ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕРВИСА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
- Структура службы сервиса
Структура службы сервиса обычно представлена центральным и периферическим аппаратами.
Центральная служба сервиса состоит из подразделений технического планирования, производства и технического обучения.
Задачей технического обучения является сбор и обработка технической информации. Цель данного подразделения - исследование рынка сервисных услуг.
Подразделение технического обучения проводит курсы повышения квалификации персонала, разрабатывает учебные и учебно-методические материалы.
В периферийный сервисный комплекс входят:
- техническое обслуживание;
- передвижное оборудование;
- склады и классы для обучения.
При организации технического обслуживания и ремонта выделяют три типа сервисов.
Рис. 2.1. Примерная структура автотехцентра |
- Крупные сервисные центры (более 35 постов) имеют узкую предметную специализацию, являются универсальными по перечню выполняемых работ. Как правило, на этих станциях осуществляется и продажа автомобилей.
- Средние автосервисы (от 11 до 35 постов) выполняют такие виды работ, как моечные, диагностические, ТО, смазочные, шиномонтажные, карбюраторные, подзарядку аккумуляторов, медницкие, подкраску кузова, сварочные, текущий ремонт агрегатов, продажу запчастей и материалов.
- Малые автосервисы (от 1 до 10 постов) специализируются на ограниченном перечне услуг, обусловленных спросом, стоимостью необходимого оборудования и возможностями обеспечить выполнение противопожарных, санитарных, экологических и других требований.
Наиболее распространенными являются:
- мелкие узкоспециализированные автосервисы, не имеющие постов для обслуживания и ремонта (шиномонтаж, регулировка систем и т. п.)
- малые автосервисы, выполняющие услуги по регулировке и ремонту электрооборудования, системы питания, тормозной системы, рулевого управления, подвески, мелкому кузовному ремонту, замене остекления и т. п.
- Функционирование предприятий автосервиса
Современные предприятия по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств - это многофункциональные предприятия. Их деятельность представлена в виде составных элементов, показывающих взаимосвязь внутри системы, и внешних факторов, влияющих на эти процессы.
Формирование внутренней среды предприятия автосервиса заключается в оптимизации производственной мощности и производственной структуры, организации современных производственных и технологических процессов. Организация внутренней экономической среды охватывает широкий круг планово-экономических и организационно-технических работ, в число которых входят разработки научно-обоснованных, перспективных, текущих и оперативных планов работы, выбор оптимальных путей их реализации и организация систематического контроля над выполнением.
Факторы технологии, технического уровня производства, формирующиеся за счет приобретения современного оборудования и инструментов, а также квалификации персонала непосредственным образом влияют на качество обслуживания на предприятиях автосервиса.
Конкурентоспособность предприятия, получение возможности развития, расширения направлений деятельности за счет правильного использования прибыли зависит от качества услуг. Правильная организация работы с персоналом (подготовка, подбор и расстановка кадров, повышение квалификации, организация и оснащение рабочих мест, выбор наиболее рациональных методов и приемов выполнения работ по ТО и Р, обеспечение условий, отвечающих требованиям производственной эстетики, санитарии, охраны труда и техники безопасности на каждом рабочем месте) обеспечит высокую эффективность работы предприятия автосервиса.
Рис. 2.2. Экономическая среда автосервиса |
Классификация предприятий автосервиса:
- СТО - станция технического обслуживания. Предназначены для обслуживания в основном постоянного парка легковых автомобилей населения. Обычно выполняются все виды работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Кроме того, могут проводиться предпродажная подготовка автомобилей, продажа запасных частей, автомобильных принадлежностей, материалов и т. п.
- СДО - станции дорожного обслуживания для автомобилей, находящихся в пути. Имеют разное технологическое оснащение. Участки кузовных и окрасочных работ могут отсутствовать. Являются универсальными станциями для обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Имеют от 1 до 5 рабочих постов, служат для выполнения регулировочных, моечных, смазочных, крепежных работ, устранения мелких отказов, возникающих в пути и т. п. СДО сооружаются в комплексе с автозаправочными станциями.
- ФАЦ - фирменные автоцентры. Выполняют услуги по техобслуживанию и ремонту и в то же время являются подразделениями автомобильных заводов и обеспечивают их информацией о качестве выпускаемых автомобилей. Могут быть центрами по производственно-техническому обучению персонала.
- СТПиГО - станции технической помощи и гаражного обслуживания.
- ТЦ - технические центры автосервиса по обслуживанию населения.
По степени специализации работ предприятия автосервиса классифицируются:
- Комплексные (как для обслуживания всех марок автомобилей, так и одной марки).
- Специализированные по видам работ
Станции технического обслуживания работают по двум формам:
- Комплексное обслуживание по долгосрочным договорам.
- Выполнение услуг при разовых задачах клиентов на определенные виды работ (разовые заезды).
- Система диагностирования
Система диагностирования - это система измерений и интерпретаций результатов диагностирования. Схема системы диагностирования приведена на рис. 2.3.
Рис. 2.3. Схема системы диагностирования |
Техническое диагностирование - это процесс определения состояния автомобиля с указанием причин дефекта.
Диагностирование осуществляется либо человеком непосредственно (например, внешним осмотром, «на слух»), либо при помощи аппаратуры. Электронная технология диагностики на базе протоколов измерения технических параметров позволяет получить оценку состояния объекта и определить виды неисправностей.
Объект и средства его диагностирования в совокупности образуют систему диагностирования. Взаимодействуя между собой, объект и средства реализуют некоторый алгоритм диагностирования. Результатом является заключение о техническом состоянии объекта - технический диагноз, например: «датчик исправен», «деталь неработоспособна», «в компьютере отказал блок электропитания».
Алгоритм диагностирования предусматривает выполнение некоторой условной или безусловной последовательности определённых экспериментов с объектом. Эксперимент характеризуется тестовым или рабочим воздействием и составом контролируемых признаков, определяющих реакцию объекта на воздействие. Различают алгоритмы проверки и алгоритмы поиска. Алгоритмы проверки позволяют обнаружить наличие дефектов, нарушающих исправность объекта, его работоспособность или правильность функционирования. По результатам экспериментов, проведённых в соответствии с алгоритмом поиска, можно указать, какой дефект или группа дефектов (из числа рассматриваемых) имеются в объекте.
Средства диагностирования являются носителями алгоритмов диагностирования, хранят возможные реакции объекта на воздействия, вырабатывают и подают на объект тестовые воздействия.
- Кадровая структура предприятий сервиса
Персонал сервиса - это актив, который покупает инвестор, вкладывая деньги в бизнес. Принцип построения кадровой политики является важным направлением при анализе функционирования предприятия, на что инвесторы обращают пристальное внимание.
Основными моментами, на которые следует обратить внимание, являются:
- штатное расписание;
- организационная структура;
- заработная плата и социальный пакет.
Штатное расписание определяет должности и их функции, необходимые для качественного сервиса с минимальными затратами на персонал. Потребность в кадрах формируется в соответствии с финансовыми возможностями предприятия и нормативами численности продуктивных (механики, слесари, сварщики и т. п.) и непродуктивных (помощник главного бухгалтера, приемщики, кассиры и т. п.) для автосервиса. На станциях технического обслуживания в большинстве индустриально развитых стран соотношение продуктивного и непродуктивного персонала составляет 50:50.
- Собственники и менеджеры
Анализ качества деятельности некоторых фирм показал, что часть из них имеет неэффективный управленческий аппарат и у них нет перспектив удержаться в бизнесе на долгое время. Основная причина таких проблем - неготовность менеджеров всех уровней к современным требованиям и сложной ситуации на рынке: прежние формы мотивации и стимулирования утратили эффективность, традиционные системы делегирования ответственности, отчетности и контроля не дают должного результата.
При острой конкуренции бизнес постоянно балансирует на грани падения и развал его может быть неизбежным при ухудшении внешних условий или при серьезных внутренних конфликтах.
