ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА
Прагматическая оценка становления среднего класса России
Процесс формирования и развития среднего класса относится к числу базовых социальных процессов в трансформационных экономиках. В связи с этим предполагалось, что экономические реформы в России приведут к рождению масштабного среднего класса - экономически самостоятельного социального субъекта, способного эффективно выполнять традиционные для него функции - инвестировать в российскую экономику, играть роль основного налогоплательщика, выступать в качестве стабилизатора общественно-политических процессов. Факт формирования среднего класса определялся как важнейший критерий эффективности реформ, свидетельствующий о прочности всей системы экономических, социальных и политических институтов.
Несмотря на обилие публикаций и исследований, посвященных проблеме формирования и функционирования среднего класса, к настоящему времени еще не выработано какое-либо единое конвенциальное понимание того, кто сегодня составляет средний класс в России. Выделяются несколько тем, в отношении которых ведутся наиболее острые и длительные дискуссии. Первая дискуссионная тема касается проблем происхождения среднего класса в России и его судьбы в процессе реформ. Здесь можно выделить следующие точки зрения.
1. Средний класс существовал в СССР, но вследствие реформ он размывается. Некоторые авторы (Р. Г. Громова, Т. И. Заславская, М. Чеш - ков и др.) считают, что в Советском Союзе сложился прототип среднего класса, так называемая прослойка народной интеллигенции, составляющая около трети населения и включающая в себя низшие и средние слои партноменклатуры, служащих с высшим образованием, офицерство. Так, например, М. Чешков считает, что в обществе «реального социализма» средний класс существовал в развитом и полном объеме, а в ходе реформ у большинства представителей этой группы, в основном получающих фиксированные доходы из государственного бюджета, уровень жизни и социальной значимости снизил - ся[79]. Таким образом, «социальным итогом реформ стало не формирование массивного и процветающего среднего класса, а размывание ранее существовавших в стране средних слоев и резко углубившаяся поляризация общества»[80].
2. Средний класс является порождением процесса реформирования экономики России. Это новое для России явление. Здесь можно привести мнение Э. Клопова, согласно которому средний класс формируется как важный элемент социальной структуры современного общества в результате более или менее длительного функционирования и развития свободной рыночной экономики и включает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности. Поэтому он не может ни существовать, ни «предсуществовать» в принципиаль-
3
Но иных социально-экономических условиях.
3. Средний класс существовал и существует всегда, поскольку любое общество структурно и всегда имеет середину. В этом (структурном) отношении он не может быть уничтожен, меняются только его размеры, характер и состав. Эту точку зрения разделяют Л. Григорьев, Т. Космарская, Т. Малева и др.
4. Средний класс не существовал в СССР, не существует и в современной России (А. Ситников, Е. Авраамова, Л. Овчарова). Для его возникновения должны быть созданы адекватные институциональные условия, нормы социального взаимодействия, построены механизмы вертикальной мобильности. «В России только формируется средний класс, соответствующий всем необходимым критериям, в настоящее время существует протосредний класс»[81], при благоприятном развитии институциональной среды способен сформироваться реальный и представительный средний класс.
Отметим, что вторая и третья версии отражают соответственно нормативистский и релятивистский подходы, суть которых была подробно изложена выше.
Еще одна дискуссионная тема, активно обсуждаемая в современной теории среднего класса, касается определения его состава. Здесь можно выделить следующие позиции:
• российский средний класс - не единая группа, а совокупность разрозненных социальных групп: вместо понятия «средний класс» уместнее ввести термин «средние классы»;
• внутри среднего класса как единой социальной целостности по разным основаниям выделяются различные социально-экономические группы - слои.
Подробнее на проблеме определения состава среднего класса мы остановимся чуть ниже.
Основными обсуждаемыми методологическими вопросами являются два: «Каковы критерии выделения среднего класса?» и «Каковы его функции в трансформирующемся обществе?». К функциям среднего класса обычно относят:
1) поддержание общественно-политической стабильности в обществе;
2) обеспечение вертикальной мобильности;
3) увеличение налоговой базы;
4) внутреннее инвестирование;
5) формирование квалифицированной рабочей силы;
6) создание образцов социально-экономического и социокультурного поведения;
7) обеспечение технологического и социально-экономического прогресса.
Основные же методологические дискуссии разворачиваются вокруг выбора критериев отнесения к среднему классу. Естественно, от выбора того или иного критерия или группы зависят количественные и качественные оценки этого социального образования (табл. 7).
Исследователи |
Критерии идентификации среднего класса |
Численность среднего класса, в % к населению страны |
Выводы |
1 |
2 |
4 |
5 |
Е. Н. Старикова |
1. Уровень дохода 2. Благоустроенное жилище 3. Легковой автомобиль 4. Полный набор домашней бытовой техники |
13,2 |
Предложен формальный подход с точки зрения дохода |
Т. И. Заславская, Р. Г. Громова |
Профессиональный признак (мелкие предприниматели, полу - предприниматели, менеджеры производственной сферы, высшая интеллигенция, рабочая элита и др.) |
16,0 |
В целом российский аналог западного среднего класса живет гораздо беднее, нежели сам оригинал |
З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян |
1. Качество семейного бюджета 2. Общая удовлетворенность материальным положением 3. Самоидентификация со средним слоем |
6,0-9,0 |
Средние слои так же отчуждены от собственности, как и при социализме. По-прежнему их резервом являются только образование и профессия |
Л. А. Беляева |
1. Самоидентификация 2. Доход 3. Уровень образования 4. Стратегии повседневного поведения (дополнительный признак) |
20,0 |
Характерна неоднородность состава среднего класса. Эта группа, идентичная среднему слою западных стран, самая малочисленная. Условием же ее пополнения |
Таблица 7 |
Некоторые количественные оценка среднего класса, полученные при использовании различных методологических подходов |
Окончание табл. 7
|
Исследования, посвященные анализу формирования среднего класса в России, можно разделить на два направления: исследования, основанные на критериальном подходе к идентификации среднего класса, и исследования, в основе которых лежит попытка построить идентификационное пространство, т. е. описать средний класс, используя некоторую систему показателей, включающую как признаки, так и функции данного социального образования.
