ПОЛУПРОВОДНИКОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБОВ УПРАВЛЕНИЯ
Рассмотренные преобразователи позволяют регулировать средний момент асинхронного двигателя при различных показателях электропривода в установившемся режиме [частоте и амплитуде переменной составляющей момента, КПД и коэффициенте мощности, значениях токов в фазах статора (ротора) асинхронной машины].
Изложенные методы расчета позволяют произвести количественную оценку этих показателей и выполнить сравнительный анализ преобразователей различных типов с целью выбора наиболее рациональных схем. Целесообразно сравнивать преобразователи различных типов при работе электропривода в заданной точке с координатами n=Mcp/MN и со. Расчет функций q=f(ii), /s* = —f(n). kM=f(ix), ri=f((j,) для приведенных типов преобразователей показывает, что они имеют качественно аналогичный характер при различных значениях скорости и при работе с асинхронными двигателями различных типов. Для иллюстрации на рис. 2.11,а — г показаны некоторые из зависимостей, рассчитанных для электродвигателя МТ012-6 с закороченным ротором.
Наибольшая переменная составляющая момента (q) имеет место в схеме ITT, затем следуют схемы 2ТТ, ЗТД, ЗТТ. Значение для схемы ШИП зависит от fK. Так, при fK=300 Гц значение q в схеме ШИП несколько выше, чем для системы ЗТТ, однако при повышении частоты коммутации q снижается и может быть меньше, чем для преобразователя ЗТТ. Практически для всех схем преобразователей максимум q наступает при со=0,8^-0,9 и р,=0,4ч-0,6.
Значение q позволяет оценить возможные пульсации скорости в установившемся режиме. Если считать, что колебания скорости не окажут существенного влияния на рассчитанные при to = const значения матриц и принять q—const, то формула для определения наибольшего отклонения скорости от заданного значения о)=const примет следующий вид:
(2.76) |
Дої—q/J.
Анализ показывает, что возможные колебания скорости, обусловленные переменной составляющей момента, незначительны. Так, для двигателя МТ012-6 без присоединенных маховых масс для схемы ITT (худшей из схем преобразователей по этому показателю) значение Д(0тах = 0,02342, для схемы же ЗТТ Дсот£и:=0,0016. Если ввести для оценки колебаний скорости параметр
(2.77) |
А% =Дсй 100/со,
Рис. 2.11. Зависимости наибольшего значения интеграла переменной составляющей момента (а), действующего значения тока в наиболее загруженной фазе статора (б), коэффициента мощности (в) и КПД (г) для двигателя МТ012-6 при управлении со стороны статора, со = 0,6:
1 — ЗТТ; 2 — 2ТТ; З—ITT; 4 — ЗТД; 5 — ШИП; /к=300 Гц
то для схемы ITT значение А не превышает 3 %, для 2ТТ — 2 °/о, для ЗТД—1ч-1,5%, для ЗТТ и ШИП — 0,2-^0,4 %. Эти результаты подтверждают справедливость допущения о постоянстве скорости электродвигателя в квазиустановившемся режиме, особенно при использовании схем преобразователей, обеспечивающих малые значения параметра q. В электроприводах с нежесткими механическими связями высокочастотная пульсирующая составляющая момента также не может вызвать значительных колебаний скорости и, следовательно, повлиять на динамику электромеханической системы. Поэтому при рассмотрении переходных процессов можно учитывать только гладкую (среднюю) составляющую момента.
Структура преобразователя определяет и вносимое им запаздывание при отработке входных сигналов. Этот показатель особенно важен при работе в замкнутых САУ. Время запаздывания для схем фазового управления
t3=l/gfo=2nlgQ0. (2.78)
Максимальное значение t3 имеет место в схемах ITT и составляет 0,01 с. В схеме ЗТТ t3=0,033 с, для ШИП t3=/fK. Так, при fK=300 Гц *3=0,033 с, значение t3 для этой схемы может быть уменьшено при увеличении частоты коммутации.
