Федеральная нормативная база в России
До 1996 г. в России не было законодательных актов, регулирующих деятельность в области энергосбережения.
Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.04.96 г. № 28-ФЗ вводит ряд понятий и определений; в том числе энергосбережение определяется как реализация правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии. Данный закон - это закон непрямого действия, его цель сформулировать основные направления государственной энергосберегающей политики:
• предлагается при разработке стандартов, сертификации оборудования и метрологическом контроле блокировать выпуск энергорасточительного оборудования, материалов и изделий;
• определяется правовое поле системы государственного надзора за энергоэффективностью использования энергии через обязательные энергетические обследования предприятий и организаций;
• вводится обязательность учета добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых энергетических ресурсов. (В развитие этих требований за прошедший период введены в действие правила учета электрической и тепловой энергии, газа);
• намечены базовые финансовые механизмы энергосбережения с участием энергоснабжающих организаций и местных органов исполнительной власти;
• вводятся некоторые стимулы к развитию энергоэффективной малой автономной энергетики, использующей в том числе и возобновляемые источники энергии;
• предлагается освобождать потребителей, реализующих энергосберегающие мероприятия, от платы за недоиспользование договорных объемов энергетических ресурсов;
• вводятся требования обязательного обучения основам энергосбережения всех физических и юридических лиц и предоставления им необходимой информации по вопросам энергосбережения;
• предусматривается широкое участие субъектов России в законотворческом процессе по проблемам повышения эффективности использование энергии.
Другим заметным нормативным актом следует считать федеральную целевую программу «Энергосбережение России», принятую в январе 1998 г. и вначале рассчитанную до 2005 г. В этой программе российскому законодательству рекомендовалось обеспечить создание конкурентной среды на рынке топлива и энергии, содействовать появлению независимых производителей энергоресурсов, создавать условия и экономическую заинтересованность в производстве продукции с хорошими энергетическими показателями, определять требования по участию топливо - и энергоснабжающих компаний в осуществлении энергосберегающих мер на стороне энергопотребителей.
Особую значимость имеет экономическое стимулирование потребителей энергоресурсов социальной сферы. Экономное и рациональное использование топлива, энергии и воды ведет к уменьшению бюджетных ассигнований на топливо - и энергообеспечение объектов в этой сфере, финансируемых полностью или частично из федерального или местных бюджетов. В настоящее время население оплачивает до 80 - 90 % затрат на энергообеспечение, а остальные затраты компенсируются бюджетными средствами. Дотации, согласно положениям программы «Энергосбережение России», должны выделяться непосредственно потребителям, а использованная ими энергия оплачиваться по единым для всех тарифам.
Для стимулирования энергосбережения в социальной сфере предусматриваются следующие меры:
- введение субъектами РФ для различных природно-климатических зон социально обоснованных стандартов потребления населением тепло - и электроэнергии, горячей и холодной воды, природного газа;
- передача объектов централизованного теплоснабжения малой и средней мощности в коллективную собственность потребителей тепла;
- введение для организации бюджетной сферы порядка, при котором сэкономленные бюджетные средства, выделяемые на топливо - и энергообеспечение бюджетных объектов, остаются в течение двух лет в распоряжении этих организаций.
Однако многие из этих и других намечаемых законодательных мер остаются на федеральном уровне нереализованными. Одна из основных причин этого - недооценка важности и своевременности формирования определенной системы и структуры по рациональному снабжению и потреблению энергии на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном и локальном - на предприятиях, организациях и каждым физическим лицом.
Федеральная целевая программа «Энергосбережение России» примерно к 2000 г. была трансформирована в программу «Энергоэффективная экономика».
В любом варианте финансирование конкретных мероприятий из этих и других программ ведется в ограниченных объемах.
Обзор основных нормативных правовых и методических документов по обеспечению энергосбережения [15, 20, 75]
Федеральный закон № 41-ФЗ от 14.04.1995 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации»
Определена необходимость включения в себестоимость электрической и тепловой энергии затрат на энергосбережение.
Федеральный закон № 147-ФЗ от 17.08.1995 «О естественных монополиях»
Определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий. Законом регулируется, в частности, деятельность на услуги по передаче электрической и тепловой энергии. Используется ценовое регулирование естественных монополий, определение потребителей или установление минимального уровня их обеспечения.