Менеджер, особенно главный, должен быть не только высокообразованным человеком, но и крепким по характеру, он не должен бояться столкновений с собственниками предприятия, с чиновниками, со своими сотрудниками и коллегами.
Управление является творческой деятельностью. Оно должно активно создавать условия, необходимые для работы предприятия. Важнейшая функция управления - это создание необходимых условии, для успешной деятельности предприятия, а также максимализация прибыли и устранение рисков. Деятельность предприятия должна приносить такую прибыль, которая позволяла бы аккумулировать достаточно средств для смягчения или устранения влияния возможных рисков в будущем.
Менеджер должен опираться на хорошо организованную аналитическую работу на предприятии. Задачи предприятия как правило определяются не производителями, а потребителями. Правильные решения можно выработать только в том случае, если анализировать деятельность предприятия с позиций потребителя и рынка.
Менеджеры высшего звена могут выполнять свои обязанности лишь при условии, что они делегируют часть своих полномочий другим руководителям. Создание соответствующего климата среди менеджеров играет решающую роль в обеспечении успешной работы предприятия.
Одной из важнейших задач менеджмента является предоставление возможности сотрудникам контролировать свою работу - она стимулирует работу сотрудников в большей мере, чем страх увольнения или лишения премии.
Любой сотрудник, независимо от того, является ли он рабочим или директором, должен понять, что от его работы будет зависеть судьба предприятия. Ему не следует чувствовать себя простым работником. Поэтому многие западные предприятия перешли от конвейерной системы к более эффективной бригадной сборке.
В менеджменте важны наличие системы и формализованные процессы. Но в России чаще всего именно личностные отношения преобладают над профессиональными. А только на основе установившегося доверия могут складываться профессиональные отношения. При неформально-дружеских отношениях систему управления выстроить невозможно - отсюда появляются проблемы многих фирм.
Некоторые руководители могут быть склонными к авторитарности, желанию играть только по их правилам. А неуважение к другим правилам может обернуться правовым беспределом и отсутствием этики в бизнесе. Этический баланс, существующий сейчас в западном бизнесе, экономически выгоднее такого беспредела.
Авторитарный стиль происходит от низкого уровня профессионализма. Авторитарность менеджеров говорит о слабости и незначительности на рынке руководимых ими предприятий. Нежелание руководства работать по правилам, может развалить фирму на любой стадии развития бизнеса. Также развитию предпринимательской деятельности при авторитарном руководстве мешает отсутствие исполнительской дисциплины по причине отсутствия у менеджеров правил, то есть регламентирования бизнес-процессов. Если руководитель не успевает все делать или контролировать сам, любое из принятых решений может оказаться не выполненным, что может повлечь за собой последствия.
Во всем мире ежегодно регистрируются десятки тысяч предприятий. Примерно такое же фирм уходят с рынка, либо разорившись, либо осознав свое неумение конкурировать в современных условиях, либо сдавшись конкурентам, поглотившим их.
Исследователи отмечают, что в США ежегодно новое дело начинают около 600 тысяч предпринимателей, из которых через год-полтора остается только половина, а из них только пятая часть выживает и работает более 10 лет. Зарубежная практика показывает, что серьезными бизнесменами становятся лишь 7-9 % от общего числа занятых предпринимательством.
На российском рынке ситуация аналогичная. При острой конкуренции бизнес постоянно балансирует на грани падения и развал его неизбежен при ухудшении внешних условий или при серьезных внутренних конфликтах. Кризис 1998 г. убрал много фирм, тех кто не смог работать с новым уровнем цен и доходов, кто умел лишь «снимать пенки» на завышенных ценах, не заботясь о будущем. Все ошибки, ведущие к убыткам, покрывались лишь за счет наценок и увеличения количества персонала.
В бизнесе проблем может быть огромное количество, однако это показатель того, что бизнес развивается.
Важно, чтобы выполняемая работа была по душе и приносила моральное и творческое удовлетворение - успеха можно достичь только тогда, когда полностью погружаешься в дело. Предприниматели живут для того, чтобы делать дело, которое им нравится. А по найму люди работают для того, чтобы жить.
На бизнес оказывают влияние отсутствие экономической стратегии государства и правовая незащищенность собственников. Следствием неуверенности собственников в завтрашнем дне является совмещение ролей хозяина и управляющего. На управлении это сказывается плохо, поскольку собственник и менеджер - взаимоисключающие психологические типы, у них принципиально по-разному поставлены профессиональные задачи.
Причины банкротства предпринимателей следующие:
- отсутствие профессиональных навыков или фрагментарность знаний руководителя в маркетинге, управлении ресурсами;
- некомпетентность, неготовность к конкуренции на рынке;
- отсутствие опыта и незнание социально-психологических основ управления человеческими ресурсами;
- выбор малоизвестного вида деятельности.
Квалификация руководителя часто бывает решающим фактором существования предприятия, так как многие решения носят чисто интуитивный характер, обусловлены так называемым «рыночным чутьем». Предприниматель должен непрерывно учиться - изучать актуальные правила, особенности, нюансы делового мира, знать множество необходимых для профессиональной деятельности законы, постановления и другие нормативно-правовые акты, что можно реализовать при помощи имеющихся средств обучения - книг, кассет, лекций, семинаров, журналов, видеозаписей, Интернета, консультаций. В предпринимательстве многое можно понять только через личный опыт. Книги и эксперты помогут, но принимать решения и рисковать придется руководителю.
Бизнес, ориентированный на долгосрочное развитие, будет конкурентоспособным лишь при профессиональном менеджменте, опирающемся на гармоничные взаимоотношения внутри фирмы между сотрудниками.
Но даже самому лучшему менеджеру для управления крупным предприятием требуется команда высококвалифицированных специалистов. Создание такой команды является трудоемким, в нее должны входить люди, имеющие маркетинговое мышление. Такое мышление имеет системный характер - по сигналам с рынка менеджеры своевременно осуществляют проверку и корректировку всей бизнес-цепочки, от поставщика до потребителя. Очевидно, что формированием таких менеджерских команд должны заниматься сами предприятия, не жалея средств на отбор и обучение сотрудников.
К квалифицированным специалистам требуется специфическое отношение. Для них преобладающий мотив работать в фирме - не деньги и не чувство долга, а совпадение их системы ценностей с аксиологической системой коллег. В фирме формируется более или менее одинаковая культура. Специалист приходит в фирму, потому что уважает собравшихся там людей и знает, что уважают его. Он свободен в своем поведении, хотя знает границы дозволенного. Он покидает фирму, когда она становится ему неинтересной. При этом специалист не является индивидуалистом, он стремится реализовать свои возможности через коллектив. Таким типом людей управлять достаточно сложно, нажимая лишь на материальные или карьерные рычаги. Максимальную отдачу от таких сотрудников можно ожидать, только если они встретят взаимопонимание.
Отношения наемных менеджеров с владельцами предприятий складываются сложно - правовая незащищенность собственников при ныне действующем законодательстве ведет и к незащищенности менеджеров, т. к. основные решения принимаются на основе субъективных краткосрочных целей и скрытых мотивов собственников.
Без «прозрачности» учета малым предприятиям невозможно вырасти в крупные компании. Преднамеренное запутывание учета и отчетности не дает возможности самим хозяевам и менеджерам получать достоверные анализы деятельности фирмы, что приводит к ошибочным стратегическим решениям и банкротствам.
Иногда собственники не в состоянии сформулировать, чего они хотели бы достичь, слабо ориентированы на будущее, не видят планов на 5-10 лет вперед, не пытаются создать стратегические установки, которые бы упорядочивали их работу.
А отсутствие перспективы ведет, в свою очередь, к потребительскому, неконструктивному отношению к собственному бизнесу. В компаниях, которые действуют более или менее успешно, отмечается некоторое расслабление и самоуспокоенность, разбалансированность отношений между подразделениями. Успехи на первых порах могут вселять в начинающих предпринимателей уверенность в больших перспективах, и первые прибыли ими могут тратиться на различные цели, но только не на вложения в развитие бизнеса, а это часто приводит к нежелательным последствиям для дела.
