ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ И РЕСУРСА в МАШИНОСТРОЕНИИ
МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ И ДИАГНОСТИРОВАНИЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Проведение испытаний и диагностирование робототехнических систем возможно лишь на основе системного подхода, предусматривающего единство методики, рациональное распределение экспериментальных работ по времени и месту проведения (лабораторные, стендовые и эксплуатационные), организацию обмена информацией между конструкторскими бюро и промышленными предприятиями.
Начатое на ряде заводов серийное производство манипуляторов и роботов и перспективы их широкого применения в промышленности в условиях комплексной автоматизации делают особо актуальными тщательную разработку экспериментальных методов исследований и испытаний. В основные задачи этих испытаний входит уточнение паспортных данных, количественное определение и сравнение критериев качества роботов одного назначения, получение данных, необходимых для разработки математической модели и автоматизированного исследования ее с помощью ЭВМ, количественное определение величин, характеризующих работоспособные и дефектные состояния роботов и обеспечивающих выполнение операций контроля и диагностирования.
Несмотря на кажущуюся простоту этих требований к эксперименту, их выполнение встречает значительные трудности, связанные с многозвенностью конструкций рабочих органов, большим числом степеней подвижности, разнообразием конструкций, различием в типах привода, отсутствием удобной аппаратуры.
В СССР и за рубежом испытания роботов проводятся по различным методикам, часто без достаточного статистического обоснования необходимого числа экспериментов. Конструкции роботов не приспособлены должным образом для проведения испытаний.
Институтом машиноведения АН СССР проведена работа по унификации испытаний. В унифицированную методику выделена та часть испытаний, которая должна проводиться как в стендовых, так и в производственных условиях. Она разработана на основе опыта испытаний промышленных роботов и манипуляторов с электромеханическим, гидравлическим и пневматическим приводами в лабораторных и производственных условиях станкостроительной, автомобильной и других отраслях промышленности. Методика сокращенных испытаний включает осциллографирование скоростей, ускорений и малых перемещений выходного звена рабочего органа, а у роботов с пневматическим и гидравлическим приводом давлений в обеих полостях цилиндров — пневмо - или гидромоторов.
Методика исследовательских испытаний включает статические, расширенные точностные испытания, запись сигналов, поступающих от системы управления в целях более точного определения временных интервалов и согласованности работы рабочих органов, записи давлений на различных участках пневмо - или гидросистемы и усилий в звеньях для локализации дефектов, запись мощности электродвигателей или силы тока, частоты вращения вала двигателя, исследование виброакустических характеристик, измерения температуры и др. [4]. Эти исследования проводятся до испытаний на надежность и долговечность и периодически повторяются в ходе ресурсных испытаний, что дает возможность установить корреляционные связи между показателями динамического качества, наработкой на отказ и износом деталей механизма робота. В процессе эксплуатации эти связи исследуются при проведении испытаний до и после ремонтных работ, связанных с разборкой механизмов, когда имеется возможность изучить характер износа.
Основным отличием этой методики динамических испытаний от ранее принятых методик является определение быстродействия в зависимости от уровня требований к точности [1]. Такая методика позволяет устранить субъективность оценок быстродействия и быстроходности. При этом более строго определяется влияние на основные характеристики робота параметров механизмов и качества настройки системы управления робота.
В результате проведенных исследований [5] установлено, что наибольшее влияние на быстроходность (определяемую как средняя величина скорости выходного звена работа) оказывает путь этого звена. При малых величинах пути, составляющих десятую часть максимального перемещения, величина средней скорости обычно в несколько раз ниже паспортной. Такое снижение скорости надо учитывать при проектировании роботов с адаптивными системами управления, для которых характерен режим поиска, когда цикл движения схвата руки включает ряд последовательных небольших перемещений, задаваемых датчиками системы очувствления [5].
Несколько меньшее влияние на быстроходность оказывает масса руки. Однако влияние этой массы сказывается на точности, что заставляет заботиться об оптимизации схемы привода, облегчении деталей руки при одновременном обеспечении ее жесткости, с тем чтобы снизить отношение общего веса руки к весу транспортируемой детали или оснастки (в частности, за счет применения композитных материалов) . Влияние заданной точности позиционирования существенно зависит от параметров колебательной системы, включающих силы демпфирования. У ряда испытанных конструкций промышленных роботов из-за колебаний схвата средняя скорость снижается не менее чем в 2 раза.
Испытаниями установлено, что приборные методы отладки аппаратуры системы управления позволяют существенно повысить быстродействие, снизить динамические нагрузки и обеспечить стабильность наладки. При этом благодаря количественному заданию параметров и указанию в технологии испытаний последовательности действий не требуется длительного обучения обслуживающего персонала. Это же относится и к внедрению приборных методов диагностирования.
Основными видами дефектов промышленных роботов являются: неправильное формирование закона движения, недостаточное демпфирование и жесткость выходных звеньев, погрешности сборки, погрешности профилирования и изготовления деталей пневмо - и гидроаппаратуры, погрешности настройки этой аппаратуры и системы управления, недостаточная мощность привода, неуравновешенность деталей, большие силы трения [1, 5].
Для эксплуатационных условий актуальна разработка компактных приборов, обеспечивающих быстрое проведение наладочных и диагностических испытаний непосредственно в цеховых условиях. Часть диагностических испытаний может проводиться с помощью экспериментальных средств, предусматривающих последующую обработку данных с помощью ЭВМ. При этом в качестве норм могут использоваться как паспортные величины параметров, так и различные величины, косвенно определяющие работоспособность или виды дефектов: коэффициенты корреляции, спектральные характеристики, допустимые изменения временных интервалов на отдельных участках циклограмм и т. п.
Внедрение динамических методов испытаний и квалиметрических методов оценки качества [6] проектируемых и выпускаемых промышленных роботов позволит существенно сократить время устранения дефектов и наладки как при сборке, так и в эксплуатационных условиях, проводить ремонтные работы лишь по фактической потребности и, уменьшив их объем, обеспечить высокую надежность роботизированных участков.