Переработка изношенных автомобильных покрышек в России
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ШИН
Наиболее действенным средством уменьшения отходооб- разования шин является повышение срока их эксплуатации. Увеличения пробега можно достигнуть как улучшением качества новых изделий, так и восстановлением изношенных автопокрышек. Восстановление - это капитальный ремонт, при котором обновляется или протектор шины, или и протектор, и боковина. Восстановление покрышек сводит экологический ущерб к минимуму. Экономически выгоднее восстанавливать большемерные покрышки карьерных самосвалов, колёсных тракторов, большегрузных автомобилей - для них восстановление обходится в 2 - 5 раз дешевле реновации. Среди фирм, занимающихся восстановлением покрышек, лидируют шинные заводы.
Существует несколько технологий восстановления изношенного протектора. Наиболее распространены нарезка и горячая вулканизация специальной гладкой ленты с одновременным формированием рисунка («наварка»). Применяется также «холодная» (при температурах до 100°С) вулканизация с приме - нением лент с заранее нанесённым рисунком. Некоторые компании например, итальянская «Марагони» (Marangoni) восстанавливают покрышки с помощью готовых протекторов кольцеобразной формы. Под Минском на заводе СП «Белретред» восстанавливают шины грузовых автомобилей по технологии фирмы «Эллерброк» (Германия). В России по технологии холодной вулканизации работают: ООО «Скай», дилер германской компании «Ферголст» (Vergolst) в Северо-Западном регионе; «Чеховский шиновосстановительный завод» (ЧШЗ); «Совтрансавто-Брянск», работающий по технологии американской компании «Бендег» (Bandag); завод РТИ (г. Копейск).
С технической точки зрения, восстановление шины не может повторяться сколько угодно раз без влияния на её качество и безопасность эксплуатации (как правило, шина может восстанавливаться не более двух раз). Каждая восстановленная шина неотвратимо превращается в изношенную и далее требует переработки в качестве вторичного сырья. Продукты, получаемые при переработке шин, весьма разнообразны: резиновая крошка, металлолом, текстильная вата, пиролизная смола, пирогаз, углеродистый остаток. Предпочтения, в какие продукты перерабатывать, определяют условия рынка и возможности переработчика. Резиновая крошка используется в зависимости от фракционного состава (ниже приводятся данные в мм):
<0,6 - в качестве добавки (до 50-70%) при изготовлении резиновой обуви и других резинотехнических изделий;
0,5 - 1,0 - как добавка для нефтяного битума, для изготовления кровельных материалов, подкладок под рельсы, резино-
Битумных мастик, гидроизоляционных материалов;
1,0 - 2,0 - для регенерата резины, для резинобитумного концентрата, для получения сорбентов и пр.;
2,0 - 5,0 - для искусственных покрытий, звукопоглощающих экранов;
5,0 - 10 - для массивных резиновых плит.
Металлический корд реализуется в виде металлолома. Синтетическая вата (текстильный корд) используется в качестве утеплителя.
Углеродистый материал, образующийся при пиролизной переработке шин, может использоваться как адсорбент, как твёрдое топливо, а также как добавка к битуму.
Жидкие продукты пиролиза используются как печное топливо, как горюче-смазочные материалы, плёнкообразующие растворители, пластификаторы, ароматические масла и смягчители для регенерации резин.
Пиролизные фракции используются также как энергоносители при производстве тепла и электроэнергии.