ОСНОВЫ СВАРКИ СУДОВЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДУГОВОЙ СВАРКИ СТАЛЕЙ МЕХАНИЗИРОВАННЫМИ СПОСОБАМИ
Оборудование для сварки под флюсом
Наибольшее распространение в судостроении получили автоматы тракторного тина, перемещающиеся непосредственно по изделию. Здесь механизированы две основные операции: подача электродной проволоки в зону горения дуги и перемещение дуги по линии сварного
соединения. Такие автоматы мреднантчепы для сварки прямолинейных протяженных сварных соединений (как стыковых, так и тавровых) и делятся на два тина, в соответствии с типами головок для механизированной подачи электродной проволоки. К первому относятся автоматы со скоростью подами электродной проволоки в зависимости от напряжения на сварочной дуге. Наиболее известны из них, выпускаемые отечественной промышленностью (завод «Электрик»), автоматы АДФ-1000[1] (рис. 3.13), предназначенные для сварки на постоянном токе до значений 1000 А. От ранее выпускаемых автоматов серии АДС они отличаются более современной схемой управления и конструктивным оформлением трактора. На каретке такого трактора установлен двигатель для его перемещения, пульт управления, на котором размещены приборы контроля параметров режима сварки (/в и, г я), кассета с запасом электродной проволоки, бункер с флюсом и сварочная головка, имеющая механизм подачи электродной проволоки и токоподвод.
Рис. 3.13. Общіпі нил авіомаїа ЛДФ-tOOO для (парки под флюсом швов стыковых соединений |
Автоматы второго типа, более простой конструкции, работают с головками постоянной скорости подачи электродной проволоки с явле - ниєм саморегулирования душ. В них имеется олнн низковольтный асинхронный двигатель переменного гока. осущестіякмцнй одновременно перемещение трактора п подачу электродной проволоки в чопу горения дуги е постоянной скоростью. Скорости подачи проволоки и перемещения каретки могут ступенчато регулироваться сменой пар теаереп.
Такие тракторы конструкции Института электросварки нм. Е. О. Нагона (г, Киев) имеют равное конструктивное выполнение. Они могут быть однодуговыми (ТС-17 МУ/.'І, ТС-44) и двухдуговыми (ДТС-45). Есть вариант трактора для сварки угловых швов (ТС-17Р), Для одностороннє/і сварки под флюсом прямолинейных швов в судостроении применяют автомат «Бриг» с формированием однопроходного шва с помощью обратного медного ползуна.
ЦНИИ ТС с учетом специфики судостроительных конструкции разработал трактор типа АСУ-5 А (рис. З. М). Трактор имеет два двигателя и предназначен для сварки тавровых соединении при высоте вертикальной стенки более 40 мм.
Рис. 3.14. Общим кпд литии AC V-.3M для пыркм под флюсом прямолинейных и кольцевых (с радну< ом кривизны не менее 1.3 ч) шпон угловых соединений |
Автоматы для сварки в защитных газах
Принцип конструктивного построения автоматов тракторного типа для этого способа сварки аналогичен аппаратам для сварки под флюсом. Учитывая, что большинство автоматов рассчитано па сварку тонкой электродной проволокой диаметром 0,8....3.0 мм. при которой достаточно велики плотности тока и эффективно плеч процесс саморегулирования, головки для подачи электродной проволоки построены m3 принципу постоянной скорости подачи.
Конструктивным отличием усмановкн является наличие га. ниюд - водящей системы. Баз (Лг, 11с. СО, пли их смеси) подасися из бал. то-
K. S нов через понижающий давление редуктор, черед систему гибких шлангов Fi горелку, служащую для вытеснения защитным газом воздуха п. і района плавления металла. В оборудовании для снарки в защитных газах (СО,, Аг) используется автомат для сварки плавящимся здектродом сталей и цветных металлов стыковых и угловых швов в нижнем положении (рис. X15).
