ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)
ОПЕРВЫХ «КОЛЁСОПРОВОДАХ» И ПЕРВЫХ ПАРОВОЗАХ
Знаете ли вы, что железнодорожные рельсы по своему «возрасту» значительно «старше» паровоза?
Рельсовый путь, сначала деревянный, а позднее чугунный, был создан задолго до изобретения паровоза. Деревянные рельсовые дороги применялись на рудниках ещё в XVI—XVII веках. По ним было легче катить тяжёлые вагонетки с углём и рудой.
В 1764 году сын уральского рабочего, известный русский гидротехник К. Д. Фролов построил на Алтае первую в мире чугунную рельсовую дорогу. Вагонетки с рудой на этой дороге приводились в движение с помощью каната, наматывающегося на колесо, которое приводилось во вращение водой.
К концу XVIII века такие дороги существовали уже на многих рудниках и металлургических заводах России.
Дальнейшее развитие железной дороги в России связано с именем русского инженера П. К. Фролова, сына К. Д. Фролова. В 1809 году он построил на Алтае двухкилометровую железную дорогу с конной тягой. Она соединяла Змеиногорский рудник с заводом. Эта дорога была выдающимся достижением железнодорожного искусства того времени; она имела насыпи, мост и даже тоннель. Здесь впервые в мире был применён выпуклый рельс.
Однако у нового вида транспорта всё ещё не было главного — мощного механического двигателя, способного быстро перемещать по рельсам большие количества грузов.
Такой двигатель был создан знаменитым русским изобретателем, механиком Барнаульских плавильных заводов, И. И. Ползуновым. Это была первая паровая машина непрерывного действия, машина, преобразующая энергию водяного пара в механическую работу.
Водяной пар в паровом двигателе получается в парообразователе (котле с топкой) за счёт энергии топлива. Под большим давлением он поступает в цилиндры и приводит в движение находящиеся в них поршни.
Поршень совершает прямолинейное возвратно-поступательное движение. Это движение преобразуется с помощью кривошипного механизма во вращение рабочего вала паровой машины.
Двигатели, использующие силу пара, были известны и до Ползунова. Но это не были машины непрерывного действия; они имели один цилиндр и использовались только для откачки воды.
Русский механик решил создать универсальную «огнедействующую машину» способную приводить в движение многие заводские механизмы. «Я должен, — писал Ползунов, — все возможные труды и силы на то устремить, коим бы образом огонь к машинам склонить, облегчить труд по нас грядущим».
Над созданием своего двигателя изобретатель трудился около двух лет. Только для короткого сна уходил Ползунов из сарая, где строилась машина.
И вот, наконец, в 1765 году двухцилиндровая паровая машина непрерывного действия была создана. Она имела мощность в сорок лошадиных сил. Её высота равнялась
11 метрам.
Но творцу первой промышленной паровой машины так и не удалось увидеть её в действии. Перед самым пуском машины он скончался от туберкулёза. Бессонные ночи, тяжёлое детство, полуголодная юность, болезни сделали своё дело.
Паровая машина Ползунова работала около года. В ноябре 1766 года у неё прогорели печные своды и дал течь котёл. Машина была остановлена навсегда и надолго забыта.
Паровая машина непрерывного действия и была использована для создания самодвижущихся повозок.
Многие изобретатели старались, например, создать паровые кареты. Однако первые сухопутные «пароходы» были маломощны, главным образом, благодаря несовершенству конструкции котла паровых машин.
Рис. 2. Шагающий паровоз. |
Более совершенную самоходную карету создал в 1830 году русский артиллерийский мастер Янкевич. Он построил «быстрокат» — паровую карету, в которой установил новый, изобретённый им котёл — с жаровыми трубами. Такой котёл давал большое количество пара.
После того, как был изобретён котёл с жаровыми трубами, удалось создать и первый надёжно работающий паровоз. Такой паровоз построил в 1825 году английский механик Джордж Стефенсон.
Интересно, что в Англии до паровоза Стефенсона долгое время не могли правильно решить одного вопроса: думали, что паровоз не сможет двигаться по гладким рельсам, так как его колёса будут скользить и он не сдвинется с места. Поэтому изобретатели паровозов придумывали различные сложные нежизнеспособные конструкции.
В 1811 году инженер Бленкинсон построил паровоз с зубчатыми ведущими колесами, которые цеплялись за зубчатую рейку, прикреплённую вдоль рельс. Паровоз развивал скорость всего около 4 километров в час и часто выходил из строя из-за поломки зубцов.
Рис. 3. Паровоз Черепановых. |
Был создан даже шагающий паровоз — повозка, состоящая из котла, лежащего на колёсной раме. Позади котла были приделаны две железные ноги (рис. 2). Сила пара действовала не на колёса, а на ноги паровоза; шагая, они толкали паровоз вперёд со скоростью около трёх-че - тырёх километров в час.
В России творцами железной дороги с паровой тягой были выдающиеся механики — отец и сын Черепановы, работавшие на Нижнетагильских заводах (Урал).
Ещё до создания первых русских паровозов они строили паровые машины для откачки подземной воды из рудников. Наблюдая, как много труда затрачивается на заводах и рудниках на перевозку руды и угля, Черепа* новы решили построить сухопутный «пароход», заменить конную тягу на железных дорогах, которые в то время уже широко применялись на уральских заводах, силой пара.
В начале 1833 года чертежи сухопутного «парохода» были созданы, и Черепановы приступили к его постройке.
Первый паровоз оказался неудачным: при испытании вышел из строя паровой котёл. Но неудача не сломила упорство механиков. Через год они построили другой паровоз. Он передвигался со скоростью шестнадцати километров в час и вёз за собой несколько вагонеток с рудой, общим весом более 3 тонн.
В 1835 году Черепановы построили третий, более мощный паровоз, способный тащить состав весом 16 тонн со скоростью 18 километров в час. Этот паровоз по своей конструкции намного превосходил паровозы, построенные Стефенсоном. Цилиндры его паровой машины были расположены горизонтально; впоследствии так стали делать у всех паровозов, во всех странах мира. Паровоз Стефенсона имел наклонные цилиндры.
Первая русская железная дорога с паровой тягой, открытая в 1834 году, перевозила не только грузы, но и пассажиров.