ПО СУШЕ, ВОДЕ И ВОЗДУХУ (ПУТИ СООБЩЕНИЯ)
КАК РОДИЛСЯ АВТОМОБИЛЬ
Ещё задолго до того, как развитие производительных сил нашей страны потребовало создания новых, более совершенных средств передвижения, смелая мысль русских «умельцев» уже создавала различные типы «само - беглых колясок» — предков современного автомобиля. Одним из первых изобретателей экипажей, движущихся с помощью мускульной силы человека, был Леонтий Шамшуренков, живший в середине XVIII века. Он был крестьянином, родом из Нижегородской губернии.
В 1741 году Шамшуренков подал в губернскую канцелярию заявление, в котором писал:
«И такую коляску он, Леонтий, сделать может подлинно, так что она будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать будет хотя через какое дальнее расстояние... Тому искусству он, Леонтий, не учивался, но может то сделать своею догадкою, чему он и пробу в доме своём, таясь от других, делывал».
Позднее, в 1752 году, Шамшуренков был вызван в Петербург, где он и построил свою «коляску». Из одного сохранившегося письма изобретателя видно, что «само - беглая коляска» исправно действовала, «но токмо не так в скором ходу».
К сожалению, в найденных о Шамшуренкове документах не сохранилось ни чертежей, ни детального описания его изобретения. Интересное изобретение русского крестьянина было незаслуженно забыто.
Такая же судьба постигла и другую «самоходную карету», созданную знаменитым механиком XVIII века И. П. Кулибиным. Его «самоходная карета» представляла собой трёхколёсную тележку, передвигающуюся под действием мускульной силы человека, нажимавшего на педали, расположенные позади пассажиров.
Равномерное вращение колёс обеспечивалось тяжёлым маховиком. Это было первое применение маховика на транспорте. «Самобеглая коляска» Кулибина имела тормоза в виде пружин, закручивающихся при торможении.
Большой заслугой Кулибина было то, что в своей карете он первым применил роликовые подшипники, широко
Применяющиеся в настоящее время в самых разнообразных машинах.
Однако, как ни удачны были первые конструкции «самобеглых колясок», для успешного создания механических повозок нехватало лёгкого механического двигателя, который смог бы заменить мускульную силу человека.
Такой двигатель — двигатель внутреннего сгорания — был создан в 1879 году русским морским офицером
О. С. Костовичем. Это был восьмицилиндровый бензиновый двигатель мощностью в 60 лошадиных сил.
Рис. 12. Самоходная пролётка с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. |
Появление двигателя внутреннего сгорания имело огромное значение для возникновения и развития не только автомобиля, но и других видов транспорта.
Уже в конце прошлого века были созданы первые удачные образцы повозок с двигателями внутреннего сгорания. В 1890 году в Европе начался серийный выпуск первых автомобилей.
Слабая промышленность царского правительства не смогла обеспечить массового производства автомобилей. Машины выпускали некоторые предприятия, но лишь в небольшом количестве.
Только после Великой Октябрьской революции появилась возможность создать мощную автомобильную промышленность, способную обеспечить народное хозяйство нашей страны первоклассными автомобилями. Возможность превратилась в действительность. За годы пятилеток в Советском Союзе было построено несколько автомобильных заводов-гигантов: Московский имени Сталина, Горьковский имени Молотова, Ярославский и ряд других. Сейчас советская автомобильная промышленность стоит на одном из первых мест в мире. Наши автозаводы с каждым годом увеличивают выпуск автомобилей, улучшают их конструкцию.
Рис. 13. Легковая автомашина «ЗИМ» (завод имени Молотова). |
Интересно отметить, что не так давно советскими инженерами был создан первый паровой автомобиль — «НАМИ-012».
Рис. 14. Автобус «ЗИС-154» (завод имени Сталина). |
Мысль о создании такого автомобиля далеко не нова. Именно в этом направлении работали многие создатели первых механических повозок. Мы уже говорили о Янке - виче, изобретателе парового «быстроката». Однако все подобные проекты не были осуществлены на практике, а позднее, когда был изобретён двигатель внутреннего сгорания, о паровых автомобилях и совсем забыли. При
Чина этого была в том, что паровой двигатель был слишком громоздок для того, чтобы успешно работать на машине.
А между тем, создать паровой автомобиль было заманчиво. Такой автомобиль может работать на любом топливе: на бензине, нефти, керосине, угле, дровах. Устройство парового двигателя надёжно и просто. При небольшой скорости движения машины он развивает большое усилие.
И вот теперь такой автомобиль создан. На «НАМИ - 012» установлен вновь созданный небольшой по размерам паровой двигатель, мощностью в 100 лошадиных сил. Он работает на дровах. Автомобиль развивает скорость до 45 километров в час и может перевозить до 6 тонн груза.