Критериальный подход к идентификации среднего класса преобладал на ранних этапах изучения. В зависимости от критерия, выбранного тем или иным исследователем в качестве основного, описывалась определенная социальная совокупность, обладающая соответствующими социально-экономическими характеристиками. В качестве таких критериев наиболее часто выделяют степень адаптации к складывающимся социально-экономическим условиям, доход, профессию, образование, самоидентификацию в качестве представителя среднего класса. Рассмотрим последовательно использование данных критериев при идентификации среднего класса различными исследователями.
Выработка достаточно большим числом людей успешных моделей поведения является основным условием преодоления кризиса переходного периода, социально-экономическая адаптация становится доминирующим макросоциальным процессом, определяющим тенденции общественного развития России. Ее результатом и должна стать модификация социальной структуры, включающая формирование достаточно широкого слоя экономически активных и самостоятельных людей - российского среднего класса. Соответственно, появился критерий адаптированности при идентификации среднего класса в России.
Особенности адаптационного процесса в России состоят не только в глубоких модификациях системы ценностей и моделей социально-экономического поведения, но и в высокой степени нестабильности самой социальной среды, изменения которой далеко не всегда учитывают адаптивные возможности населения. С этим во многом связаны трудности формирования российского среднего класса. По данным Е. Авраамовой, использующей в своих исследованиях критерий адаптированности, к среднему классу относится до 25 % населения[82]. Соотношение адаптированных и неадаптированных слоев населения, по данным исследователя, практически не менялось на всем протяжении реформ, что свидетельствует о том, что средний класс не расширялся.
Стратегии адаптации весьма различны (предпринимательство, множественная занятость, переход в экономически эффективные сектора экономики) и часто носят неформальный характер. В результате критерий адаптированности может не совпадать с другими базовыми признаками среднего класса. Например, успешная адаптация, т. е. рост благосостояния и высокая субъективная оценка адаптированно - сти, на протяжении первой половины 1990-х гг. не обязательно требовала высшего образования. Одновременно адаптация в целом ряде случаев сопровождалась понижением или потерей достигнутого ранее статуса: так происходило с теми, кто поменял престижную по старым меркам статусную позицию на занятие, приносящее доход, но не пользующееся общественным уважением.
Достаточно высокий уровень адаптированности предполагает реализацию некоторого набора ресурсов (образования, квалификации, собственности и других) и успехи в обеспечении материальных условий жизнедеятельности. В этом смысле адаптация в качестве достаточно емкого интегрального показателя удачно играет роль идентификационного признака среднего класса в процессе трансформации экономики. Особую значимость критерий адаптированности обретает в условиях экономических кризисов.
Без отнесения к определенной доходной группе не обходится ни одно описание среднего класса. Критерий дохода вводится несколькими способами. Во-первых, в соответствии с тезисом о том, что средний класс существует в любом обществе, берутся три средних доходных квантиля. Численность среднего класса в соответствии с этим критерием колеблется по годам в интервале от 44 до 48 % населения. Во-вторых, достаточно часто границы дохода вводятся экспертно. В качестве нижней границы берется определенный уровень дохода в широком интервале от 50 до 500 долл., а верхняя граница, как правило, не определяется. Численность среднего класса в соответствии с выбором нижней границы колеблется в пределах от 10 до 20 % населения. В-третьих, определяется уровень дохода, позволяющий совершить заметный качественный скачок в потреблении. В соответствии с результатами исследования по данным бюджетной статистики, проведенного Т. Космарской, этот уровень соответствует седьмому доходному децилю. Нижняя граница среднедушевого месячного дохода, соответствующая седьмому децилю, в 1997 г. составила 786,6 р., в 1998 г. - 820,7, в 1999 г. - 1290,5 р. Удельный вес населения, располагающего среднедушевыми месячными доходами, соотносимыми со средним уровнем, соответственно по годам составил 25,5 %, 28,0 %, 27,8 %
Тем не менее большинство исследователей отмечают ненадежность данного критерия, связанную с малой достоверностью информации о доходах. В официальной статистике не учитывается реально существующая верхняя децильная группа, поскольку представляющие ее слои населения не проходят ни по бюджетным, ни по социологическим мониторинговым обследованиям. Кроме того, за всеми неувязками и искажениями статистики стоит проблема теневой экономики, масштабы которой достигают, по разным оценкам, от 30 до 40 % ВВП. Это означает, что скрытые от налоговой службы и государственной статистики формы и размеры доходов являются преобладающими, а данные официальной статистики об уровне доходов населения и степени дифференциации доходов не отражают реальных процессов, идущих в обществе.
Как уже было рассмотрено выше (п. 4.1.), согласно социальнопрофессиональному критерию в среднем классе выделяют традиционные и новые средние слои. Традиционные средние слои представляют мелкие частные собственники, занятые в мелком и среднем бизнесе, фермеры. Новые средние слои составляют лица, владеющие интеллектуальной собственностью, навыками сложной трудовой деятельности (менеджеры, творческая интеллигенция, лица свободных профессий, служащие, высококвалифицированные рабочие).
Доля представителей соответствующих профессиональных групп в активном населении составляет около 50 %. По мнению О. И. Шка - ратана, социально-профессиональные группы, имеющие шанс пополнить средний класс, пока не обладают профессионализмом, отвечающим требованиям рыночной экономики. У них отсутствует классовая идентичность и интегрированность (нет «автоматизма между профессиональной принадлежностью и классовой идентификацией»); не сложились системы ценностей и установок, не сформировались стереотипы поведения. Наконец, «вектор мобильности определенной части представителей этих групп все еще направлен вниз»[83]. Применение социально-профессионального критерия в качестве базового осложняется также тем, что сейчас в России существуют два относительно обособленных сектора экономики - частный и государственный, где доходы, стиль жизни, представления о своем общественном положении работников, имеющих сходный профессионально-квалификационный потенциал, совершенно различны.
