Оборудование заводов по переработке пластмасс
Числовые системы регулирования расхода н давления масла в гидроприводе литьевых машин
Числовая система управления. Принципиально новым решением в области систем управления является создание числовых систем регулирования в сочетании с клапанными электро-
Магнитными дистрибуторами. В отличие от традиционных систем, в которых регулирование скорости и давления впрыска осуществляется вручную, плавной настройкой дросселя и регулятора давления, числовые регуляторы расхода состоят из серии регуляторов, причем каждый из них настроен на какое - то одно значение расхода. Если такая управляющая система включает в себя п отдельных звеньев, то, соединяя их в разных последовательностях, можно получить z различных значений объемного расхода:
Z=2" —1 (.7.1)
Так, числовая система регулирования скорости, состоящая из пяти дискретных регуляторов (рис. 7.30), обеспечивает возможность задания 31 значения объемного расхода. Каждый регулятор состоит из установленной между напорной магистралью Р и потребляющей магистралью А тарированной диафрагмы 1, управляемого гидравлически клапана 2 и управляющего электромагнитного клапана 3. Постоянный перепад давления между магистралями поддерживается при помощи золотникового регулятора давления 4. Отверстия в диафрагмах подбирают таким образом, чтобы обеспечить следующее соотношение объемных расходов:
Qe = 2Q4 = 2«Q, = 2»Qe = 24?1 (7.2)
Открывая различные клапаны, можно суммировать расходы, задаваемые каждой из диафрагм. Очевидно, что максимальный расход, обеспечиваемый такой числовой системой, превышает минимальный в 31 раз:
QMaKc/Qi=21 + 23 + 2^ + 2+l = 31 (7.3)
При этом система управления позволяет реализовать любой дискретный расход, равный
Q = Qj«, где 31 </<1 (7.4)
Числовой дискретный регулятор давления, обеспечивающий высокую точность поддержания заданного давления, состоит из нескольких соединенных последовательно золотниковых регуляторов, каждый из которых настроен на поддержание своего индивидуального значения перепада давлений. В числовой системе, состоящей из пяти регуляторов давления (рис. 7.31), каждый индивидуальный регулятор имеет свой электромагнитный управляемый золотник (/—V). Фиксированные перепады давлений, реализуемые в каждом регуляторе, находятся между собой в соотношении
P1:P2:Ps:Pi:Pb = 1:2:22:2s:2i (7.4а>
Соединяя их в различных последовательностях, можно реализовать 31 вариант давлений в магистрали потребителя Е по сравнению с давлением в напорной магистрали Р.
Очевидно, что если открыты все регуляторы давления, кроме первого, то давление в магистрали Е равно Рь если открыты все, кроме второго, то давление в магистрали Е равно Рг и т. д. Комбинируя регуляторы в различной последовательности, можно реализовать 31 фиксированное значение давлений. В системах с контролируемой температурой масла регуляторы такого типа обеспечивают поддержание заданного давления с точностью 0,5% при числе переключений до отказа, равном около 106.
Клапанные дистрибуторы для числовых систем управления. В последнее время в системах управления литьевых машин получили распространение управляющие элементы, представляющие собой конические клапаны, обозначаемые кодом 2/2, означающим, что каждый элемент может находиться в одном из двух положений (открыто или закрыто) и, соединять или разъединять только две магистрали. Применение таких индивидуальных управляющих (логических) элементов позволяет со - здавать гибкие системы с числовым программным управлением.
Типичный управляющий клапан типа 2/2 (рис. 7.32) состоит из стакана 2, вставляемого в цилиндрическое гнездо корпуса 1 и удерживаемого в нем крышкой 5. В цилиндрическом отверстии стакана располагается клапан 3, прижимаемый (пружиной 4 к седлу 6. Герметизация неподвижных и подвижных соединений достигается при помощи резиновых уплотнитель - ных колец 7, 8 и 9.
