ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ И РЕСУРСА в МАШИНОСТРОЕНИИ
ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ И РЕСУРСА ИЗДЕЛИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ
К. В. Фролов
Главенствующая роль современного машиностроения в научно-техническом прогрессе общеизвестна. В проекте Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года ставится задача значительно ускорить развитие машиностроения, повысить его технический уровень.
Советские ученые, конструкторы, инженеры вносят достойный вклад в решение ключевой задачи экономики — повышение производительности труда на основе новых прогрессивных технологических процессов и создание высоконадежной современной техники.
Только в последние годы отечественным машиностроением достигнуты впечатляющие результаты: налажено и наращивается производство автоматических манипуляторов, создан ряд первоклассных образцов техники и технологических процессов, машин и оборудования, что способствует техническому перевооружению важнейших отраслей народного хозяйства.
В числе наиболее важных из них — атомное энергетическое оборудование, энергоблоки высокой единичной мощности, газоперекачивающие комплексы, агрегаты непрерывной разливки стали, техника для электро - шлакового переплава и вакуумного рафинирования, высокоскоростные прокатные станы, гибкие автоматизированные производства, автоматические участки, линии, станки, промышленные манипуляторы с числовым программным управлением, электронно-лучевая, плазменная и лазерная техника с использованием электроники и микропроцессоров.
Современные машины создаются для агропромышленного комплекса, химической, легкой, пищевой промышленности, транспорта. За короткий период времени в 1,5—2 раза повышен ресурс легковых автомобилей, металлорежущих станков и т. д.
Созданы и эффективно внедряются в машиностроительную промышлен ность современные технологические методы обеспечения надежности машин, например новые методы сварки (ультразвуковая, лазерная, взрывом, электронно-лучевая, диффузионная и др.). Разработаны эффективные средства и способы защиты металлов от коррозии, создан ряд новых коррозионно-стойких и конструкционных сталей и сплавов.
В последние годы Институт машиноведения им. А. А. Благонравова АН СССР существенно расширил и углубил целенаправленные исследования по повышению надежности и ресурса машин, развиты и укреплены научные контакты с такими ведущими научными центрами, как ЦАГИ, МВТУ им. Н. Э. Баумана, ЦНИИ им. Крылова, ЦНИИТМАШ, Институт проблем механики АН СССР. Институт электросварки им. Патона, Институт проблем прочности АН УССР и др.
Ряд проблем, направленных на обеспечение надежности машин и конструкций, Институт машиноведения решает в связи с задачами создания новой техники совместно с крупными конструкторскими бюро ведущих отраслей машиностроения. Комплексные исследования, направленные на обеспечение ресурса крупногабаритного энергетического и другого оборудования, институт проводит в рамках научной проблемы СЭВ.
Научный совет по теории машин и системам машин, Семинары по проблемам машиноведения и надежности ведут результативную систематическую работу по координации научных исследований в стране в области надежности машин.
Вместе с тем, несмотря на имеющиеся достижения, проблема надежности не решена еще достаточно полно. Пока нет соответствующей общесоюзной комплексной программы. В настоящее время, образно говоря, ’’здание” науки о надежности машин и конструкций, фундаментом которого является теория надежности, находится на стадии строительства.
Понятие надежность — комплексное и включает такие компоненты, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость, т. е. свойства, определяющие эффективность использования техники и сохранение качества изделий в заданных условиях эксплуатации.
В отличие от технического совершенства (приспособленность к использованию по назначению, уровень параметров и функциональных характеристик, экономичность производства и т. д.), объективно сохраняющегося в процессе производства, надежность обеспечивается главным образом на этапе изготовления машин, что определяет ее практически полную зависимость от технологии. Поэтому, кроме достаточно разработанных к настоящему времени фундаментальных теоретических методов детерминированного и стохастического анализа, а также методов подобия, широко используемых при оценке и контроле надежности и прогнозировании ресурса, на должный уровень необходимо поднять, научно обосновать в связи с условиями применения изделий и довести до широкого использования в основньи отраслях машиностроения методы и средства обеспечения и поддержания надежности, а также продления ресурса машин и конструкций. Это должно быть реализовано в комплексе с развитием методов и средств технической диагностики, а также с учетом эргономических факторов и экологических требований, осуществляемых на основе результатов исследований биомеханики систем ’’человек—машина-среда”.