Основополагающим документом в области энергосбережения является Федеральный закон «Об энергосбережении» № 28-ФЗ от 03.04.1996. Данный закон регулирует отношения, возникающие в процессе деятельности в области энергосбережения. Для создания экономических и организационных условий в целях эффективного использования в области энергосбережения основными являются отношения, возникающие в процессе деятельности, направленной:
- на эффективное использование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- развитие добычи и производства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетические ресурсы более дорогих дефицитных видов;
- создание и использование энергоэффективных технологий, топливо - и энергопотребляющего и диагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов, приборов для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за их использованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
- обеспечение точности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых и потребляемых энергоресурсов.
Законом определены основные принципы энергосберегающей политики государства, положения о стандартизации, сертификации и метрологии и основы государственного управления энергосбережением.
Для практической деятельности хозяйствующих объектов большое значение имеют ст. 10, 11 и 12 Закона, регламентирующие проведение энергетических обследований организаций, учет энергетических ресурсов и государственное статистическое наблюдение за потреблением энергетических ресурсов и их эффективным использованием.
Предусмотрены экономические и финансовые механизмы энергосбережения, образование и подготовка кадров и информационное обеспечение энергосбережения.
Федеральный закон № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»
Введено требование подтверждения соответствия производимой продукции, в том числе энергопотребляющего оборудования и процессов производства, положениям технических регламентов, национальных стандартов и стандартов организаций:
- в части рационального использования ресурсов;
- обеспечения конкурентоспособности выпускаемой продукции.
Указ Президента РФ № 472 от 07.05.1995 «Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ на период до 2010 года»
Определены необходимость разработки федеральной целевой программы «Энергосбережение России» и важнейшая роль энергосбережения при формировании энергетической политики.
Постановление Правительства РФ № 998 от 12.10.1995
«О государственной поддержке создания в РФ энергоэффективных демонстрационных зон»
Определен порядок государственной поддержки демонстрационных зон высокой энергетической эффективности.
Постановление Правительства РФ № 1087 от 02.11.1995
«О неотложных мерах по энергосбережению»
Предусмотрен комплекс мер по энергосбережению, включая оснащение предприятий до 2000 г. средствами приборного учета и регулирования расхода энергоносителей.
Постановление Правительства РФ №793 от 12.07.1996 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)»
Утверждены основные принципы функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), а также перечень коммерческих организаций - субъектов федерального рынка. Тарифы на электрическую энергию и размер платы за услуги, предоставляемые на ФОРЭМ, устанавливаются ФЭК.
Постановление Правительства РФ № 832 от 08.07.1997 «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы»
Устанавливается обязательность оснащения приборами учета расхода энергоресурсов и воды предприятий бюджетной сферы в 1998 г.
Указ Президента РФ № 1010 от 11.09.1997 «О государственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ» Минтопэнерго приданы функции государственного надзора за эффективным использованием энергии в РФ.
Постановление Правительства РФ № 1619 от 27.12.1997 «О ревизии средств учета электрической энергии и маркировании их специальными знаками визуального контроля»
Предусматривает назначение ответственными за установку специальных знаков сбытовых организаций и органов энергонадзора; поручение Минтопэнерго разработать в 3-месячный срок порядок ревизии.
Постановление Правительства РФ № 1 от 05.01.1998 «О порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов»
Утверждается порядок прекращения или ограничения подачи энергии при неоплате ТЭР.
Постановление Правительства РФ № 5 от 05.01.1998 «О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых в 1998 г. за счет средств федерального бюджета»
Предусмотрено выделение средств для закупки ТЭР в пределах лимитов, заключение договоров в пределах установленных лимитов. Расчеты за потребленные ТЭР осуществлять только в денежной форме.
Постановление Правительства РФ № 166 от 12.02.1998 «О возложении на Министерство топлива и энергетики РФ функций государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ»
Дополнено Положение о Министерстве топлива и энергетики РФ словами об осуществлении государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ.
Постановление Правительства РФ № 588 от 15.06.1998
«О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России»
Приведены разработка программ энергосбережения, установка порядка формирования и использования средств для финансирования мероприятий по энергосбережению, разработка программы энергетических обследований.