Западные бизнесмены и менеджеры, в отличие от российских, мыслят долгосрочными категориями, ориентированы на удовлетворение потребителей, думают, как внести в свою деятельность разнообразие, зная, что оно является существенным конкурентным преимуществом[1].
Нередко компании затрачивают большие усилия на организацию труда персонала, но организации труда руководителей внимание не уделяется. Руководители подразделений фирм не используют многих современных параметров контроля деятельности предприятия, потому, что не знают о них, а ручная выборка данных слишком трудоемка, компьютерные системы у всех компаний пока слабы и не помогают менеджменту.
Многие руководители фирм и отделов имеют персональные компьютеры, и сами готовят анализы в Excel - это замечательно, ведь еще в середине девяностых управленцы только учились работать с текстом.
Отчеты, на которые управленцы тратят много времени, современная компьютерная система может делать за минуты, высвобождая время руководителей для тактических и стратегических операций управления.
Методы менеджмента, которые осваиваются руководителями сервисных фирм, уже примерно полвека применяются в развитых странах, поэтому не следует тратить время и деньги на изобретение собственных велосипедов, а как можно быстрее освоить зарубежный опыт. У иногда решения руководителей с трудом поддаются объяснению, например, в одной компании, торгующей импортными машинами, была установка на то, что все должны читать пособия, передаваемые поставщиком, на языке оригинала. В результате мало кто их читал и, тем более, освоил.
Творческий потенциал русского человека многогранен, и он вполне обоснованно считает, что все можно придумать и решить самостоятельно, без учебников,
инструкций и экспертов. Портит удовольствие от самостоятельных изобретений фактор времени.
Некоторые высшие руководители считают, что судьба предприятия и его сотрудников зависит только от их решений. На деле получается все наоборот - высшие руководители не должны забывать о том, что они существуют благодаря клиентам, а также потому, что сотрудники готовы работать в тесном контакте с ними.
Управление предприятием в наши дни является достаточно сложным делом, которое не может выполнить один человек. Например, Генри Форд единолично руководил предприятием и увольнял менеджеров, принимавших собственные решения - в результате компании «Форд» пришлось пережить серьезный кризис. Генри Форд младший, унаследовавший компанию, напротив, заменил менеджеров, бывших исполнителями чужой воли, пригласив с других предприятий деятельных специалистов и предоставив им необходимые полномочия. Это быстро принесло положительные результаты.
Наличие квалифицированных менеджеров становится решающим фактором существования предприятия, без которых люди, деньги и материалы не могут быть применены с наибольшей эффективностью. Многие решения имеют интуитивный характер. Высокопрофессиональные руководители, овладевшие современными методами управления, порой уступают специалистам, имеющим «рыночное чутье». Рентабельность - это не финансовое понятие, а интеллектуальная установка и образ мышления человека.
Для создания хорошего творческого коллектива менеджеров требуется минимум 2-3 года, поэтому в современном управлении придают особое значение «человеческим отношениям», то есть взаимоотношениям между менеджерами и сотрудниками.
Несмотря на то, что каждый год вузы выпускают множество менеджеров, на рынке труда пока очень мало квалифицированных управленцев, поэтому предпринимателям не стоит во всем надеяться на наемных менеджеров, а нужно учиться самим.
При появлении намерения расширять бизнес, существует вероятность снижения эффективности работы предприятия при передаче полномочий, а также, что доверенный сотрудник не сможет первое время действовать точно так же, как Вы, и придется либо его освобождать от данных обязанностей, или находить ему помощника.
По мере развития бизнеса обязательно наступает момент:
- когда сотрудникам делегируются права и обязанности, и за руководителем остается лишь решение ключевых задач;
- когда руководитель утонет в потоке незавершенных дел, в результате чего могут быть сорваны сроки поставок или не выполнены обязательства и в результате последует приобретение репутации несолидной фирмы, отказ от ваших услуг;
- когда нагрузка на руководителя станет непосильной и деятельность предприятия на этом закончится.
Рост персонала ведет к дроблению фронта работ, а с свою очередь, требуется разделение и распределения функций и организации управления. Это позволяет предпринимателю концентрировать свои усилия на том, что ему удается лучше всего.
Изменения в фирме, или на рынке труда меняет организацию управления и труда. В процессе управления могут возникать неожиданные проблемы. В этих случаях организация работы должна быть изменена без колебаний.
Для организации управления:
- анализируются производственные функции (одни функции требуют знаний, другие - опыта и т. п.), делят их на группы (службы, отделы, подразделения, бригады) и определяют обязанности каждой группы;
- определяется ответственность и полномочия каждой группы и людей для руководства этими группами;
- определяются моменты, требующие координации между соответствующими группами;
- устанавливаются нормативы штата для каждой группы и решается, сколько человек может контролировать руководитель;
- включение в каждую группу соответствующих специалистов и наиболее квалифицированных назначают руководителями.
У некоторых, начинающих предпринимателей ничего не получается только потому, что у них не хватило воли и характера научиться планировать собственное время. Люди, добившиеся успеха, уделяют работе немного больше времени, чем неудачники. Разница заключается в том, что преуспевшие стараются продуктивно использовать каждую минуту своего времени и не пытаются сделать слишком много, или действительно лишнее.
Если предприниматель всю работу пытается переложить на менеджеров, а сам только хочет пользоваться прибылью, то в большинстве случаев предприятия работают плохо и скоро их деятельность прекращается. Примером могут служить множество предприятий, созданных для легализации незаконно заработанных денег и быстро закончивших свою деятельность - сами владельцы работать не умели и не хотели, а наемные менеджеры не слишком были заинтересованы в результатах деятельности. Наемные менеджеры боятся рисковать средствами, их цель, как правило, - стабильность фирмы и собственного заработка. Стабильность невозможна без затрат на развитие, а менеджеры, понимающие это, но не умеющие убедить в этом хозяев, в основном, не настаивают, опасаясь за свое положение.
Собственники фирм, не имеющие основательной подготовки, осознают недостаточность своих знаний, но все же не находят в себе решимости доверить управление наемным директорам, а самим подучиться и заниматься только стратегическими вопросами при помощи аналитиков и консультантов. Большинство собственников с недоверием относится к наемным менеджерам вообще, а зачастую боятся доверить свое имущество кому-либо потому, что опасаются показать, что это имущество у них есть. Но предпринимательство - творческий и динамичный процесс, требующий от руководителей предприятий постоянного расширения кругозора, повышения квалификации, освоения новейших методов управления.
Руководитель предприятия, намеренный развивать бизнес, должен знать и постоянно совершенствовать свои знания в областях:
- теории менеджмента;
- теории финансового менеджмента;
- бухгалтерского учета;
- экономической статистики;
- действующего законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности;
- основ экономики предприятия;
- методологии и методики экономического анализа;
- делопроизводства.
Руководитель предприятия должен уметь:
- читать бухгалтерский баланс;
- разбираться в статистической, бухгалтерской и оперативной отчетности предприятия;
- разбираться в экономической информации, публикуемой в печати;
- анализировать результаты производственно-торговой и финансовой деятельности предприятия;
- анализировать и оценивать экономическую эффективность мероприятий по вложению капитала;
- прогнозировать результаты вложений капитала, оценивать их и принимать решения;
- разрабатывать программы использования финансовых ресурсов;
- подготавливать необходимые документы для представления в банк, налоговую службу и в другие органы управления;
- вести переписку с органами управления и с предприятиями;
- осуществлять контроль использования финансовых ресурсов, основных фондов, нематериальных активов, оборотных средств.
Выживание многих фирм зависит не только от внешних причин, но и от внутренних - соответствия методов управления требованиям внешних условий.
Однако, менеджмент многих российских фирм выглядит со стороны не слишком привлекательно[2].