Развитие указанного выше комплексного подхода к проблеме обеспечения надежности изделий машиностроения при рациональном сочетании фундаментальных решений вопросов теории надежности и прикладных задач повышения ресурса машин и конструкций является одной из важнейших задач современного машиноведения [1—4].
Роль проблемы надежности в условиях научно-технического прогресса повышается в связи с ростом параметров выпускаемых машин и оборудования, расширением областей их применения, переходом на автоматизированные технологические процессы и гибкие производства и т. д.
К сожалению, надо признать, что фактические показатели надежности некоторых отечественных изделий в ряде случаев оказываются ниже регламентированных стандартами показателей. Анализ причин отказов показал, что 70% их происходит из-за нарушения технологической дисциплины, а также правил эксплуатации. Кроме того, по экспертной оценке, имеет место большой ущерб от коррозии в химической и нефтехимической промышленности, при добыче и транспортировке нефти и газа, в энергетике, сельском хозяйстве, железнодорожном транспорте.
Состояние вопроса надежности сейчас таково, что ни одна из машиностроительных отраслей полностью не охватывает всех аспектов этой проблемы. Например, в автомобильной промышленности на должном уровне (организационно-методическом и техническом) проводятся испытания изделий (стендовые и полигонные) на надежность, действует система экспериментально-производственных автохозяйств в целях сбора информации о надежности изделий в эксплуатации, но практически, как ни парадоксально, при проектировании расчет надежности производится не на должном уровне.
Аналогичная картина наблюдается и в тракторной промышленности, с той разницей, что стендовых и полигонных испытаний выполняется меньше, а наблюдений в эксплуатации — больше. Другой опыт накоплен в строительном и дорожном машиностроении, где основное внимание уделяется расчетам на надежность при проектирования, но практически нет достаточно полных обобщений отказов машин в реальных условиях их эксплуатации.
На протяжении многих лет практически не сокращается величина простоев, связанных с внезапными отказами и текущими ремонтами многих массовых видов машин и оборудования.
На современном этапе научно-технической революции проблема трудовых ресурсов решается за счет комплексной автоматизации производства, автоматизации и механизации трудоемких работ. Это приводит к тому, что народное хозяйство насыщается сложными машинами и агрегатами, которые требуют дополнительных затрат на техническое обслуживание и более сложный ремонт. Если не добиться существенного повышения надежности изделий, эти затраты возрастут еще больше. В результате экономия рабочей силы в сфере производства вызовет возрастание потребности в людских ресурсах в сфере технического обслуживания и ремонта, что не обеспечит экономию людских ресурсов, а лишь создаст ’’перекачку” их из одной сферы в другую.
В этой связи надо отметить, что в Институте машиноведения АН СССР выполнен ряд фундаментальных работ, создающих научную базу для обеспечения надежности машин и механизмов. В частности, институт располагает образцами оригинальных самосмазывающихся антифрикционных и фрикционных материалов, не уступающих по важнейшим свойствам лучшим зарубежным аналогам. Разработаны также методы и средства смазки газом, водой и др. Наши ученые синтезировали новые присадки к маслам, позволяющие существенно повысить износостойкость деталей машин.
Машиностроительная промышленность уже сейчас выпускает целый ряд изделий, отвечающих современным требованиям по долговечности машин там, где эти результаты исследований нашли практическое применение. Однако необходимо еще очень многое сделать для устранения все еще имеющихся ’’узких мест” в обеспечении износостойкости.
Решение проблемы надежности выпускаемых изделий — это огромный резерв повышения эффективности производства и производительности общественного труда.
Главными причинами невысокой надежности некоторых видов машин является недостаточная трудовая и технологическая дисциплина на пред - приятиях-изготовителях, недостаточная квалификация работников и отсутствие надлежащей современной опытно-экспериментальной, вычислительной и производственной базы. К этому можно добавить недостатки в планировании и экономическом стимулировании.
