Организация автосервиса
Организация автосервиса: учебное пособие / Ю. С. Дорохин,
А. Н. Сергеев, Н. Н. Сергеев, П. Н. Медведев, К. С. Дорохина, Д. В. Малий. - Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. - 140 с.
Основной целью дисциплины «Организация автосервиса» является ознакомление с социально-экономической сущностью автосервиса, его структурой, функциями, требованиями, предъявляемыми к услугам автосервиса, качеству продукции, а также с кадровой политикой, нормативными документами и должностными обязанностями персонала.
Дисциплина «Организация автосервиса» относится к циклу профессиональных дисциплин вариативной части и является дисциплиной по выбору. Дисциплина читается студентам направлений подготовки 43.03.01 «Сервис», профиль «Сервис транспортных средств», 35.03.06 «Агроинженерия», профили «Технические системы в агробизнесе», «Технический сервис в АПК», 44.03.01, 44.03.05 «Педагогическое образование», профиль «Технология».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- специальную терминологию, используемую при изучении курса «Организация автосервиса»;
- передовой опыт и достижении научно-технического прогресса;
- нововведения в технологии ремонта и обслуживания автомобилей;
- развитие автоматизации, механизации процессов ремонта и обслуживания;
- прогнозирование и на этой основе планирование спроса населения данного района, города, страны на продукцию автосервиса;
- структуру автосервиса;
- функции подразделений автосервиса;
- кадровую политику автосервиса;
- нормативные документы, регламентирующую работу автосервиса;
- строительные нормы и правила для проектирования предприятий автосервиса;
Уметь:
- пользоваться приобретенными знаниями, нормативными документами, справочной литературой и другими информационными источниками при разработке рабочих мест и участков по выполнению работ автосервиса;
- осуществлять проектирование предприятий автосервиса;
- использовать современные конструкционные материалы и оборудование при разработке технологических процессов по восстановлению изношенных поверхностей деталей;
- выполнять технико-экономическое обоснование проектирования участков и предприятий автосервиса;
- разрабатывать производственную программу оказания услуг;
Владеть:
- представлением структуры, работы автосервиса;
- навыками проектирования простейших технологических процессов;
- навыками сбора и анализа данных для расчета и проектирования предприятий автосервиса;
- навыками работы с техническими средствами диагностирования.
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Содержание лекционного курса.
|
Лекция №1. Общие сведения об автосервисе. Составные элементы сервиса автомобильного транспорта. Характеристики услуг. Особенности организации сервиса личных автомобилей граждан. Правила общения с клиентами. Основные принципы организации сервиса. Современные стандарты для автотехцентров. Стандарты для служб запасных частей.
Лекция №2. Организация предприятий сервиса автомобильного транспорта. Структура службы сервиса. Функционирование предприятий автосервиса. Система диагностирования. Кадровая структура предприятий сервиса. Собственники и менеджеры. Качества руководителей. Функции руководителя предприятия. Методы выработки решений. Организация выполнения решений. Делегирование прав и обязанностей. Информационное взаимодействие персонала. Проведение проверок. Организационная структура управления предприятием. Основы системы фирменного обслуживания.
Лекция №3. Делопроизводство автосервисных предприятий. Организация делопроизводства. Организационные и распорядительные документы. Регистрация документов. Защита от утечки секретов.
Лекция №4. Оценка качества автосервиса и его продукции. Характеристика качества. Особенности качества услуг автосервиса. Маркетинговые аспекты качества. Факторы, обуславливающие качество. Влияние дефицита на качество. Влияние рынка продавца на производственную структуру автосервиса. Обеспечение качества в переходный период.
Лекция №5. Анализ возможностей и ограничений предприятий автосервиса. Формирование целей. Оценка возможностей автосервиса и угроз для него. Анализ состояния производства. Маркетинговый анализ рынка услуг автосервиса. Анализ тенденций развития рынка для конкретной станции. Альтернативы развития фирмы или станции.
