ПРОБЛЕМЫ НАДЕЖНОСТИ И РЕСУРСА в МАШИНОСТРОЕНИИ
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ВИБРАЦИЕЙ
Борьба с вибрацией охватывает в настоящее время самые различные направления работ. Часть работ связана с уменьшением вибрации в источнике ее возникновения, другие работы направлены на уменьшение вибрации на путях ее распространения, значительная часть работ связана с измерением параметров вибрации и обработкой измерительной информации.
Одним из видов борьбы с вибрацией в источнике ее возникновения является устранение неуравновешенности вращающихся деталей машин. Для этого в настоящее время начали применять балансировку составных многоопорных роторов и роторов в рабочих опорах в процессе эксплуатации.
Известно, что ротор, составленный из предварительно отбалансированных деталей, получает технологический дисбаланс. Как правило, отбалансировать такой ротор в рабочих опорах затруднительно, так как для этого необходимо оснащение рабочих опор измерительными средствами. Поэтому применяют предварительную балансировку составного ротора на специальном станке с имитацией рабочих опор.
В более ответственных случаях применяют балансировку роторов в рабочих опорах в процессе эксплуатации, когда положение корректирующих масс в пространстве делают изменяемым. Применение микропроцессорного управления балансировкой позволяет программно реализовать различные алгоритмы оптимизации поиска положения корректирующих масс.
К этому направлению следует отнести борьбу с вибрацией редукторов — самого распространенного механизма в машинах, зубчатые колеса которого являются источником вибрации. Уменьшение вибрации редукторов требует осуществления ряда мероприятий, таких, как исследование точности зубофрезерных станков, контроль кинематической погрешности зубчатых колес и передач, испытание редукторов.
Кинематическая погрешность зубофрезерных станков ведет к погрешности изготовляемых зубчатых колес и в последующем является причиной вибраций. Поэтому создание измерительных систем для оценки кинематической погрешности зубофрезерных станков и зубчатых колес является очень важным делом.
Окончательно виброактивность зубчатых передач проверяется на специальных стендах для испытаний переборных и планетарных редукторов.
Уменьшению вибрапии на путях ее распространения служит создание виброизолирующих опор соединительных элементов валов.
Широкое применение должен найти симметрично-консольный виброизолятор, относящийся к классу пассивных упругоинерционных виброза - щитных устройств. Достоинства этого виброизолятора в том, что его рабочая частота определяется не только собственными параметрами виброизолятора, но и видом возбуждения его промежуточной массы.
Большая перспектива для создания виброизолирующих опор открывается в связи с появлением металластика (материала с существенной упругой анизотропией) — тонкослойных резинометаллических элементов. Они отличаются от традиционных резино-технических изделий повышенными удельными нагрузками (на 1—2 порядка) при малых габаритах.
На основе этих элементов разработана компактная виброизолирующая опора с возможностью регулировки в большом диапазоне соотношения жесткостей по трем осям. В конструкции опоры использовано наклонное расположение элементов, работающих только на сжатие при знакопеременных внешних нагрузках.
Для проверки динамических свойств виброизоляторов в условиях статического нагружения создан специальный стенд. Важным для задачи виброизоляции служит создание вибродемпфирующих муфт, получаемых посредством метода намотки многослойных торсионов, в которых за счет трения происходит гашение колебаний.
Борьба с вибрацией неразрывно связана с задачами измерений. Работы этого направления охватывают, в частности, создание датчиков и усилителей, устройств бесконтактной передачи информации и бесконтактного измерения параметров вибрации.
Для измерения параметров вибрации в цеховых и натурных условиях разработаны помехоустойчивые пьезоакселерометры, нечувствительные к сильным электрическим и электромагнитным полям. Эти датчики имеют симметричный электрический выход и работают совместно с дифференциальными усилителями заряда, вычитающими сигнал помехи. Для этих же целей разработана помехоустойчивая многоканальная усилительная аппаратура.
Для измерения вибрационных сил, передающихся от машины на фундамент, разработан датчик на основе металластикового элемента. Датчик встроен в опору, которая воспринимает статическую и динамическую нагрузки. Вследствие равномерного распределения нагрузки в тонком резиновом слое датчик позволяет измерять общую динамическую нагрузку на опору по соотношению площадей сечения опоры и воспринимающего столика датчика.