Рис. 3.1 5. Схема усіаііоикп зля. ином. ншкткон снарки и ялиипных іазах. 1 не нічник ам|Х1'ш<но юка. 2 < нарочные пронода. S сшфнянын <|ым<>]>. 1 снарояиая і орс зка. Ї к. іос п. нр. іи ісшеї; Ь і, i кщми ш. і. ші; 7 - шкаф упрій:.(сини. X резуки>|>с ра< ходом: ром. Ч - шчлик. и. саза; U) - по ка рсиаіезі. і. па. П Ct. Li. iou с <л юм |
У этого автомата скорости подачи электродной проволоки и скорости сварки регулируются плавно. Он может выполнять сварку как стыковых, так и угловых швов в различных газах (Аг. Не, СО, и нх смесях). В судостроении применялись автоматы РИТМ-26 для вертикальном сварки в среде защитных газов с принудительным формированием шва. Этот автомат движется по зубчатоіі рейке, установленной па изделии (или стенде), а шов формируется в зазоре между кромками деталей в объеме, ограниченном с одной стороны неподвижном модной подкладкой, с другої) стороны - подвижным ползуном, закрепленным на движущейся вверх каретке автомата.
Оборудование для полуавтоматической сварки
Для дуговой сварка сталей различными способами (под флюсом и в среде защитных газов) применяют шланговые полуавтоматы с подающими механизмами толкающего типа, предназначенные для сварки тонкой проволокой (0,8...2,б мм). Такого рода установки имеют разнообразные конструктивные исполнения в зависимости от фирмы-изготовителя. Однако структурное их построение примерно одинаково. Они состоят из источника питания, подающего механизма, гибкого шланга и сварочной горелки для плавящегося или иепла - вящегося электрода.
В последнее время полуавтоматы для сварки под флюсом практически не выпускаются промышленностью; их заменили полуавтоматы для сварки в защитных газах, изготовляемые многими отечественными и зарубежными фирмами в различных модификациях. Одной из основных частей таких установок являются гибкие шланги (рис. 3.16), предназначенные для подачи электродной проволоки. малого диаметра в сварочную горелку.
Рис. 3.16. Усі роисто гибкого имаига полуавтомат. 1 ~ сіадьиля пінраіь. 2 - нлодяция спирали, і — жиды огарочікмо к. ібсдн; / — гибкая рслшкжая трубка; 5 — провода управляти |
Внутри шланга проходит стальная спираль для подачи электродной проволоки. Часто внутри нее находится трубка из гибкой пластмассы, предназначенная для уменьшения трения движущейся электродной проволоки и повышения стабильности подачи проволоки при изгибах шланга. Спираль покрыта изоляцией, поверх которой расположены гибкие жилки сварочного кабеля и провода управления. Если шланг предназначен для полуавтомата, служащего для сварки в защитных газах, здесь же проходит трубка, подающая газ в горелку'. Все эти элементы покрыты изоляционным слоем и размещены в резиновой трубке, образующей гибкий шланг. Газоподводящип шланг может быть подведен отдельно и скреплен с основным шлангом. В зависимости от
но
используемой силы гока, шланг заканчивается сварочной головкой с воздушным охлаждением при сварке проволокой диаметром 0,8,..1,4 мм на токах до 150 А или с водяным охлаждением при сварке проволокой диаметром 1,6„.2,0 мм на токах до 500 А. Длина гибкого шланга колеблется от 2,5 до 4,0 м.
Примерами таких полуавтоматов являются ПДГ-200, ПДГ-351, «Гранит», выпускавшиеся отечественной промышленностью. В настоящее время судостроительные заводы часто используют импортные полуавтоматы различных фирм (например, фирмы «КЕМПИ»), которые обладают достаточной универсальностью, позволяя производить сварку в защитных газах и их смесях в широком диапазоне режимов как постоянно горящей, так и импульсной дугой. Источники тока таких полуавтоматов позволяют вести сварку как неплавящіїмся, так и плавящимся электродом (при соответствующей замене сварочных горелок) и предназначены для сварки различных материалов (сталей различного класса, алюминиевых сплавов и т. д.). При сварке неплавящимся электродом необходимость в гибких шлангах подачи проволоки отпадает, изменяются и комплектующие инструменты горелки.
