Оборудование заводов по переработке пластмасс
МЕТОДЫ КОМПЕНСАЦИИ ПРОГИБА ВАЛКОВ КАЛАНДРА
Под действием распорного усилия валки каландра прогибаются. Если валки имеют цилиндрическую форму, толщина каландруемого изделия (листа или пленки) будет по ширине переменной. Поскольку прогиб валков в центре максимален, толщина изделия в центре будет больше, чем на краях, на величину прогиба (рис. 6.14).
Зная распорное усилие, можно рассчитать максимальный прогиб в центре валка:
Tp(8l3 — iw2l + ws) 384EI
Где ДЛмакс — максимальный прогиб валка в центральной части; Тр — усилие, действующее на 1 см длины валка; I — расстояние между подшипниками валков (рис. 6.15); w — ширина рабочего участка валка; Е — модуль упругости материала валка; I — полярный момент инерции сечения валка.
Распределение прогиба по длине описывается уравнением Ah 8 [z (3I2 — w2 — 4г2) + 2 (г — af/w]
■ Aw2l + і
Где a= (I—w)/2.
Фактическое изменение профиля сечения зазора равно удвоенной величине прогиба валка.
Для получения равнотолщинного изделия необходимо обеспечить полную компенсацию прогиба валка. Для этого приме-, няют три основных метода (рис. 6.16): бомбировку валков (рис. 6.16,а); перекрещивание валков (рис. 6.16,6); контризгиб валков (рис. 6.16, в).
(6.7) |
A hM |
Бомбировка валков — метод, заключающийся в придании внешнему калибрующему валку каландра бочкообразной формы. Диаметр средней части такого валка делают несколько большим, чем на его концах, а профиль поверхности выполняют по параболе. Применение бомбировки позволяет полностью скомпенсировать прогиб валка только для одного определенного значения распорного усилия, соответствующего для каж-
Рис. 6.15. Схема расположения координатных осей и нагрузок при расчете прогиба валков.
Рис.4 6.16. Методы компенсации прогиба:
А___ бомбировка; б — перекрещивание; в —
Контризгнб.
Дого материала определенным значениям параметров процесса (ho, U, Т). Изменение любого из этих параметров (и прежде всего толщины каландруемого изделия) сопровождается изменением распорного усилия и, следовательно, изменением прогиба валка. Поэтому одна бомбировка никогда не может обеспечить полной компенсации прогиба валка при всех рабочих режимах.
Метод, при котором внешний калибрующий валок поворачивается в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, проходящей через середину валка. Вследствие поворота зазор на краях валка оказывается больше, чем в середине. Изменение зазора между валками, достигаемое при перекрещивании, можно определить из выражения
Ay = D2 +
(6.8)
(остальные
Где С] — горизонтальное смещение центра подшипника ва. обозначения см. на рис. 6.15).
Выражение (6.8)—это уравнение равнобочной гиперболы. Сопоставление его с уравнением (6.7), описывающим линию прогиба валка, показывает, что метод перекрещивания не обеспечивает полной компенсации прогиба по всей длине валка. Даже если подобрать величину перекрещивания так, чтобы полностью скомпенсировать прогиб в центре валка (AhMaKC — =іДг/1 /2), то и в этом случае сечение каландруемого листа не будет иметь правильной прямоугольной формы. Достигаемая при этом степень компенсации иллюстрируется рис. 6.14. Однако, несмотря на неполноту компенсации, преимущество метода перекрещивания очевидно, поскольку изменяя величину перекрещивания, можно подбирать нужную степень компенсации в зависимости от свойств материала и толщины пленки.