Отдельное направление составляют работы по созданию аппаратуры для измерения параметров вибрации вращающихся деталей. Для этих целей разработаны бесконтактный токосъемник, токовихревой измеритель пе
ремещений, бесконтактный измеритель параметров вибрации и фотоэлектрический датчик оборотов вращающихся деталей.
Далее рассмотрены названные выше системы, приборы, датчики и устройства.
Симметрично-консольный виброизолятор (СКВ). Предназначен для снижения уровней вибрации, передаваемой работающим механизмом фундаменту.
Симметрично-консольные виброизоляторы рекомендуются к применению для виброизоляции машин и механизмов, работающих при постоянном числе оборотов (электродвигатели, машинные преобразователи, генераторы и т. д.) и для которых необходимо значительное снижение уровней вибрации в определенном диапазоне частот, а также для обеспечения равномерного роста степени виброизоляции в области высоких частот (рис. 28). Конструкции СКВ зарегистрированы Государственным Комитетом по делам открытий и изобретений.
Техническая характеристика
Статическая жесткость, Н/м 9 ■ 10*
TOC o "1-5" h z Рабочая частота, Гц 50
Габариты, мм 280 X 200 X 225
Перепады уровней вибрации
диапазон частот 30-125 Гц 20-24
рабочая частота 50 Гц 34-37
Эффективность виброизоляции, дБ с 25 до 50
Рост эффективности виброизоляции иллюстрируется на рис. 29. Симметрично-консольный виброизолятор обладает рядом особенностей, которые отличают его от других известных пассивных виброзащитных устройств, а именно:
возможностью бесструктурного изменения частотной зависимости коэффициента передачи. СКВ позволяет изменением его параметров реализовать виброизолирующую характеристику, аналогичную любому пассивному виброзащитному устройству, например многокаскадной системе виброизоляции со сколь угодно большим числом каскадов или произвольной комбинации виброзащитных устройств разной структуры;
возможностью обеспечения виброизолирующей характеристики, имеющей локальные минимумы коэффициента передачи в дорезонансном диапазоне частот.
Представляя собой виброзащитное устройство, выполненное в одном сечении, СКВ в то же время дает возможность уменьшить габаритные размеры системы виброзащиты, например по сравнению с многокаскадными системами виброизоляции или их комбинации с другими виброзащитны - ми устройствами.
Виброизолирующие муфты предназначены для передачи крутящего момента и виброизоляции двигателя от крутильных и других форм колебаний исполнительного механизма или редуктора; предлагаются к использованию в трансмиссиях судовых силовых и вспомогательных механизмов и применяются между двигателем и редуктором ГТЗА для виброизоляции редуктора от двигателя.
Муфты являются виброизолятором крутильных колебаний по линиям валопроводов и обеспечивают снижение уровней вибрации на ’’входе” и ’’выходе” до 30 дБ в широком диапазоне частот. Виброизолирующие 206
Рис. 28. Симметрично-консольный виброизолятор (СКВ) |
Рис. 29. Рост эффективности виброизоляции
муфты представляют собой две полумуфты, соединенные торсионом, выполняемым с помощью метода намотки тонкой стальной или титановой ленты в рулон или по винтовой спирали послойно в разных направлениях. Схематическое изображение муфты дано на рис. 30. Количество наматываемых слоев, параметры наматываемой ленты и угол намотки определяются передаваемым крутящим моментом.
Техническая характеристика
Передаваемый крутящий момент, Н ■ м 2-Ю5
Наружный диаметр, мм 50-1000
Угол намотки,°С 60
Перепад уровней вибраций, дБ до 30
Виброизолирующие муфты с торсионом, навитым из стальной или титановой ленты, обладают преимуществами перед известными конструкциями в качестве виброизолятора крутильных колебаний как более технологичные, так как навивка торсионов не требует специального оборудования для устранения разностенности. Технология изготовления безотходная (не требует механической обработки). Изменение виброизолирующих свойств муфты (жесткость, демпфирование) в широких пределах легко достигается варьированием параметров муфты (ширина и толщина ленты, угол и натяжение при намотке, наличие антифрикционного покрытия на ленте).
