Региональная система управления энергосбережением
Одним из главных позитивных итогов экономических преобразований в Свердловской области является формирование региональной политики энергосбережения, которая сегодня все более приобретает комплексный, многоплановый характер (рис. 6.1) [21].
Базовым элементом региональной государственной политики энергосбережения стал Указ Губернатора Свердловской области № 18 от 31.01.1996 г. «О первоочередных мерах по реализации политики энергосбережения в Свердловской области».
Дальнейшее свое развитие региональная нормативно-правовая основа энергосбережения получила в следующих нормативно-правовых актах:
- Указе Губернатора Свердловской области № 457 от 05.10.1998 г. «О мерах по обеспечению энергетической безопасности Свердловской области».
Указы Губернатора Свердловской области
Энергетические
обследования
(энергоаудит)
Кафедра «Энергосбережение» УГТУ-УПИ
Внедрение стандарта предприятия «Организация работ по экономии топливноэнергетических ресурсов»
Постановления
Правительства
Свердловской
области
Энергетический паспорт промышленного потребителя ТЭР (ГОСТ Р 51379-99)
Центр подготовки и сертификации специалистов по энергосбережению УГТУ-УПИ
Координационный совет по энергосбережению в Свердловской области
Р ешения (постановления) Региональной энергетической комиссии Свердловской области
Технический паспорт котельной (системы теплоснабжения)
Энергетический паспорт организации
Энергетический паспорт предприятия АПК
Региональный учебнометодический центр энергосбережения УГТУ - УПИ
Центр подготовки специалистов по энергоаудиту
Ассоциация специалистов по энергосбережению (Дом науки и техники)
Совет по энергосбережению высших и средних профессиональных учебных заведений
Комиссия по проблемам энергосбережения Уральского отделения РАН
Советы и комиссии по энергосбережению предприятий и организаций
Общественные бюро энергетического анализа
Рис. 6.1. Направления государственной политики
энергосбережения в Свердловской области
Пропаганда энергосбере жения |
Областные программы |
Мероприятия (программы) по энергосбережению
Производство энергосберегающего оборудования
Внедрение энергосберегающих технологий
Реструктуризация субъектов ТЭК региона
Оптимизация схем теплоснабжения населенных пунктов
Малая гидроэнергетика
Местные виды топлива
«Дармовой пар» (Установка турбин взамен РОУ)
Установка приборов учета и контроля
Установка приборов регулирования
Утепление зданий
Ремонт и наладка энергетического оборудования и сетей
Издание тематических журналов, книг, брошюр, публикации в газетах
Работа с журналистами СМИ
Областной конкурс по энергосбережению
Конференции
Внедрение оптимальных режимов энергопотребления |
Комбинированная выработка тепловой и электрической энергии (ГТУ с КЦ ПГУ) |
Семинары Совещания |
Внедрение низкоэнергоемкой осветительной аппаратуры |
Выставки |
Новые технологии сжигания топлива (газогенерация, «кипящий слой») |
энергосбережения в Свердловской области
Указе Губернатора Свердловской области № 53 от 09.02.1999 г.
«О подготовке специалистов по энергосбережению для организаций Свердловской области».
- Постановлении Правительства Свердловской области № 275-ПП от 10.03.1999 г. «О введении энергетических паспортов для организаций бюджетной сферы Свердловской области» и в других.
Всего принято более 90 нормативных актов Свердловской области (Указы губернатора, постановления областного правительства, решения региональной энергетической комиссии), направленных на реализацию политики энергосбережения.
Не менее важным элементом региональной государственной политики энергосбережения явилось создание единой системы учета производства и потребления энергетических ресурсов. Разработаны формы и методические рекомендации по проведению энергетических обследований (паспортизации) предприятий и организаций, на основе которых оформляют «Энергетический паспорт организации», «Энергетический паспорт котельной», «Энергетический паспорт муниципального образования» и т. д. В них фиксируются и периодически обновляются основные параметры энергоэффективности объекта, предприятия и территории.
Паспортизация энергопотребления позволила перейти к нормированию потребностей в топливно-энергетических ресурсах, а для бюджетных организаций установить лимиты потребления ТЭР.
Паспортизация энергопотребления дала возможность выявить и немалые резервы. Потенциал энергосбережения Свердловской области оценивается в 8 -9 млрд. руб. в год в ценах 2003 г. За счет организационных мероприятий, пропаганды энергосбережения, по оценке, имеется возможность мобилизовать до 30 % этого потенциала. Остальная часть требует внедрения энергоэффективных технологий и оборудования. И активность работы по обоим направлениям в Свердловской области нарастает.
За короткий период МУП «Тепловые сети» г. Краснотурьинска сумело сократить потребление тепловой энергии на 23 %, а электрической энергии - на 15 %. Серьезные сдвиги имеют место на промышленных предприятиях области, на транспорте. Так, даже в условиях опережающего роста цен на энергоносители, доля затрат на топливо и энергию в себестоимости продукции (работ, услуг), по данным Свердловского облком - стата, в целом по области снизилась с 20 % в 2000 г. до 18,8 % в 2001 г. В пересчете на сопоставимые цены это составляет около 3,0 млрд. руб. экономии.