При работе клапана давление жидкости Р3, находящейся в полости Е, и усилие пружины Fs прижимают его к седлу, в то время как давление жидкости в магистралях В (Pz) и A (Pi) стремится открыть клапан. Обозначая результирующую
Рис. 7.32. Управляющий элемент клапанного дистрибутора типа 2/2 (Ль Аг и As — площади соответствующих сечений). Пояснения в тексте. |
Силу через X и определяя ее из условий равновесия, получим: Х= РгАг + Р2А2 - PSAS - Fs (7.5)
Если Х<0, то клапан закрыт (см. рис. 7.32); если А'>0, то клапан открыт. Следовательно, достаточно соединить полость Е через магистраль Б со сливом, и клапан немедленно откроется. Напротив, если подать в полость Е избыточное давление, удовлетворяющее условию Х<0, клапан закроется.
Варьируя отношения площадей A\A% и усилие пружины Fs, можно получить широкую гамму управляющих элементов, комбинируя которые удается создавать системы управления, реализующие все необходимые управляющие воздействия.
Принципиальная схема гидропривода машины с числовым управлением (рис. 7.33) состоит из бака 1, насосов высокого 2 и низкого 3 давления, электродвигателя 4, блока предохранительных клапанов 5, числового регулятора расхода 7, числового регулятора давления 11, золотника управления гидроцилиндром механизма смыкания 8, золотника управления гидроцилиндром перемещения пластикатора 9 и золотника управления гидроцилиндром осевого перемещения червяка 10.
Гидроцилиндр механизма смыкания 16 соединен с управляющим золотником через магистрали Л и В, на которых установлено четыре управляемых двухходовых клапана 12—15. Если золотник 8 находится в нейтральном положении, то клапаны 12—15 закрыты; шток 17 цилиндра смыкания неподви-
Рис. 7.33. Схема гидропривода машины с числовым управлением. Пояснения в тексте. |
Жен. Если золотник 8 переместится вправо, подпорная область клапанов 12 и 14 соединится со сливом. При этом клапаны 12 и 14 открываются. Масло из магистрали D начинает поступать через магистраль В в надштоковую полость цилиндра 16, и шток 17 смещается влево, а форма раскрывается. Из надплун - жерной области масло по магистрали А через клапан 12 ели - вается в бак. Если золотник 8 сместится влево, клапаны 12 и 14 закроются, а клапаны 13 и 15 откроются. При этом масло из магистрали D начнет поступать через магистраль А в над^ плунжерную область цилиндра 16, а масло из надштоковой области через магистраль В и клапан 15 будет сливаться в бак. При этом шток 17 движется вправо, и форма закрывается.
Золотник 9 управляет перемещением штока 18 гидроцнлиндра 19, связанного с кареткой литьевой головки. Если золотник •переместить влево, шток 18 движется влево, и сопло прижимается к литьевой втулке формы. Если золотник 9 переместить вправо, шток 18 также переместится вправо, отводя литьевую головку от формы.
Система управления перемещением поршня 21, соединенного с червяком пластикатора, состоит из золотника 10, регулятора давления 22, двухходового клапана 23 и золотника управления клапаном 24. На стадии пластикации, когда золотник 10 находится в крайнем правом положении, масло из магистрали D поступает по трубопроводу Е в надштоковую полость цилиндра 20. При этом масло из надплунжерной полости цилиндра 20 выдавливается на слив под действием давления расплава через регулятор давления 22, поддерживающий заданное давление пластикации. Во время впрыска золотник 10 перемещается влево. При этом надштоковая полость цилиндра 20 соединяется со сливом, а в надплунжерную полость масло поступает через двухходовой клапан 23, управляемый золотником 24.
Привод червяка пластикатора осуществляется гидромотором 25, масло к которому поступает через двухходовой клапан 27, управляемый золотником 26. Регулирование скорости вращения гидромотора, как и регулирование скорости впрыска, производится с помощью числового регулятора расхода 7. Регулирование давления впрыска осуществляется при помощи числового регулятора давления 11. Давление в системе управления поддерживается аккумулятором 6.