C1*(l — 2z)z "І1/2 |
Р/2 |
D |
Р |
Расположение валков каландра оказывает существенное влияние на распорное усилие и фактический прогиб. Если сопоставить схемы нагружения L-образного и Z-образного каландров (рис. 6.17) и посчитать действующие на валки суммарные нагрузки, предполагая, что режимы каландрования полностью идентичны, то окажется, что нагрузка на валки Z-образ-
Рис. 6.17. Схема нагружения валков L-образного (а) и Z-образного (б) каландров. Нагрузка: вес валка W= 45 кН; /^ = 317 кН; Pi = 27 кН; L2=720 кН; Р2=20,5 кН; L3=900 кН; Р3=18,5 кН. Усилия, вызывающие подлежащий компенсации изгиб: А — валок 1, горизонтальная плоскость, 317 кН; валок 2, горизонтальная плоскость, 286 кН; валок 3, вертикальная плоскость, 700 кН; валок 4, вертикальная плоскость, 950 кН; б — валок I, горизонтальная плоскость, 317 кН; валок 2, горизонтальная плоскость, 286 кН; валок 2, вертикальная плоскость, 700 кН; валок 3, вертикальная плоскость, 750 кН; валок 3, горизонтальная плоскость, 970 кН; валок 4, горизонтальная плоскость, 900 кН. |
Ного каландра примерно в 1,5 раза больше, чем на валки L - образного. Соответственно возрастает и подлежащий компенсации прогиб. Тем не менее Z-образный каландр обладает существенным преимуществом по сравнению с Г - и L-образными каландрами. Это преимущество заключается в том, что при Z - образном расположении валков можно независимо регулировать зазор каждой пары валков.
Из рис. 6.17 видно, что для компенсации прогиба валков 2 и 3 можно повернуть в горизонтальной плоскости ось валка 2 относительно оси валка 3. Прогиб между валками 1, 2, 3 к 4 компенсируется поворотом в вертикальной плоскости осей валков 1 и 4. Кроме того, такое расположение валков сводит до минимума взаимное влияние распорных усилий, изменение которых вследствие свойств материала или температурного режима приводит к изменению прогиба и, следовательно, к изменению толщины листа.
Контризгиб валков — метод компенсации прогиба, который состоит в том, что к концам внешнего калибрующего валка прикладываются усилия FK, создающие изгибающий момент, противоположный по знаку моменту, возникающему под действием распорного усилия (см. рис. 6.15).
Изменения профиля зазора, возникающие в результате контризгиба, описываются выражением
А= (6-9)
Если подобрать силу Fк так, чтобы полностью компенсировать прогиб в середине валка, то, как и при перекрещивании, компенсация не будет совершенной „(см. рис. 6.14). Интересно, что степень компенсации, достигаемая при контризгибе валков, мало отличается от компенсации, достигаемой за счет перекрещивания валков.
Большинство современных каландров оснащается как бом - бированными валками, так и устройствами для перекрещивания или контризгиба валков. Комбинируя эти методы, удается добиться компенсации прогиба, при которой максимальные отклонения толщины пленки от номинального значения не превышают (1-^2) • Ю-6 м.
Одной из часто встречающихся на практике задач является определение максимальной гарантированной точности профиля, которую можно обеспечить при каландровании тонких пленок. Располагая данными о реологических свойствах материала, а также сведениями о температурном и скоростном режимах, можно по формуле (6.6) рассчитать максимальный прогиб. Затем подбирают величину перекрещивания, причем смещение валков рассчитывают так, чтобы перемещение на краю равнялось удвоенному прогибу валка [см. уравнение (6.7)].
В качестве примера рассмотрим следующую задачу: на каландре с диаметром валков 910 мм и длиной 2330 мм производится пленка из пластифицированного ПВХ толщиной 0,05 мм. Температура валков 443 К, частота вращения валков 2,1 об/с. Реологические свойства расплава ПВХ при температуре переработки описываются степенным уравнением (1.9), константы которого при температуре переработки равны: п=2,5; р,0 = 0,085 с"2'5 МПа. Распорное усилие, рассчитанное по формуле (4.42), равно 21-Ю6 Н (|2=0,37; h0= = 0,015 мм). Максимальный прогиб валка, рассчитанный по формуле (6.6), равен ДЛмакс = 0,04 мм (w = 223 см; i=300 см; D = 51 см). Распределение прогиба по длине валка иллюстрируется рис. 6.14. Если величина перекрещивания валков определяется из условия полной компенсации прогиба в центре, то смещение конца валков должно составлять 11 мм. Изменение профиля зазора показано на рис. 6.14,а (кривая 2). Достигаемая при этом компенсация определяется как разность значений прогиба и увеличения зазора (см. рис. 6.14,6). ■Видно, что отклонение профиля пленки от прямоугольного составляет в этом случае ±2,5- 10_в м.