ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
РАЗНОВИДНОСТИ МЕСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ
Местные деформации характеризуют искажение формы отдельных элементов конструкции и обычно проявляются в выходе из плоскости свариваемых элементов. В некоторых случаях при сварке стыковых и тавровых соединений наблюдаются изломы и наклоны свариваемых элементов. Направленность этих изменений с возможной расчетной оценкой рассмотрена в подразд. 16.4.
Аналогичные деформации возникают при приварке набора к полотнищу, которое перегибается под ребрами, образуя так называемую ребристость полотнища. Однако для характеристики ребристости знание угла является уже недостаточным, необходимо располагать значением местного прогиба полотнища между ребрами жесткости.
Возможен и другой механизм выхода из плоскости отдельных элементов конструкции, наблюдающийся обычно при сварке тонколистовых конструкций. Например, в результате приварки набора к полотнищу в последнем между набором возникают напряжения сжатия, которые могут превзойти критические напряжения. В этом случае произойдет потеря устойчивости участков полотнища и между элементами набора образуются выпучины и впадины (бухтнны). Иногда этот вид деформаций называют короблением. Именно при сварке тонколистовых конструкций, в частности при сварке корпусов речных судов, а также надстроек морских судов, деформации коробления наиболее значительны по сравнению с другими видами сварочных деформаций. Вместе с тем такие деформации не только понижают работоспособность сварной конструкции. но и ухудшают ее внешний вид. Правка тонколистовых конструкций с целью уменьшения их коробления является трудоемкой и дорогостоящей операцией.
В большинстве случаев деформации из плоскости свариваемых элементов обусловлены сразу обеими причинами, т. е. угловыми деформациями и потерей устойчивости элементов. Однако для простоты расчетов их рассматривают отдельно.