Постановление Правительства РФ № 938 от 12.08.1998 «О государственном энергетическом надзоре в РФ»
Утверждено положение о государственном энергетическом надзоре, в том числе надзоре за проведением мероприятий по сбережению топливно-энергетических ресурсов и снижению их расхода на единицу продукции.
Постановление Правительства РФ №777 от 12.10.2000 «Об утверждении положения о Министерстве энергетики Российской Федерации»
Утверждено положение о Министерстве энергетики РФ. Определены задачи министерства, в том числе государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов, разработка государственной политики в области энергосбережения и обеспечения экологической безопасности при развитии ТЭК, координация работ по повышению эффективности энергопользования в экономике России.
Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. Одобрены Правительством РФ (протокол № 39 от 23.10.2000)
Сформулированы основные принципы и условия энергетической безопасности страны (региона), ее граждан. Для обеспечения безопасности определены цели и задачи энергетической стратегии и государственной энергетической политики. Предложена программа разработки первоочередных нормативно-правовых и организационных документов, формирующих механизмов реализации «Энергетической стратегии России на период до 2020г.».
Постановление Правительства РФ № 526 от 11.07.2001 «О реформировании электроэнергетики РФ»
Одобрены основные направления реформирования электроэнергетики России.
Сформулированы основные условия перехода на нерегулируемые государством тарифы на производимую электроэнергию с использованием механизма коммерческой диспетчеризации.
Распоряжение Правительства РФ № 1040-Р от 03.08.2001 «Об утверждении плана мероприятий первого этапа реформирования электроэнергетики РФ»
Изложен план мероприятий по IV кварталу 2002 г., включающий в себя разработку проектов федеральных законов «Об электроэнергетике», о внесении изменений и дополнений в существующие федеральные законы и Указы Президента.
Постановление Правительства РФ № 796 от 17.11.2001 «О федеральной целевой программе “Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года” (с изменениями от 29.12.01)»
Основная цель программы - перевод экономики России на энергосберегающий путь развития за счет всемерного использования энергосберегающих технологий и оборудования, надежное обеспечение энергоносителями отраслей экономики.
Постановление Правительства РФ № 797 от 17.11.2001 «О подпрограмме “Реформирование и модернизация коммунального комплекса Российской Федерации” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 - 2010 годы»
Цель программы - повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат и др.
Постановление Правительства РФ № 135 от 11.02.2002
«О лицензировании отдельных видов деятельности»
Утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органом исполнительной власти. В области энергетики лицензируются:
- деятельность по эксплуатации электрических сетей;
- деятельность по эксплуатации тепловых сетей;
- ряд видов деятельности по переработке, транспортировке, хранению и реализации нефти, газа и продуктов их переработки.
Постановление Правительства РФ № 226 от 02.04.2002 «Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»
Изложены нормативно-методическая основа регулирования тарифов (цен) и общие принципы и методы их формирования.
25 марта 1998 г. Министерством топлива и энергетики Российской Федерации введены в действие «Правила проведения энергетических обследований организаций». В правилах определены: область их применения, цели и порядок проведения энергетических обследований (энергоаудита), а также подробно изложены организация энергетических обследований, виды энергетических обследований, методы проведения энергетических обследований, требования к обследуемым потребителям топливноэнергетических ресурсов (ТЭР), оформление результатов энергетических обследований, финансирование энергоаудита, права и ответственность обследуемых потребителей ТЭР.
Значительным ведомственным актом, регламентирующим одно из важнейших мероприятий в комплексе мер по энергосбережению, является Приказ № 10 от 16.02.2001 г. Департамента государственного энергетического надзора и энергосбережения Министерства энергетики Российской Федерации «О проведении обязательных энергетических обследований на предприятиях и в организациях». Данным Приказом, изданным во исполнение закона «Об энергосбережении» и Постановления Правительства № 588 от 15.06.1998 г., вводится в действие «Положение об аккредитации энергоаудиторов в органах Госэнергонадзора Министерства энергетики Российской Федерации». В приказе определены критерии аккредитации, порядок ее проведения и требования к аккреди - туемым. Установлены также порядок контроля за деятельностью аккредитованных энергоаудиторов, установлены случаи приостановления или отменены действия свидетельства об аккредитации.