Многолетний опыт применения различных по конструкции автоматов, построенных на перечисленных принципах головок для подачи электродной проволоки, показал, что качество выполненных швов не всегда соответствует нормативным требованиям. Виной этому служат низкая точность вырезаемых деталей (что делает необходимым подгонку для соблюдения нормативных требований но конструктивным параметрам подготовки кромок) и невозможность изменения параметров режимов, что приводит к появлению прожогов, непрова - ров, уменьшению сечения шва и часто требует дорогостоящего ремонта швов с последующим нх контролем.
Поэтому в последнее десятилетие особенно активизировались работы по созданию автоматов с числовым программным управлением (ЧГІУ). Такие автоматы обеспечивают полный объем автоматизации многих операции. Они позволяют считывать размеры разделки кромок в каждом сечении соединения с передачей этих сигналов в программное устройство автомата. Это устройство обеспечивает автоматический выбор сварочного тока, напряжения дуг її и скорости сварки в зависимости от изменения считываемых параметров; направление дуги по стык)' с заданной точностью; производит включение и поддержку режима сварки, а также выключение тока и подачи газа при окончании сварки. Такой автомат для двудуговой сварки под флюсом типа «Мир»
был создан (ІИ II И 'ГС[2]. On обеспечивает автоматическое управление процессом э. чсктродуговой сва|жп плавящимся алею ролом по возмущениям, связанным с отк чопеииямп размеров п положення подготовленного вод сварку стыка от некоторых средних значении.
Оньп применения такого оборудования однозначно евндете іь - стнует о гом, что созданное программное обеспечение позволяет значительно улучшить качество сварных швов, уменьшить объем ремонтных работ. Поэтому переход на программно-управляемую технологию автоматической сварки с использованием автоматов с ЧПУ тина «Мир» (или подобных ему) представляется, несомненно, перспективны м.
В то же время, в промышленно развитых странах для выполнения различных технологических процессов, в то. м числе и для сварки, все чаще используют роботов. Особые требования, предъявляемые к сварке судовых корпусных конструкции, побудили ЦНИИ ТС к созданию семейства сварочных роботов с учетом судостроительной специфики. Так, промышленный робот «Луч-01» предназначен для злектродуговоГг сварки плавящимся электродом диаметром 1,2.„1,6 мм в СО., или в смеси кислородсодержащих газов. Обслуживая зону 670 х 600 х 1800 мм. робот обеспечивает возможность непрерывной п прерывистой сварки швов с колебаниями (н без них) сварочной горелки в нижнем п вертикальном положении. Система управления манипулятором - контурного пни с линейной интерполяцией без обратной связи по скорости и положению, программирование осуществляется методом обучения. На базе этого робота разработан технологический комплекс на две рабочие полиции с движением между ними робота на специальной транспортной системе.
Промышленный робот «РМ-01» предназначен для электродуго - вой сварки в СО, электродной проволокой диаметром 1,2... 1,4 мм судовых конструкций. Робот имеет манипулятор, представляющий собой многозвенный механизм с шестью степенями подвижности, работающий в сферической системе координат. Программирование выполняется путем ввода с клавиатуры видеотерминала и записи в ОЗУ инструкции, предназначенных для управления роботом (с записі» го на гибкий магнитный диск для возможности повторного использования). Пульт ручного управления используется для обучения робота по программируемым точкам позиционирования. Программирование производится в диалоговом режиме па робото-орпеитированном языке высокого уровня ARPS.
Существует портальный сварочный робот для э. тектродуговоп сварки плавящимся электродом в СО, проволокой малого диаметра угловых швов тавровых соединении судовых корпусных конструкций с высотой набора ис болсс 250 мм. Здесь в качестве манипулятора использована механическая часть машины для тепловой резки с ЧГ1У типа «Гранит» - ТПл-2,5. которая оборудована сварочной головкой со степенями подвижности п серийными УЧИ У.
Применение роботов для сварки в судостроении может резко сократить исполіізование ручного груда п повысить качество сварных швов, однако, в каждом конкретном случае, с учетом изготавливаемых конструкций, необходима тщательная технико-экономическая проработка проекта.