и на свой риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт»[13]. Таким образом, согласно Ж.-Б. Сэю основная функция предпринимателя состоит в том, чтобы соединять, комбинировать факторы производства с целью получения прибыли. Развили это положение представители неоклассической школы. Они рассматривают предпринимателя как управленца, т. е. менеджера. А. Маршалл считает, что «задачу... управления производством... приходится расчленять на отдельные функции и возлагать их на специализированный слой предпринимателей. Они “берут на себя” весь риск, связанный с выполнением указанных функций; они соединяют необходимый для производства капитал и труд; они составляют общий план производства и осуществляют контроль над его второстепенными частями» . Таким образом, предпринимательство выделяется как отдельный фактор производства.
Предпринимательство в качестве инновационного фактора развития выдвинули на первый план П. Дракер, Й. Шумпетер. Впервые Й. Шумпетер охарактеризовал предпринимателя как новатора, задача которого - искать новые технологические возможности, новые методы, но-
4
Вые источники сырья для производства товаров или новые рынки.
П. Дракер отмечает, что предпринимательство есть нечто специфическое, связанное с риском. Предпринимателей отличает инновационный тип мышления - они открывают изменения, реагируют на них и используют как источник достижения успеха.
Трактовка предпринимательства как рисковой деятельности получила развитие в работах Ф. Найта. Следует отметить, что впервые
Взаимосвязь между предпринимательством и риском отметили Р. Кан - тильон и И. Г. фон Тюнен. Ф. Найт пишет: «Производитель принимает на себя ответственность за предвидение нужд потребителя. работа предвидения и, одновременно, значительная часть технологического управления и контроля производства еще сильнее концентрируются в очень узкой группе производителей, и мы встречаем, наконец, нового функционера экономики - предпринимателя. »[14].
Рассмотрение предпринимательства как системы контрактов предложено в трудах авторов теории трансакционных издержек Р. Ко- уза и О. Уильямсона. Под предпринимателем Р. Коуз подразумевает «лицо или группу лиц, которые в конкурентной системе направляют производство, выполняя тем самым роль механизма цен» . В данной теории целью предпринимательской деятельности выступает экономия трансакционных издержек, а предприниматель понимается как особый регулирующий механизм, альтернативный ценовому механизму и механизму государственного регулирования.
Интерпретация предпринимательства как системы личных интересов основывается на субъектном подходе, который получил развитие в трудах М. Вебера, В. Зомбарта, Ф. Хайека и др.
В. Зомбарт связывает предпринимательство с предпринимательским духом, которым порожден предпринимательский тип - тип ремесленника. «Предприниматели должны обладать еще другими способностями, и прежде всего определенными нравственными качествами. ... они должны соединить в себе свойства хорошего калькулятора и хорошего отца семейства; совершенно новый “дух” должен в них возникнуть, который потом вселяется и в других предпринимателей и в конце концов образует необходимую составную часть капиталистического духа вообще»[15].
По мнению Ф. Хайека, предприниматель - главная фигура экономической деятельности, интерес его направлен на ожидаемый доход в течение короткого периода. «Любой предприниматель, которому рынок подсказывает тот или иной конкретный способ увеличения прибыли, может одновременно действовать в собственных интересах и вносить в производство совокупного продукта. вклад больший, чем в любом другом случае, любым из других имеющихся способов»[16]. Акцент на личных интересах в предпринимательстве мы находим у Р. Брюка, Ж. Виане, Д. Десхулместера и Е. Калинкина, рассматривающих предпринимательство как сложный социально-экономический процесс по структуре и целям, которые определяются под воздействием личных интересов предпринимателей и внешних факторов[17].
Акцент на экономические интересы в рассмотрении предпринимательства представлен в исследовании с позиций экономической власти. Предпринимательство выступает как носитель власти, которая «состоит в ее возможности оказывать прямое влияние на поведение других экономических и государственных агентов. Потенциал власти фирмы имеет в своей основе экономические ресурсы, которые она контролирует, и может базироваться на монопольном положении, размерах собственности, численности занятых, объеме контролируемых денежных ресурсов, функциональной или технологической зави-
3
Симости от нее других экономических агентов» .
Природу экономической (рыночной) власти фирмы, которая «служит основой не только экономической власти, но также значительной политической и социальной власти», Дж. К. Г елбрейт связывает с принадлежностью капитала: «.осуществление власти является прерогативой собственников капитала. Считается, что влияние частных предпринимателей на государство не носит регулярного характера и является незаконным и что в той мере, в какой это влияние все же оказывается, оно диктуется интересами собственников предприятий или же отвечает этим интересам» .
ТЛ ^ ^
В современной экономической теории на основе синтеза вышеназванных подходов предпринимательство понимается как экономическое хозяйствование, базирующееся на рисковой и инновационной деятельности. Так, А. Асаул и Г. Багиев рассматривают предпринимательство как особую форму экономической активности, основанную на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности.
Предпринимательство, таким образом, сочетает три элемента: организационное действие, инициирование изменений и денежный доход как цель и критерий успеха.
Рассматривая условия развития предпринимательства, необходимо обратить внимание на основу предпринимательской деятельности в обществе. Ее составляют следующие элементы: частная собственность, свобода принятия решений, моральные и этические устои.