Использование виброизолирующих муфт позволяет существенно снижать уровни крутильных и других форм колебаний, что в конечном итоге ведет к существенному снижению шумовых характеристик, вредного воздействия на человека и окружающую среду, динамических нагрузок и отсюда — к повышению срока эксплуатации машин. Использование таких конструкций муфт и валопроводов позволяет технологически (намотка) существенно повысить коэффициент использования материала (безотходная технология).
Виброизолирующие муфты могут применяться в приводах валков прокатных станов, карданных валах автомобилей, деревообрабатывающих станках, валопроводах вертолетов и других конструкциях современных машин.
Тонкослойный резинометаллический (металластиковый) элемент. Ме-
талластиковые элементы изготовляются из слоистого материала в виде
/7алі//іур/гга ьч Торсі/он T37" ше /Сі ^ |
0€Ю- |
/7гг/гр/*рфта |
Рис. ЗО. Виброизолируемые муфты а — рулонной намотки, б — многослойной винтовой намотки торсионов |
чередующихся тонких слоев резины и металла с различной геометрией срединных слоев: плоской призматической, цилиндрической и кольцевой цилиндрической, конической, сферической. Предназначены для обеспечения упругих, виброизолирующих связей в подвижных соединений деталей машин.
Применяются как малогабаритные, надежные, с повышенной несущей способностью, существенной жесткостной анизотропией конструкционные упругие элементы машин различного назначения: виброизоляторы в массивной и активной виброзащитной системах, опорные и упорные элементы, муфты, шарниры, направляющие, компенсаторы.
Новые физико-механические свойства достигаются использованием сжимаемости резины в тонком слое, а также за счет различия характеристик элемента вдоль и поперек слоя.
Техническая характеристика
|
ве тонкослойных резинометаллических элементов (металластиков) исполь- |
-О О- |
JL. |
■ ± |
_L |
X |
I |
Л- |
-і. |
|
- |
/ |
7 |
' |
Рис. 32. Станок для многоплоскостной балансировки составных многоопорных роторов
1 — шестерня степени II, 2 — торсионный вал, 3 — колесо ступени I, 4 — поводок, 5 — балансировочный станок МС9. 04-1—5, 6 — дополнительные опоры, 7 — штатные
опоры станка
зуется в машиностроении для виброизоляции машин и оборудования и предназначена для работы при знакопеременной нагрузке.
Опора (рис. 31) состоит из нижнего 1 и верхнего 2 оснований и конического корпуса 3, в которые встроены цилиндрические упругие элементы 4. Элементы расположены равномерно по окружности под углом к продольной оси опоры и образуют два пояса по три в каждом: между верхним основанием и корпусом, между корпусом и нижним основанием. При таком расположении в процессе деформирования половина упругих элементов смещается навстречу другой, вызывая в элементах смежных поясов деформации различных знаков. Для устранения деформации растяжения в опоре с помощью болтов 5 и регулировочных шайб 6 дается необходимая величина начального поджатая.
Отличительная особенность — высокая несущая способность при малых габаритах, равножесткость по трем осям опоры, повышенная виброизоляции на высоких частотах, высокая надежность и ресурс, возможность создания стандартизованного ряда опор различной жесткости и под разную номинальную нагрузку (5 • 103—5 • 104 Н) при неизменных внешних
габаритах. Вариации жесткости в больших пределах заложены в оригинальной конструкции замкового типа за счет изменения поджатая, угла наклона упругих элементов и их геометрических параметров (толщина слоев резины и металла при той же высоте всего пакета).
Техническая характеристика
Резинометал лический 5 ■ 103 -5 • 104 15-25 1,5-2,0 30-50 6 |
Тип опоры
Номинальная нагрузка, Н Собственная частота при номинальной нагрузке, Гц
Коэффициент динамической жесткости
Вариация жесткости при изменении статического поджатая, %
Упругий элемент - цилиндрический ТРМЭ с плоскими слоями, шт.