Российский менеджмент на всех уровнях отличается антипатриотическим и аморальным характером. После десятилетий работы за гроши россияне стали вкалывать только на свой карман. Достижения первой волны российского бизнеса были целиком и полностью построены на паразитической основе.
Российский бизнес направлен внутрь самого себя, фрагментирован, склонен не к росту и развитию, а к насильственной борьбе за существование. Выход из этого тупика эволюционным путем невозможен. Для придания экономике позитивного импульса нужен сильный и точно направленный стимул.
- Качества руководителей
В бизнесе задействованы люди, материально-техническая база и деньги. Люди оценивают информацию, принимают решения и эффективно используют деньги и материалы. Поэтому люди, составляющие предприятие, являются наиболее ценным «средством» в любом бизнесе и важнейшими объектами менеджмента.
Как оказывается, прежняя основа менеджмента - «твердые С (hard S)» - стратегия (strategy), структура (structure), системы (systems), не столь надежна, как ожидается. Важнее оказываются «мягкие С (soft S)» управления: сотрудники (staff), способности, навыки (skills), стили (styles), совместные ценности (shared values).
Менеджмент включает в себя прогнозирование, планирование, организацию и мотивацию усилий сотрудников для достижения целей предприятия, контроль за деятельностью сотрудников.
Функции руководителей заключаются в формировании команды и работы с каждым из ее членов - построение межличностных отношений, организация воздействия и оценки.
Руководитель должен владеть многими умениями и навыками. Интегрированные и практикоориентированные умения и навыки позволяют руководителю видеть предприятие как единое целое и в то же время понимать, каким образом в нем работает механизм по достижению отдельных целей. Способность собрать команду и работать с каждым из ее членов - это умение строить межличностные отношения. Руководителю надо иметь представление о производственных процессах - об оборудовании методах, технологиях.
Если у руководителя все хорошо получается, он порой опасается передоверять свои полномочия сотрудникам. Но если руководитель не успевает все делать или контролировать сам, любое из принятых решений может быть не выполнено.
Больше шансов добиться успеха у тех, кто формирует квалифицированную команду сотрудников и создает для их деятельности убедительную мотивацию. Мотивация - это искусство инициирования и поддержки деятельности людей, направленной на достижение какой-либо цели, возбуждающее в людях их собственное желание действовать, без понуждения.
«Не бывает мотивации без большой цели. Воодушевить людей может тот, кто верит в себя, в стоящие перед ним и перед его сотрудниками цели. Воодушевление дает возможность обрести веру и убеждение. Воодушевление побуждает человека к действиям. Воодушевление лишает приказ жестокости. Воодушевление - способ воздействовать на других людей, не доминируя над ними. Воодушевление заинтересовывает и пленяет людей. Кто умеет воодушевлять других, может отказаться от принуждения»[3].
Руководители, ответственные за успешную деятельность подразделения, цеха, предприятия, должны завоевать уважение и доверие подчиненных, и чтобы те охотно работали под их началом. В практике зарубежных фирм принято считать, что основа эффективного руководства - это сделать каждого полностью осведомленным о его роли и ответственности, кому он подчиняется, что и как дол-
жен делать, где его работа вливается в конечную продукцию. Менеджеру рекомендуют быть выдержанным в отношениях с рабочими, беспристрастным и не предпочитать одних другим. Если рабочие чувствуют, что к ним несправедливо относятся, моральный климат и производительность будут ухудшаться. Важно создать такую атмосферу, чтобы распределение работы было беспристрастным.
Плохие отношения между руководством и сотрудниками рано или поздно станут отрицательно сказываться на эффективности работы, на удовлетворенности сотрудников своей работой, на их отношениях с клиентами и на положении предприятия на рынке. На западных предприятиях «человеческим отношениям», т. е. отношениям между руководством и сотрудниками, уделяется исключительно большое внимание - от этого зависит рентабельность работы предприятия. К сотрудникам любых уровней относятся уважительно и никакому начальнику не допускается пренебрежительно относиться к подчиненным.
Если рабочий что-то сделал не так, менеджеру следует провести беседу с ним наедине, чтобы предупредить повторения ошибок. Не следует критиковать и ругать сотрудников, особенно в присутствии других. Степень самоуважения у сотрудников, поддерживаемых профсоюзами, весьма высокая. Российские высококвалифицированные специалисты тоже знают себе цену и не будут терпеть унижений. В этом отношении мы уже догнали развитые страны.
Для руководителя обязательно держать слово. Чтобы не утратить доверия подчиненных, не должно даваться голословных обещаний решить вопрос, который по ряду причин решен быть не может. Подчиненные, ежедневно встречающиеся с теми или иными проблемами, нередко предлагают способы их решения. Если система управления поощряет и внедряет такие предложения, моральный климат улучшается, и уважение к фирме и руководству растет.
Выполнение работ разного типа теми же людьми приводит к ошибкам, дополнительным затратам, снижению производительности. Поэтому необходимо избегать объединения, например, сложных работ с быстрым ремонтом, учетных работ с разъездными и т. д. Работу нужно поручать конкретному человеку в том объеме, который действительно может быть им выполнен.
Если Вы хотите стать успешным руководителем, необходимо следовать этим рекомендациям:
- быть решительным (принимать решения, которые лучше всего соответствуют целям и не противоречат этике);
- быть обязательным (не обещать того, что невозможно сделать);
- брать в свою команду лучших (руководителя делают его подчиненные, окружайте себя хорошими специалистами, на суждение которых всегда можно положиться);
- не торопиться закрывать вакансии (изучать анкеты, проводить собеседования, отсевать даже квалифицированных людей, которые не имеют требуемых личностных качеств);
- вселять в сотрудников уверенность (дайте им возможность проявить себя в работе, почувствовать свою незаменимость. Чем выше их самоуважение, тем лучше они работают);
- помогать людям расти (большинство работников хотят повышать квалификацию, и следует предоставлять им эту возможность);
- заручаться поддержкой (бизнес меняется каждый день и в зависимости от того, насколько умело новшества встраиваются в сложившуюся систему, служащие могут сопротивляться им или поддерживать. Поэтому прежде чем производить какие-либо изменения, способные затронуть интересы сотрудников, всегда старайтесь заручиться поддержкой подчиненных);
- не считать себя «всезнайкой» (тот, кто считает, что у него есть ответы на все вопросы, не имеет никаких шансов для развития личности);
- не «лезть напролом» (поначалу люди будут выполнять ваши требования, но, когда давление становится регулярным, появляется раздражение. Чтобы люди охотно подчинялись приказам, создавайте в них мотивацию к действию на их условиях, а не на Ваших, проявляйте чуткость).
Ниже приведены несколько полезных советов, касающихся неформального общения руководителя с сотрудниками:
- чаще бывайте с людьми, не отгораживайтесь от подчиненных дверью кабинета;
- называйте служащих по имени: люди любят, когда их помнят и узнают;
- держите сотрудников в курсе дел: когда они знают, какие решения, затрагивающие непосредственно их, принимаются наверху, что нового в политике руководства, они и с вами будут делиться информацией о том, что происходит на их уровне;
- доводите до сведения подчиненных, что Вы цените их советы и нуждаетесь в них;
- прислушивайтесь внимательно к тому, что предлагают подчиненные, и старайтесь быть объективным в оценке;
- не реагируйте слишком эмоционально, когда кто-то говорит что-нибудь нелицеприятное;
- умейте слушать: никто с Вами не будет разговаривать, если Вы не слушаете;
- не упускайте возможности поблагодарить подчиненного за совет, особенно если он ценный;
- неформальное общение - мощный инструмент, которым просто грех не пользоваться. При умелом подходе оно дает ценную информацию, повышает уровень доверия, создает хорошую рабочую атмосферу, укрепляя связи по всей организационной структуре.
- Функции руководителя предприятия
Основные функции руководителя предприятия любой юридической формы, независимо от того, является ли он владельцем предприятия, или наемным служащим, представлены далее (примерная должностная инструкция).
Руководитель предприятия в своей деятельности руководствуется действующим законодательством и своей должностной инструкцией.
