ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕМЕСЛЕННИЧЕСТВА, МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА И СРЕДНЕГО КЛАССА
Опыт формирования государственной поддержки малого и среднего предпринимательства за рубежом
Процесс формирования института государственной поддержки возможен только при развитии малого и среднего предпринимательства и повышении его экономической и социальной роли, что, как правило, связано с кризисными явлениями в экономике. Одно из первых обоснований политики поддержки (правда, не в отношении малого и среднего предпринимательства, а предпринимательства в целом) было предложено Дж. М. Кейнсом. По его мнению, государство, используя различные методы и инструменты регулирования, должно воздействовать на инвестиционную и потребительскую активность. Так, он писал: «.расширение функций правительства в связи с задачей координации склонности к потреблению и побуждения инвестировать... единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и... условие для успешного функционирования личной инициативы»[113]. Антикризисные меры 1929-38 гг. можно рассматривать как первый этап формирования государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства. Именно в этот период начинают создаваться косвенные инструменты поддержки предпринимательства.
Второй этап становления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства начинается в развитых странах мира (США, Япония и страны Западной Европы); он приходится на вторую половину XX в. Именно в этот период времени формируется специальная государственная инфраструктура поддержки МСП, создаются специальные управленческие органы и осуществляется передача им соответствующих функций. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на государственном уровне, региональные агентства и ведомства этих структур и структуры органов власти.
Так, в США активная политика государственной поддержки малого предпринимательства была развернута в 1953 г., когда кроме принятого в 1953 г. «Закона о малом бизнесе», была создана Администрация малого бизнеса ^ВА). Программа «Инвестиционные компании малого бизнеса», принятая в 1958 г., была предназначена «стимулировать и дополнять потоки частного акционерного капитала и долгосрочных ресурсов, необходимых малым предприятиям для нормального функционирования их бизнеса. его роста, расширения и модернизации, но не имеющихся в достаточном количестве»[114].
В Японии делами малого бизнеса занимается Управление малого и среднего предпринимательства, созданное в 1948 г. в составе Министерства внешней торговли и промышленности. Другими органами, проводящими государственную политику в отношении малого бизнеса, являются 9 региональных служб Министерства внешней торговли и промышленности, а также Финансовая корпорация малого бизнеса, основанная в 1953 г. Нормативно-правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в Японии осуществляется Законом «Об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям», который принят в 1963 г.[115]
Европейский инвестиционный банк был создан в 1958 г. в соответствии с Римским договором о создании ЕЭС, при этом одним из приоритетов деятельности банка является поддержка малого и среднего предпринимательства. В других странах Европы в 60-70-е гг. XX в. также проводилась активная политика в области МСП.
Третий, современный, этап развития малого и среднего предпринимательства и системы его поддержки связан с обеспечением устойчивого развития не только национальной экономики в целом, но и сектора малого и среднего предпринимательства в частности. Наибольшее значение приобретают сегодня меры протекционистского характера в сфере национального малого и среднего предпринимательства и развития международных экономических отношений данного сектора экономики с целью проникновения на новые рынки. Большое значение в современных условиях приобретает развитие инновационного малого и среднего предпринимательства.
Формирование института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляется по двум направлениям: с позиций прямого содействия бизнесу и развития косвенных каналов стимулирования предпринимательства. Сначала рассмотрим прямое взаимодействие государства и малого предпринимательства.
Практически во всех странах созданы специальные организации поддержки МСП, действуют нормативно-правовая база, которая достаточно динамично изменяется, и государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса. Например, SBA в США применяет механизм прямой избирательной помощи в виде грантов для наиболее нуждающихся в ней малых предприятий, в первую очередь на начальных этапах их развития, а также участвует в отдельных проектах в качестве кредитора инвестиционных компаний или гаранта кредитов, предоставляемым МСП. Г осударственные программы содействия развитию предпринимательства в США имеют не только индустриально-экономическую, но и социальную направленность[116].
В Испании в настоящее время действуют четыре государственных организации по предоставлению финансовой поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса[117].