Конечно, еще рано говорить о выходе промышленности области на уровень мировых стандартов и даже на доперестроечный уровень энергоэффективности, однако перелом уже произошел - промышленники учатся дорожить энергией, использовать ее более эффективно. На рис. 6.2 приведены данные Государственного комитета по статистике и Министерства металлургии Свердловской области по изменению объемов отдельных видов промышленной продукции и потребления энергии за период с 1990 по 2001 г.
Однако в части снижения энергоемкости выпускаемой продукции (работ, услуг) мы еще находимся в начале пути, поскольку энергоемкость многих видов продукции предприятий Свердловской области по-прежнему выше, чем в США, Германии и других технологически более развитых странах.
В то же время акцент на инновационный характер большинства проектов, включенных в «Схему развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года», предполагает существенные положительные сдвиги в части энергоэффективности хозяйственного комплекса области, снижения энергоемкости валового регионального продукта.
Рис. 6.2. Изменение объемов производства отдельных видов продукции и энергопотребления в Свердловской области в период с 1990 по 2002 г. (1990 г. - 100 %): - - алюминий (первичный); —■—прокат черных металлов (готовый); |
Годы |
—А—медь (рафинированная); —X - трубы;
—Ж— ■сталь; —•—потребление электроэнергии.
В результате реализации мероприятий отраслевой программы «Энергосбережение в Свердловской области на период до 2005 года» и программы «Государственная поддержка высокоэффективных проектов энергосбережения в учреждениях социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области на 2002 год» обеспеченность приборами учета тепловой энергии и горячей воды учреждений социальной защиты населения Свердловской области, финансируемых из областного бюджета, по состоянию на 1 января 2003 года доведена до 90 %, учреждений культуры - до 80 %, учреждений здравоохранения - до 70 %, учреждений общего и профессионального образования - до 55 %.
В актив политики энергосбережения в Свердловской области следует отнести и формирование системы подготовки и повышения квалификации специалистов по энергосбережению с созданием соответствующей учебной и научно-педагогической базы, основные принципы которой были определены Указом Губернатора Свердловской области № 53 от 9 февраля 1999 года «О подготовке специалистов по энергосбережению для организации Свердловской области». В частности, впервые в России при Уральском государственном техническом университете-УПИ создан Региональный учебно-методический центр энергосбережения, а на теплоэнергетическом факультете УГТУ-УПИ образована кафедра «Энергосбережение».
Основные функции кафедры включают в себя:
• выработку и осуществление единой политики в организации учебного процесса и последующей сертификации специалистов по энергосбережению и управлению качеством;
• организацию совместно с кафедрами и другими структурными подразделениями УГТУ-УПИ и отраслевых вузов Уральского региона обучения, профессиональной переподготовки и сертификации кадров в области энергосбережения, экспертизы, сертификации и управления качеством в энергетике и энергопользовании;
• разработку и утверждение требований к специалисту и содержанию учебных программ для следующих квалификационных уровней: инженера по энергосбережению, инженера по управлению качеством и сертификации, менеджера по энергосбережению, менеджера по управлению качеством и сертификации; эксперт-аудитора по энергосбережению;
• разработку учебных планов и программ, другой учебнометодической документации и учебных пособий;
• организацию и проведение семинаров, круглых столов, деловых
игр.
Кафедрой «Энергосбережение» разработаны и апробированы на практике учебные программы для специалистов-энергетиков бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства; для промышленных предприятий различных отраслей: электроэнергетики, металлургической, химической, машиностроительной, горнодобывающей - с учетом специфики их технологий, разработана система итоговой аттестации слушателей, включающая в себя компьютерное тестирование, подготовку и защиту выпускных работ в аттестационной комиссии.
Не менее значимое место в региональной политике энергосбережения занимает повышение энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве Свердловской области. В настоящее время это одна из наиболее проблемных отраслей экономики области как по техническому состоянию основных фондов, так и финансово-экономической эффективности своей деятельности. Жилищно-коммунальное хозяйство Свердловской области включает в себя около 90 млн. м общей площади жилищного фонда, более 3 тыс. единиц котельных и центральных тепловых пунктов, свыше 30 тыс. км тепло-, водо - и газопроводных сетей в однотрубном исчислении, более четверти которых отслужили свой нормативный срок, а средний износ инженерных коммуникаций превысил 60%. В результате здесь наибольшее среди всех отраслей экономики количество аварий и чрезвычайных ситуаций.