Пожалуй, самым распространенным критерием принадлежности среднему классу выступает самоидентификация. В соответствии с данным критерием средний класс исследуется с позиций того, кто и по каким основаниям относит себя к нему. При этом имеется в виду, что данное социальное образование достаточно прочно присутствует в общественном сознании.
Среди наиболее репрезентативных источников информации о самоидентификации среднего класса следует выделить:
• мониторинг общественного мнения, проводимый Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ);
• блок вопросов, направленных на исследование оснований самоидентификации, включенный в базу данных RLMS ;
• исследование Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН «Адаптация и идентичность»;
• исследование Российского независимого института социальных и национальных проблем (РНИСиНП) «Средний класс в России» (1999).
Из данных мониторинга ВЦИОМ, который имеет наибольший опыт в исследовании самоидентификационых характеристик населения России, видно, что социальные группы, различным образом определяющие свое общественное положение (низкое, среднее и высокое), в целом сохраняют свою численность на протяжении длительного периода (табл. 8). В зависимости от года исследования эта численность незначительно варьируется, равняясь в среднем 60 % опрошенных, что свидетельствует о значительной устойчивости представлений респондентов о существующей иерархии статусов и наличии неких твердых оснований самоотнесения по шкале, меряющей общественное положение. Вместе с тем относительное сохранение численности самоидентификационных групп не исключает внутригрупповых перемещений - статусной миграции.
Месяц, год |
Статусная позиция |
||
Высокая |
Средняя |
Низкая |
|
Декабрь, 1989 |
11 |
66 |
20 |
Апрель, 1994 |
11 |
58 |
27 |
Ноябрь, 1994 |
9 |
63 |
22 |
Ноябрь, 1995 |
7 |
62 |
24 |
Ноябрь, 1996 |
11 |
62 |
24 |
Ноябрь, 1997 |
12 |
64 |
24 |
Таблица 8 |
Примечание. См.: ЛевадаЮ. «Средний человек»: фикция или реальность // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1998. № 2. С. 12. |
Распределение статусных позиций по данным мониторинга ВЦИОМ, % от числа опрошенных |
В исследованиях RLMS для анализа субъективного позиционирования в общественно значимом пространстве используется более сложная методика, включающая четыре шкалы, описывающие основания самоидентификации. Это шкалы «нищие - богатые», «бесправные - имеющие власть», «наименее уважаемые - наиболее уважаемые», «начинающие - профессионалы высокого класса». Применение данной методики значительно ближе подводит к очерчиванию такого сложного социального образования, как средний класс, поскольку не только предполагает некоторую концентрацию оснований самоидентификации, но и позволяет выяснить, какие именно из этих оснований социально дефицитны.
В табл. 9 приводится соотношение долей респондентов, выбравших по каждой из названных выше шкал значение пять и больше (1 - наименьшее, а 9 - наибольшее значение). Оказалось, что по шкале «нищие - богатые» 17,1 % выбрали позицию, превышающую 5 баллов, т. е. определили свое положение ближе к полюсу «богатые». Шкала «бесправные - имеющие власть» дала 12,2 % тяготеющих ко второму полюсу, шкала «наименее уважаемые - наиболее уважаемые» - 58,8 %, «начинающие - профессионалы высокого класса» - 48,9 %.
Мы видим, что общественный престиж в сознании респондентов обоснован лишь уровнем профессионализма и уважением в обществе,
но никак не материальным положением и тем более уровнем прав. Вырисовывается достаточно острая социальная коллизия, состоящая в том, что уважение в обществе, гарантируемое в системе прежней идеологии определенным категориям населения, сохранилось в сознании и опирается преимущественно на профессионально-квалификационный статус. Е. М. Авраамова отмечает, что «в соответствии с прежней идеологической риторикой все профессии были равно нужны и важны, любой труд почетен, независимо от того, эффективен он или нет, получены ли заметные трудовые достижения или они отсутству - ют»[84]. Социально престижен был, по существу, сам факт занятости. Приведенное выше распределение респондентов по профессионально-квалификационному признаку и шкале уважения показывает, что эти установки прочно зафиксированы массовым сознанием и не претерпели сколько-нибудь заметных качественных изменений за годы реформ.
Таблица 9 Доля респондентов, выбравших значение «5» и более по четырем идентификационным шкалам (RLMS)
|
Значительное отставание позиционирования по шкале материальной обеспеченности, прежде всего, свидетельствует о невостребо - ванности наличного профессионально-квалификационного потенциала в созданных социально-экономических условиях. Материальный достаток в сознании респондентов не соответствует результатам профессиональных усилий и, следовательно, не рассматривается как основание социального престижа. В еще большем дефиците оказывается такой критерий общественного положения, как наличие прав: бесправными членами общества ощущают себя около 90 % его членов. Лишь самый высокий уровень материальной обеспеченности предполагает распоряжение некоторыми властными полномочиями. В массовом сознании происходит противопоставление «старых» уважаемых членов общества и «новых русских». «Противостояние этих двух мифологем препятствует формированию среднего класса как социального образования, включающего в качестве оснований общественного уважения более широкий набор признаков»[85].
Таким образом, в обществе переходного типа основания самоидентификации не сливаются в некий комплексный многосоставной критерий, определяющий устойчивое социальное образование. Вместо этого имеется несколько рядов признаков, образующих самостоятельные оценочные шкалы. Наиболее явным образом выделяются две шкалы, удачно названные А. Андреевым «шкалой материального достатка» и «шкалой социального достоинства» .