В Великобритании правительство отказалось от специальных программ поддержки для отдельных секторов экономики и отдает приоритет выработке общих мер, способствующих решению проблем малого бизнеса. В то же время наметилась другая тенденция - перемещение «центра тяжести» политики развития МСП на местный уровень.
Для поддержки МСП в Сингапуре создано единое на всю страну агентство «Spring», которое осуществляет около ста программ поддержки предпринимателей. Государственные структуры существенно помогают малым и средним предприятиям в подборе персонала; государство покрывает 90 % расходов на подготовку и переобучение кадров, работающих в данном секторе[118].
В странах Центральной и Восточной Европы основными формами государственного содействия развитию МСП являются государственные программы поддержки предпринимательских проектов малых и средних предприятий и создание государственных кредитных институтов[119].
Значительную роль в формировании института государственной поддержки играют опосредованные связи бизнеса и государства, создание институциональных условий развития МСП.
К экономическим факторам относят, прежде всего, налоговое законодательство и налоговые льготы, негосударственные финансовые организации и другие элементы рыночной инфраструктуры.
Рыночная инфраструктура обеспечивает достижение малыми и средними предприятиями поставленной цели, выступая в первом случае - элементом, дополняющим государственную поддержку малого предпринимательства, во втором случае - основным субъектом реализации государственной поддержки малого предпринимательства. Именно посредством инфраструктуры поддержки предпринимательства, через активное взаимодействие всех ее элементов осуществляется обратная связь между бизнесом и властью, что позволяет повЫшАть эффективность государственного регулирования малого и среднего предпринимательства.
С учетом потребностей субъектов МСП наибольшее значение имеет развитие финансовой инфраструктуры, к которой относятся государственные и общественные финансовые организации, общества взаимного кредитования и гарантирования. Например, в Испании с 1978 г. функционирует система обществ взаимных гарантий, которые широко развиты и в других странах Европейского союза. В Японии действуют ассоциации гарантирования займов; в Г ермании специальный федеральный фонд предоставляет кредиты МП, во Франции в 1989 г. создан специальный банк «Креди де л'экипман». В США существует ряд программ, в рамках которых кредиторы малого бизнеса обеспечиваются гарантиями. К примеру, программа содействия проблемным малым предприятиям SBA предоставляет 85 %-ю гарантию под заем до 150 тыс. долл. и 75 %-ю - под заем свыше 150 тыс. долл.[120] Приведем примеры самых распространенных форм финансовой поддержки:
• поддержка начинающих предприятий - предоставление ссуд под гарантию при создании новых предприятий;
• микрокредитование - кредитование мелких и мельчайших предприятий;
• предоставление долгосрочных кредитов на расширение основного и оборотного капитала малого предпринимательства, а также на поддержку малого предпринимательства, действующего в инновационных, рискованных сферах, приоритетных отраслях;
• льготные кредиты с пониженной процентной ставкой, специальной схемой уплаты процентов и погашения кредитов (так, в Испании кредиты выдаются на 5-7 лет с отсрочкой возврата на один или два года с переменной процентной ставкой);
• предоставление гарантий банкам по кредитам малого предпринимательства, при этом сумма гарантий составляет в среднем до 80 % от суммы кредита (в США - 90 %, Великобритании - 70-85 %) на срок от 2 до 8 лет ;
• гранты.
Мировая практика доказывает необходимость специальных налоговых режимов для малых предприятий (как, например, во Франции, Испании, в Украине, в Литве). В ряде стран по отношению к малым предприятиям наряду с обычными налоговыми правилами предусмотрены конкретные налоговые льготы. Так, в монографии «Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы» приводятся следующие сведения: в Великобритании действуют две ставки налога на прибыль: ставка 20 % для малых фирм, прибыль которых за налоговый период меньше 300 тыс. фунтов стерлингов, и полная ставка 30 % для фирм, прибыль которых превышает 1,5 млн фунтов стерлингов. Фирмы, прибыль которых составляет от 300 тыс. до 1,5 млн фунтов стерлингов, облагаются налогом от 20 до 30 % в пропорции, равной 1/40 разницы между этими ставками.