Руководитель предприятия несет полную ответственность перед предприятием, в том числе материальную за ущерб или убытки, причиненные предприятию его действиями или бездействием, связанными с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. При определении оснований и размера ответственности должны быть приняты во внимание обычные условия делового оборота и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Руководитель предприятия имеет право:
- действовать от имени предприятия и представлять его интересы в отечественных и иностранных предприятиях, организациях, учреждениях, в том числе и судебные;
- распоряжаться имуществом и денежными средствами предприятия для достижения целей, предусмотренных уставом и планами предприятия;
- подписывать, в качестве первого распорядителя кредитов, финансовые документы, открывать в банке счета, заключать от имени предприятия договора, выдавать доверенности;
- привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
- оспаривать в суде в установленном действующим законодательством порядке действия граждан, юридических лиц, органов государственного управления, предъявлять от имени предприятия претензии и иски к юридическим и физическим лицам;
- утверждать структуру, штатное расписание предприятия и систему оплаты труда, заключать и расторгать трудовые договоры с сотрудниками в соответствии с трудовым законодательством, применять к ним предусмотренные законом меры взыскания;
- назначать сотрудников на должности, предусмотренные штатным расписанием и увольнять их, распределять обязанности и наделять их различными полномочиями.
Обязанности руководителя предприятия:
- обеспечение соблюдения действующего законодательства в деятельности предприятия, активное использование правовых средств для совершенствования
управления, укрепления договорной дисциплины, финансового положения предприятия;
- обеспечение выполнения лицензионных, сертификационных и экологических требований для гарантирования непрерывности деятельности предприятия;
- обеспечение достоверности бухгалтерского учета в предприятии, своевременное представление отчетности в соответствующие органы;
- обеспечение своевременного выполнения всех обязанностей предприятия перед государством, установленных действующим законодательством;
- представление документов о финансово-хозяйственной деятельности предприятия по требованию с ревизионной комиссии и аудитора предприятия, а также уполномоченных на то органов;
- обеспечение обязательного проведения юридической экспертизы договоров, заключаемых предприятием с юридическими и физическими лицами;
- разработка и реализация кадровой политики предприятия, применение мер по привлечению на предприятие высококвалифицированных кадров, по надлежащему использованию потенциала знаний и опыта работников, по повышению уровня их квалификации, по повышению уровня социально-бытового положения работников предприятия и усилению их социальной защищенности;
- обеспечение выполнения работниками предприятия требований устава или учредительного договора, правил внутреннего трудового распорядка, действующих в предприятии инструкций и других правил, а также условий трудовых договоров, в случае совершения работниками предприятия проступков привлечение их к ответственности в порядке, установленном законодательством;
- обеспечение участия представителей администрации в переговорах с представителями работников предприятия по разработке, заключению или изменению коллективного договора, обеспечение выполнения обязательств предприятия по коллективному договору;
- обеспечение соблюдения нормативных требований по охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности в предприятии, производственной санитарии;
- определение состава и объема сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну предприятия, определение порядка ее защиты, обеспечение ее сохранения, при заключении трудовых договоров с работниками предприятия определение для каждого работника состава и объема сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну предприятия;
- отслеживание с привлечением специалистов ситуации на рынках сбыта, изучение тактики, стратегии, экономического положения и тенденций развития конкурирующих компаний;
- анализ с привлечением специалистов рынка аналогичных товаров, определение потенциала рынка, разработка методов продвижения товаров предприятия;
- осуществление необходимых деловых, политических, имиджевых контактов с деловыми кругами и административными учреждениями;
- повышение собственной квалификации;
- обеспечение, при необходимости, наличия мобилизационных мощностей и выполнения требований по гражданской обороне;
- исполнение функций финансового директора при отсутствии такой должности в штате.
Оперативные функции руководителя предприятия заключается в следующем:
- организация разработки, корректировка и контроль эффективности функциональной структуры предприятия;
- подбор и расстановка управленческих кадров;
- организация разработки, корректировка и контроль эффективности кадровой политики и системы оплаты труда;
- организация разработки, корректировка и контроль эффективности финансовой политики и стратегии предприятия;
- организация разработки, корректировка и контроль эффективности торговой, сервисной и гарантийной политики;
- организация разработки, корректировка и контроль эффективности планов паблик рилейшнз и рекламы;
- организация разработки и контроль эффективности планов внедрения - инжиниринговых, логистических и др., методов совершенствования организации бизнес-процессов;
- организация внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в управленческую и производственную деятельность;
- организация эффективного планирования деятельности предприятия, адекватного имеющимся мощностям и рабочей силе;
- утверждение и контроль бюджетов всех подразделений;
- организация разработки и корректировка должностных инструкций для персонала;
- оценка деятельности менеджеров предприятия;
- выработка стратегических и тактических решений на основе изучения аналитических материалов и финансовых отчетов подразделений предприятия;
- организация разработки и контроль исполнения планов повышения рентабельности;
- организация разработки и контроль исполнения программ развития предприятия;
- решение вопросов кредитования крупных клиентов - организация разработки и контроль исполнения мер по технике безопасности и экологическому контролю, контроль их исполнения;
- утверждение должностных и нормативно-технических инструкций, инструкций по вопросам техники безопасности, противопожарной безопасности и т. п.;
- осуществление контроля степени удовлетворенности клиентов оказанными услугами;
- стимулирование руководителей подразделений за принятие мер по ликвидации непродуктивных затрат времени, непроизводительных расходов, по совершенствованию бизнес-операций;
- осуществление контроля материалов для публикаций;
- проведение собеседований с желающими поступить на работу;
- осуществление контроля повышения квалификации персонала;
- обеспечение продвижения по службе квалифицированных и достойных служащих;
- участие в деятельности общественных организаций, в которых предприятие является членом;
- координация крупных торговых и рекламных мероприятий;
- посещение выставок, конференций и других мероприятий для информированности о развитии рыночной ситуации и изменениях в регулировании предпринимательства;
- ознакомление персонала с изменениями в политике, операциях и задачах предприятия в целях поддержания уровня информированности персонала, увеличения его заинтересованности в политике и планах предприятия и покупке акций предприятия;
- реализация других функций, необходимые для достижения целей деятельности предприятия и обеспечения его нормальной работы.
- Методы выработки решений
Системный подход к управлению и к развитию бизнеса требует освоения различных современных технологий - управленческих, финансовых, гуманитарных и информационных, адаптированных к местным условиям.
Продуктивные управленческие решения формируются в три этапа.
- Уяснение проблемы. На данном этапе происходит:
- сбор информации;
- анализ полученной информации;
- выяснение актуальности;
- выяснение или определение условий, при которых проблема будет решена.
- Составление проекта решения. На данном этапе предусматривается:
- разработка вариантов решения;
- сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами;
- оценка вариантов по социальным последствиям;
- оценка вариантов по экономической эффективности;
- составление программы решения;
- разработка и составление детального плана решения
- Управление исполнением. Данный этап предполагает:
- доведение решений до конкретных исполнителей;
- разработку мер поощрений и наказаний;
- контроль исполнения решений.
К методам выработки управленческих решений относят следующие[4]:
- Декомпозиция: представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.
- Диагностика: поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь - используется при ограниченных ресурсах.
- Экспертные оценки: формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
- Метод Делфи: экспертам, которые не знают друг друга, даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до мнения большинства; большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть - если большинство не согласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются; этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к одному мнению, либо придут к тому, что выделятся группы, которые не меняют своего решения; этот метод используется для достижения эффективности.
- Метод неспециалиста: вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях.
Линейное программирование. Имитационное моделирование. Метод теории вероятности.
- Метод теории игр: задачи решаются в условиях полной неопределенности. Метод аналогий.
Любое управленческое решение должно быть обоснованным, а любые повторяющиеся элементы работы следует формализовать. И обязательно введение системы контроля, для исключения повторения ошибок и выполнения одной и той же работы несколько раз.