Ясно, что при нарушении технологической дисциплины не может быть надежной продукции. Возьмем, например, сварку, с помощью которой изготовляется большинство рам и других несущих элементов тепловозов, вагонов, автомобилей, тракторов, комбайнов и других машин. Небрежно выполненный сварной узел с непроварами, подрезами, трещинами, высокими остаточными напряжениями растяжения имеет низкий предел выносливости.
В связи с этим проблема нормирования допустимости дефектов в сварных конструкциях в зависимости от степени нагруженности и уровня использования неразрушающего контроля для многих отраслей требует скорейшего решения.
Недостаточное распространение получили методы поверхностного упрочнения, являющиеся могучим рьиагом повышения надежное™ и долговечности машин. При оптамальной технологии упрочнения предел выносливости деталей может быть повышен в 2—3 раза при одновременном увеличении износостойкое™.
К таким методам упрочнения относятся как традиционные (химикотермические, поверхностное пластическое деформирование, поверхностная закалка), так и новые (плазменное напыление, лазерная обработка, ионная имплантация и др.). Таким образом, повышение технологической дисциплины, ужесточение контроля, применение прогрессивной технологии изготовления и упрочнения — мероприятая первостепенной важности при решении проблемы повышения надежное™ машин.
Надежность машин закладывается при проектаровании, но обеспечивается при изготовлении. Для решения этах вопросов в КБ должны быть специалисты высокой квалификации по всем указанным направлениям конструирования, расчета, технологии изготовления и испытанцднйашин. Кроме того, ПО, КБ и НИИ должны быть оснащены современной мощной опышо-экспериментальной базой (с соответствующими научными и инженерными кадрами).
К сожалению, приходится констатировать, что и в комплектовании квалифицированными кадрами, и в оснащении опытао-эксперименталь - ной базы, пока имеются существенные пробелы. Это можно сказать о таких отраслях, как легкое и пищевое машиностроение, сельскохозяйственное, строительно-дорожное, горное, лесное машиностроение.
Есть примеры, которые показывают, что при наличии высококвалифицированных кадров, хорошей опытно-экспериментальной базы и надлежащего уровня технологической дисциплины машины получаются надежными. Таким положительным примером являются ПО МосавтоЗИЛ и ряд других предприятий.
Таким образом, важными разделами программы повышения надежности должны быть мероприятия, связанные с созданием в отраслях мощных современных опытно-экспериментальных центров и формированием эффективной системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-технических и научных кадров, осуществляемой под общим научно - методическим руководством со стороны АН СССР.
Создать опытно-экспериментальную базу, отвечающую современному состоянию науки и техники, нельзя, если не будет современных испытательных машин и приборов, оснащенных ЭВМ. Поэтому важнейшим разделом программы повышения надежности машин должен быть также раздел, посвященный организации в СССР выпуска испытательных машин и приборов высокого качества и в достаточном количестве. Ряд образцов таких приборов и испытательных стендов создан в Институте машиноведения.
Отработка на надежность вновь проектируемых (или модернизируемых) машин и оборудования зачастую затруднена из-за отсутствия у разработчика исчерпывающей информации о надежности составных частей изделий (в первую очередь типовых деталей и узлов) при различных условиях эксплуатации и режимах нагружения. Работа по обобщению эксплуатационной информации о надежности в межотраслевом масштабе не проводится. Эту работу, по мнению автора, должен взять на себя Госстандарт СССР.
Правовые и нормативно-технические документы не охватывают все случаи установления гарантийных сроков, в том числе вопросы о соотношении гарантийных сроков на продукцию и на комплектующие изделия к ней, гарантийного срока и показателей надежности. Изготовитель не несет материальной ответственности за несоблюдение показателей надежности в гарантийный период.
В машиностроении организация работ по повышению надежности изделий и организация служб надежности строится на различных принципах, и в основном на инициативных началах. Не разработан общеотраслевой документ, регламентирующий структуру, штаты и состав работ по повышению надежности машин и оборудования (кроме рекомендательных методических разработок, которые полезны, но не обязательны к исполнению).