В Бельгии налог на прибыль в 2004 г. был снижен с 40 до 34 %, при этом малые и средние предприятия с прибылью до 322 500 евро с 2003 г. платят более низкий налог на прибыль, ставка которого снижена с 29 % в 2003 г. до 25 % в 2004 г.[121]
В США, например, действует дифференцированная прогрессивная шкала налогообложения прибыли (для предприятий с прибылью до 25 тыс. долл. - 15 %, 25-30 тыс. долл. - 18 %, 50-75 тыс. долл. - 30 %, 75-100 тыс. долл. - 40 %). Налоговое законодательство США предусматривает значительные налоговые послабления для компаний, инвестирующих в научно-исследовательские разработки. В Японии фирмы с капиталом менее 100 млн иен платят с годового дохода, не превысившего в финансовом году 8 млн иен, 28 %, а с остальной части суммы - 37 %. Кроме того, для МСП существуют льготы по местным налогам.
Большое внимание в развитых странах уделяется стимулированию НТП через развитие венчурного малого предпринимательства. В развитых странах созданы специальные институты для обеспечения деятельности малых научно-исследовательских фирм, например Национальный научный фонд в США (1982), и механизмы государственной поддержки венчурного бизнеса за счет аккумулирования из различных источников финансовых средств, например предоставление грантов (США, Великобритания), специальных премий за нововведения (Франция), бюджетных ассигнований в виде льготных кредитов, беспроцентных ссуд с фиксированным сроком погашения. Метод венчурного финансирования строится на основе прямых инвестиций с возвратом средств в виде фиксированных платежей с объема продаж продукции (Испания) .
К рыночной инфраструктуре относят информационное, консультационное сопровождение малого и среднего предпринимательства, развитие образовательной инфраструктуры. Данная система организаций и отношений определяет среду взаимодействия малого и среднего бизнеса по отношению к другим агентам; неразвитость такой инфраструктуры, ее неэффективность ведут к увеличению числа закрывающих предприятий. Так, В США сформирован механизм, улучшающий среду для функционирования предпринимательства, который предполагает следующие меры:
• введение в действие акта о гибком регулировании, который предусматривает тщательный анализ влияния предлагаемых регулирующих мер на малый бизнес, прежде чем они (меры) будут приняты;
• пересмотр (в пользу малого бизнеса) положений о процентах на счета малых предприятий, хранящихся в банках;
• широкое и интенсивное обсуждение существующей федеральной системы регламентации малого бизнеса.
В США достаточно хорошо развит и эффективно работает механизм информационного обеспечения предпринимателей в рамках сети бесплатного информационного обслуживания SBA-Net, в которой действует несколько информационных систем[122].
Интересен опыт поддержки предпринимательства со стороны торгово-промышленных палат в Германии[123]. История ремесленных и промышленных палат уходит корнями в Средневековье. В настоящее время промышленно-торговые палаты являются организациями государственного права, членами которых по закону обязаны быть все промысловые средние и мелкие предприятия. Исключение составляют мастеровые и ремесленно-промысловые предприятия, объединенные по подобным принципам в ремесленные палаты. После объединения Германии в 1992 г. в стране насчитывалось 83 промышленно-торговые палаты. Промышленно-торговые палаты участвуют в формировании экономико-правового и политического общественно-государственного мнения, являясь, таким образом, представителями предпринимательского сообщества.
Особое место в формировании деловой среды играет формирование психолого-мотивационных факторов. К сожалению, нет единственно правильной стратегии в этом направлении. В послании Европейской комиссии даются следующие рекомендации: «Развитие предпринимательской культуры требует двоякой стратегии. С одной стороны, требуются меры, побуждающие людей становиться предпринимателями; в то же время они должны сопровождаться мерами по обучению этих людей необходимым навыкам и умениям, позволяющим им успешно вести свое дело. Для этого требуется вносить изменения в системы общего и специального образования, способствовать изменению культуры и устранять помехи на пути создания
^ /•~ч ^
Предприятий. С другой - стимулирование предпринимательства предусматривает также создание таких условий хозяйствования, которые благоприятны для открытия, роста и успешной передачи предприятий. Это включает в себя резкое упрощение административных процедур, облегчение законодательных и финансовых требований, а также более легкий доступ к участию в таких программах Сообщества, как НИОКР и Структурные фонды»[124].
