ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ ОБЩИХ СВАРОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Секции корпуса судна - это сложные сварные конструкции, различающиеся габаритами, конфигурацией, весом и степенью насыщенности элементами. С точки зрения особенностей их изготовления, секции удобно разделить на три условные группы:
I) плоскостные секции с относительно малой высотой набора, характеризующиеся небольшой жесткостью, например выгородки, палубные и бортовые секции и др.;
2) плоскостные секции с высоким набором, характеризующиеся большей жесткостью, например секции двойного и одинарного дна с флорами и стрингерами;
3) объемные секции с криволинейными очертаниями, характеризующиеся значительной жесткостью, например объемные днищевые секции, секции оконечностей и др.
Обычно секции изготовляют в условиях сборочно-сварочных цехов из готовых элементов; полотнищ, балок и определенного числа деталей, - направляемых на сборку россыпью. Более рационален раздельный метод сборки и сварки, позволяющий максимально использовать механизированные способы сварки. В то же время общие сварочные деформации неизбежны при любой последовательности сборки и сварки секций.
Поэтому количественная оценка ожидаемых общих сварочных деформаций конкретной секции необходима не только для выбора оптимального варианта ее изготовления, но и для решения о назначении специальных мероприятий, обеспечивающих требуемую точность изготовления секции.
Расчет общих сварочных деформаций секций сводят к расчету деформаций конструкций балочного типа, С этой целью секции первых двух групп расчленяют на составляющие балки, а секции третьей группы заменяют условной составляющей балкой.
Расчленение на составляющие балки производят следующим образом. В рассматриваемом направлении (продольном пли поперечном) выделяют элемент набора с присоединенным пояском полотнища. Ширина присоединенного пояска назначается равной расстоянию между набором, если оно менее 60 толщин полотнища, и равной 50 толщинами, если имеет место обратное неравенство. В составляющую бачку включают также примыкающие к ней части элементов перекрестного набора на ширине присоединенного пояска. Далее, согласно методике определения общих сварочных деформаций в балочных конструкциях (см. подразд. 17.4), определяют общие сварочные деформации составляющей балки. Если секция расчленяется на одинаковые составляющие бачки, то ее деформации будут такими же, как и деформации одной составляющей балки. В противном случае определяют деформации нескольких составляющих балок, которые характеризуют деформации секции в соответствующих сечениях. При эл ом предполагается, что деформации одной составляющей балки не оказывают влияния на деформации соседних балок.
Указанное допущение оправдано для нежестких секций, для жестких же допущение о независимости деформаций составляющих балок, различных по сечению или по условиям выполнения процесса сварки, неприемлемо. Приближенное определение общих сварочных деформаций
таких секции осуществляется введением понятия об условной составляющей бачке.
Для определения параметров жесткости условной балки секцию разбивают на составляющие балки. Для каждой из них определяют геометрические характеристики сечения, затем результаты усредняют, получая значения параметров жесткости условной балки: ее высота, площадь сечения, момент инерции и другие параметры равны средним арифметическим значениям от соответствующих величин составляющих балок. Далее определяют общие сварочные деформации условной балки по методике, изложенной в под разд. 17.4, и полагают, что эти значения деформаций характеризуют деформации секции в целом в рассматриваемом направлении.
Расчет деформаций секций (составляющих или условных балок) выполняют с учетом изменения параметров жесткости на отдельных технологических этапах, Общие деформации укорочения и изгиба секции определяют суммированием соответствующих величин, возникающих на каждом технологическом этапе ее изготовления.
Для того чтобы суммировать укорочення, полученные по центральным осям секции на отдельных этапах ее изготовления, необходимо произвести пересчет этих укорочении на укорочение по центральной оси готовой секции. Этот пересчет производится по формуле
(17.24) |
ЛД, = ЛІ/, + ф)- zk,
где Лі(| - укорочение секции (балки) по центральной оси готовой секции; - укорочение секции (балки) по центральной оси на k-м этане; Ф, - угол поворота концов секции (балки) на k-м этапе: zf - расстояние между центральными осями готовой секции и не полностью собранной секции на k-м этапе.
Зная общее укорочение по центральной оси готовой секции и угол поворота ее концов, можно определить смещение любых ее точек. Например, определить укорочение готовой секции по полотнищу и стрелку ее прогиба посередине:
(17.25)
Ai ^ Фі ’ |
(17,26)
где г - координата средней плоскости полотнища готовой секции. Приближенная оценка общих сварочных деформации корпуса судна также сводится к расчету деформации балочной конструкции (эк'ви-
валентного бруса). Горизонтальное и вертикальное искривления кор - нуса судна, возникающие при его сборке и сварке на стапеле, могут быть оценены аналогично по формулам
07.27)
где н ф, - общие углы поворота одной оконечности судна но отношению к другой соответственно вокруг осей Z и К: L - длина корпуса судна.
Общин угод поворота оконечностей корпуса судна, возникающий в результате сварки монтажных швов на стапеле, равен сумме углов поворота, образующихся по мере формирования корпуса на различных этапах стапельной сборки и сварки:
где£ - количество технологических этапов на стапеле, каждый из которых характеризуется постоянной жесткостью конструкции.
В свою очередь, углы поворота одной части конструкции корпуса по отношению к другой от монтажных швов, выполняемых на данном технологическом этапе, могут быть определены по формулам (см. под - разд. 17.4):
/ |
П |
Ч/ =у - /Л + ХЛГт//, |
/»] J |
где / ,./, - моменты инерции сечения конструкции (корпуса судна пли его части) на данном технологическом этапе; Д V' - объем продольного укорочения i-го монтажного сварного соединения, расположенного вдоль судна; ДГ' - объем поперечного укорочения /-го монтажного сварного соединения, расположенного поперек судна; z. у. z, у - координаты центров тяжестей объемов укороченні! Д V, и ДІ’ относительно центра
тяжести сечения конструкции на данном технологическом этапе.
В заключение следует заметить, что на величину обьемов укорочении монтажных швов существенное влияние могут оказать усилия, возникающие от веса корпуса и от реакциіі кильблоков.