Анализируя энергетические показатели асинхронных электроприводов с параметрическим управлением, необходимо принимать во внимание тот факт, что даже при синусоидальном питании заметно возрастают потери в электродвигателе в процессе регулирования скорости. При использовании полупроводниковых преобразователей в обмотках асинхронной машины проявляются дополнительные потери из-за несинусоидальности приложенного к электродвигателю напряжения и несимметрии токов, возникающей в ряде схем. Это приводит к тому, что при работе электродвигателя в точке с координатами р,, со возникают значительные различия в значениях действующих токов, загрузке отдельных фаз статора (ротора), потерях в машине и КПД электропривода при использовании различных схем преобразователей. Минимальную токовую нагрузку фаз двигателя обеспечивают преобразователи по схемам ЗТТ и ШИП, далее следуют схемы ЗТД, 2ТТ и ITT. Различия в значениях действующих токов, определяющих нагрев двигателя, очень существенны. Так, для двигателя МТ012-6 с закороченным ротором при (ы=0,75 и со=0,6 действующий ток в фазе статора в схеме ЗТД превышает на 20 % значение Is* схемы ЗТТ, для схемы 2ТТ разница составляет 55 %, а для схемы ITT — 90 %. Укажем, что в схемах ITT и 2ТТ, когда действующие токи фаз различны, рассматривается ток наиболее загруженной фазы электродвигателя. Аналогичные соотношения характерны для других скоростей и других типов электродвигателей. Следовательно, потери в фазе статора (ротора), пропорциональные квадрату действующего тока, возрастут для рассматриваемого примера в схеме ЗТД по сравнению со схемой ЗТТ в 1,4 раза, в схеме 2ТТ — в 2,4 раза, в схеме ITT — в 3,6 раза. Поэтому при работе на регулировочных характеристиках для обеспечения нормального теплового состояния электродвигателя,, управляемого от преобразователей по схемам ITT, 2ТТ, ЗТД, необходимо дополнительно снижать допустимый момент по сравнению с моментом в схемах ЗТТ и ШИП, наиболее близко приближающихся по потерям к системам питания синусоидальным напряжением, хотя и в этом случае (см. гл. 5) допустимый момент существенно снижается при уменьшении скорости. Указанные соотношения токов при работе на регулировочных характеристиках будут иметь место не только при работе на пониженной скорости, но и при реализации управляемых пускотормозных режимов с регулируемым моментом и даже в зоне полной скорости* так как для экономии потребляемой электроэнергии при моментах нагрузки, меньших номинального значения, целесообразно обеспечить работу двигателя на регулировочных характеристиках [44—46]. Таким образом, разница в токах и потерях при использовании различных типов преобразователей может проявиться при работе как в продолжительном, так и в повторно-кратковременном режимах в переходных процессах и при работе с установившейся скоростью.
Наибольшее значение КПД имеют схемы ЗТТ и ШИП, далее следуют схемы ЗТД, 2ТТ и ITT. Так, для двигателя МТ012-6 с закороченным ротором при р,=0,75 и ю=0,6 ухудшение КПД различных схем по сравнению со схемой ЗТТ т] = 0,375 характеризуется следующими цифрами: для ЗТД — в 1,23 раза, для
2ТТ — в 1,3 раза, для ITT — в 1,8 раза.
Различные схемы фазового управления обеспечивают примерно одинаковый коэффициент мощности (при незначительном его возрастании в схеме ITT). Существенное увеличение наблюдается в схеме ШИП. Так, для двигателя МТ012-6 при © = 0,6 и |j,= = 1 в случае ШИП /гм=0,68, а в схеме ЗТТ /гм==0,57; при © = 0,6 и ц = 0,5 значения kM соответственно 0,57 и 0,38, т. е. kM в схеме ШИП по сравнению со схемой ЗТТ увеличивается соответственно в 1,2 и 1,5 раза. При снижении момента электродвигателя преимущества ШИП по коэффициенту мощности возрастают (см. рис. 2.11,в).
Проведенный анализ показывает, что по эксплуатационным показателям лучшими являются схемы ЗТТ и ШИП, далее следуют схемы ЗТД, 2ТТ и, наконец, схема ITT. Очевидно, при использовании таких схем, как ЗТД, 2ТТ, ITT, из-за уменьшения числа управляемых вентилей должны уменьшаться стоимость и габаритные размеры преобразователя. Однако в схеме ЗТД число силовых вентилей равно их количеству в схеме ЗТТ, а разница в размерах и стоимости устройств управления, выполненных для этих типов преобразователей на современной аппаратуре, окажется несущественной. Эксплуатационные показатели схем 2ТТ и ITT значительно хуже, чем у схемы ЗТТ или ШИП (к тому же при применении для короткозамкнутых асинхронных двигателей регулировочные возможности схемы ITT ограничены, так как минимально достижимые моменты определяются характеристикой двухфазного включения), поэтому некоторое снижение стоимости преобразователя достигается за счет ухудшения технических и функциональных возможностей управляемого асинхронного электропривода.
Очевидно, в замкнутых САУ, значительно расширяющих управляемость и качественные показатели регулируемых асинхронных электроприводов, целесообразно использовать тиристорные преобразователи по схеме ЗТТ или транзисторные ШИП в статорных цепях (при использовании силовых транзисторов с номинальным напряжением, позволяющим включать их в промышленные сети трехфазного переменного тока). Эти преобразователи и будут в основном рассматриваться при последующем изложении.