Как донести до подчиненных непопулярное решение
Время от времени вышестоящее начальство поручает руководителям отдельных подразделений сообщить коллективу о том или ином непопулярном решении в бизнесе. Вы можете быть не согласны с таким решением, а также резонно предполагать, что у подчиненных такое решение вызовет неприязнь, которую они автоматически перенесут на вас. Несколько советов экспертов помогут лучше выполнять такие задания и избежать типичных ошибок.
Уясните цели. Чтобы лучше понять причину принятия непопулярного решения, уточните у начальства, какова цель нововведений. Вам необходимо ясно понять суть распоряжения. Даже неправильное, как сегодня кажется, решение может оказаться блестящей идеей, способной принести значительные прибыли завтра.
Не избегайте ответственности. Для руководителя всегда существует искушение переложить всю ответственность на начальство. Некоторые даже пренебрегают риском потерять расположение и показаться нелояльным своим руководителям, лишь бы проявить солидарность с коллективом. Но такое поведение часто дает противоположный результат. Сотрудники скорее заподозрят вас в лицемерии из-за того, что вы постоянно перекладываете ответственность на чужие плечи. Желая получить у коллектива признание, вы добьетесь того, что вас перестанут уважать.
Не меняйте формулировку. Любое решение нужно доносить именно в той форме, в какой его сообщили вам. Сколь бы велико не было желание что-нибудь приукрасить и изменить, так делать нельзя. Нужно быть честным к сотрудникам, это поможет избежать разочарований и конфликтных ситуаций в будущем. Если вы все же хотите, чтобы пилюля не была такой горькой, то есть чтобы сотрудники легче восприняли решение, то не ограничивайтесь сухой передачей информации.
Объясните, чем было вызвано нововведение, каким образом пришли к такому решению. Например, рассказывая об ужесточении контроля за посещаемостью начните свое выступление с небольшого вступления: «Участившиеся случаи опозданий и прогулов стали причиной того, что фирма потеряла несколько выгодных контрактов, производительность труда уменьшилась…». Дальше обязательно следует перечислить сильные стороны нововведения, какую выгоду получит фирма и сотрудники от его внедрения.
Дайте высказаться несогласным. Поставьте себя на место коллектива и спрогнозируйте, какие возражения будут возникать. Реакция на решение о снижении заработной платы или о сокращениях будет негативной. Однако дайте выпустить пар и постарайтесь направить обсуждение на поиски альтернативных решений, в результате можно получить нестандартный выход из сложной ситуации.
Не устраивайте забастовок. Даже если решение начальника вызвано ложными предпосылками и является неверным, не нужно брать на себя миссию Робин Гуда и затевать забастовку. Роль утешителя притесненных, конечно, принесет популярность среди подчиненных, но ситуацию такими действиями вряд ли изменишь, да и неприятный осадок от любой конфронтации остается надолго.
Разрешение кризиса возможно только путем переговоров. И еще, свое несогласие следует обсуждать с начальством только наедине, критика на виду у подчиненных недопустима. Позитивно будет восприниматься не несогласие и противопоставление, а поиск вариантов решения проблемы. Предлагайте свои варианты, альтернативные меры. Так, вместо дисциплинарных взысканий и жестких выговоров за прогулы и опоздания можно ввести ступенчатую систему, начинающуюся с регулярных оповещений.