В связи с тем что значительная часть энергопотерь в зданиях и сооружениях происходит через наружные ограждающие конструкции зданий и сооружений, большое практическое значение имеет Государственный стандарт СССР ГОСТ 26254-84, введенный в действие Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства с 01.01.1985 г. «Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций».
Данный стандарт распространяется на ограждающие конструкции жилых, общественных, производственных и сельскохозяйственных зданий и сооружений: наружные стены, покрытия, чердачные перекрытия, перекрытия над проездами, холодными подпольями и подвалами, ворота и двери в наружных стенах, другие ограждающие конструкции, разделяющие помещения с различными температурно-влажностными условиями - и устанавливает методы определения сопротивления их теплопередаче в лабораторных и натурных (эксплуатационных) зимних условиях. ГОСТ 2625484 устанавливает, что определение сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций позволяет количественно оценить теплотехнические качества ограждающих конструкций зданий и сооружений и их соответствие нормативным требованиям, установить реальные потери тепла через наружные ограждающие конструкции, проверить расчетные и конструктивные решения. ГОСТ сохранил свое значение как базовый документ, однако часть положений, касающихся методики и аппаратных средств, не учитывает современных технических и технологических возможностей.
Государственный стандарт СССР ГОСТ 26629-85 «Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций»
Распространяется на ограждающие конструкции жилых, общественных, промышленных и сельскохозяйственных зданий с нормируемой температурой внутреннего воздуха помещений. Метод основан на дистанционном измерении тепловизором полей температур поверхностей ограждающих конструкций, между внутренними и наружными поверхностями которых создан перепад температур, и вычисления относительных сопротивлений теплопередаче участков конструкции.
К сожалению, данный стандарт практически как не использовался в СССР, так и не используется в России. А именно с учетом результатов тепловизионного контроля должны приниматься в эксплуатацию все вновь вводимые и капитально реконструированные здания и сооружения.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51379-99 «Энергосбережение. Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов»
Настоящий стандарт, введенный (впервые) Постановлением Госстандарта России № 471-ст от 30.11.1999 г., подготовлен Госэнергонадзором РФ в сотрудничестве с Московским агентством энергосбережения. Он регламентирует основные положения энергетической паспортизации, устанавливает формы документов - составных частей паспорта промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов, отражает накопленный опыт в области энергетической паспортизации и предлагает единый унифицированный подход к его составу и структуре. Документ необходим в работе энергоаудиторов и энергопотребителей, так как в Приложениях к нему приведены формы Паспорта и его составных частей.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51380-99 «Энергосбережение. Методы подтверждения соответствия показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции их нормативным значениям»
Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 472-ст от 30.11.99. Данный стандарт распространяется на энергопотребляющую продукцию производственно-технического назначения и бытового потребления на стадиях ее жизненного цикла и устанавливает требования к методам подтверждения соответствия показателей ее энергетической эффективности их нормативным значениям.
Нормативные значения показателей энергетической эффективности энергопотребляющей продукции устанавливаются в нормативных документах - государственных, отраслевых стандартах, технических регламентах, стандартах научно-технических обществ и ассоциаций, стандартах предприятий.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение»
Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 485-ст от
30.11.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные понятия, принципы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих нормативных методических документов и распространяется на деятельность, связанную с эффективным использованием топливноэнергетических ресурсов (ТЭР), на энергопотребляющие объекты (установки, оборудование, продукцию производственно-технического и бытового назначения), технологические процессы, работы, услуги.
Положения, установленные в стандарте ГОСТ Р 51387-99, обязательны для применения расположенными по территории РФ предприятиями, организациями, региональными и другими объединениями, независимо от форм собственности и подчинения, а также органами управления РФ, имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению.