- Организация выполнения решений
Организация выполнения решения предусматривает практическое осуществление, предвидение возможных трудностей и препятствий, своевременное устранение их без угрозы для сроков достижения цели.
Одним из условий успешного практического осуществления планов является предварительное выяснение таких вопросов как:
- каковы конкретные задачи, и кто будет исполнителем каждой?
- кто будет направлять, координировать и контролировать решение конкретных задач?
- как будет организовано - при необходимости - взаимодействие или согласование с другими подразделениями предприятия или с другими фирмами?
- каковы промежуточные цели и контрольные сроки их достижения?
- каков предельный срок достижения цели?
- каковы возможные последствия неудачи?
- Делегирование прав и обязанностей
При распределении конкретных задач среди работников сервисного подразделения следует исходить из обязанностей должностных лиц. С целью обеспечения эффективного управления рекомендуют установить четкую структуру управления, т. е. каждый должен знать, кто его начальник, кто ему подчиняется. Каждый сотрудник должен иметь только одного начальника, чтобы не было сомнений в том, чьи указания выполнять в первую очередь.
Количество сотрудников у одного начальника предпочтительно от 3 до 7. Исследования показывают, что один руководитель эффективно может руководить максимум 7 сотрудниками. Эта цифра варьируется в зависимости от расстояний, времени, площади, на которой разбросаны объекты управления, обязанностей и оборудования, структуры фирмы, но для поддержания эффективных связей с сотрудниками это - естественный предел.
Порученная работа должна сопровождаться соответствующими полномочиями для ее исполнения. Даже в крупных, хорошо организованных фирмах бывает, что служащий не наделен полномочиями обдумывать, решать и исполнять все, что необходимо для выполнения порученной работы. Например, в ходе ремонта выяснилось, что забыли заранее заказать недорогую деталь, но механик не может сам заказать ее на складе, он должен делать это через бригадира, которого не сразу можно найти. В таких фирмах отсутствие возможностей для инициативы и решений вызывают снижение желания сотрудников эффективно работать. Разумеется, в таких случаях делегированные полномочия должны быть ограничены или расширены, но ясно очерчены.
В обязанности руководства сервисной фирмы обычно входит:
- определение рамок прав сервис-менеджера и менеджера склада, их властных полномочий, ответственности, прав самостоятельной закупки необходимых материалов;
- установка нормативов для сервиса и программы деятельности с учетом имеющихся мощностей;
- установка критериев удовлетворения спроса на запчасти, рамки номенклатуры деталей и суммового объема запасов для хранения на складе;
- планирование модернизации оборудования с ростом бизнеса;
- утверждение предложений об объемах ремонта подержанных машин, определяющих возможность их реализации.
В более детальные вопросы руководство может и не вмешиваться, предоставляя руководителям служб право принятия решения. Руководители фирмы и подразделений несут ответственность за успешную деятельность предприятия, поэтому для них важно, заслужить уважение и доверие сотрудников, их желание охотно работать и исполнять поручения своих начальников. В практике зарубежных фирм считается, что основа эффективного руководства - сделать каждого полностью осведомленным о его роли и ответственности, кому он подчиняется, что обязан делать, каким образом, месте его работы в конечной продукции.
Не стоит стремиться все непременно выполнять самому. Передавая подчиненным определенные обязанности и соответствующие права, можно высвободить время. Поручения должны касаться не только трудных и неприятных дел, но и тех, выполнение которых доставляет удовольствие.
Делегирование прав и обязанностей, выходящих за рамки повседневной деятельности, является управленческой задачей, решение которой гораздо сложнее, нежели просто давать распоряжения по работе. Дело в том, что такая передача должна не только разгрузить руководителя, но и дать другой важный эффект - самоутверждение и повышение самооценки порученца. Исполнители, знающие, не только что они делают, но и ради чего, почти всегда лучше справляются с поставленной задачей, поскольку чувствуют себя ответственными, особенно если при этом они получают большую самостоятельность в работе. Для этого таким сотрудникам должна быть обеспечена свобода действий, т. е. предоставлены права и полномочия, связанные с выполнением задачи.
Исполнители, которым поручения даются именно в этой форме, отличаются исключительной преданностью автосервиса, старанием и явно выраженным, сознательным стремлением к высокому качеству работы.
Выбирая порученца, необходимо учитывать не только способности, но и предрасположенность и интерес к определенным видам деятельности.
Новичков и молодых работников необходимо постепенно приучать к принятию на себя функций и ответственности, делегированных руководителем. Поэтому начинать нужно только с небольших поручений с обязательным контролем, как они выполненяются.
В доверительной форме необходимо обсудить с порученцем ожидаемый от него результат или ее цель, чтобы появилось ощущение сопричастности сотрудника к постановке задачи.
По возможности не нужно преждевременно вмешиваться в процесс решения порученной задачи. Обнаружив проблемы, их необходимо обсудить с исполнителем, избегая иных излишних действий со своей стороны.
Исполнитель должен получить всю информацию и необходимую помощь, для решения поставленной задачи.
Стоит оградить исполнителя от ненужного вмешательства в его функции со стороны коллег или других менеджеров.
Совместно намечая промежуточные результаты, следует контролировать и обсуждать их с исполнителем. Не стоит упускать случаев высказывания заслуженной похвалы.
Не следует возражать, если исполнитель делает что-то не так, результат важнее, чем способ его достижения (только стоит иметь ввиду, что способ является целесообразным).
Передача любых прав и обязанностей может быть рискованной для предприятия, т. к. не исключается возможность ошибок, вызванная недостатком квалификации или недобросовестностью исполнителя. Риск можно минимизировать благодаря контролю за результатами работы, являющимся одной из важнейших задач кадровой политики.
В дополнение к постоянному контролю исполнения руководство включает и оценку самого рабочего, и определение особенностей для обучения каждого сотрудника. Управляющему нужно быть одинаково справедливым ко всем, осторожным в отношениях с рабочими, беспристрастным и не предпочитать одних сотрудников другим. Известно, что если среди рабочих распространяется чувство несправедливости, психологический климат и производительность ухудшаются. Важно установить такую атмосферу, чтобы распределение работы было беспристрастным.
- Информационное взаимодействие персонала
Пренебрежение новой информацией под предлогом отсутствия времени - не признак деловитости, а, скорее, признак неумения использовать информацию для повышения квалификации. Отказ от современных теоретических знаний и формирования профессиональных компетенций неэкономичен и рискован. Именно компетентные работники благодаря регулярному пополнению своих знаний как правило находят решения в трудных ситуациях. Необходимо назначить одного из таких работников ответственным за информационное обеспечение, т. е. за приобретение всех информационных материалов, за их распределение, хранение и обновление. На предприятии должны быть созданы все условия для доведения необходимой информации до каждого сотрудника.
При этом является важным:
- общий положительный настрой на пользование литературой, формируемый под влиянием личного примера всех менеджеров предприятия;
- создание благоприятных условий поиска и пользования информацией - т. е. доступность, упорядоченное хранение, постоянное обновление.
Информационное взаимодействие в форме регулярных совещаний с работниками предоставляет отличную возможность поддерживать в них интерес к работе и удовлетворенность ее результатами, а также улучшает общий психологический климат в коллективе.
Подобные совещания позволяют также убедиться в восприятии, понимании и усвоении новой информации. Если совещания проходят нормально, то руководитель может многое узнать о мнении и возможных проблемах подчиненных, а что в любом случае будет способствовать взаимопониманию.
Поэтому на любом предприятии, даже самом небольшом, должна действовать система постоянного осведомления работников и регулярного обмена мнениями с ними. При решении этой важной задачи вам помогут излагаемые далее рекомендации.
- Пользование технической информацией. По степени заинтересованности сотрудников в пользовании технической информацией предприятия весьма различны между собой. Как показывает опыт, на уровень интереса в наибольшей степени влияют следующие факторы.
