Предупреждение АВАРИЙ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
ПОВРЕЖДЕНИЯ БАРАБАНОВ И КОЛЛЕКТОРОВ ПАРОВЫХ КОТЛОВ
Количество аварийных остановов котлов из-за повреждений барабанов сравнительно невелико. Однако необходимо отметить, что повреждения барабанов и коллекторов котлов из-за упуска воды — основная причина все еще имеющих место взрывов котлов.
На надежность котлов при эксплуатации отрицательно влияют дефекты, не выявленные при' изготовлении в сварных швах, на поверхности корпуса барабана, а также в местах приварки внутрибарабанных устройств; технологических, монтажных деталей и опор барабана.
Основными причинами появления трещин в барабанах в процессе эксплуатации являются: высокий уровень дейст - вуюідпх напряжений; значительные изменяющиеся во времени температурные напряжения, которые возникают при остановах (особенно, аварийных) и пусках котлов; коррозия и низкая деформационная способность металла барабана. Повреждения барабанов трещинами, как правило, происходят в результате развития коррозионно-механической усталости.
Число отказов в работе барабанных котлов высокого давления продолжает оставаться довольно большим. Основной причиной такого положения является внутренняя коррозия. Коррозионное повреждение труб, включенных в пароводяной тракт, приводит к аварийному останову мощного котла столь же быстро, как и малопроизводительного котла. Разница— в-несоизмеримо большем ущербе от последствий такого останова.
Повреждения котлов иногда происходят из-за жесткости соединения элементов и затрудненности их тепловых деформаций, вследствие чего в местах загибов стальных листов, в заклепочных швах, в местах вальцовки и трубных решетках во время работы возникают высокие местные напряжения.
Дополнительные местные механические нагрузки в металле могут возникать из-за конструктивных недостатков, а также в результате неудовлетворительного монтажа и эксплуатации котла. Например, при зажатии барабанов и коллекторов котла в обмуровке возникают большие механические напряжения в местах крепления кипятильных труб, удлиняющихся при нагревании. Напряжения возникают также при зажатии экранных труб в местах прохода их'через обмуровку или обшивку котла. Повышенные местные напряжения могут возникать при большой разности температур котловой воды в барабане и питательной воды, непосредственно попадающей на его стенки, например в штуцерах для - ввода в него питательной воды, если у них отсутствуют защитные рубашки.
Термические деформации барабанов котлов вызываются иногда следующими причинами:
Значительными изменениями нагрузки котла; подпитками котлов большими количествами относительно холодной питательной воды;
Оставлением котлов в горячем резерве без отключения их от паропроводов действующих котлов;
Неправильными режимами растопки и расхолаживания котлов.
Деформации барабанов наблюдаются при растопке вертикально-водотрубных котлов, имеющих нижние барабаны.
Испытания показывают, что при отсутствии парового подогрева воды в нижнем барабане температуры металла отдельных участков его стенок (бокового обращенного в топку и нижнего) могут во время растопки иметь отклонения на 100—120 °С. При этом стрела прогиба барабана достигала 7—10 мм.
Деформации барабанов котлов возникают также при повреждении изолирующей обмуровки или торкрета, упусках воды, например, при разрывах кипятильных или экранных труб, при местном (части барабана) охлаждении наружным холодным воздухом.
При недостаточной тепловой изоляции верхнего барабана со стороны газов и высокой температуре упуск воды ведет к перегреву его металла, короблению и нарушению плотности вальцованных соединений труб. Известны также случаи возникновения трещин между отверстиями для труб в барабане.
Особое место занимают механические напряжения термического характера, возникающие в барабанах котлов при авариях и неполадках, например при обвале защитной футеровки топки, когда обнажаются заклепочные швы нижнего барабана, при упусках воды, разрывах кипятильных и экранных труб, когда котел остается без воды при горячей еще кладке, при быстром заполнении холодного котла горячей водой или еще не остывших барабанов холодной водой. Такое же влияние на барабаны котлов (деформации, коробление) оказывает и местное охлаждение их в зимнее время из-за присоса холодного воздуха в топку.
