Автомобильный транспорт
Автомобиль - это, пожалуй, та машина, с которой в той или иной степени знакомы практически все. И тем не менее необходимо хотя бы очень коротко напомнить об его устройстве, типах, и назначении.
В зависимости от типа двигателя различают автомобили карбюраторные, дизельные, газогенераторные, газобалонные и
электрические. Современные грузовые автомобили, грузоподъемности 5 т и выше, выпускаются почти исключительно с дизельными двигателями.
По назначению и типу установленного рабочего оборудования автомобили делятся на бортовые, автосамосвалы, специализированные и тягачи.
За привычной внешностью автомобиля, как и у любой другой строительной машины скрываются (см. рис. 2.1) двигатель (1), трансмиссия
(2), ходовая часть (3), кабина с приборами управления (4), рабочий орган - кузов (5), и рама, на которой перечисленные узлы смонтированы.
Автосамосвалы, оборудованные опрокидывающимся кузовом,
используются для перевозки сыпучих и навалочных грузов - грунта, щебня, керамзита, строительного мусора, снега, раствора и бетой смеси. Основными характеристиками самосвалов являются грузоподъемность, объем кузова и способ разгрузки. Грузоподъемность самосвалов колеблется от 2,5 до 40 т и более (карьерные самосвалы). Объем кузова - от 1,65 до 15 и более м. Кузов самосвала опрокидывается обычно с помощью гидроцилиндров и чаще всего назад, реже - на одну или две стороны и еще реже - вперед (фронтальная разгрузка) на автомобилях, у которых кузов располагается перед кабиной водителя. Бывают прицепные самосвальные тележки с донной разгрузкой, у которых раскрываются створки днища (для разгрузки в бункеры с эстакад).
Бортовые автомобили используют для перевозки штучных грузов и грузов в контейнерах (кирпич, мелкие стеновые блоки, отделочные материалы, санитарно-технические изделия и т. п.). Грузоподъемность различных марок бортовых автомобилей колеблется от 1,5 до 12 т; длина кузова 2,5-5,8 м; ширина - 2-2,5 м; высота бортов - 0,35-0,9 м. Повысить грузоподъемность можно, используя прицепы к бортовым автомобилям. Это, конечно, ухудшает маневренность, но на хороших дорогах вполне допустимо. Для такого способа требуются автомобили с двигателями повышенной мощности.
Специализированный автомобильный транспорт -
автобетоносмесители, автоцементовозы, кирпичевозы, панелевозы, роспуски, бензовозы, автогудронаторы и др.
Тягачами буксируют прицепы или полуприцепы. Вид груза, перевозимого тягачом, зависит от специализации прицепа или полуприцепа и вида сцепного устройства. Грузоподъемность тягачей “на седле” бывает от 6 до 12 т, прицепов или полуприцепов, которые могут быть перевезены тягачом, - от 1 до 15 т. Прицепы и полуприцепы общего назначения предназначены для тех же грузов, которые перевозят и бортовые автомобили. Грузоподъемность их колеблется от 1 до 15 т, длина - от 2,9 до 12,9 м, ширина - от 1,8 до 2, 6 м. Прицепы и полуприцепы специального назначения используют для перевозки специальных грузов. Так одноосный прицепроспуск предназначен для перевозки длинномерных грузов, одноосный прицеп с установленными на нем специальными кондукторами - для перевозки ферм покрытия, многоосный прицеп-трайлер с установленными на нем специальными кассетами - для перевозки панелей, полуприцеп с установленной на нем цементной цистерной - для перевозки цемента.