Жилищно-коммунальные услуги населению оказывают почти 1800 предприятий и организаций, общая численность работников которых составляет около 100 тыс. человек. По энергоемкости ЖКХ уступает только черной и цветной металлургии и электроэнергетике. Затраты на топливо и энергию в жилищно-коммунальной сфере области в 2001 г. составили более 3,3 млрд. рублей, столько же, сколько в такой базовой отрасли промышленности, как машиностроение и металлообработка. В первую очередь это вызвано тем, что на объектах коммунальной сферы сохраняются
высокие удельные расходы энергии (табл. 6.2), определяемые по расчетным нормативам энергопотребления.
Таблица 6.2 Сравнительная таблица расхода энергоресурсов в странах Европейского союза и Свердловской области
|
Жилой фонд России в целом и Свердловской области в частности с точки зрения энергопользования является весьма неэффективным [72].
Одним из приоритетных направлений в энергосберегающей деятельности, в том числе и в ЖКХ, является оснащение приборами учета расхода энергоресурсов и создание на их основе систем автоматического контроля и управления расходом энергии. В этой части есть весьма положительные результаты в ряде городов Свердловской области. Так, в Краснотурьинске потребление горячей воды в 1996 г. составляло 200 л/(чел.-сут.), а к 2002 г. сократилось до 123 л/(чел.-сут.), т. е. почти на 40 %. Удельное потребление тепловой энергии на теплоснабжение за этот же период снизилось здесь также на 40 %. И таких примеров становится все больше.
По данным Свердловского облкомстата, только за 2001 г. доля затрат на тепловую и электрическую энергию в себестоимости продукции (работ, услуг) ЖКХ области снизилась с 28 до 26 %, а в себестоимости продукции (работ, услуг) в целом по экономике области - с 8,9 до 8,2 %.
Для полного восстановления жилищно-коммунального хозяйства требуется более 50 млрд. рублей, из которых примерно половину надо затратить на обеспечение жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилье, пятую часть - на капитальный ремонт жилищного фонда, столько же - на капитальный ремонт и перекладку ветхих сетей тепло - и водоснабжения, остальное - на модернизацию котельных и увеличение мощностей энергетических систем.
Политика органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления в жилищно-коммунальном хозяйстве в ближайшие 5 - 7 лет будет направлена на решение следующих ключевых вопросов:
1) совершенствования управления жилищно-коммунальным комплексом с формированием рыночных механизмов функционирования и созданием реальных экономических условий предоставления населению качественных жилищно-коммунальных услуг на конкурсной и договорной основе;
2) финансового оздоровления и обеспечения финансовой стабилизации жилищно-коммунальных предприятий, в том числе ликвидации кредиторской задолженности предприятий отрасли, половину которой составляют неплатежи за топливно-энергетические ресурсы, и установления экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
3) реконструкции, модернизации и развития жилищнокоммунального хозяйства, организации энергоресурсосбережения и привлечения инвестиций в эту среду;
4) сохранения государственной и муниципальной финансовой поддержки жилищно-коммунального хозяйства, внедрения системы страхования муниципального жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса области;
5) обеспечения мер социальной защиты малоимущих граждан при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг.
Основные положения этой концепции получили название «Семь шагов к теплу и свету», нашли поддержку на российском уровне и успешно применяются в Свердловской области.
1. Энергетическая паспортизация всех предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности. Наличие энергетического паспорта позволяет сократить затраты (на оплату энергоресурсов) на 20 % практически без капвложений, за счет организационных мероприятий.
2. Проведение энергетических обследований (энергоаудитов). Принято решение о проведении в Свердловской области за два года повсеместных энергетических обследований, в том числе 260 крупнейших предприятий.
3. Лицензирование теплоисточников и введение «Технических паспортов котельных». Цель - повышение КПД котельных с доведением до уровня нормативного.
4. Создание системы непрерывного образования. Впервые в России в Уральском государственном техническом университете (УГТУ-УПИ) открыта кафедра «Энергосбережение». При УГТУ-УПИ создан Центр по подготовке специалистов в области энергосбережения, обучение проводится на специальных курсах как с отрывом, так и без отрыва от производства (на предприятиях). Прошли обучение и получили соответствующие сертификаты 3 тыс. человек, но требуется обучить значительно больше.
5. Гибкая тарифная политика, при которой устанавливается тарифная «вилка» в виде минимальных и максимальных тарифов на электрическую энергию. Минимальный тариф дается лишь тому, кто занимается энергосбережением.
6. Работа с населением, в том числе и на предприятиях. Проводятся пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), семинары, выставки, смотры-конкурсы по энергосбережению, формируется движение общественных контролеров по энергосбережению. На предприятиях создаются общественные бюро энергетического анализа, энергетические лаборатории, заводские энергетические комиссии и даже энергетическая полиция.
7. Введение Стандарта «Организация работ по экономии топливноэнергетических ресурсов» для предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, в котором определены основные направления работы по энергосбережению. Было бы правильным утвердить данный документ на уровне Государственного стандарта и отчет по нему ввести в систему форм отчетности государственной статистики.