ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИМЕНЯЕМЫХ В СУДОСТРОЕНИИ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ. ОСОБЕННОСТИ ИХ СВАРИВАЕМОСТИ
Свариваемость любых металлов и сплавов, прежде всего, непосредственно зависит от их физико-химических свойств. Поэтому при разработке оптимальных технологий сварки конструкций различными способами их следует учитывать в первую очередь. В судостроении наибольшее применение находят такие цветные и химически активные металлы как медь, алюминий, титан и их сплавы (табл. 9.1).
Таблица 9.1 Основные физические свойства наиболее распространенных цветных металлов
|
Медь принадлежит к группе тяжелых металлов, алюминий - легких, титан - химически активных. Все эти металлы достаточно технологичны. Из них (и их сплавов) изготавливают различные полуфабрикаты (листы, профили, прутки, ленту и т. д.).
Медь - диамагнитный металл, механические свойства которого в значительной степени зависят от чистоты и предшествующей пластической обработки. Чистая медь чрезвычайно пластична, обладает хорошей теплопроводностью и высокой электропроводимостью, коррозионно - стойка в пресной и морской воде. Находит широкое применение в электротехнической промышленности, химическом машиностроении,
изделиях, работающих в условиях глубокого холода, В судостроении применяется для различного рода трубопроводов (в том числе для трубопроводов забортной воды).
Алюминий - легкий, хорошо тепло - и электропроводный металл, обладает высокими пластическими свойствами, слабомагнитен, Обладая высокой химической активностью, легко образует окисную пленку, плотно сцепленную с поверхностью металла. Благодаря защитному действию окисной пленки металл обладает высокой коррозионной стойкостью в атмосферных условиях и средах, которые эту пленку не разрушают (в том числе в морской воде).
Чистый алюминий применяется в электропромышленности, а его более прочные сплавы - в разнообразных авиа - и космических конструкциях, в автомобильной, строительной промышленности. В судостроении - для изготовления надстроек, корпусов судов с динамическими способами поддержания, катеров и яхт.
Титан - химически активный металл при высокой температуре (особенно в расплавленном состоянии), хотя при комнатной температуре весьма устойчив против окисления. Теплопроводность у него меньше, чем у меди и алюминия, а удельное электросопротивление больше, немагнитен, обладает весьма высокой коррозионной стойкостью во многих средах (в том числе в морской воде), что объясняется образованием на его поверхности плотной защитной окисной пленки.
Чистый титан весьма пластичен при относительно невысокой прочности. Имеет две модификации (а и (3). При легировании такими элементами как алюминий, ванадий, марганец, цирконий, железо, олово и др. прочность сплавов может достигать весьма высоких значений. Широкое применение имеют а-сплавы титана, которые наряду с высокой прочностью хорошо поддаются всем видам технологической обработки. Из многих марок титановых сплавов изготовляются листы, профильный прокат, прутки, полосы, трубы, проволока, фольга и пр.
Находит широкое применение в химическом машиностроении, авиа-, ракето-, приборостроении, металлургической и пищевой промышленности. В судостроении применяется для изготовления трубопроводов, теплообменных аппаратов. Имеются случаи применения сплавов титана в качестве конструкционного корпусного материала (корпус подводной лодки «Комсомолец»),
Для всех рассматриваемых металлов и сплавов можно выделить следующие особенности, осложняющие в той или иной мере их свариваемость.
1. Высокое сродство к кислороду (особенно у титана и алюминия). Так, при сварке алюминия и его сплавов вследствие
легкой окисляемости в твердом и расплавленном состоянии образуется тугоплавкая (-2050 °С) пленка окиси Al^OОна препятствует плавлению, ухудшает формирование шва и засоряет его окисными неметаллическими включениями.
При сварке титана и его сплавов в твердом нагретом и расплавленном состоянии проявляется его чрезвычайно высокая химическая активность, приводящая к растворению в жидком титане кислорода, азота и водорода с неизбежной потерей пластичности и охрупчиванию металла шва до недопустимых величин. С учетом возможности появления холодных трещин, указанные обстоятельства предъявляют к технологии сварки особые требования по защите алюминия от появления пленки Al.,0^ при сварке и особо тщательной защите зоны сварки и прилегающих к ней нагретых поверхностей металла от проникновения атмосферных газов для титана.