Преобладающий первоначально критериальный подход постепенно сменился попытками описать средний класс некоторой системой показателей, включающей как признаки, так и функции данного социального образования, т. е. попытками построить идентификационное пространство, имеющее ряд ресурсных и статусных признаков, а также характеристик социально-экономического поведения, материальной обеспеченности, социального самочувствия, стиля жизни, политического участия. К этому направлению относятся различного рода многомерные построения, включающие ту или иную комбинацию основных идентификационных признаков. К числу наиболее полно разработанных относятся концепции Е. М. Авраамовой, Л. А. Беляевой, З. Т. Голенковой, Л. Григорьева, Т. И. Заславской, Е. Д. Игитха - нян, Т. Малевой и Л. Овчаровой. Приведем основные выводы, к которым приходят исследователи в ходе анализа формирования среднего класса в России.
Так, З. Т. Голенкова и Е. Д. Игитханян в своем исследовании акцентируют внимание на новом слое - менеджерах, которые объединяют в себе новые производственные и управленческие функции и удельный вес которых в индустриальных и постиндустриальных странах неуклонно растет. Таким образом, З. Т. Голенкова и Е. Д. Игит - ханян считают, что «в современном российском обществе средние слои формируются как за счет предпринимателей, частных собственников, так и за счет слоя менеджеров, численность которых будет расти в условиях оживления производственной деятельности» . Кроме того, исследователи полагают, что пока нет оснований говорить о широкой социальной основе для формирования среднего класса (6 -9 %). Это может произойти только при определенных условиях, прежде всего при изменении социальной ситуации в стране, т. е. при изменении материального положения ее граждан, главным образом при увеличении доли среднедоходной части общества.
Также ученые отмечают, что социальная структура общества сегодня характеризуется дезинтегрированностью - «старые классы, детерминированные единой государственной формой собственности и жесткой вертикалью властных отношений, фактически разрушены, новые (экономические) только нарождаются», поэтому более приемлемы для определения социально-структурных общностей такие категории, как «группа», «слой», «страта» .
З. Т. Голенкова и Е. Д. Игитханян отмечают высокий уровень профессионализма среднего класса, но при этом замечают, что средний класс сегодня по своему достатку почти так же беден, как и другие и что им утрачена всякая возможность влиять на политические решения.
Л. А. Беляева в своем исследовании выделяет три группы, претендующие на звание среднего класса российского общества: «среднюю массу» - 11,4 %, «российский средний класс» - 6 % и «идеальный средний класс» - 3,4 %, что в совокупности составляет немного более 20 %. Этот класс неоднороден по доходам, моделям поведения и профессионально-квалифицированному составу. Замечательно, что сельские жители составили значительную долю (52,7 %) в «идеальном среднем классе», который в наибольшей степени приближен к среднему классу развитых стран мира. Это говорит о том, что за годы реформ «выделился активный слой людей, которые организуют торговлю, производство и посредничество между деревней и городом» .
Л. А. Беляева обращает внимание на две тенденции. Первая указывает на более высокое место в общественной иерархии тех профессиональных групп, которые связаны с новыми формами собственности: предприниматели, бухгалтеры, финансисты, работники сферы быта и услуг (здесь почти 100 % предприятий частные). Вторая тенденция касается «российского среднего класса». Здесь концентрируются те профессиональные группы, которые понесли в условиях рынка наибольшие потери - рабочие промышленности, техническая и гуманитарная интеллигенция. Для них главный потенциал - это образование и профессиональная квалификация.
В своей работе Л. А. Беляева делает вывод о том, что в переходном обществе пока преждевременно говорить о среднем классе как о вполне устоявшейся по численности значительной социальной общности, которая осознанно идентифицирует себя со средним классом и по своим характеристикам близка к среднему классу западных стран.
Принципиально новым является метод концентрации признаков, используемый в исследованиях, проводимых Бюро экономического анализа (БЭА). В рамках данного проекта работали Е. М. Авраамова, Л. Григорьев, Т. Малева, Л. Овчарова и др. Этот метод базируется на том, что признаки, попадающие в идентификационное пространство среднего класса, взаимообусловлены и взаимоувязаны: уровень образования определяет социально-профессиональный статус, гарантирующий определенный уровень дохода, который в свою очередь определяет стиль жизни и т. д. Совокупность признаков (их структура) позволяет соответствующему социальному образованию исполнять определенные функции в обществе (инвестиционную, канала вертикальной мобильности, функцию гаранта социальной стабильности и др.), делающие средний класс основой и оплотом позитивно развивающегося общества.
Ученые считают что «средний класс, в том смысле, в котором он существует на Западе, у нас пока не сформировался, а если и существует, то в очень ограниченных масштабах» и уместнее говорить о протосреднем классе[86]. Социальные группы, составляющие протосредний класс, характеризуются разным уровнем концентрации идентификационных признаков. В соответствии с этой гипотезой средний класс стратифицирован по уровню концентрации доминантных признаков. В исследовании под руководством Т. М. Малевой отмечается, что «по материальной обеспеченности в средний класс по состоянию на 2000 г. попал 21 % домохозяйств, по социально-профессиональному критерию - 22 %, по самоидентификации - 39 %. Однако в ядро среднего класса (характеризующееся наличием всех трех признаков) попали лишь 7 % домохозяйств, а в полуядро (где были соблюдены условия двух критериев из трех) - еще 12 %. “Обобщенный средний класс” ... в 2000 г. составлял 19 % российских домохозяйств» .
За период 2000 -2007 гг. «обобщенный средний класс» вырос. Так, по профессиональному статусу в этот класс входили 50 % россиян, по материально-имущественному положению - 47 %, по социально-психологическому - 49 %. Однако численность «обобщенного среднего класса» в 2007 г. вновь составила около 20 % .
Полученные результаты свидетельствуют о том, что только представители среднего класса в его традиционной трактовке (ядро среднего класса) максимально реализуют каждый имеющийся у них ресурс (доход, владение недвижимостью, владение движимым имуществом, профессионально-квалификационный статус, адаптированность к сформировавшимся социально-экономическим условиям). Для остальной части среднего класса высокий профессионально-квалификационный статус не обязательно обеспечивает высокий уровень доходов, сбережений и материально-имущественной оснащенности.
