Практическое руководство компании НАЛКО по анализу причин повреждения котлов Nalco Chemical Company
Кавитация
Места, чаще всего подвергающиеся кавитации
Кавитация происходит в любых местах, где в воде создаются зоны низкого давления. Кавитации способствуют резкие изменения давления и турбулентные потоки. Повреждения могут происходить только при контакте воды с поверхностью. Наиболее часто подвергаются кавитации крыльчатки насосов и другие детали котла. Линии сдувки и клапаны также часто подвергаются кавитации. Повреждение крыльчаток насосов чаще происходит со стороны всасывания, клапанов со стороны нагнетания. Конденсатпыс трубопроводы и детали турбин подвергаются кавитации довольно редко.
Общие сведения
Кавитация - процесс, при котором в жидкости происходит быстрое образование и схлопывание пузырьков пара. Появлению паровых пузырьков способствуют перепады давления в жидкости. Жидкость фактически вскипает при пониженном давлении. Паровые пузырьки быстро схлопываются, что приводит к образованию микроструй, соударяющихся с поверхностью металла. Повреждение может происходит ь лишь в обычном защитном слое оксида, но в серьезных случаях оно может непосредственно затронуть лежащий под ним металл, физически выбивая менее устойчивые фазы сплава.
Для формирования кавитационных пузырьков требуется энергия. Часть этой энергии расходуется на создание поверхности пузырьков. Поскольку формирование пузырька на готовой поверхности происходит с меньшей затратой энергии, то формирование кавитационных пузырьков на ней облегчается. На движущихся поверхностях или рядом с ними давление может быть самым низким, а турбулентность самой высокой. Кроме того, центрами заро - дышеобразования пузырьков становятся разрывы на поверхности пузырьков.
Долей секунды. Схлопывание каждого пузырька вызывает относительно небольшое повреждение, но в течение тысяч пиктов формирования и схлопыва - ния повреждение накапливается. Как только на поверхности появятся неравномерности, кавитационные разрушения начнут концентрироваться у по-
Важнейшие условия, благоприятствующие кавитации
Кавитацию в насосах часто вызывают слишком большие перепады давления между всасыванием и нагнетанием. Ускоряющей кавитацию причиной
* |
Давления способствует дросселирование на стороне всасывания насоса. Образованию пузырьков может способствовать газ. уносимый через негерме-
Подвергшихся кавитации, может присутствовать (или отсутствовать) слой продуктов коррозии. Однако, если кавитация действовала незадолго до осмотра детали, продукты коррозии будут присутствовать, но в минимальном количестве. Коррозия обычно ускоряет разрушение металла, однако кавитация может действовать и в отсутствие коррозии. Кавитации может подвергнуться даже стекло.
Характернейшей чертой кавитационного повреждения служит его локальность. Износ наиболее серьезен в лопастях крыльчатки насоса по внешнему периметру, где скорость крыльчатки и. по-видимому, турбулентность наиболее высоки (Рис. 18.3). Разрушения наиболее серьезны на задних кромках лопастей, где образуются области низкого давления (Рис.
18.4) . Например, валы насосов могут подвергаться локальной кавитации в тех местах, где поверхности находяться в условиях турбулентности (Рис.
18.5) . Соседние поверхности обычно лишь слегка отшлифованы или почти полностью лишены повреждений. Все кромки, углы и выступы усиливают турбулентность, создают участки зародышеобразования для пузырьков пара и становятся областями предпочтительного повреждения.
У |
Если детали вибрируют, то повреждение может появиться на всех поверхностях, находящихся в контакте с водой. Однако более часты режимы вибрации, когда движение детали осуществляется в одной плоскости, и в этих спу-
Чаях кавитация воздействует на противоположные стороны детали.
Кавитацию работающею насоса иногда можно определить по звукам, которые исходят от него. При активной кавитация они похожи на звуки при ударе камней по металлической поверхности. Однако шум насоса и вибрация обычно маскируют эти звуки.
Предупреждение кавитации
Повреждения от кавитации могут быть уменьшены путем изменений в конструкции. выбора подходящих сплавов, применения покрытий и/или обработки поверхности. Принципы изменения конструкции направлены на уменьшение турбулентности, вибраций и быстрых изменений давления. Поддержание достаточного давления на выходе, предотвращение утечек в сальниках и дросселирования на стороне наг нетания снижают вероятность повреждения насосов. Шлифовка поверхности крыльчатки и применение покрытий из эластомеров предотвращают повреждения, уменьшая число центров зародышеобразования и. соответственно, поглощая энергию взрывающихся пузырьков.
Часто рекомендуют применять твердые, стойкие к кавитации сплавы, в частности нержавеющие стали 18-8. Некоторый успех в борьбе с кавитаци - онными разрушениями уже получен от применения методов плазменного напыления и повышения твердости поверхности.
Меры предосторожности
Повреждения от кавитации похожи на кислотную коррозию. Несмотря на некоторую схожесть с явлениями соударения и эрозии, кавитация приводит к образованию четко отличающихся от них разрушений. Благодаря своеобразным характеристикам этих повреждений микроскопические исследования часто убедительно показывают, что произошла именно кавитация.
Сопутствующие проблемы
См. также главу 7 («Коррозия при низких значениях рН в эксплуатационный период») и главу 17 («Эрозия»),
До тройника Ориентация образца: Горизонтальная
Срок службы, годы: 6
Программа водообработки: Фосфатная Давление в барабане: 1200 фунто/кв. дюйм (8.3 МПа) Характеристики труб: Наружный диаметр 2,5 дюйма (64 мм),
Углеродистая сталь Топливо: Мазут № 6, природный газ
Трубопровода. Близи места соединения трубопровода и тройника образовалось сквозное отверстие (Рис. 18.1). Кавитация ограничивалась губчатыми участками разрушения металла с острыми выступами; окружающие поверхности не подверглись существенным повреждениям.
Разрушение происходило во время проводившейся вручную нродвуки. Продувку проводили част о из-за загрязнения питательной воды в системе до котла.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ 18.2
Срок службы, годы: 1
Программа водообработки: Фосфатная
Давление в барабане: 1200 фунт/кв. дюйм (8,3 МПа)
Характеристики труб: Наружный диаметр 10,5 дюйма (270 мм),
7 лопастей, чугун Средство обогрева: Черный щелок
Питательная вола не удовлетворяла требованиям, выполнение которых было пеоб-
Ссрьсзно изношена, и ее лопасти были истерты почти полностью. Износ был ограничен периферийной частью крыльчатки (РисЛ 8.3).