Региональная нормативная база в России
Федеральным законом «Об энергосбережении» от 03.04.96 г. № 28-ФЗ предусматривается разграничение полномочий в области энергосбережения между федеральными органами управления и субъектами федерации. Одно из направлений здесь - развитие законодательной базы энергосбережения, но уже на региональном уровне. Данным правом воспользовались многие из субъектов федерации. Региональные законы по энергосбережению имеют Челябинская область (принявшая подобный закон еще в 1995 г.), Тульская, Нижегородская, Томская и ряд других областей и республик.
Почему такие законы должны быть в каждом регионе?
Регион представляет собой разомкнутую экономическую систему, которая участвует в многочисленных системах связей между предприятиями и организациями разных отраслей. В основу таких связей положены относительная экономическая и юридическая самостоятельность региона, его территориальная целостность, компетентность местных органов власти. Содержание целей и задач регионального управления экономикой можно разделить на следующие группы:
• формируемые с позиций увеличения вклада региона в экономику и безопасность федерации,
• формируемые с позиций комплексного развития региона, но при этом направленные на обеспечение более полного удовлетворения потребностей населения.
Непосредственная реакция населения на любые управляющие решения, принимаемые как на федеральном, так и на региональном уровнях, практически всегда направлена на местные органы власти или через эти инстанции власти. Именно в регионе, муниципальном образовании эта реакция ощущается острее. В последние годы мы все являемся, по крайней мере, свидетелями всякого рода социально-ориентированных акций - от самых мирных до уголовно наказуемых, поэтому региональный уровень управления наиболее сориентирован на достижение содержательных целей управления. Применительно к энергосбережению это означает, что прежде чем включать в полном объеме активные, но непопулярные энергосберегающие стимулы - рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, свободные цены на топливо, - необходимо создавать законодательно условия для реализации целого комплекса энергосберегающих мер на системной основе:
• ввести учет вырабатываемых и потребляемых энергоресурсов с установкой измерительного и регулирующего оборудования, при необходимости с перестройкой систем подачи энергии;
• организовать обучение персонала приемам повышения эффективности на всех стадиях энергетического цикла - от производства до потребления;
• ввести меры финансового (фискального) характера или обеспечить доступность для потребителей энергосберегающего оборудования на рынке;
• проводить разъяснительные, рекламно-информационные и пропагандистские кампании;
• изыскать возможности компенсации наименее обеспеченным слоям населения энергозатрат по реальной рыночной цене;
• разработать организационно-финансовые схемы инвестирования энергосберегающих мер.
В соответствии с действующим в России законодательством большинство из перечисленных проблем находятся в компетенции представительных органов власти.
На необходимость проведения таких работ указывает и опыт развитых стран, где, несмотря на реальные среднестатистические доходы населения в 10 - 20 раз большие, чем в нашей стране, энергосбережение - одно из основных направлений деятельности государственных органов управления.
Считаем, не требует дополнительных доказательств, что все эти этапы энергосберегающей деятельности не могут решаться только из центра, без учета особенностей конкретного региона.
Таким образом, энергосберегающая деятельность - это комплексная проблема и в соответствии с системными принципами должна решаться посредством формирования и реализации программ энергосбережения. Определенное представление о содержании и взаимосвязях целей и задач региональной программы энергосбережения дает табл. 6.1.
Виды деятельности |
Этапы формирования и реализации программы |
||||
разработка |
организация |
обеспечение |
реализация |
контроль и анализ |
|
Правовая сфера |
Создание нормативно - правовой базы |
Организация энергетических обследований предприятий |
Обеспечение единства измерений, сертификации и стандартизации |
Борьба с хищениями и расточительным расходованием энергоресурсов |
Осуществление контроля исполнения программы |
Экономическая сфера |
Создание экономических механизмов |
Организация учета и контроля потребления энергоресурсов |
Обеспечение эффективности тарифной политики |
Реализация проектов и зон высокой энергетической эффективности |
Оценка и анализ эффективности мероприятий |
Производ ственная сфера |
Создание производ ственной базы |
Организация производства энергосберегающей техники |
Энергетический менеджмент |
Анализ эффективности производства |
|
Информа ционная сфера |
Энергетический маркетинг |
Обеспечение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров |
Общественное просвещение, разъяснительная работа, реклама |
Создание региональных изданий и печатной продукции по энергосбережению |
Таблица 6.1 |
Цели и задачи региональной программы энергосбережения |
Особенно активно в регионах России вводят в действие территориальные строительные нормы. Приведем здесь краткие сведения о некоторых ТСНах.
Московские городские строительные нормы «Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабже - нию» (МГСН 2.01.1999, ТСН г. Москвы 23-304-99)
Нормы разработаны с учетом опыта четырехлетнего применения в проектировании и строительстве МГСН 2.01.1994 и дополнений к ним в целях согласования с требованиями СНиП 10-01-94 и СНиП II-3-79* (издание 1998 г.), а также с положениями Закона РФ «Об энергосбережении».
ТСН 23-301-2004 Свердловской области. Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормы по энергопотреблению и теплозащите
Предлагаемые нормы преследуют цель проектирования жилых зданий и объектов общественного назначения с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергосбережения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов.
Совокупность требований данного нормативного документа преследует цель перехода к строительству зданий с эффективным использованием энергии при обеспечении комфортных условий пребывания в них и позволяет осуществить поэтапное снижение уровня энергопотребления зданий в Свердловской области.