Следует также отметить, что высокая растворимость в жидких металлах (особенно алюминии) таких газов как водород приводит к образованию в металле шва газовой пористости.
2. Высокая теплопроводность и теплоемкость таких металлов как медь и алюминий вызывает быстрое охлаждение зоны сварки и требует применения более мощных локализованных источников теплоты, чем при сварке сталей перлитного класса. Высокий тепловой коэффициент линейного расширения и большая усадка алюминия приводят к повышенным сварочным деформациям.
3. Значительная жидкотекучесть меди и алюминия, потеря прочности этих металлов в определенных интервалах температур при нагреве может приводить к возможности разрушения во время сварки (алюминий) либо появления трещин при сварке в жестком закреплении (медь). Это требует применения подкладок при сварке «на весу» (алюминий) или ослабления жесткости соединения (медь).
4. Низкая температура плавления и кипения отдельных легирующих элементов у некоторых сплавов (например, цинка и олова в латунях и бронзах) приводит к образованию легколетучих паров, что, с одной стороны, определяет образование пористости в металле шва, а с другой, ухудшает санитарно-гигиенические условия в районе сварки из-за высокой ядовитости этих паров.
5. Теплофизические свойства таких металлов как медь и алюминий (и их сплавов) приводят к крупнокристаллическому строению металла шва при его кристаллизации, что при наличии легкоплавких эвтектик повышает склонность металла шва к образованию горячих трещин.
Уже отмеченная выше высокая теплопроводность меди (почти в 6 раз больше, чем у стали) требует применения источников с большой тепловой мощностью и повышенную погонную энергию. Высокие скорости охлаждения металла шва и околошовной зоны приводят к быстрой кристаллизации, что затрудняет полноту протекания металлургических реакций и ухудшает формирование шва. Улучшить положение может предварительный и сопутствующий подогрев, рекомендуемый при сварке толщин более 10,0 мм.
Серьезной трудностью является высокая склонность металла шва к образованию горячих трещин. Она связана с большой величиной усадки при кристаллизации и высоким значением коэффициента теплового расширения, а также наличием легкоплавких эвтектик. Эвтектики эти образуются примесями, присутствующими в меди (кислород, свинец, висмут, сурьма, сера). Например, свинец образует окислы (РЬО - Pb02-PbO.() и дает эвтектики с температурой плавления 326 °С. Отсюда, для улучшения свариваемости существует стремление к уменьшению содержания этих примесей в меди. Так, для ответственных сварных конструкций массовая доля вредных примесей в меди составляет: 02 - до 0,01; Bi - до 0,002; РЬ - 0,005. В некоторых особых случаях для сварных конструкций рекомендуется уменьшение в металле массовой доли кислорода до 0,003.
Кислород ведет также к образованию закиси меди Си20, которая при взаимодействии с водородом восстанавливается до меди с образованием паров воды. Эти пары, накапливаясь в микродефектах металла, создают в нем давление, которое приводит к образованию микротрещин, в интервале хрупкости меди при температурах 300...350 °С. Это явление называют «водородной болезнью» меди.
Атомарный водород хорошо растворяется в жидкой меди, причем растворимость растет с увеличением температуры (рис. 9.1). Скачок растворимости при переходе является предпосылкой к образованию газовой пористости в металле шва, так как при высоких скоростях кристаллизации, присущих меди, времени для полного удаления газов, растворенных в жидком металле, оказывается недостаточно. Здесь определенную помощь может оказать подогрев, увеличивающий время нахождения сварочной ванны в жидком состоянии. Что касается азота, то он в меди не растворяется совершенно и не образует с ней химических соединений, являясь по отношению к ней инертным, и может применяться при сварке меди в качестве защитного газа. Азот в ряде случаев является газом даже более предпочтительным, так как позволяет
иметь «горячую» дугу из-за ее большей, чем при других газах, длины (рис. 9.2) дуги и связанную с этим большую тепловую мощность.