20 X 24 140 X 38 50-60 0-60 |
Габариты, мм
диаметр элемента диаметр опоры Допустимые температуры, ° С Диапазон изменения угла наклона элементов, град
Технико-экономическая эффективность упругой опоры обеспечивается ее компактностью, высокой надежностью, малой металлоемкостью.
Станок для многоплоскостной балансировки составных многоопорных роторов. Предназначен для снижения технологического дисбаланса составных многоопорных роторов, например состоящих из колеса и шестерни, соединенных торсионным валом, узлов типа ротор—муфта—шестерня или в другом сочетании (рис. 32). Такие роторы применяются в судостроении и других отраслях машиностроения.
Техническая характеристика
|
ся повышенным количеством измерительных опор и соответствующей аппаратурой.
Технологический дисбаланс составного ротора, появляющийся после сборки, может в 5—7 раз превосходить допуск на балансировку входящих деталей. Его устранение приводит к значительному уменьшению уровня вибраций на оборотной частоте. Особое значение имеет балансировка на данном станке составных роторов, которые по конструктивным или другим причинам не могут быть отбалансированы на месте установки.
Устройство для подбалансировки роторов в рабочих опорах. Предназначено для динамической подбалансировки в рабочих опорах роторов энергетического, транспортного и другого оборудования (редукторов, турбин, электрических машин и т. д.) на эксплуатационных режимах.
Техническая характеристика
Характер изменения корректирующей массы Дискретный по гармонической огибающей
Устраняемый дисбаланс, г ■ см 0-530
Частота вращения балансируемого ротора, 0-3000
об/мин
Минимальная рабочая частота вращения 600
устройства, об/мин
Привод Гидравлический
с использованием момента трения жидкости
Масса подбалансировочного устрой - 25
ства, кг
Устройство позволяет осуществить подбалансировку роторов различных машин во время эксплуатации без разборки. Управление устройством осуществляется во время работы машины дистанционно. Может быть использован автоматический принцип управления и осуществлен привод дисков с корректирующими массами за счет вязкого трения любой жидкости, механического трения, гидродинамического (турбинного эффекта) и электрической энергии. Устройство имеет шариковый механизм фиксации и храповой механизм дискретного перемещения дисков.
Программируемое балансировочное устройство (ПБУ). Предназначено для минимизации уровней дисбалансов жестких роторов машин и механизмов в процессе их эксплуатации в диапазоне рабочих частот вращения 5-50 с-1 с интервалом времени поиска минимальных значений дисбалансов 30-120 с.
Состоит ПБУ из исполнительного механизма перемещения корректирующих масс на балансируемом роторе и электронной системы, которая служит для обработки сигнала, поступающего с датчика, в целях выявления информативных признаков, характеризующих дисбаланс, и состоит из четырех идентичных каналов, каждый из которых включает в себя: усилитель зарядов; блоки интегрирования; нелинейного и аналогоцифрового преобразования сигналов; синхронноследящий фильтр; блок сумматоров; микроЭВМ ”Электроника-60М”; блок согласования выхода ЭВМ с исполнительным устройством; блок питания; электропривод, осуществляющий привод исполнительного устройства.
Исполнительный механизм перемещения корректирующих масс выполнен в виде двух дифференциалов, размещенных в едином корпусе. Однако центральное зубчатое колесо каждого дифференциала жестко связано с электроприводом, а другое - с эксцентричным зубчатым колесом, установленным соосно с балансируемым ротором (так, чтобы сохранялась возможность вращения колеса вокруг своей оси). Сателлиты установлены на общем для них водиле, а корпус приводится во вращение от балансируемого ротора с помощью зубчатой передачи.
В предлагаемом устройстве использован новый способ оценки неуравновешенного состояния роторов, характеризуемый суммой ортогональных составляющих вибрации, возникающей в опорах балансируемых роторов. Кроме того, устройство имеет возможность гибкого программирования различных алгоритмов оптимизации поиска положения корректирующих масс. Устройство обеспечивает снижение уровня вибрации роторов относительно максимального значения на 30—35 дБ.