Перегрев и коробление коллекторов экранов (а также пароперегревателей, экономайзеров) происходит при омыва - нии их дымовыми газами высокой температуры, при чрезмерной длине коллекторов (коробление), а также при плохой тепловой изоляции и недостаточном их охлаждении.
По указанным причинам возможны повреждения коллекторов (появление отдулин, поверхностных и сквозных трещин в металле).
Особое внимание следует уделять перемещению реперов (указателей) у барабанов и коллекторов. После ремонта необходимо проверить положение реперов. Реперы в холодном состоянии должны быть установлены на 0, перед растопкой котла. Перемещение у коллекторов от теплового удлинения экранных труб записывают в формуляр. Нор
мальные тепловые удлинения элементов котла указываются в чертежах завода-изготовителя и в инструкции по монтажу, эксплуатации и обслуживанию котлов.
Расчетные предельные продольные тепловые перемещения блоков котлов (нижних барабанов) приведены в табл. 2.1.
Марка котла |
Таблица 2.1. Тепловые перемещения котлов типа Е (ДЕ)
Тепловые перемещения, ?.:м
Е(ЕД)-4-14ГМ, Е(ДЕ)-4-14-225ГМ Е(ДЕ)-6,5-15ГМ, Е (ДЕ) -6,5-14-225ГМ Е (ДЕ) -10-14ГМ, Е (ДЕ) -10-14-225ГМ Е(ДЕ)-10-24ГМ, Е(ДЕ)-10-24-250ГМ Е(ДЕ)-16-14ГМ, Е(ДЕ)-16-14-225ГМ Е(ДЕ)-16-24ГМ, Е(ДЕ)-16-24-250ГМ Е(ДЕ)-25-14ГМ, Е (ДЕ)-25-14-225ГМ Е (ДЕ) -25-24ГМ, Е(ДЕ) -25-24-250ГМ Е (ДЕ) -25-24-380ГМ ' -
Нижний барабан на фронте котла типа Е (ДЕ) закрепляется неподвижно приваркой барабана к подушке поперечной балки опорной рамы. Тепловое расширение нижнего барабана предусмотрено в сторону заднего днища, для чего задние и средняя опоры (для котлов паропроизводитель - ностью 16 и 25 т/ч) выполнены подвижными. На заднем днище нижнего барабана устанавливается репер для контроля за его перемещением. Установка реперов для контроля за тепловым перемещением в вертикальном и поперечном направлениях не требуется, так как конструкция котлов обеспечивает свободное перемещение в этих направлениях.
Для котлов большой производительности экраны с их необогреваемыми водоопускными трубами висят на верхних коллекторах или барабанах. Барабаны либо подвешены к балкам каркаса котла, либо лежат на опорах.
Экранные трубы при растопке котла от нагревания удлиняются на 40—60 мм, а иногда и более и при останове вновь укорачиваются.
Удлиняются также при нагревании барабаны и коллекторы. Свободное тепловое перемещение барабанов достигается тем, что их подвески выполняются шарнирными, а опоры — роликовыми.
Для большинства современных котлов обогреваемые эк
ранные трубы свободно висят на верхних камерах и при нагревании удлиняются вниз беспрепятственно.
В начальный период работы котла недостаточное тепловое перемещение труб приводит к тому, что трубы обрывают или ломают крепления, а иногда поднимают с опор барабан.
Изредка такие повреждения возникают и у котлов, проработавших длительное время.
После нескольких лет эксплуатации экранные, трубы котла ТП-230-2 удлинились настолько, что при остывании остановленного котла нижние экранные камеры перестали подниматься со своих опор. Удлинение и укорочение труб при остановах и растопках котла происходило только за счет их сгибания и разгибания в местах гиба. Затем было замечено протекание воды через изоляцию нижней камеры. .При осмотре выявилось, что вблизи камеры в трех трубах появились трещины из-за чрезмерного напряжения в зоне их присоединения к камере.