Положения, установленные в настоящем стандарте, применяются в научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании разработок и разработке нормативных, методических документов по энергосбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51388-99 «Энергосбережение. Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения»
Принят и введен действие Постановлением Госстандарта России № 186-ст от 30.11.1999 г. В данном стандарте реализованы нормы и требования Закона РФ «Об энергосбережении», Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Стандарт устанавливает общие требования к информированию потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения, перечень видов изделий, информация об эффективности энергопотребления которых должен быть предоставлена потребителю (в перечень включены: оборудование и материалы электротехнические, изделия автомобильной промышленности, тракторы и сельскохозяйственные машины, продукция строительного, дорожного и коммунального машиностроения, оборудование санитарно-техническое, оборудование технологическое для легкой и пищевой промышленности и бытовые приборы, материалы строительные, конструкции и детали сборные железобетонные, изделия из стекла, фарфора). Стандартом установлены способы и формы информирования потребителей об энергоэффективности энергопотребляющих изделий, общие требования, правила и объем информации по энергоэффективности, которую необходимо доводить до сведения потребителей. Стандарт предназначен для использования юридическими и физическими лицами (независимо от формы собственности) в их деятельности по энергосбережению, при изготовлении и реализации на рынке энергопотребляющих изделий и оборудования, проведении энергетической экспертизы, энергообследований и паспортизации потребителей ТЭР.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51541-99 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей»
Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 882-ст от
29.12.1999 г. Данный стандарт устанавливает основные виды показателей энергосбережения и энергетической эффективности, вносимых в нормативные (технические, методические) документы, техническую (проектную, конструкторскую, технологическую, эксплуатационную) документацию на энергопотребляющую продукцию, технологические процессы, работы и услуги.
Распространяется на все виды продукции, включая топливноэнергетические ресурсы, материалы и изделия, использование которых по назначению связано с расходованием (потерями) ТЭР, на технологические процессы, сопровождающиеся потреблением (потерями) ТЭР, а также на все виды деятельности, направленные на рациональное использование и экономию ТЭР.
Стандарт предназначен для использования юридическими и физическими лицами в их деятельности по энергосбережению, при разработке новых и пересмотре действующих нормативных документов в части, касающейся нормирования показателей энергетической эффективности, разработке и проведении (энергетической) экспертизы проектной документации, проведении энергетических обследований (энергетического аудита) и энергетической паспортизации потребителей ТЭР, разработке нормативных и методических документов в обеспечение программ энергосбережения и статистической отчетности в области энергосбережения.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51750-2001 «Энергосбережение. Методика определения энергоемкости при производстве и оказании услуг в технологических энергетических системах. Общие положения» (введен впервые) [18]
Целью настоящего стандарта является установление методологии комплексного определения энергоемкости в технологических энергетических системах (ТЭС) различного назначения при производстве продукции и оказании услуг с учетом энергосбережения и экологической безопасности.
Настоящий стандарт применяют для определения, описания, анализа и сравнения технологической энергоемкости при производстве продукции и оказании услуг в ТЭС в целях обеспечения единой методической основы энергетического выбора при принятии решений любого уровня. Технология, обеспечивающая наименьшую полную энергоемкость конечных видов продукции и услуг при нормированных удельных энергозатратах на производство продукции, является более эффективной.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 31168-2003 «Здания жилые. Метод определения удельного потребления тепловой энергии на отопление» (введен впервые).
Стандарт разработан с целью подтверждения соответствия показателя нормализованного удельного потребления тепловой энергии на отопление за отопительный период эксплуатируемого здания нормативным значениям согласно СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий» с учетом требований ГОСТ Р 51380 и ГОСТ Р 51387. Дополнительно в результате обработки данных измерений стандарт позволяет рассчитывать общий коэффициент теплопередачи здания. Стандарт является базовым документом, обеспечивающим параметрами энергетический паспорт и энергоаудит эксплуатируемых зданий.
Строительные нормы и правила СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий (взамен СНиП II-3-79*)
Данный СНиП устанавливает требования к тепловой защите зданий в целях экономии энергии при обеспечении санитарно-гигиенических и отопительных параметров микроклимата помещений и долговечности ограждающих конструкций зданий и сооружений.
Настоящие нормы предусматривают введение новых показателей энергетической эффективности зданий - удельных расходов тепловой энергии на отопление за отопительный период с учетом воздухообмена, теплопоступлений и ориентации зданий, устанавливают их классификацию и правила оценки по показателям энергетической эффективности как при проектировании и строительстве, так и в дальнейшем при эксплуатации.
Методика диагностики и энергетических обследований наружных ограждающих конструкций строительных сооружений теплови - зионным бесконтактным методом
Аттестована Госстандартом Российской Федерации в 2000 г., новая редакция аттестована в 2001 г. Используется Мосгосэнергонадзором при определении энергоэффективности наружных ограждающих конструкций строительных сооружений.