Устройство можно использовать в машиностроении, энергетике, электротехнической промышленности и т. п.
Способ уравновешивания роторов. Предназначен для снижения динамических нагрузок, передающихся с ротора на корпус через опоры. Применяется в роторных машинах и механизмах с опорами скольжения любой отрасли машиностроения (турбины, двигатели внутреннего сгорания, редукторы и т. п.).
Основан на измерении динамического давления в опорах скольжения ротора встроенными в опоры датчиками давления, обработке сигналов датчиков, расчете и установке на ротор соответствующих корректирующих масс, обеспечивающих оптимальную траекторию движения цапф ротора и минимизацию динамических сил, передающихся на корпус через масляный клин опор. Уравновешивание ротора осуществляется на полностью собранной машине (механизме), и отличительными особенностями способа являются простота используемых средств измерения, высокая чувствительность, точность и возможность контроля степени уравновешивания ротора в процессе эксплуатации.
Датчик вибрационной силы на основе металпастикового элемента. ТРМЭ-датчик (рис. 33), состоит из тонкослойного резинометаллического элемента и встроенного во фланец пьезоэлемента, предназначен для измерения нагрузок в диапазоне вибрации.
Применяется в деталях и сочленениях машин, станков и оборудования для контроля динамических нагрузок, диагностических целей, в активных виброзащитных системах как упругий и измерительный элемент.
Возможность измерения обеспечивается равномерным распределением напряжений гидростатического сжатия в тонком резиновом слое и одномерностью канала распространения вибрационной энергии за счет перепада жесткостей в ортогональных направлениях элемента, что позволяет также без практического изменения жесткости опорного узла в осевом направлении существенно снизить жесткость в боковом направлении.
Техническая характеристика
5-200 0,1-100 10-100 40-150 15-50 102-103 |
Диапазон частот измеряемого усилия, Гц Измеряемая динамическая нагрузка, Н Допустимая удельная статическая нагрузка, МПа Габаритные размеры в плане, мм Высота, мм
Перепад жесткостей в осевом и боковом направлениях
Одно компонентный пьезоаксеперометр с симметричным выходом ОСПА-1. Предназначен для помехоустойчивого преобразования высокочастотной прямолинейной вибрации в электрические сигналы совместно с дифференциальным согласующим устройством. Акселерометр ОСПА-1
Рис. 33. Общий вид ТРМЭ-датчика силы и разрез фланца с пьеэоэлементом 1 — фланец, 2 — пробка резьбовая, 3 — прокладка металлическая, 4 — прокладка генаксовая, 5, 7 - электроды положительные, б — электрод отрицательный, 8 — слой резиновый, 9, 10 - пьезопластины, 11 - втулка изолированная, 12 — шайба (столик) |
применяется для измерения вибрации различных машин и механизмов в местах с большими динамическими деформациями при нормальных условиях.
Техническая характеристика
|
ных схем дифференциальных пьезоакселерометров преобразователь ОСПА-1 отличается тем, что в целях повышения чувствительности по заряду изолятор выполнен из пьезокерамического материала.
Пьезоакселерометр ОСПА-1 может быть использован в машино-, судо - и станкостроении, а также в авиационной промышленности.
Однокомпонентный пьезоакселерометр с симметричным выходом ОСПА-2. Предназначен для помехоустойчивого преобразования высокочастотной прямолинейной вибрации в электрические сигналы совместно с дифференциальным согласующим устройством. Акселерометр ОСПА-2
__ |
__ / |
Рис. 34. Схема пьезоаксеперометра а - ОСПА-1, б - ОСПА-2, в - ОСПА-3
применяется для измерения вибраций различных машин и механизмов в нормальных условиях.
Техническая характеристика
Рабочий диапазон частот, Гц, 2-20 • 10s
TOC o "1-5" h z Резонансная частота закрепленного акселеро - 60
метра, кГц
Чувствительность симметрического выхода, 0,65
пКл/м ■ с*3
Относительная поперечная чувствительность, % 3
Максимальное измеряемое ускорение, М' с*3 50 000
Крепление к объекту Резьбовое М5
Габариты, мм 12 X 18,5
Масса, кг 0,006
От известных схем дифференциальных пьезоакселерометров преобразователь ОСПА-2 отличается тем, что в целях повышения чувствительности по заряду изолятор выполнен из пьезоэлектрического материала (см. рис. 34, б).