При отсутствии данных теплового удлинения их подсчитывают по формуле, мм,
Где а — коэффициент линейного расширения, равный 1,2 мм/м длины при нагревании на 100 °С для углеродистой стали и 1,8 мм/м для аустенитной стали; tcр — температура стенок труб, °С, принимаемая для экранов равной температуре насыщения, а для пароперегревателя и экономайзера— средней температуре среды; L—длина трубы, м.
При подсчете теплового удлинения экранов необходимо учитывать компенсирующую способность изгибов труб.
При капитальном ремонте котла необходимо проверить состояние креплений барабанов, коллекторов и труб, с тем чтобы убедиться в отсутствии повреждений опор, в их правильном положении. При проверке предварительно очищенных от загрязнений креплений все обнаруженные неисправности необходимо отмечать в специальном ремонтном формуляре, например неисправность шарнирных соединений, сползание (сдвиг) опор, наклонное положение пружин, хомутов или тяг, защемление подвижных частей и т. п.
Особое внимание при внутреннем осмотре барабанов уделяется проверке состояния поверхностей в районе трубной решетки, изогнутых участков днищ, сепарационных и питательных устройств. Осмотр трубных отверстий барабана и коллекторов производится после удаления концов
Труб или штуцеров. Проверка диаметра отверстий осуществляется при помощи шаблона.
На барабанах и коллекторах-с приварными патрубками и штуцерами следует проверить отсутствие трещин в местах их приварки.
При каждом ремонте котла проверяется щупом, не засорены ли зазоры, обеспечивающие тепловое расширение. Зазоры контролируют на всей их протяженности в соответствии с чертежом. Следует тщательно очищать подвижные опоры барабанов и коллекторов, так как они в процессе эксплуатации засоряются и создают добавочные сопротивления перемещению.
Внутреннему осмотру, например, выведенного в ремонт котла типа Е (ДЕ) подлежат барабаны и коллекторы заднего экрана, обязательному вскрытию и осмотру — лючки верхнего коллектора заднего экрана. Для выявления участков барабана, поврежденных коррозией, поверхность необходимо осмотреть до внутренней очистки. При определении интенсивности коррозии измеряют глубину повреждения металла.
Равномерное коррозионное повреждение измеряется по толщине стенки, в которой для этой цели сверлится отверстие диаметром около 8 мм. После измерения в отверстие устанавливают пробку и обваривают с двух сторон.
Основные коррозионные повреждения металла или язвины измеряют по оттискам. Поврежденный участок поверхности металла очищают от отложений и слегка смазывают техническим вазелином.
Наиболее точный отпечаток получается, если поврежденный участок расположен на горизонтальной поверхности и в этом случае имеется возможность залить его расплавленным металлом с низкой температурой плавления, ибо затвердевший металл образует точный слепок поврежденной поверхности.
Для получения слепков используют баббит, олово, по возможности применяют гипс.
Оттиски повреждений, расположенных на вертикальных и потолочных поверхностях, получают, используя воск и пластилин.
Слепки и оттиски необходимо сохранять п сравнивать с новыми, получаемыми при последующих осмотрах тех же мест.
В сварных барабанах проверяют швы, а в коллекторах— швы приваренных донышек. Проверку при наличии
Трещин необходимо производить 2 раза — до внутренней очистки поверхностей и после нее.
Контроль поверхности барабана, трубных отверстий, штуцеров и сварных соединений при обследовании металла и выборке дефектов производится внешним осмотром и с помощью магнитопорошковой дефектоскопии (МПД). Поверхность металла и его сварные швы проверяют ультразвуковым дефектоскопом (УЗД).
Во время контроля сплошности металла барабана составляют формуляр развертки барабана, на котором пронумеровывают все трубные отверстия; отмечают отверстия с трещинами, коррозионными язвами на их поверхности и в зонах, прилегающих к трубным отверстиям; наносят выявленные визуально и с помощью МПД и УЗД дефекты сплошности металла и сварных швов (трещины, раковины и т. п.) с указанием их размеров, а также наибольшей глубины и контуров вышлифовки каждого дефекта.