Какова же логика развития среднего класса в России? К началу реформ 1990-х гг. в России сложилась довольно специфическая структура среднего класса. Традиционный средний класс, состоящий из мелких и средних предпринимателей, за годы советской власти уничтожили. Новый же средний класс (пусть и нерыночного типа), включавший ученых, врачей, преподавателей, инженеров и руководителей, имел достаточно весомый удельный вес, несмотря на то что фазу индустриального развития общества завершить не удалось.
В 1990-е гг. начинается формирование нового среднего класса, среднего класса рыночного типа, который связан с частной собственностью, и его можно именовать постсоветским. Приватизация государственной собственности, возникновение частных капиталов служат причиной перехода от одного типа среднего класса - нерыночного к другому - рыночному.
Многие специалисты подчеркивают болезненность такого перехода для среднего класса в российском обществе. Так, Л. А. Беляева отмечает, что потенциально социальная база для его формирования достаточно широка, прежде всего, за счет большого числа специалистов с высшим и средним образованием, занятых в народном хозяйстве, но большинство из них по своему социальному статусу были низведены до роли наемных работников с предельно низким уровнем доходов, зачастую ниже прожиточного минимума[87].
Таким образом, не только в стабильных, но и в переходных обществах, переживающих серьезные социально-политические реформы, характеризующихся ростом имущественного неравенства, исчезновением старых и появлением новых секторов экономики и профессий, средний класс не может быть гомогенным.
Как уже отмечалось ранее, одной из «горячих точек» научной дискуссии по проблемам формирования и развития среднего класса в России среди отечественных ученых явилось обсуждение вопроса о составе среднего класса. Приверженцы первой точки зрения (Л. А. Беляева,
З. Т. Голенкова, Л. Григорьев, Е. Д, Игитханян, Т. Малева и др.) полагают, что средний класс - это «не единая группа, а совокупность разрозненных социальных групп» и вместо понятия «средний класс» уместнее ввести термин «средние классы», «средние слои»[88].
Те, кто придерживаются противоположной точки зрения, считают, что средний класс - это единая социальная целостность, и по разным основаниям выделяют внутри среднего класса различные социальноэкономические группы. Так, Е. Авраамова и Л. Овчарова рассматривают средний класс как «единую социальную целостность» и предлагают стратифицировать средний класс по уровню концентрации доминантных признаков. В этой связи в среднем классе они выделяют:
• «идеальный средний класс», в котором концентрация необходимых идентификационных признаков максимальна и который наиболее приближен к западному среднему классу;
• «ядро среднего класса», представители которого характеризуются наличием трех и более признаков;
• «протосредний класс» - широкий слой, включающий социальные группы, отвечающие одному или нескольким доминантным при - знакам[89].
Надо заметить, что есть и другие точки зрения относительно структуры среднего класса. Т. И. Заславская, с одной стороны, говорит о разнородной структуре современного среднего класса, а с другой стороны, считает невозможным выделение внутри среднего класса каких бы то ни было слоев, отмечая «размытость границ, гетерогенность, отсутствие политической интеграции, слабость субъективной идентификации и др.»[90].
Среди множества работ, посвященных изучению среднего класса России, наиболее значимыми являются исследования, проведенные РНИСиНП при сотрудничестве с представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации (Л. Г. Бызов, М. К. Г орш - ков, В. В. Петухов, В. В. Тихонова и др.), а также исследования академика Т. И. Заславской и ее коллег.
Данные этих исследований, во-первых, позволяют проследить динамику слоев среднего класса, а во-вторых, содержат глубокий анализ качественных характеристик этих слоев.
Итак, рассмотрим данные, полученные сотрудниками РНИСиНП. Согласно предложенной ими стратификации российское общество можно представить следующими классами (слоями):
• элита;
• класс выше среднего (или высший средний класс);
• средний класс;
• класс ниже среднего (или нижний слой);
• низший класс (или бедные);
• «социальное дно».
Самозачисление опрошенных в различные социальные классы, % к числу опрошенных |
Рассмотрим динамику и состав представленных классов и сравним полученные данные с аналогичными для 17 стран Европы и Северной Америки (табл. 10).
Статусные позиции |
Россия |
17 стран Европы и Северной Америки, 1991-1993 гг. |
|||
1992 г. |
1998 г. |
2001 г. |
2003 г. |
||
Класс выше среднего (1- 4-я позиции) |
8,7 |
7,6 |
9,6 |
6,8 |
20,0 |
Средний класс (5-7-я позиции) |
60,2 |
36,0 |
31,4 |
48,9 |
46,4 |
Класс ниже среднего (8-10-я позиции) |
31,1 |
56,4 |
35,4 |
44,3 |
23,5 |
Таблица 10 |
Примечание. Таблица составлена на основе данных М. К. Горшкова (Горшков М. К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социол. исслед. 2000. № 3. С. 4 -12. Горшков М. Средние русские // Стратегия России. 2004. № 2). |
По данным табл. 10 высший средний и средний классы общества составляли в 2001 г. в совокупности 41,0 % всех россиян, правда, по их самооценке. Для пореформенной России это очень высокий показатель, причем за все последние годы это самая большая численность среднего класса, выделенного по критерию самоидентификации.
На период начала реформ (1992) общая численность среднего класса составляла 60,2 %. И хотя стандарты его жизни отличались от западноевропейских, но все же большая часть общества оценивала свой социальный статус как вполне благополучный. Летом 1998 г., за два месяца до кризиса, общая численность среднего класса по самооценкам, составляла всего 36,0 %, в 2001 г. - 31,4 %. И, наконец, в 2003 г., происходит резкий скачок, и со средним классом себя идентифицируют около 50 % населения.
Чтобы ответить на вопрос «Что же представляет собой российский средний класс?», опишем основные классы российского общества.
Класс выше среднего сосредоточен в основном в мегаполисах и областных центрах. Это в массе своей достаточно молодые люди. Только 14,4 % из них старше пятидесяти лет. 57,5 % представителей этого класса имеют высшее образование (включая незаконченное высшее) или ученую степень.