- Личный пример руководителей. Подчиненные весьма точно определяют для себя отношение своих начальников к сервисно-технической литературе и в большинстве случаев пытаются «подстроиться» под это отношение. Там, где господствует предубеждение, согласно которому «чтением денег не заработаешь», не следует удивляться полному пренебрежению к технической информации.
- Возможность оперативного, беспрепятственного доступа. Имеются в виду не только хранение литературы вблизи рабочего места, но и удобство пользования ею: наличие подходящего стола, хорошего освещения, блокнота и авторучки для записей.
- Комплектность и постоянное обновление документации. Для того, чтобы информационные материалы всегда были в комплекте и непрерывно обновлялись, кто-то должен нести за это личную ответственность. Лучше всего поручить подобные обязанности должностному лицу, например, мастеру технического обучения, начальнику сервисного цеха, старшему технику или мастеру. В этом случае у руководителя появляется возможность самому подробно знакомиться с новой информацией, а также принимать решения о том, какую именно информацию следует сразу же передавать исполнителям и в другие службы.
- Своевременное информирование об изменениях, дополнениях и новых поступлениях. Такое информирование не только важно само по себе, но и подчеркивает значимость информационных материалов, поддерживая заинтересованность в пользовании ими.
- Привычка к пользованию технической информацией. Не упускайте ни единой возможности для выработки у подчиненных этой полезной привычки. Она повысит степень их самостоятельности и уровень профессиональных знаний, а также укрепит сознательное стремление к высокому качеству работы, результаты которой в итоге улучшатся сами собой.
- Доведение новой информации до исполнителей. Еще один важный аспект информационной работы внутри предприятия - оперативная передача сервисно-технической документации исполнителям, а также контроль того, чтобы новая информация действительно была принята к сведению и усвоена. Практический подход к решению этой задачи может быть различным.
Самая эффективная и надежная форма работы - совещание с исполнителями, позволяющее вести обсуждение с ответами на вопросы (см. также следующий раздел). Этот вариант предпочтителен во всех случаях, когда речь идет о серьезных технических новшествах.
Последовательный просмотр нового документа всеми исполнителями, поименно перечисленными в сопроводительном письме, которое каждый из них должен завизировать.
Вывешивание (размещение) документа на центральном информационном стенде (на «черной доске») - самый ненадежный способ ознакомления с новой информацией. Поэтому такой вариант можно использовать только как вспомогательный.
После ознакомления с новой информацией нужно рассортировать и приобщить к делу поступившие дополнения. Соответствующие обязанности должны быть определены однозначным образом. В этом отношении рекомендуется быть очень педантичным и постоянным контролем добиваться работы без упущений.
При передаче новой сервисно-технической документации исполнителям не следует забывать и о том, что она может иметь важное значение также для других подразделений (конторы, службы запчастей, торговой и рекламной служб) предприятия.
- Совещания. Речь идет о регулярном обсуждении проблем с участием всего коллектива. Цели такого обсуждения:
- оперативное информирование о технических новшествах;
- решение проблем, определяющих эффективность и качество работы;
- информирование о ситуации, сложившейся на предприятии, и о планируемых мерах по закреплению достигнутых результатов;
- обмен мнениями, идеями и прочими новостями.
При этом общая цель - постоянно повышать уровень квалификации, удовлетворенности работой и старательности всех исполнителей.
Для достижения поставленной цели совещания нужно хорошо готовить. Соответствующие рекомендации излагаются ниже. Оптимальные сроки и периодичность совещаний. Лучше всего зарекомендовали себя ежемесячные совещания, проводимые сразу после подведения итогов предыдущего месяца. При этом можно охарактеризовать фактическую ситуацию и обсудить выявленные недоработки.
Кроме того, неплохо проводить совещания в один и тот же день недели, который по опыту считается более спокойным.
Если новая техническая информация поступает задолго до очередного совещания, то ее следует довести до сведения подчиненных иным подходящим способом, а совещание использовать затем для повторения и закрепления эффекта. Регламент совещаний.
Общая продолжительность совещаний зависит от количества участников, значимости и сложности обсуждаемых тем.
Поэтому проводящий совещание руководитель может на стадии подготовки отобрать такие темы, для нормального обсуждения которых хватило бы 45-60 минут.
Время дня для проведения совещания выбирается по условиям работы предприятия и должно по возможности быть постоянным. На практике оправдывает себя проведение совещаний:
- перед обеденным перерывом;
- сразу после обеденного перерыва;
- в последний час рабочего дня.
Рекомендуемые темы для обсуждения на совещаниях.
В соответствии с постановкой задач рекомендуется следующая классификация тем для обсуждения на совещаниях.
Новая техническая информация по автомобилям, их обслуживанию и ремонту.
Проблемы эффективности и качества работы.
Ситуация на предприятии и планируемые мероприятия.
Мнения, идеи и прочие новости.
Новая техническая информация:
- изменения в программе выпуска моделей;
- изменения в конструкции изделий и технологии ремонта;
- изменения в регламенте и в содержании отдельных операций техобслуживания;
- изменения в информационных материалах;
- новые инструменты, аппаратура и оборудование;
- новые возможности обучения внутри и (или) вне предприятия.
Проблемы эффективности и качества работы:
- новые акценты, обусловленные содержанием справочников по ремонту;
- актуальные проблемы собственного предприятия (упущения в работе, рекламации от клиентов, повторные ремонты);
- конкретные меры по устранению недоработок;
- результаты проверки сервисного цеха, анализа имиджа предприятия, телефонного опроса и т. п.;
Ситуация на предприятии и планируемые мероприятия:
- важнейшие показатели работы предприятия в предыдущем месяце: фактическая занятость, коэффициент эффективности, коэффициент присутствия, средне-сменное количество выполняемых заказов и т. п.;
- планируемые организационные, кадровые или строительно-технические изменения;
- планируемые учебные мероприятия, подготовка подчиненных к предстоящему посещению курсов и семинаров.
Мнения, идеи и прочие новости:
- новые законодательные и нормативные акты;
- действия конкурентов;
- освоение рынка;
- количество проданных автомобилей;
- интересные сообщения из специальной и общей периодики;
- предложения и идеи, поступившие от исполнителей;
- результаты посещения курсов и семинаров;
- поздравления и поощрительные выступления по особым поводам.
Это перечисление возможных тем для обсуждения вовсе не означает, что все они должны затрагиваться на каждом совещании. Лучше основательно рассмотреть немногие важные вопросы, нежели вскользь пройтись по всем сразу.
Состав участников совещаний.
На регулярно проводимые совещания обязательно должны приглашаться все работники сервисного подразделения, в том числе ученики. Если количество занятых превышает определенную величину (например, 15 человек), то целесообразно или даже необходимо проводить по нескольку совещаний - с разными группами исполнителей.
Руководство проведением совещаний.
Подготовка и проведение совещаний - сложные задачи, как правило, требующие личного участия сервис-менеджера.
Это не означает, однако, что в конкретном случае соответствующие полномочия не могут быть делегированы другим руководителям сервисного подразделения, например, начальнику сервисного цеха или мастеру технического обучения.
Подготовка совещания.
На стадии подготовки совещания надлежит учитывать следующее.
Подборку вопросов для обсуждения нужно делать заранее. Их совокупность должна быть отражена в тезисах предстоящего доклада. Не исключено, что потребуется приготовить и диапозитивы для демонстрации через проектор.
Путем опроса исполнителей надо выяснить, нет ли с их стороны тем для обсуждения, и если есть, то какие.
Узнайте, что хотели бы люди от данного собрания и от каждого обсуждаемого вопроса.
Структурируйте план собрания так, чтобы он отвечал следующим требованиям: легкое начало, сложные проблемы относятся на середину собрания, легкое завершение.
Заранее обсудите проблемы или конфликты с теми, кто намерен выставить их на рассмотрение, снизив тем самым агрессивность заинтересованных сторон.
Своевременно проинформируйте о предстоящем совещании коммерческого директора.