Завершая рассмотрение опыта развитых стран, можно констатировать повышение роли децентрализованного подхода, базирующегося преимущественно на косвенных каналах взаимодействия государства и МСП, что подтверждает тезис о том, что государственная поддержка МСП является институтом. При этом совершенно обосновано можно утверждать, что в России более чем за двадцатилетний период реформ так и не создан институт государственной поддержки МСП. В России формально присутствуют практически все элементы института государственной поддержки малого МСП; причиной его негативного влияния на развитие малого бизнеса заключается, на наш взгляд, в низкой эффективности функционирования данной структуры, что обусловлено рядом причин, в частности:
• недостаточным развитием нормативно-правовой базы, и прежде всего федерального законодательства;
• неравномерностью развития региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
• недостаточностью финансирования мероприятий по поддержке, связанной с системой межбюджетных отношений;
• невыполнением организациями государственной поддержки малого предпринимательства своих функций в силу их лоббистского характера.
Вывод о состоянии системы государственной поддержки подтверждается исследованиями российских экономистов. Так, А. В. Виленский прямо пишет о недостаточности уровня развития института государственной поддержки МСП: «Реальная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, даже с учетом реализации Программы МЭРТ РФ (МЭРТ -Министерство экономического развития. - прим. авт.), финансовых вливаний из региональных бюджетов, мизерна по масштабам и возможностям»[125]. А. А. Яковлев отмечает, что «в 2007-2008 гг. наблюдались достаточно заметные расхождения в приоритетах предоставления государственной поддержки на федеральном уровне, с одной стороны, и региональном и муниципальном уровне - с другой. В первом случае сложившаяся “система обменов” между государством и бизнесом имела более консервативный характер - с фокусом на старые предприятия, компании с государственным участием и фирмы, сохраняющие занятость. Во втором случае государственная поддержка была более ориентирована на цели модернизации, в числе критериев ее предоставления выступали инвестиционная активность фирм и наличие иностранных инвесторов»[126].
Итак, в промышленно развитых странах сложилась устойчивая система поддержки МСП как на общегосударственном, так и на региональном, местном уровне. Формирование столь разветвленной системы поддержки является результатом длительного исторического развития рыночных отношений в этих странах и ориентация системы на совершенствование социального хозяйства.
Таким образом, проанализировав систему государственной поддержки в промышленно развитых странах, странах с переходной экономикой и проблемы, с которыми сталкиваются правительства при реализации данных программ, можно выделить основные ключевые моменты, на которые должно опираться формирование института государственной поддержки малого предпринимательства в современном обществе. Оно должно основываться на анализе предпринимательской среды и обеспечиваться эффективностью работы организаций инфраструктуры поддержки т. е. иметь социологическое и научно-методическое сопровождение.
Проблеме оценки эффективности малого предпринимательства и его государственной поддержки стали уделять внимание только в последние несколько лет. Особенностью оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства является невозможность использования методов оценки бизнес-проектов, что обусловлено многофункциональностью малого бизнеса.
В связи тем что оценка трансакционных издержек - задача очень сложная, поскольку получать информацию о них можно при проведении опросов предпринимателей, актуальной проблемой остается формализация оценки эффективности государственной поддержки. Мы предлагаем проводить оценку эффективности на основе анализа эффективности каждого элемента института государственной поддержки малого предпринимательства, т. е. оценивая эффективность нормативно-правовой базы, государственного аппарата, инфраструктуры и программ поддержки малого бизнеса.
Дальнейший анализ функционирования института государственной поддержки МСП показал, что можно проводить качественную оценку эффективности данного института на основе принципов, которым должна соответствовать система поддержки МСП. Так, исследователями системы государственной поддержки малого предпринимательства в Центральной и Восточной Европе выдвигаются следующие принципы[127]:
1) гласность - господдержка фиксируется и становится достоянием гласности, при нарушении гласности блокируется;
2) компенсационность - уровень господдержки зависит не столько от специфики отраслей и предприятий, сколько от присущих тому или иному конкретному рынку недостатков;
3) конкурентность - доступ к господдержке на основе открытых конкурсов;
4) приоритетная поддержка недостаточно развитых в экономическом отношении регионов.