Лекция №6. Предложение услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Комплекс маркетинга. Факторы, влияющие на разработку услуг. Цена как элемент услуги. Методы распространения услуг. Методы стимулирования сбыта услуг. Факторы, влияющие на стимулирование сбыта услуг.
Лекция №7. Организация работы по техническому обслуживанию, ремонту автомобилей и перспективы развития сервиса транспортных средств.
Факторы, влияющие на организацию производства. Формирование производственной программы. Формирование производственной программы кузовных и малярных работ. Современные формы развития производства. Факторы, определяющие научно-технический прогресс. Концепция развития планово-предупредительного ремонта. Перспектива формирования и развития рынка услуг обслуживания подвижного состава.
Дисциплина «Организация автосервиса» направлена на формирование у студентов готовности к реализации взаимодействия с потребителем в сфере сервиса транспортных средств. В результате изучения дисциплины должно быть сформировано представление об основных видах и аспектах деятельности автосервиса.
При изучении дисциплины необходимо использовать информационные технологии. Для дополнительной подготовки студентов рекомендуется вести работу по размещению справочных материалов в системе дистанционного обучения.
Другим важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном процессе является контроль знаний студентов. Контроль за учебной деятельностью студентов обеспечивает внешнюю обратную связь (контроль, выполняемый преподавателем) и внутреннюю обратную связь (самоконтроль студента). Планомерное осуществление контроля знаний студентов помогает преподавателю привести в систему усвоенный студентами за определенный период материал, выявить успехи в учении, проблемы и недостатки в знаниях, умениях и навыках, как у отдельных студентов, так и у всей группы в целом, определить качество усвоения пройденного материала. Контроль знаний студентов по данной дисциплине можно осуществлять с помощью разработанных тестовых заданий на компьютере через Центр тестирования и дистанционного обучения ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Преподавание дисциплины должно включать в себя следующие образовательные технологии:
- организация лекций с использованием презентаций, выполненных с использованием мультимедийных технологий;
- обеспечение студентов сопутствующими раздаточными материалами - опорными конспектами с целью активизации работы студентов по усвоению материалов учебного курса;
- использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода;
- использование методов, основанных на изучении практики образовательной деятельности.
Студентом должны быть проработаны и законспектированы все вопросы, представленные в учебно-тематическом плане и не рассмотренные на аудиторных занятиях. Письменный отчет оформляется в произвольном виде. Это может быть просто текст, иллюстрации, таблицы, интеллект-карты и т. д. На итоговой форме контроля - зачете для проверки знаний и умений студенту предлагается 2 вопроса по пройденным темам.
К зачету допускаются студенты, пропустившие не более 30% занятий. Пропущенные практические занятия должны быть отработаны в установленные сроки. В исключительных случаях, при отсутствии возможности отработать пропущенные занятия, отработка может быть заменена написанием реферата по заданной преподавателем теме. При этом объем реферата должен быть не менее 15 с. машинописного текста.
Отметка «зачтено» ставится если:
- количество неотработанных пропущенных занятий меньше 10% от общего числа аудиторных занятий;
- по пропущенным занятиям студент отчитался;
- ответ студента на зачете отражает отличный, хороший или удовлетворительный уровень владения теоретическим материалом, при этом допускаются 12 неточности.
В особых случаях, студенты, посетившие все лекции и практические занятия (без пропусков), отчитавшиеся по самостоятельной работе и продемонстрировавшие по ходу занятий приобретенные умения в области организационных основ автосервиса могут освобождаться от специальной сдачи зачета, а получить на упрощенных условиях, предоставив конспект посещенных лекций и отчеты к лабораторным работам.
Требования к материально-техническому обеспечению дисциплины.
Для проведения лекционных занятий необходимо использовать аудитории с мультимедийной техникой. Проведение практических занятий, содержание которых зависит от направления и профиля подготовки, предусматривает использование материально-технического обеспечения специализированных лабораторий «Автомобиль», «Тракторы, сельскохозяйственные машины и минитехника».