800 1000 1200 Т," С Рис. 9.1. Зависимость растворения водорода в меди от температуры |
Рис. 9.2. Статические характеристики дуги W-Cu в зависимости от свойств защитного газа |
Для сварки меди применимы практически все способы электродуговой сварки плавлением. Электродуговая сварка покрытыми электродами выполняется на постоянном токе обратной полярности. При сварке толщин 2,0...5,0 мм без разделки кромок применяют электроды диаметром 3,0...5,0 мм, силу тока (в зависимости от диаметра электрода) выбирают в диапазоне 120...300 А. Начиная с 5,0 мм, делается односторонняя V-образная разделка со скосом 60...70° (до 10,0 мм). Для толщин выше 10,0 мм рекомендуется Х-образная разделка.
При многопроходной сварке применяют электроды диаметром 6Д. Д0 мм при сварочном токе до 500 А. При сварке толщин более
10,0 мм рекомендуется предварительный подогрев до 200,..300 °С, при толщинах выше 20,0 мм - до 750...800 °С. При сварке стыковых соединений используют стальные, медные или асбестовые подкладки.
Электроды для сварки меди могут иметь как медный стержень, так и бронзовый (наиболее распространена бронза БрКМцЗ-1) и специальное покрытие, из которого металл шва может подлегироваться кремнием, марганцем и железом. Наиболее распространенные марки электродов «Комсомолец-100» ЗТ и АНЦ-1. При сварке первыми сварное соединение имеет прочность 180...200 МПа, а угол загиба 150...180°.
Сварка латуней затруднена тем, что цинк, входящий вторым элементом в двухкомпонентную латунь, обладает низкой температурой кипения (907 °С), близкой к температуре плавления самого сплава (900... 1000 °С). Пары и окись цинка имеют высокую токсичность, образуемая пылевидная смесь окиси цинка затрудняет видимость в районе сварки; испарение цинка приводит к образованию пор в металле шва.
Известен ряд марок электродов для сварки латуни (в основном они используются для заварки дефектов). Так, для заварки дефектов в гребных винтах рекомендуются электроды марок АСЗ-6 и ЭМЗ-2. При большой массе отливок требуется предварительный подогрев до 250...300 °С.
Технология сварки безоловянистых бронз стремится выбрать такой термический режим, который давал бы узкую зону нагрева. Это связано с провалом прочности в районе 400 °С у этих сплавов, что при резком изменении температур чревато образованием трещин в ЗТВ и металле шва. Для разрядки напряжений при многослойной сварке рекомендуется проковка каждого прохода, кроме первого, при температуре не выше 200 °С.
Алюминистые бронзы из-за повышенной теплопроводности требуют обязательного подогрева при толщине свариваемых элементов более 16,0 мм.
Известны электроды марки АБ-2, применяемые для сварки трубопроводов и литья из бронз Бр. АЖ9-4, Бр. АЖМц-10-3-1,5 и др. Что касается сварки оловянистых бронз, то их свариваемость зависит от содержания олова и ухудшается с его увеличением в сплаве (появляется опасность образования трещин в ЗТВ). При ручной сварке могут применяться электроды марок Бр.1/ЛИИВТ, Бр. З/ЛИИВТ, предназначенные для сварки облицовочных втулок гребных судовых валов из бронзы Бр.010Ц2 и заварки дефектов литья из бронзы Бр. ОЦ4-3.
При автоматической сварке под флюсом могут использоваться специальные керамические флюсы типа ЖМ-1. Для меди средних толщин (4,0... 10,0 мм) удовлетворительные результаты получаются при использовании стандартных плавленых флюсов ОСЦ-45, АН-348А, АН-20С. Для больших толщин рекомендуется использование специальных флюсов (АНМ-13). В качестве электродной проволоки применяется бескислородная медь марки МБ или техническая медь марки Ml (массовая доля кислорода лишь 0,01).
В зависимости от технических требований (увеличение прочности) в качестве электродной проволоки для сварки меди и бронзы можно применять проволоки марок Бр. КМцЗ-1; Бр. ХТО,6-0,5; Бр. Х07 и др. Сварка ведется на постоянном токе обратной полярности. Кромки до толщины 25 мм не разделывают (режим выбирают для диаметра электрода 4,0...5,0 мм).