Анализ должностных и профессиональных статусов представителей этого класса показывает, что в его составе заметно выше, чем в других классах, доля бизнесменов, имеющих собственные фирмы с наемными работниками (почти половина всех предпринимателей оказалась в составе именно этого класса), руководителей предприятий, а также самозанятых (т. е. имеющих частную практику, семейный бизнес, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и т. п.). Выше, чем в среднем по массиву опрошенных, и доля в его составе квалифицированных специалистов и студентов. Представители этого класса в своем подавляющем большинстве постоянно повышают уровень своих знаний и квалификации, осваивают новые. Эта тяга к образованию дает свои плоды - две трети представителей верхнего среднего класса умеют работать на компьютере, в том числе каждый пятый - на профессиональном уровне.
Средний класс (или, как еще говорят, собственно средний класс) также довольно молод и образован - образовательный уровень не ниже незаконченного высшего образования имеют в нем 43,8 %. Что же касается возраста, то 39,9 % представителей среднего класса моложе 30 лет. Старше 50 лет в среднем классе только 22,8 % его представителей.
В профессиональном отношении костяк собственно среднего класса составляют прежде всего специалисты (18,4 %) и квалифицированные рабочие (28,1 %). Заметное место в составе среднего класса занимают также руководители и предприниматели, включая представителей семейного бизнеса и индивидуальной трудовой деятельности. Однако ввиду относительно небольшого удельного веса этих групп в составе населения России в целом они все же не доминируют в среднем классе. Кроме того, около 12 % его - «белые воротнички», и примерно каждый десятый его представитель - пенсионер. На соответствующие этому классу ступеньки социальной лестницы поставила себя и почти половина всех участвовавших в опросе студентов.
Представители этого класса также заняты постоянным повышением уровня своих знаний и приобретением новых навыков - лишь менее трети из них не делали этого в последние три года. Компьютером владеет в этом классе практически половина его представителей (48,9 %), причем не менее чем у трети работа связана с компьютером.
Класс ниже среднего более пожилой и менее образованный, чем два верхних класса. Он состоит в основном из рабочих (сельскохозяйственные рабочие составляют наиболее массовую группу этого класса, насчитывающего около четверти всех его представителей) и пенсионеров - около 20 %. Еще около четверти его составляют специалисты и служащие из числа обслуживающего и технического персонала. Впрочем, понемногу (от 0,6 до 5 %) представлены в его составе и другие группы - предприниматели, руководители, самозанятые, студенты, безработные и т. д., но не они определяют его «лицо».
Что же касается низших слоев населения, то они объединяют прежде всего городских и сельских пенсионеров (свыше половины его состава), рабочих (в том числе сельских) - 28,6 %, а также наиболее неблагополучную часть специалистов - бюджетников и служащих (в общей сложности 14,9 %). В его составе не оказалось ни одного предпринимателя и ни одного студента, а все остальные группы были представлены крайне незначительно.
Давая общую характеристику основным классам современного российского общества, нельзя не отметить и то, что почти 45 % всех работающих представителей класса выше среднего трудились на частных предприятиях. В собственно среднем классе заняты на частных предприятиях уже немногим более четверти всех работающих его членов. Что же касается класса ниже среднего, то в нем доля работающих на частных предприятиях была еще в 2-3 раза меньше, чем в среднем классе. Зато среди их членов, особенно в низшем классе, очень велика была доля семей, где вообще не было работающих (более 27 %, причем сюда входят не только семьи, состоящие из пенсионеров, но и семьи с безработными трудоспособного возраста).
Изучив огромное множество работ, посвященных среднему классу, мы присоединяемся к мнению М. Урнова о том, что «наиболее фундаментальным исследованием среднего класса в России, безусловно, является проект Т. И. Заславской.»[91].
Исследование Т. И. Заславской, Р. Г. Громовой базируется на данных мониторинга ВЦИОМ «Экономические и социальные перемены в России», проводимого с марта 1993 г. На первом этапе своего исследования ученые поставили задачу подтвердить, опровергнуть или уточнить факт существования среднего класса, его относительной культурной гомогенности, а также выявить социальные особенности составлявших эту структуру групп. В итоге были выделены 14 относительно гомогенных социально-профессиональных групп работающего населения России, существенно различавшихся как объективным статусом, так и культурными характеристиками. На следующем этапе полученные социальные группы распределялись между иерархическими слоями с высоким, средним, ниже среднего и низким социальным статусом. Главным ориентиром служил анализ детальных «социальных портретов» групп, позволявших сравнивать и оценивать по пятибалльной системе их управленческие, экономические, статусные и культурные потенциалы. Сопоставление суммарных оценок потенциалов изучаемых групп показало, что они разделяются на четыре относительно массовых слоя, определенно различающихся своим положением, причем группы, относимые к этим слоям, различаются не столько уровнем, сколько структурой своего общественного потенциала, превосходя друг друга в одних отношениях и уступая в других. Сконструированным слоям были присвоены названия:
• «верхний» или «верхний средний»;
• «средний»;
• «базовый»;
• «нижний».
Однако эмпирически построенная модель стратификации не охватывала всего общества: ее верхнюю часть надо было дополнить элитой, а нижнюю - андерклассом, или социальным дном.
В работах Т. И. Заславской можно встретить разные оценки статуса верхнего слоя и, соответственно, разные названия. В одних случаях он рассматривается как верхний, т. е. отличный от среднего слоя, а в других - как верхний средний, т. е. часть среднего слоя, его наиболее развитый элемент. Следовательно, претендовать на звание средних слоев в принципе могут только верхний и средний слои. Кроме того, для изучения проблем российского среднего класса важен базовый слой, главным образом потому, что, во-первых, в его состав перешла основная часть старого российского среднего класса, грубо идентифицируемого с интеллигенцией и квалифицированными служащими, и, во-вторых, заметная часть его представителей обладает достаточно высоким профессионально-квалификационным потенциалом, что при благоприятной социально-экономической конъюнктуре позволит войти (или вернуться) в состав среднего класса.