Своевременно сообщите участникам совещания точное время его проведения, напомнив при этом о необходимости сформулировать позицию или предложения по определенным вопросам.
Подготовьте зал совещаний, а также вспомогательные материалы и наглядные пособия. Порядок ведения совещания.
Во вступительном слове нужно по возможности сослаться на вопросы, решения и цели предыдущего совещания.
После изложения основных тем нужно предоставить слушателям возможность задавать вопросы либо собственными наводящими вопросами инициировать дискуссию нужной направленности (тот, кто говорит только сам, ничего нового не узнает).
Обсуждение ни в коем случае нельзя начинать или завершать критикой.
Следует, безусловно, избегать публичной критики в чей-либо личный адрес.
Когда есть разногласия, не применяйте силового воздействия, попытайтесь найти творческое решение, добейтесь консенсуса, результата, при котором не будет проигравших.
Дайте каждому присутствующему возможность активно участвовать в собрании, убедитесь, что никто не чувствует себя за бортом процесса.
Договоритесь о том, что нельзя перебивать выступающего, вести разговор с соседями во время выступления, говорить, не получив право голоса.
Попросите кого-нибудь вести протокол собрания, где будут указаны основные идеи выступлений, чтобы можно было еще раз обратиться к ним, обобщив основные приоритеты, прежде чем принимать решение.
Не позволяйте председателю единолично контролировать течение собрания. Дайте возможность группе самой решить, что именно обсуждать.
Если собрание заходит в тупик, передайте вопрос на рассмотрение в подкомиссию, которая должна выработать компромиссное решение, оговорив дату повторного собрания. Можно также воспользоваться выборочным опросом, показывающим общее мнение, с последующим рассмотрением этого вопроса до момента окончательного голосования.
Заканчивая совещание, нужно подвести итоги обсуждения и сформулировать проистекающие из него первоочередные задачи. При этом в вопросах о том, кто, что, когда и в какой форме должен сделать, следует быть предельно конкретным.
Установите, кто, за что, в какой момент будет отвечать, какие при этом понадобятся ресурсы.
Определите дату, время, место проведения следующего собрания, оговорите примерную повестку дня.
Оцените состоявшееся совещание. Попытайтесь определить моменты, которые могли бы улучшить этот процесс. Периодически занимайте позицию стороннего наблюдателя, чтобы увидеть, насколько повысилось качество процесса и улучшились отношения в группе, отмечайте тех, кто открыто выражает недовольство тогда, когда процесс не работает.
После собрания лидеры могут переговорить с ключевыми фигурами, узнать их мнение, обсудить, как следует распределить зону ответственности, подумать, как сделать проведение следующего собрания более успешным, окончательно убедиться в том, что эти обязанности выполняются.
Заключительное замечание.
Совещания не оправдывают затрат времени, если проводятся полуформально, не оставляя уверенности в сопричастности руководства предприятия.
Поэтому имеют смысл личное участие «самого главного лица» и его выступление по соответствующему вопросу.
В последующей повседневной работе участники совещания должны убеждаться в том, что оно не было простой говорильней, а дало ощутимые результаты.
- Проведение проверок
Проверки должны проводиться, как правило, открыто, в присутствии исполнителя. Скрытые проверки вызывают недоверие и ухудшают обстановку в коллективе.
Задайте исполнителю четкий вопрос о положении дел и потребуйте ясного ответа. Попросите показать или продемонстрировать результаты. Смотря по ситуации, подтвердите или покритикуйте представленные результаты. При положительном исходе проверки похвалите исполнителя, а при выявлении недостатков предложите, - если сочтете необходимым, - свою помощь в их устранении.
Назначьте дату следующей проверки и обязательно проведите ее точно в срок. При контроле будьте особенно последовательны. Это даст понять исполнителю, что вы относитесь к делу всерьез, и стимулирует его старание.
- Организационная структура управления предприятием
Управляющие должны иметь административные навыки и навыки в управлении финансами, маркетингом и производством. Привлечение высококвалифицированных специалистов как правило осуществляется достойной зарплатой.
Виды оплаты труда:
Рис. 2.4. Организационная структура автосервиса. |
- процент с продаж (неуверенность работника в завтрашнем дне, высокая текучесть кадров, для организации - увеличение прибыли, т. к. работники заинтересованы в увеличении продаж);
- твердый оклад (уверенность работника, низкая текучесть, для сервиса - снижение прибыли из-за незаинтересованности сотрудников в увеличении продаж);
- твердый оклад + процент от продаж (уверенность работников в завтрашнем дне, низкая текучесть, для сервиса растет прибыль, но растет и стоимость услуг).
Требования, предъявляемые к работникам:
- инженерное или специальное образование в области транспорта и автосервиса;
- опыт работы в области маркетинга, торговли запчастями и автомобилями или в автосервисе;
- опыт работы 2-3 года в области автомобильной индустрии;
- знание иностранного языка;
- знание персонального компьютера;
- наличие навыков общения и опыта активных продаж;
- быстрое мышление и реакция, способность решать проблемы, брать на себя ответственность;
- позитивное настроение.
- Основы системы фирменного обслуживания
Предприятия автосервиса при выборе стратегии своего развития в значительной степени зависят от требований к техническому обслуживанию потенциальных клиентов, а те, в свою очередь, ориентируются на рынок предполагаемых автосервисных услуг: качество, стоимость и. т. п.
Фирменное обслуживание - это комплекс организационно-технических, инженерных и коммерческих мероприятий, осуществляемых машиностроительными предприятиями с целью обеспечения высокого уровня стабильности и эффективности использования техники на протяжении всего срока эксплуатации.
Основополагающим принципом системы фирменного обслуживания является полная ответственность производителей за работоспособность в течение всего срока эксплуатации в любом субъекте федерации использования автотранспортного средства.
Работниками системы фирменного обслуживания перед производителями техники ставятся следующие задачи:
- Обеспечивать техническое обслуживание и сервис автомобилей в течение всего периода эксплуатации.
- Производить контроль системы технического обслуживания, что позволяет не только избегать поставки дефектных машин, но и быстро устранять дефекты, обнаруженные в уже поступивших в продажу автомобилей.
- Анализировать целесообразность предоставления того или иного вида услуг, т. к. предоставление покупателю излишних услуг ведет к снижению дохода, а чрезмерная экономия приводит к потере позиций на рынке.
Организационные формы технического сервиса:
- формы сервиса, осуществляемого при непосредственном контакте производителя с потребителем техники;
- формы, предусматривающие оказание услуг через посредника.
Формы организации системы сервиса:
- Сервис ведется персоналом производителя. Рекомендуется когда реализуемая техника сложна, покупателей мало, а объем сервиса велик и требует квалифицированных специалистов.
- Сервис осуществляется персоналом филиалов предприятия-изготовителя. Обладает преимуществами первого вида, но максимально приближает работников сервиса к местам использования техники. Используется когда товар «вошел» в рынок и увеличилось число покупателей.
- Сервисные услуги поручаются специализированной фирме. Выгодно при сервисе изделий индивидуального потребления и массового спроса. Производитель не заботится о проблемах оказания сервисных услуг, но требуются отчисления посреднику. Затрудняется общение производителя с потребителем, страдает качество.
- Для сервиса привлекаются посредники, несущие полную ответственность за качество и удовлетворение претензий. Это обычный вид организации сервисных услуг при обслуживании автомобилей.
[1] См.: Хисрик Р. Руководитель кафедры предпринимательства в Школе менеджмента Weatherhead (США). Эксперт. № 25 (236) от 3 июля 2000 г.
[2] Лавровский И., директор консалтинговой фирмы Rapid Development Systems, Inc. (Канада). Эксперт. № 25 (236) от 3 июля 2000 г.
[3] Энкельман Николаус Б. Преуспевать с радостью. М.: Интерэксперт, 1993
^ 38 ^
[4] См.: Маккей X. Как уцелеть среди акул, опередить конкурентов в умении продавать, руководить, стимулировать, заключать сделки. М.: Экономика, 1991.