СИНТЕТИЧЕСКИЕ КРАСИТЕЛИ
Менее ста лет назад для крашения тканей применялись исключительно природные красители, получаемые из растений и некоторых животных организмов: карминовая кислота, кермес, «тирский пурпур», ализарин, индиго и другие.
Карминовая кислота — это красный краситель, содержащийся в кошенили — так называют высушенные тела самок насекомых, которые живут на некоторых видах кактусов в Мексике.
Краситель кермес широко применялся в древности под названием «венецианского алого». Это — также высушенные тела определённого рода насекомых.
Драгоценная краска древности тирский пурпур готовилась из особой породы морских моллюсков. Добыча пурпура требовала огромного труда. Для получения только одного грамма пурпура нужно было добыть и переработать около восьми тысяч моллюсков. Римские патриции, покупавшие пурпур у финикиян, окрашивали им свои тоги. Существовал закон, по которому пурпурные одежды разрешалось носить только высшим сановникам. Ношение пурпурных одежд другими римлянами запрещалось под страхом смертной казни.
До середины прошлого столетия одним из наиболее распространённых способов окрашивания тканей было окрашивание с помощью растения, называемого краппом или мареной. При этом получали разнообразнейшие окраски главным образом красивого красного цвета. Марену разводили на юге Европы, в Малой Азии и в других местах. Культурой марены были заняты большие площади плодородной земли. Растение требовало ухода и обработки, и крашение с помощью
марены стоило дорого. Необходимо было найти замену марене.
В 1868 году было установлено, что основное красящее вещество марены — ализарин — по своему химическому строению подобно антрацену, получаемому при перегонке каменного угля:
Н НО / |
Н Н Н
Н н н Антрацен |
І II.1.
Ализарин
Это сходство навело химиков на мысль получить ализарин искусственным путём из антрацена. Синтез был осуществлён окислением антрацена, обработкой полученного продукта серной кислотой, а затем сплавлением со щёлочью.
Природный ализарин уже не мог конкурировать с искусственным, и разведение марены прекратилось во всём мире.
Известный с древнейших времён синий краситель и н - диго издавна добывался в Индии из сока некоторых растений. Сок этих растений сам по себе бесцветен, но под влиянием кислорода воздуха содержащееся в нём вещество окисляется и образуется синий краситель. Индиго справедливо называли «королём красителей»: оно даёт великолепную синюю окраску с лёгким красноватым оттенком и чрезвычайно устойчиво по отношению к действию света и воздуха, кислот и щелочей, а также к усиленной стирке с мылом; такая стойкость очень редко встречается у других красителей.
В 1800 году Наполеон объявил премию в один миллион франков за открытие способа получения синтетического индиго. Однако синтез индиго удалось осуществить
в производстве только через 100 лет. В конце 80-х годов прошлого столетия был разработан лабораторный способ получения индиго из нафталина или бензола, получаемых в больших количествах из каменноугольной смолы. В самом конце прошлого столетия был найден и технически выгодный способ синтеза индиго.
В 1910 году искусственное индиго покрывало уже 85% мировой потребности в этом красителе, а через несколько лет и все 100%.
В результате бурного развития органического синтеза за какие-нибудь 50—60 лет природные красители были целиком вытеснены синтетическими. Все ткани, которыми мы пользуемся, вся наша одежда окрашены исключительно искусственными красителями.
Самыми многочисленными и распространёнными синтетическими красителями являются азокрасители. Основным исходным продуктом для их синтеза служит анилин, получаемый по способу Зинина. По богатству оттенков, простоте изготовления и дешевизне азокрасители превосходят все остальные. Не менее 90% наших тканей окрашивается азокрасителями.
В настоящее время известно несколько десятков тысяч азокрасителей. Анилиновый жёлтый, анилиновый чёрный, оранжевый I и II, прочный красный Ау конго-красный, нафтоловый сине-чёрный, виктория-фиолетовый — всё это азокрасители.