Пьезоакселерометр ОСПА-2 также может быть использован в машино-, судо - и станкостроении, в авиационной промышленности.
Однокомпонентный пьезоакселерометр с симметричным выходом ОСПА-3. Предназначен для помехоустойчивого преобразования низкочастотной прямолинейной вибрации в электрические сигналы совместно с дифференциальным согласующим устройством. Акселерометр ОСПА-3 применяется для измерения вибрации различных машин и механизмов в нормальных условиях.
Техническая характеристика
Рабочий диапазон частот, Гц 1 — 1 - 10Э
TOC o "1-5" h z Резонансная частота закрепленного акселерометра, кГц 5
Чувствительность симметричного выхода, пКл/ (м • с-2) 100
Относительная поперечная чувствительность, % 2
Максимальное измеряемое ускорение, м ■ с"2 500
Крепление к объекту Резьбовое М5
Габариты, мм 32 X 45
Масса, кг 0,27
Схема пьезоакселерометра изображена на рис. 34, в. От известных схем дифференциальных пьезоакселерометров преобразователь ОСПА-3 отличается тем, что в целях повышения чувствительности по заряду изолятор выполнен из пьезоэлектрического материала.
Пьезоакселерометр ОСПА-3 может быть использован в машино-, судо - и станкостроении, в авиационной промышленности.
Стенд для испытаний виброизоляторов. Предназначен для исследования мощных управляемых пневматических и гидравлических виброизоляторов, а также для прочностных и ресурсных испытаний материалов и элементов конструкций в условиях мощного статико-динамического нагружения.
Техническая характеристика
Максимальная статическая нагрузка, Н 105
Максимальная динамическая нагрузка, Н 15000
Частота нагружения, Гц 0,05-400
Основными особенностями являются наличие мощной несущей конструкции, возможность независимого возбуждения от электромагнитного и гидравлического вибраторов, наличие контроля режимов по перемещениям и ускорениям (рис. 35).
Шестнадцатиканальный дифференциальный усилитель для измерения вибраций БДУ-16М предназначен для усиления и фильтрации электрических сигналов с дифференциальных пьезоакселерометров и дальнейшей регистрации их на многоканальный измерительный магнитофон.
Входной дифференциальный усилитель 0 + 30 дБ |
формирования _ кода для записи коэффициента усиления |
Рис. 36. Функциональная блок-схема одного канала измерительного усилителя БДУ-16М |
Вход А |
Выход |
Вход Б |
Техническая характеристика
16 1 2-20 000 18 60 60 100 40 Фазокорректиро- ванные 530 X 350 X 190 Не более 15 |
Число каналов, шт.
Выход (дифференциальный), мОм Частотный диапазон, Гц Интегральный шум в полосе, мкВ Коэффициент подавления синфазной помехи, дБ
Коэффициент усиления (через 5 дБ,
ступенями), дБ
Сопротивление выхода, Ом
Встроенные сменные ФНЧ и ФВЧ со
спадом частотной характеристики,
дБ/октава
Каналы
Габариты, мм Масса, кг
Примечание. Прибор имеет встроенные индикаторы перегрузки на светодиодах и цифровые указатели коэффициента усиления, автоматическую систему регистрации коэффициента усиления при записи на измерительный магнитофон.
Рис. 37. Универсальный стенд для исследования и моделирования колебаний |
Ьлок-схема одного канала усилителя приведена на рис. 36. Прибор не имеет аналогов промышленных образцов. Новизна — 16 каналов в одном малогабаритном блоке типа ’’вишня”. Все функциональные блоки выполнены на отдельных сменных модулях с применением современных интегральных микросхем, что позволяет быстро устранить неисправность или произвести дальнейшую модернизацию функционального модуля. В приборе имеются цифровая индикация положения коэффициента усиления и регистрация ее при записи на магнитофон, что исключает ошибки при измерениях уровней вибраций.
