ОСНОВЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ЭНЕРГОАУДИТА
НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
1. Задачи энергосбережения определенные в Законе РФ «Об энергосбережении», предполагают реализацию правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии [54]. В стандарте ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение» реализованы требования:
• закона РФ «Об энергосбережении»;
• закона РФ «О стандартизации»;
• закона РФ «Об обеспечении единства измерений»;
• закона РФ «Об охране окружающей среды»;
• закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
• федеральной целевой программы «Энергосбережение России» (1998 - 2005 гг.), утвержденном постановлением Правительства РФ № 80 от 24.01.1998 (ФЦП «Энергосбережение России»);
• постановления Правительства РФ «Положение о Министерстве топлива и энергетики Российской Федерации» № 60 от 27.01.1996 (постановление № 60);
• постановления Правительства РФ № 1009 от 13.08.1997 «Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»;
• постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1998 «О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации»;
• правил проведения энергетических обследований организаций, утвержденных Минтопэнерго РФ от 25.03.1998.
В поддержку мероприятий по обеспечению энергосбережения на федеральном и региональном уровнях принято несколько десятков нормативных актов, нормативных и методических документов.
2. Комплекс нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения приведен в ГОСТ Р 51387-99.
Основные нормативные правовые акты:
• закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» № 4871-1 от 27.04.1993;
• закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» № 5153-1 от 14.06.1993;
• закон Российской Федерации «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» № 41-ФЗ от 14.04.1995;
• закон Российской Федерации «Об энергосбережении № 28-ФЗ от 3.04.1996;
• закон Российской Федерации «О стандартизации» № 5154-1 от 10.06.1996;
• закон Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 158-ФЗ от 25.09.1998;
• постановление Правительства Российской Федерации № 965 от 26.09.1995 «Положение о лицензировании в энергетике» РД 4.38.128-95;
• постановление Правительства Российской Федерации № 1006 от 13.10.1995 «Об энергетической стратегии России»;
• постановление Правительства Российской Федерации № 1087 от 2.11.1995 «О неотложных мерах по энергосбережению».
3. Основное назначение ГОСТ Р 51387-99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение» - системно упорядочить активно развивающиеся процессы нормативно-методического обеспечения энергосбережения на федеральном, региональном (субъектов РФ), ведомственном и локальном уровнях с использованием принципов, учитывающих рыночные условия хозяйствования.
Стандарт устанавливает основные понятия, принципы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих нормативных, методических документов и распространяется на деятельность, связанную с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, на энергопотребляющие объекты (установки, оборудование, продукцию производственно-технического и бытового назначения), технологические процессы, работы, услуги.
Стандарт не распространяется на объекты военной техники, ядерные, химические и биологические энергопотребляющие объекты.
Положения, установленные в стандарте [56], обязательны для применения расположенными на территории РФ предприятиями, организациями, региональными и другими объединениями независимо от форм собственности и подчинения, а также органами управления РФ, имеющими прямое отношение к использованию ТЭР и энергосбережению. Положения стандарта [56] применяют в научно-технической, учебной и справочной литературе, при планировании разработок и разработке нормативных, методических документов по энергосбережению и обеспечению эффективного использования ТЭР.
4. Нормативные и методические документы профиля «Энергосбережение» устанавливают:
• основные термины и понятия в области энергосбережения;
• требования к составу и содержанию нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения, основные принципы и методические основы деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения;
• номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР;
• порядок выбора и внесения показателей в техническую документацию;
• методы расчета энергобалансов потребителей энергоресурсов с последующей их паспортизацией (ГОСТ Р 51379);
• порядок проведения обязательной и добровольной сертификации энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51380);
• методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбережения (ГОСТ Р 51380);
• порядок маркирования энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51388);
• методы расчета освещенности;
• методы расчета эффективности тепловых режимов, требований к теплоизоляции, контролю поддержания температуры, общих энергобалансов зданий с последующей их паспортизацией;
• нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения;
• требования к энергосберегающим технологиям, методы расчета энергобалансов промышленных технологических процессов;
• методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции и ее эксплуатации;
• методы определения экономической эффективности мероприятий по энергосбережению;
• направления привлечения инвестиций для реализации проектов и мероприятий по энергосбережению;
• требования к метрологическому обеспечению энергосбережения;
• требования к использованию ВЭР и нетрадиционным возобновляемым источникам энергии;
• методы автоматизированного сбора и обработки данных о расходах топлива и энергии;
• требования к информационному обеспечению в области энергосбережения и к системе обучения в обеспечении энергосбережения.