Одними из самых ценных являются индигоидные красители — родственники индиго, дающие прочные красивые выкраски. К ним относится и тирский пурпур; теперь он стал дешёвым красителем.
Обширный класс составляют так называемые т р и - фенил метановые красители. Сырьём для их синтеза служат анилин, фенол, нафталин и некоторые другие вещества. Вот некоторые из таких красителей.
Аура мин — краситель жёлтого цвета. Он употребляется в больших количествах для крашения бумаги, кожи, искусственного шёлка, для получения лаковых красок.
Кристаллический фиолетовый (кристалл - виолет) служит для крашения хлопка, искусственного шёлка, кожи, для изготовления фиолетовых чернил и «химических» карандашей.
Флуоресцеин даёт в присутствии щелочей интенсивное зеленовато-жёлтое окрашивание. Даже если в 40 тоннах воды растворён только один грамм флуоресцеина, окраску легко можно обнаружить на глаз.
Благодаря такой сильной красящей способности флуоресцеина им пользуются для установления пути подземных вод. Приведём пример. В Швабской Юре часть вод Дуная уходит через пористое известняковое дно. Предполагали, что эта вода появляется 11 километрами южнее, близ местечка Аах, где из-под земли выходит река, впадающая в Боденское озеро. Для проверки этого в Дунай, в том месте, где вода исчезает в горной породе, был пущен раствор флуоресцеина. Вскоре было обнаружено, что вблизи Ааха вытекает окрашенная вода. Так было доказано, что эта река питается водами Дуная.
Флуоресцеин является исходным материалом для получения целой группы красящих веществ. Среди них — тетрабромфлуоресцеин. Калиевая соль этого вещества — эозин — употребляется для окраски шерсти и шёлка в прекрасный розовый цвет.
Синтез ализарина явился отправной точкой для искусственного получения ряда сходных по своему строению ализариновых красителей. Для промышленного их изготовления большую услугу оказали исследования почётного академика М. А. Ильинского. Ализариновые красители окрашивают ткани в оранжевый, каштановый, синий, чёрный и другие цвета.
Одними из самых интересных красителей являются так называемые индантреновые красители: краситель синего цвета индантрен, применяемый для крашения хлопка и искусственного шёлка; жёлтый краситель флавантрен; великолепные красители фиолетового оттенка — виолантрон и изовиола н - трон. Первым был синтезирован индантрен из антрацена. Он так сильно напоминал индиго, что его называли «индиго из антрацена». Из этих двух слов и произошло название индантрена.
Ткани, выкрашенные любыми красителями, спустя некоторое время тускнеют и в известной мере теряют свою первоначальную окраску. Если же ткань выкрасить ин - дантреновым красителем, этого не произойдёт: индантре - новые красители обладают удивительной прочностью. По своей долговечности они превосходят даже самые ткани. Более того, они способны выдерживать действие активных химических веществ при такой высокой температуре, при которой любая ткань мгновенно разрушается. Можно нагреть индантрен на воздухе до 470° — он не изменится. Можно бросить его в расплавленную щёлочь, нагретую до 300°,— индантрен выдержит и это испытание. Не поддаётся он и действию крепкой соляной кислоты, которая в течение нескольких минут «прожигает» любую ткань. Даже если поместить индантрен вместе с соляной кислотой в замкнутый сосуд и нагреть эту смесь до 400°, то и в этом случае индантрен не разрушится.
Такой же необычайной прочностью обладают и другие красители этого класса. Ничего подобного не знает природа!
Несомненно, индантреновые красители имеют большое будущее в народном хозяйстве.
Царская Россия не имела собственной анилинокрасочной промышленности. В стране существовало только 17 небольших филиалов германских и швейцарских заводов, перерабатывавших на красители импортные промежуточные продукты и ревниво охранявших свои производственные секреты.
Советское правительство создало мощную отечественную анилинокрасочную промышленность. Уже в 1939 году в Советском Союзе вырабатывались все классы красителей. Объём производства красителей к 1950 году составлял десятки тысяч тонн.