Многоканальность позволяет проводить комплексные виброакусти - ческие испытания различных типов машин, механизмов, строительных конструкций и других изделий.
Бесконтактный дистанционный измеритель амплитуды и частоты вибрации конструкций ВВО-333. Предназначен для измерения параметров вибраций методом пространственной модуляции луча ОКГ.
Прибор состоит из излучателя (ОКГ), приемника отраженного излучения, механических систем крепления и наведения излучателя и приемника излучения и измерительного блока.
Техническая характеристика
Диапазон измеряемых двойных амплитуд От 0,1 до 5,0 вибрации, мм
Диапазон измеряемых частот, Гц От 10 до 2000
Погрешность измерения амплитуд и Не хуже ±10
частот,%
Питание - (сеть переменного тока)
TOC o "1-5" h z частота, Гц 50
Напряжение, В 220
Универсальный стенд для исследования моделирования колебаний.
Предназначен для исследования различных колебательных систем и ripo - 15. Зак. 2 217
Рис. 38. Бок-схема универсального стенда |
цессов, моделирования и имитации колебательных систем и процессов, возникающих в элементах машин разного функционального назначения, обучения студентов по программе теории колебаний в машинах (рис. 37).
Преимуществами стенда являются: возможность реализации всех типов колебаний и классов смешанных колебаний (смешанных типов колебаний) в случае различных колебательных систем с дискретными и распределительными параметрами; возможность варьирования параметрами стенда, характеризующими параметры колебательных систем и воздействий (масса, жесткость, амплитуда и частота периодической силы, глубина и частота модуляции жесткости, радиус контактирования фрикционных элементов) ; одновременное возбуждение различных колебательных процессов с помощью одного источника энергии или нескольких источников энергии; быстрое и легкое создание фрикционных пар, позволяющих генерировать фрикционные автоколебания; реализация колебаний с широким диапазоном уровня и частот.
Блок-схема стенда представлена на рис. 38. Стенд состоит из основного и вспомогательного (подвижного) корпусов, на которых расположены 1, V и 1" электрические двигатели; 2 — вал с фрикционным диском и шестерней; 3 — вал с двумя шестернями и эксцентриковым кулачком; 4 — толкатель-опора; 5 — вал с шестерней и кривошипом; 6 — колебательное звено.
Техническая характеристика
Габариты основного корпуса, мм 500 X 400 X 300
Электродвигатели постоянного тока с ре - До 7000
гулируемыми частотами вращения, об/мин Максимальный уровень колебаний в одну сторону, мм
TOC o "1-5" h z системы с дискретными параметрами 20
системы с распределенными параметрами 100
Максимальное изменение радиуса 40
контакта, мм
Диапазон изменения эксцентрика 0-6
кулачка, мм
Диапазон изменения радиуса кривошипа, 0-6
мм
Виброиспытательный комплекс на базе электрогидравлического стенда ЭГВ 10/100 и УВМ СМ-1. Предназначен для определения амплитудно-частотной и фазочастотной характеристик испытуемых объектов и построения из графиков, получения временных и частотных характеристик измеряемых случайных процессов, испытания объектов на ступенчатое воздействие и анализ переходных процессов, обработки результатов полевых испытаний, записанных на магнитограф.
При выполнении этих задач предусматривается генерация и подача на стенд ЭГВ 10/100 аналоговых и дискретных управляющих сигналов и управление процессом испытаний в диалоговом режиме.
Функциональная схема виброиспытательного комплекса ЭГВ 10/100 — УВМ СМ-1 (рис. 39): ОИ — объект испытаний, ПЭГ-200 — преобразователь электрогидравлический, Д1—ДЗ — датчики ускорений (акселерометры), БПД — блок питания датчиков, СУ — стойка управления, СВВв — согла - сователь ввода—вывода типа А151-6, ТМР — таймер, ДЗМ — устройство печати, ДМ-2000 - дисплей, ПКТ - преобразователь код—ток, БК - быстродействующий коммутатор, УВвПЛ — устройство ввода, МВвИС — устройство ввода инициативных сигналов.
