Переработка промышленных отходов
Использование автомобильного, железнодорожного и водного транспорта. Контейнерные перевозки промышленных отходов
Для перевозок промышленных отходов вне производственных предприятий используются автомобильный, железнодорожный и водный транспорт.
Преимущество автомобильного транспорта состоит в том, что он доставляет отходы непосредственно на место их переработки или на промежуточные станции. Транспортировка отходов от промежуточных станций производится самыми крупными транспортными средствами: железнодорожными и водными, а также большегрузными автомобилями.
Стоимость автомобильных перевозок отходов мало зависит от расстояния, но все же наиболее рационально его использование при дальности перевозок до 50 км (рис. 3.9).
Рис. 3.9. Влияние расстояния на себестоимость перевозок:
1 — железнодорожным транспортом; 2 — автомобильным транспортом
При перевозке отходов на более дальнее расстояние становится целесообразным использовать железнодорожный и водный транспорт. Для перевозки грузов по железной дороге используют железнодорожные вагоны и полувагоны, цистерны и открытые платформы. На открытых платформах по железной дороге целесообразно перевозить лом черных и цветных металлов. Металлическую стружку лучше перевозить на закрытых платформах, разгружаемых снизу на конвейер, подающий стружку сразу в переплав.
Во всех случаях, когда это возможно, следует использовать контейнерные перевозки отходов. Транспортирование отходов в контейнерах — наиболее экономичный вид их перевозки. Хорошо известны, например, контейнеры, предназначенные для перевозки бытовых отходов.
Контейнерные перевозки отходов могут выполняться автомобильным, железнодорожным и водным транспортом с использованием съемных, приспособленных для механизированной перегрузки контейнеров.
Контейнеры для перевозки твердых и пастообразных промышленных отходов представляют сварную конструкцию, усиленную ребрами жесткости. В верхней части контейнера расположены загрузочные люки, которые имеют крышки. На передней стенке контейнера имеется автозахватное устройство. Система герметизации контейнера исключает возможность самопроизвольного открывания крышки люка.
Автоцистерна для перевозки жидких отходов также представляет собой сварную конструкцию, состоящую из двух днищ и обечайки. В верхней части цистерны имеется загрузочный люк с герметично закрывающейся крышкой. Опорожнение цистерны производится через лючок, расположенной в нижней части заднего днища, который открывается автоматически из кабины водителя.
Представляет значительный интерес разработанный в последние годы в Японии вакуумный сборник отходов на колесном ходу, имеющий приемную цистерну, систему трубопроводов, компрессор, мокрый скруббер и эжектирующий цилиндр. Некоторые рабочие характеристики такого вакуумного сборника: объем приемной емкости 14м3; скорость транспортировки внутри сборника 20 м/с; скорость компрессорного воздуха 30 м/с; максимальная мощность двигателя системы отсоса 130 кВт. Обслуживает такую установку один человек. Предварительно измельченные отходы, собираемые в герметичных мешках, подаются в приемное отверстие шлюзовой камеры. Установка снабжена специальными запорными устройствами, системой автоматики, контрольно-регулирующей аппаратурой.
Особые требования при проектировании и изготовлении предъявляются к специальным контейнерам для перевозки отходов материалов, опасных для людей и окружающей среды.
Одной из разновидностей контейнеров можно считать сменный кузов автомобиля. Опыт - эксплуатации автотранспорта со сменными кузовами для транспортировки отходов показал, что из отечественных автомобилей лучшим является КамАЭ-5513 с погрузочно-разгрузочным механизмом “подъемный крюк”.
Водный транспорт в силу своей сезонности, а во многих случаях и удаленности от места образования или использования отходов применяется реже. Его использование, как правило, требует перегрузок, что значительно удорожает стоимость перевозок. Наиболее рационально его использование при перемещении отходов на значительные расстояния (несколько сот километров и более).
Водный транспорт предусматривает использование барж и других судов для перевозки отходов. Особенно широко его используют для транспортирования грунтов при производстве дноуглубительных работ на водных путях.