Итак, рассмотрим последовательно социальные портреты этих слоев и их взаимосвязь со средним класом.
Верхний слой состоит из верхушки государственной бюрократии, генералитета, крупных землевладельцев, руководителей промышленных корпораций и финансовых институтов, преуспевающих предпринимателей. Значительную часть его образуют «нувориши», генетически наиболее тесно связанные либо с партийно-комсомольской номенклатурой, либо с советской теневой экономикой. До приватизационной реформы их личные состояния хотя и существовали, но были несопоставимо меньше, чем сейчас. Численность этого слоя на протяжении пяти лет (1993-1997) оставалась практически стабильной (5- 6 %).
Данный слой обладает ярко выраженными социально-демографическими особенностями - это самая «молодая», одна из наиболее «мужских», самая «холостяцкая» и наименее «русская» группа. Треть ее представителей не достигли 30 лет, свыше пятой части - не состоят в браке, доля женщин в данной группе не достигает четверти, а доля нерусских - в полтора раза выше средней.
Представители верхнего слоя имеют значительную собственность, обладают реальной экономической независимостью и могут оказывать целенаправленное влияние на ситуацию в стране. «По сути, это новый хозяин России»[92]. В силу особенностей своего статуса представители этого слоя заинтересованы в поддержании строгого социального порядка и надежной защите частной собственности. По уровню жизни, стандартам потребления, образовательной и профессиональной структуре верхний слой России близок к западным средним классам. Однако его высокая коррумпированность и криминализиро - ванность, постоянные жесткие столкновения групповых и клановых интересов его представителей делают имидж этого слоя в глазах населения скорее отталкивающим. Его деятельность оценивается обществом как безответственная и дестабилизирующая. Таким образом, социальные качества верхнего слоя российского общества (называемого иногда «верхним средним») не дают оснований для приписывания ему каких-либо функций «классического» среднего класса.
Средний слой включает три совершенно разнородные общественные группы:
• нижний бизнес-слой (мелкие предприниматели и менеджеры);
• квалифицированные специалисты (профессионалы);
• среднее звено государственных «служилых людей» (чиновничество, администраторы бюджетного сектора, офицеры силовых структур и др.).
Одна из наиболее отличительных черт среднего слоя - позитивная динамика численности. В 1993 г., по расчетам Т. И. Заславской и Р. Г. Громовой, он составлял около 13 %, а в 1997 г. - уже 18 % работающего населения России. В среднем за 5 лет (1993-1997) в структуре среднего слоя на мелких бизнесменов приходилось 47 %, на специалистов - 21 % и на «служилых» - 32 % его общей численности.
Претендовать на выполнение функций среднего класса, особенно в перспективе, с наибольшим основанием может средний слой российского общества, так как он занимает промежуточную позицию между верхним и нижним слоями общества, обладает высоким образовательно-квалификационным потенциалом, объединяет наиболее активную и адаптировавшуюся к рынку часть общества, обладает социальным престижем. Однако в своем нынешнем состоянии средний слой России вряд ли может выступать в качестве социального стабилизатора общества и носителя общественного прогресса. Для этого ему недостает экономической независимости, высокого благосостояния и стимулирующих институциональных условий деловой и творческой деятельности. С несколько большим основанием от него можно было бы ожидать выполнения функций основного носителя национальной культуры, легитимного выразителя общественных интересов, действенного и конструктивного посредника между властью и обществом. Однако и здесь имеются свои «но». Так, западный средний класс играет роль посредника не только благодаря срединному положению в обществе, но и потому, что он открыт, доступен для восходящей мобильности из нижних слоев. Ситуация же затянувшегося экономического кризиса
Условий для такой мобильности не создает. Кроме того, для выполнения этой роли средний слой России слишком урбанизирован, сосредоточен в больших городах. Наконец, велика социальная дистанция, отделяющая его от базового слоя. Как ни скромны, по сравнению с западными аналогами, уровень благосостояния и образ жизни среднего слоя, большинству россиян они недоступны.
Из сказанного ясно, что второй и третий сверху слои нашего общества не служат частями единого целого. Положение и интересы среднего слоя пока ближе к базовому, чем к верхнему слою. По сути, он представляет собой верхушку базового слоя, еще не успевшую окончательно отделиться. Таким образом, второй сверху слой правильнее рассматривать как верхний, а третий - как средний слой среднего класса.
Динамика удельного веса социальных слоев во всем работающем населении России, 1993-1997 гг., % |
Рассмотрим динамику численности слоев (по исследованию Т. И. Заславской), имеющих хотя бы частичные основания относить себя к «среднему классу», в 1993-1997 гг. (табл. 11).
Соци Альные Слои |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
В среднем |
Верхний |
5 |
7 |
6 |
5 |
6 |
6 |
Средний |
13 |
14 |
15 |
19 |
18 |
16 |
Базовый |
73 |
72 |
70 |
66 |
66 |
69 |
Таблица 11 |
Примечание. См. об этом: Заславская Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. 1998. № 4. С. 10. |
Как видим, динамика каждого слоя имеет свой особый характер: доля верхнего практически остается стабильной, среднего - имеет тенденцию к росту, а базового - наоборот, к сокращению.
Представляется интересным изменение относительной численности отдельных групп и внутри каждого слоя (табл. 12).
Динамика удельного веса групп, составляющих социальные слои России, 1993-1997 гг., % в пределах слоя |
В рамках верхнего слоя, состоящего из крупных предпринимателей и представителей верхушки управленческой иерархии - директоров предприятий, бюрократии, генералитета, происходит небольшое смещение в сторону предпринимательских групп. Максимальная доля
бизнес-групп имела место в 1994 -1995 гг. В дальнейшем их доля несколько снизилась за счет соответствующего роста бюрократии. Похоже, что устойчивая структура верхнего слоя сформировалась уже к 1993 г. и с тех пор испытывает лишь незначительные колебания.