1 0,5-20 0-1 |
Техническая характеристика
Масса испытуемого объекта, т Частотный диапазон работы комплекса в автоматическом режиме, Гц Уровень возбуждения (по ускорению, мм/с2), дБ
Примечание. В области частот 0,5 —1,6 Гц допустимый уровень ускорений уменьшается в связи с предельным ходом штока вибровозбудителя + 100 мм.
Задание частоты: а) по таблице, ввод значений ручной, б) с некоторого начального значения частоты /0, с шагом Д/ до величины/к (конечное);
вывод результата — протокол испытаний (текстовая пояснительная часть), таблица результатов и график;
при испытаниях на ступенчатое воздействие максимальное перемещение потока возбудителя + 80 мм, задание величины подъема а) ручное, б) автоматическое, по программе.
В программное обеспечение комплекса входит также решение задачи сравнения уровней ускорений на испытуемом объекте с нормативными значениями ГОСТа при испытаниях объекта при случайном возбуждении. В качестве входного случайного процесса используется реализация, полученная в натурных испытаниях (например, вибрация пола кабины транспортного средства при испытаниях сидений водителя).
Сиденье оператора с пневматической подвеской и механизмом преобразования движения. Предназначено для применения на ’’неподрессорен - ных” машинах с широкопрофильными пневматическими шинами: сельскохозяйственных, комбайнах, строительно-дорожных, колесных тракторах и т. д.
Преимуществом частотной характеристики данного типа сиденья является особо качественная виброзащита оператора в опасной для здоровья человека полосе частот 2—3 Гц. В этой зоне сосредоточена основная составляющая мощности вибрационного возбуждения на полу кабины неподрес - соренных машин.
Рис. 39. Функциональная схема виброиспытатепьного комплекса |
Рис. 40. Сиденье оператора с пневмоподвеской и регулятором уровня
Рис. 41. Амплитудно-частотные характеристики пневматических сидений 1 — пневматическое сиденье с МПД, 2 — пневматическое сиденье |
Сиденье с пневматической подвеской и механизмом преобразования движения (МВД) состоит из направляющего механизма, пневмобаллона, демпферной камеры и инерционной массы МПД. Эффект виброгашения обеспечивается пневматическими потерями потока сжатого воздуха и перемещением дополнительной массы в относительном движении.
До 130 0,6 1,05-1,1 1.7-2,0 От 1,5 и выше 2,5 В 4-5 раз 12-15 180 |
Техническая характеристика
Масса оператора, кг Давление воздуха на входе, МПа Частота собственных колебаний, Гц Коэффициент усиления на резонансе Зона гашения, Гц Частота ’’провала”, Гц Максимальное (на 2,5 Гц) снижение вибраций
Время наполнения пневмосистемы сиденья (при давлении на входе 0,5 МПа), с Динамический ход, мм
Сиденье оператора с пневмоподвеской и регулятором уровня. Предназначено для применения на большегрузных автомобилях, геологоразведочных фибрапионных комплексах, сельхозмашинах, железнодорожном транспорте, горнодобывающих машинах и т. д. (рис. 40).
Техническая характеристика
Масса оператора, кг До 130
Давление воздуха на входе, МПа 0,6
Частота собственных колебаний, Гц 1,7 -1,9
Коэффициент усиления на резонансе 2,2-2,8
Зона гашения От 2,5 и выше
Максимальное снижение вибраций на В 2-4 раза
частоте 5 Гц
Время наполнения пневмосистемы 12-15
сиденья при давлении на входе, с
Динамический ход, мм ± 75
Наличие регулятора уровня позволяет обойтись без ручной регулировки сиденья под вес оператора (рис. 41), поддерживает постоянную высоту сиденья над полом независимо от позы водителя или наличия небольших утечек воздуха в пневмосистеме. Нелинейность упругой характеристики пневматической подвески обеспечивает практическую независимость частоты собственных колебаний от изменения массы водителя. Отсутствие гидравлического демпфера в подвеске удешевляет сиденье и упрощает
технологию его изготовления. Сиденье с пневмоподвеской и регулятором уровня состоит из направляющего механизма пневмобаллона, демпферной камеры и регулятора уровня.