Мы предлагали схожие принципы транспаретности, системности, рациональности, минимизации трансакционных затрат и др.
В соответствии с наиболее общими принципами функционирования института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в качестве критериев эффективности могут выступать:
• гибкость государственной поддержки МСП, которая определяется множественностью инструментов, быстротой реакции законодательства на изменение условий предпринимательской деятельности, наличием механизмов учета интересов малых и средних предприятий;
• информационная эффективность, т. е. обеспечение информации о мерах поддержки в общедоступной для предпринимателей форме и средствах, которая обеспечивает широкий охват предпринимателей, единство представления и восприятия информации;
• операционная эффективность, которая характеризует способность института государственной поддержки МСП реализовывать принятые решения в установленные законодательством сроки.
Так, анализ процессов дерегулирования показывает отсутствие гибкости института государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Особое место в системе государственной поддержки малого предпринимательства занимает система контроля за соблюдением интересов малого бизнеса при введении норм государственного регулирования. Она включает в себя формальные требования по учету интересов малого бизнеса в ходе разработки ведомственных нормативных актов и специальные процедуры оценки готовящихся нормативных актов с точки зрения соблюдения этого критерия.
К процедурам оценки относятся: публикация информации о новых правилах; анализ «гибкости» принимаемых нормативных актов; обеспечение возможности учета мнений представителей малого бизнеса; периодический пересмотр норм государственного регулирования, затрагивающих малый бизнес. Например в США, по оценкам SBA, в результате работы по пересмотру норм регулирования в отношении малого предпринимательства нагрузку на малый бизнес удалось сократить в 1998 г. на 3,2 млрд долл., в 1999 г. - на 5,3 млрд долл. и в 2000 г. - на 3,4 млрд долл.[128]
В 2008-2009 гг. было зарегистрировано 297 реформ систем нормативного правового регулирования в 131 стране, что на 20 % больше, чем в предыдущий период исследований. 60 % стран, участвовавших в опросе, проводили реформы в этой сфере[129]. Российская система государственной поддержки МСП характеризуется слабой информационной эффективностью: предпринимателю следует приложить значительное количество усилий, чтобы получить информацию о системе поддержки, не говоря уже о возможности ее получить. Кроме того, сама система обладает некоторой степенью хаотичности: большое количество организаций поддержки формируют обширную систему без четкого разграничения функций, как следствие имеют место и дублированные функции, и функции, не выполняемые ни одной из структур поддержки МСП.
Российская система государственной поддержки малого и среднего предпринимательства обладает низкой операционной эффективностью. Так, в интервью президент «ОПОРы России» С. Р. Борисов сказал: «.то, что предприниматели видят, приходя в банк, зачастую, существенно отличается от того, что говорит Правительство. Кредиты по-прежнему недоступны для большинства представителей малого и среднего бизнеса»[130].
Следовательно, одним из способов повышения эффективности системы государственной поддержки МСП является повышение ее гибкости, операционной и информационной доступности. На наш взгляд, механизм повышения эффективности должен включать следующие аспекты:
• взаимодействие с предпринимателями через структуры, наиболее доступные им по данному виду поддержки. Например, размещение информации по кредитованию и субсидированию, поручительствам и микрофинансированию необходимо осуществлять через банки, в которые преимущественно и обращаются предприниматели, начиная поиск кредитных ресурсов, открывая счет и т. д.;
• повышение роли общественных союзов предпринимателей, которые, как правило, находятся в более тесном контакте с предприятиями своей отрасли. Интересен в данном случае опыт Германии по развитию торгово-промышленных палат;
• сокращение государственного аппарата поддержки (поскольку множественность организаций поддержки ведет к размыванию информации);
• разработка методических рекомендаций по организации института государственной поддержки МСП, охватывающих всю систему поддержки. Существующие методические рекомендации затрагивают только один элемент рассматриваемого института - создание муниципальных программ поддержки МСП.
Выполнение предложенных мероприятий позволит комплексно повысить эффективность системы государственной поддержки МСП и обеспечить устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства.