Переработка изношенных автомобильных покрышек в России
УКРАИНА
Сложившийся в Украине механизм обращения с отходами имеет ряд характерных черт. Предприятия-производители отходов несут здесь как бы двойную нагрузку. Они осуществляют платежи за размещение отходов независимо от затрат, связанных с удалением отходов - их сбором, транспортировкой, обработкой, содержанием объектов хранения и др. Предприятия, не имеющие собственных объектов обращения с отходами, оплачивают по тарифу услуги по их приёмке и захоронению на объектах централизованного удаления.
Предприятия-производители отходов облагаются и тройным тарифом. Из них первый - это собственно плата за размещение; второй - плата за приём отходов на свалку по соответствующему тарифу. В составе этого тарифа также находится «плата за размещение отходов», уже фактически внесённая предприятием (изъятая налоговой администрацией).
Можно утверждать, что сложившийся в Украине экономический механизм базируется именно на плате «за образование отходов», основывающийся на наличии экологического риска.
В Украине сфера обращения с ТБО требует глубокого реформирования на основе комплексного подхода, предусматривающего сокращение объёмов их образования. Снижение нагрузки на полигоны, извлечение ценных фракций вторсырья, предназначенного для рециклинга.
Практические примеры по внедрению в Украине системы раздельного сбора бытовых отходов показывают, что вывоз отходов для размещения на полигонах сокращается в среднем на 20-30%. Однако внедряют такую систему в Украине пока ещё редко.
Рассмотрим опыт таких крупных мегаполисов, как Киев и Донецк.
В мае 2008 г. Компания «Гринко - Киев» совместно с районными администрациями начала работу по проекту раздельного сбора ТБО в Шевченковском, Голосеевском и Подольском районах столицы Украины. Основная цель проекта - уменьшение объёма отходов, которые обычно вывозят на свалки или сжигают.
Около каждого контейнера был установлен дополнительный контейнер со специальной крышкой жёлтого цвета и информационной наклейкой. Он предназначен для сбора использованных изделий из пластика, бумаги, стекла и металла.
Большинство жителей с пониманием восприняли новшество; даже в тех домах, где установлены мусоропроводы, жители выносят подлежащие вторичной переработке отходы во двор.
Раздельно собранные отходы доставляют на мусоросортировочный комплекс, где их сортируют по фракциям (отдельно отсортировываются прозрачное и цветное стекло, бумага и картон, ПЭТ-бутылки) и упаковывают в тюки; то, что раньше считалось отходами, теперь рассматривается как вторичное сырьё, пригодное для использования. Значительно уменьшились объёмы отходов, попадающих на киевские свалки.
В начале 2000-х годов эксперимент по совершенствованию управления ТБО начался в Донецкой области. Города и районы были распределены по типам в соответствии с указанными показателями; определён город, который являлся наиболее типичным из всех представленных, и который в дальнейшем представлял данный тип в исследовании фракционного состава мусора.
В выбранном городе производился поиск двух контейнеров в микрорайонах и улицах с соответствующим типом жилья.
Для осуществления анализа фракционного состава ТБО была проведена скрупулезная подготовительная работа, в частности, были определены фракции отходов, на которые сортировался мусор; выделены следующие фракции:
- пищевые отходы;
- бумага (первоначально предполагалось подразделять на газеты, журналы, картон, бумагу офисную);
- металл (первоначально эта фракция дробилась на жесть, т. е. консервные банки и алюминий (банки из-под напитков), но в виду отсутствия банок из-под напитков и немногочисленности консервных банок, фракции были объединены в одну);
- упаковка полимерная (выделены такие виды, как ПЭТ, ёмкости из-под бытовой химии, полиэтиленовые пакеты).
При изучении фракционного состава ТБО принимался во внимание сезонный фактор; в течение года исследования проводились 4 раза (лето, осень, зима, весна). На проведение анализа фракционного состава ТБО Донецкой области в течение каждого сезона тратилось 10 дней и усилия 7 человек, включая водителя с грузовой машиной.
Накануне дня вывоза мусора для сортировки в каждый город выезжал представитель рабочей группы, который ранее проводил наблюдение за данным контейнером. В его обязанность входило продолжение наблюдения за контейнерами в течение двух дней до момента приезда машины.
Затем мусор высыпался из контейнеров и помещался в специальные мешки, к которым прикреплялась маркировочная таблица. Загруженный в машину мусор транспортировался к месту сортировки. По приезду к месту осуществления сортировки содержимое каждого мешка высыпалось на специальный стол и, сорти - руясь, раскладывалось в отдельные пластмассовые ёмкости, вес которых предварительно был уточнен.
Затем каждая из 14 фракций взвешивалась и высыпалась снова в мешок, попадая в разряд отработанного мусора. Данные каждого мешка вносились в отдельную таблицу.
Каждый контейнер состоял из 6-10 мешков. После того, как был отработан каждый мешок одного контейнера, данные суммировались и заполнялись в таблицу данных одного контейнера. С тем чтобы выяснить показатели состава мусора по типу в целом, суммировались данные двух контейнеров и выводились средние показатели.
Исследования заложили основы для создания новой, более эффективной модели управления ТБО в Донецкой области с ориентацией на стандарты ЕС.
Эти же цели преследует и проект программы Тасис «Развитие сферы управления твёрдыми бытовыми отходами в Донецкой области». Он направлен на реализацию «Регионального стратегического плана управления ТБО в Донецкой области», одобренного в 2005 г. сессией областного совета. Основные задачи - определение долгосрочной региональной стратегии обращения с ТБО; выявление всех задач, требующих решения, и ранжирование их в порядке приоритетности; разработка мероприятий, направленных на решение этих задач с целью сведения к минимуму уровня загрязнения окружающей среды.