Социальные слои и группы |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
В среднем |
Верхний |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Крупные и средние предприниматели, бизнес - слой |
65 |
70 |
72 |
69 |
56 |
66 |
Руководители производства, высокооплачиваемые специалисты |
26 |
25 |
25 |
23 |
29 |
26 |
Бюрократия, высшие офицеры и генералы силовых структур |
8 |
5 |
3 |
8 |
15 |
8 |
Средний |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Мелкие предприниматели, полупредприни- матели |
53 |
44 |
50 |
48 |
42 |
47 |
Высококвалифицированные специалисты |
11 |
21 |
18 |
24 |
28 |
21 |
Занятые в управленческих структурах |
23 |
20 |
15 |
12 |
10 |
16 |
Военные |
13 |
15 |
17 |
16 |
20 |
16 |
Базовый |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Массовая интеллигенция |
16 |
19 |
15 |
14 |
12 |
15 |
Полуинтеллигенция, Служащие |
17 |
24 |
21 |
21 |
23 |
21 |
Массовые профессии торговли и сервиса |
20 |
23 |
25 |
27 |
35 |
26 |
Индустриальные рабочие |
35 |
27 |
29 |
29 |
23 |
29 |
Крестьяне и фермеры |
12 |
7 |
10 |
9 |
7 |
9 |
Таблица 12 |
Примечание. См.: Заславская Т. И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества. С. 14. |
Состав среднего слоя более разнороден, причем в связи с тенденцией к его росту возникает вопрос о том, за счет каких групп он происходит. Рост численности среднего слоя в первую очередь осуществляется за счет увеличения в его составе группы высококвалифицированных специалистов, которая теснее всего ассоциируется с новым средним классом Запада. В 1993 г. доля профессионалов в среднем слое составляла 11 %, в 1995 г. - 18 %, а к 1997 г. она выросла до 28 %. Расширение группы преуспевающих профессионалов отражает процесс адаптации наиболее дееспособной части интеллигенции к новым условиям, преодоление ею первоначальной дезориентированности и растерянности. Не меньшую роль играет формирование новых широко востребуемых обществом видов профессиональной деятельности, участие в которых дает образованным и активным людям возможность получать высокий доход и следовать престижным образцам потребления.
Но большую часть современного среднего слоя России составляют не профессионалы, а представители разных групп бизнес-слоя: средние и мелкие предприниматели, менеджеры, занятые в реальной и коммерческой сферах экономики, самозанятые, а также полупред - приниматели, совмещающие работу по найму с ведением разных видов частного бизнеса. В 1993 г. на долю названных групп приходилось более половины представителей (53 %) среднего класса, причем наибольшей (40 %) была доля полупредпринимателей. К 1994 г. доля последних снизилась до 33 % и далее оставалась на том же уровне.
Из остальных групп среднего слоя наиболее динамичными были две. Во-первых, заметно возрастала численность офицеров, доля которых в составе среднего слоя в 1993-1997 гг. увеличилась с 13 до 20 %. Во-вторых, более чем в два раза снизилась доля занятых в управленческих структурах. По отношению к численности среднего слоя она за тот же период упала с 23 до 10 %.
Что касается структуры базового слоя, то доля работников массовых профессий торговли и обслуживания возросла с 20 % в 1993 г. до 35 % в 1997 г., доля индустриальных рабочих средней и высокой квалификации за тот же период снизилась с одной трети до четверти, а доля крестьян и фермеров оставалась устойчивой - 8-10 % представителей данного слоя.
С точки зрения возможного пополнения среднего класса интерес могли бы представить прежде всего интеллигенция и полуинтелли - генция, тем более что их удельный вес растет. Но в действительности дело обстоит сложнее. Исследования социальной мобильности показывают, что тяжелая социально-экономическая ситуация привела к интенсивному размыванию интеллигенции. Относительно небольшая и наиболее продвинутая часть последней, получая статус профессионалов или мелких предпринимателей, вливается в средний класс. Но гораздо большая часть специалистов со средним профессиональным потенциалом и отсутствием склонности к бизнесу перестает получать зарплату, попадает под массовые сокращения, утрачивает прежний социальный статус и занимает позиции малоквалифицированных служащих и клерков. Возможно, с экономической точки зрения этот процесс хотя бы частично можно рассматривать как здоровый, поскольку в СССР имело место явное перепроизводство специалистов, больШиНство которых были заняты в непропорционально развитом военно-промышленном комплексе (ВПК). Но в социальном плане принявший массовые масштабы процесс конвертирования их статуса в статус конторских служащих и мелких торговцев чрезвычайно болезнен.
Сходное содержание имеет и ускоренный рост доли работников торговли и сферы обслуживания за счет индустриальных рабочих. Близкое совпадение масштабов прироста первой группы и уменьшения второй позволяет с высокой долей уверенности говорить о процессе перераспределения работников именно между этими группами, т. е. о переходе массы работников из реальной сферы экономики в сферу коммерции. В основном этот переход является вынужденным, он связывается с длительным простоем или закрытием заводов, остановкой шахт, прекращением строительства, задержками и невыплатами зарплаты. Причем в большинстве случаев за этим стоит не восходящая, а нисходящая мобильность работников.
Проведя анализ социологических исследований среднего класса, можно сделать несколько выводов.
Во-первых, средний класс в России, также как и в странах Европы, является разнородным, т. е. содержит несколько слоев общества, различающихся по таким критериям, как наличие собственности, образование, профессиональный статус и др.
Во-вторых, наблюдается рост среднего класса на фоне изменения его структуры за счет увеличения в его составе периферийных групп.
В-третьих, несмотря на тесную связь с МСП, средний класс России не выступает как устойчивая социально-экономическая сила общества, а значит, со стороны государства и общества требуется стимулирование активности среднего класса и слоев российского общества, потенциально его образующих.