При сварке металла большой толщины обычно выбирают U-образ - ную разделку с достаточной величиной притупления (5,0...8,0 мм). Сварка может производиться как расщепленным электродом (два электрода, расположенных поперек шва), так и одним электродом (диаметром 6,0 мм). Коэффициент расплавления электродной проволоки составляет около 20 г/А-ч, скорость расплавления из-за малого электрического сопротивления не зависит от величины вылета. Для получения сварных соединений высокого качества необходима тщательная зачистка от окисной пленки свариваемых кромок и электродной проволоки, флюс должен быть прокален непосредственно перед сваркой.
При сварке латуней используют бронзовые проволоки (Бр. КМцЗ-1 и др.) и флюсы (АН-20, ФЦ-10, МАТИ-53). Рекомендуется сварка на короткой дуге во избежание выгорания цинка. Этот способ применим и для сварки бронз. Железистые и марганцевистые бронзы хорошо свариваются под флюсом АН-20 проволокой Бр. АМц9-2. Ток постоянный, полярность обратная.
Для сварки меди и ее сплавов широко применяется сварка в защитных газах плавящимся и неплавящимся электродом.
Область применения вольфрамовых электродов ограничивается толщинами 4,0...6,0 мм (в аргоне) и 6,0...8,0 мм (в азоте и гелии); для этих толщин предварительный подогрев не требуется. Применение плавящегося электрода расширяет диапазон свариваемых толщин (6,0...8,0 мм для аргона и 10,0...12,0 мм для азота и гелия).
Техника сварки в различных по составу инертных средах раачичается необходимостью поддержания разных но. длине дуг. При сварке в аргоне и гелии длина дуги невелика (около 3,0 мм), а при сварке в азоте она достигает 12,0 мм. Отсюда, дуги, горящие в различных газовых средах, имеют отличающиеся друг от друга статические характеристики (см. рис. 9.2). При выбранном сварочном токе напряжение на дуге, а значит ее мощность и
тепловложение самые высокие в азоте (в 3-4 раза больше, чем в аргоне). В гелии эти же показатели в 2 раза выше, чем в аргоне.
Для сварки неплавящимся электродом в качестве присадки может применяться как чистая раскисленная медь, так и бронзы и медно-никелевые сплавы. При применении азота следует учитывать большую (чем при гелии и аргоне) склонность сварных швов к порообразованию, что связано с понижением жидкотекучести металла сварочной ванны. Область режимов при ручной сварке неплавящимся электродом хорошо иллюстрируется схемой (рис. 9.3).
НО" |
ыг |
Рис. 9.3. Орпст ироночпые режимы но юку. і ємне рагу ре паки репа и форме ралделок Для ручной гндрки меди нольфрамоным электродом' |
60“
60' |
1-8 |
1 —* о I
1 - обл, ієн, одікіеіороііиеіі сидркп:
II - облаем, ,tnyeioponiieii с парки одионроменпо и иершкалыюм но южеиии
Для сварки плавящимся электродом применяется постоянный ток обратной полярности. Этот процесс обеспечивает повышение производительности в 2-3 раза (по сравнению с вольфрамовым электродом), однако получение качественных швов требует тщательного подбора режимов для каждого диаметра электродной проволоки во избежание нарушения стабильности процесса и образования газовой пористости.
Достаточно эффективно применение сварки неплавящимся и плавящимся электродом для изготовления конструкций из латуни и бронзы. Для латуни при сварке плавящимся электродом наряду с бронзовыми проволоками часто используется проволока из сплава Бр. КМцЗ-1. Применение гелия при сварке бронз за счет более «горячей» дуги позволяет вести процесс без предварительного подогрева.
Считается перспективным применение плазменной сварки из-за возможности высоких тепловложений и сварки стыковых соединений больших толщин без разделки кромок. Так, возможна односторонняя сварка толщин 50...60 мм. Используются плазмотроны прямого действия, плазмообразующий газ: смесь аргона с гелием (до 85% последнего). В качестве присадочной проволоки рекомендуется применение порошковой проволоки ПП. Бр. ХТ12-2, что позволяет хорошо раскислить и делегировать металл шва, уменьшив тем самым склонность его к образованию горячих трещин. В ряде отраслей промышленности применяется электронно-лучевая и електрошлаковая сварка элементов конструкций большой толщины из меди и ее сплавов.