Слабо отработано метрологическое обеспечение как процессов производства изделий, так и ремонта и эксплуатации, что является одним из основных факторов необъективной оценки качества изделий в результате недостоверной информации. Многие виды средств измерений, контроля, диагностики и испытаний эксплуатируются непроверенными в срок. Службы стандартизации, призванные организовывать внедрение стандартов и проверять выполнение их требований, также в силу указанных выше причин в отдельных случаях проявляют формальный подход к возложенным на них задачам. Имеет место выпуск продукции в течение длительного времени с отступлением от конструкторской и технологической документации. Недостаточна эффективность комплексных систем управления качеством продукции (КС УКП) на многих промышленных предприятиях, на которых системы зарегистрированы и признаны внедренными. Это в значительной степени объясняется формальным подходом как при разработке КС УКП, так и при регистрации их территориальными органами Госстандарта. Здесь сказывается многолетний приоритет количественных показателей по отношению к качественным (в том числе надежности); нередко выпуск машин растет за счет неоправданного упрощения технологии производства, снижения требований к точности изделий, ослабления технического контроля и технологической дисциплины, низкого качества комплектующих изделий и материалов.
В недостаточной мере используется анализ технического состояния объектов техники; при разработке конструкций машин, оборудования и технологических систем не предусматриваются встроенные средства диагностирования, а также другие мероприятия по повышению контролепригодности технических объектов из-за отсутствия серийно выпускаемых средств диагностики.
На большинстве машиностроительных предприятий сосредоточено производство всей номенклатуры деталей и узлов машин, хотя многие из них носят внутри - или межотраслевой характер; это — топливная аппаратура, узлы гидравлики и пневматики, подшипники скольжения, тормоза, муфты, крепеж, виброгасители, уплотнители и т. п. Отсутствие должной специализации как на производстве, так и в исследовательской работе по таким изделиям приводит не только к их низкой надежности, но и к высоким затратам на изготовление.
Ремонтное предприятие, по существу, снимает с потребителей большую часть ответственности за плохую работу машин. Представляется, что настало время подумать о расширении практики ремонта машин самим заво - дом-изготовителем.
Сохраняется традиционная многолетняя диспропорция между выпуском машин в целом и запчастей к ним, причем эта ошибка неизменно повторяется применительно к каждой новой модели машины. Также традиционно существует приоритетность выпуска машин в целом по отношению к выпуску запчастей, который психологически и экономически считается как бы делом второстепенной важности.
В настоящее время отсутствует отработанная система морального и материального поощрения за работу по повышению надежности и внедрению изделий с повышенным ресурсом и улучшенными эксплуатационно-техническими характеристиками. Показатели надежности и энергопотребления выпускаемых машин должны быть основными при оценке достижений промышленных предприятий.
Огромные возможности повышения надежности машин и их элементов, имеющиеся в арсенале науки и техники, в ряде отраслей машиностроения используются недостаточно; во многих случаях применяются устаревшие нормы прочности, традиционные материалы и привычные технологические процессы.
Снижение расхода металла в настоящее время планируется в процентном отношении от потребляемого в отрасли или на предприятиях без учета надежности выпускаемых изделий и расхода запасных частей. Это в ряде случаев приводит к необоснованному облегчению конструкций за счет уменьшения их надежности. В результате для восстановления работоспособности конструкции расходуется дополнительное количество металла на изготовление запасных частей, превышающее то, которое ’’сэкономлено”.
В учебных программах и учебниках при их значительном разнообразии не отражены в должной степени последние достижения науки о надежности, что показательно на примере трибологии — науки, изучающей трение, смазку и износ машин.
Очевидно, настало время разработать учебные программы, создать курсы и учебные пособия по этой актуальной проблеме. Автору представляется, что была бы полезна перестройка преподавания общетехнических дисциплин в вузах, ориентированных на надежность машин и конструкций с иллюстрацией и экспериментальной проверкой теоретических положений на базе самых современных лабораторных установок, микроэлектроники и вычислительной техники.