5. Реализация энергосбережения осуществляется путем правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование ТЭР и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии (закон «Об энергосбережении»).
Целями нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются установление в государственных стандартах, технологических регламентах, технических и методических документах [56]:
• требований эффективного использования и сокращения потерь ТЭР при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении, потреблении, утилизации;
• нормативных значений показателей энергетической эффективности энергопотребляющих объектов и процессов, ограничивающих образование загрязняющих окружающую среду биосферозагрязнителей (твердых отходов, жидких сбросов, газообразных выбросов, шламов, смесей; шумов, полей, излучений), как результат использования ТЭР;
• правил проверки соответствия энергопотребляющих объектов и процессов нормативным показателям энергетической эффективности;
• порядка осуществления государственного надзора за эффективным использованием ТЭР путем проведения энергетических обследований потребителей ТЭР;
• требований обеспечения точности и единства измерений при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортировки, хранения и потребления;
• правил обеспечения соответствия стандартов, норм и нормативов в области энергосбережения и энергетической эффективности международным, межгосударственным, региональным, зарубежным стандартам, признанным в России;
• ограничений разработки, производства, закупки и применения энергопотребляющих объектов расходами энергоресурсов, превышающими установленные стандартами и регламентами уровни.
6. Основные направления использования нормативных и методических документов в области энергосбережения:
• совершенствование федерального и регионального законодательства по обеспечению энергосбережения;
• разработка программ энергосбережения, планирование и реализация энергосберегающих проектов, организация работ по энергосбережению при создании энергопотребляющих объектов и реализации процессов;
• разработка и утверждение общетехнических стандартов, иных нормативных и методических документов по энергосбережению, нормативно - правовых актов и программ;
• установление нормативных показателей энергетической эффективности для энергоемких объектов и технологических процессов;
• проведение энергетических обследований и энергетической паспортизации потребителей ТЭР;
• установление порядка и правил оценки соответствия (сертификации), методов испытаний объектов, потребляющих ТЭР, на соответствие нормативным показателям энергетической эффективности;
• установление норм точности методов измерений и обеспечение единства измерений: метрологического контроля и надзора за добычей, производством, переработкой, транспортировкой и потреблением ТЭР;
• разработка стандартов на возобновляемые, новые источники энергии, вторичные энергоресурсы и альтернативные виды топлива.
7. Результатами нормативно-методического обеспечения энергосбережения являются [56]:
• нормативные документы в области энергосбережения на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровнях, а также на уровнях стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);
• технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной государственной власти;
• методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обоснованию экономической эффективности энергосберегающих проектов;
• методические документы, в которых изложены методы, способы, схемы, алгоритмы, модели энергосбережения за счет повышения эффективности использования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных ТЭР, возобновляемой энергии и альтернативных топлив;
• методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления.
8. Государственная стандартизация по обеспечению энергосбережения в промышленности и строительстве проводится в соответствии с ГОСТ Р 1.2 и ГОСТ Р 1.5 на базе организаций Госстандарта России и Госстроя России. К деятельности по обсуждению и согласованию нормативных и методических документов привлекаются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, ответственные за экономическую и финансовую политику, развитие новых технологий и научно-технический прогресс, сохранение природных ресурсов и социальную сферу. На региональном (субъектов Российской Федерации) уровне деятельность в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения осуществляют:
• орган исполнительной власти субъекта РФ;
• региональные энергетические комиссии (РЭК);
• территориальные органы Ростехнадзора и Госстандарта РФ;
• научно-технические центры и агентства по энергосбережению.
В соответствии с Постановлением № 938 «О государственном энергетическом надзоре в РФ», государственный контроль и надзор за рациональным использованием ТЭР осуществляют органы государственного энергетического надзора, а также аккредитованные ими организации, имеющие соответствующие лицензии. Порядок привлечения организаций к энергетическим обследованиям с использованием действующих нормативных правовых, нормативных и методических документов в обеспечение энергосбережения определяют органы исполнительной власти субъектов РФ.