Оборудование предприятий по переработке полимеров
Пресс-формы форматоров-вулканизаторов
Главная трудность, которая возникает при изготовлении пресс-форм, заключается в воспроизведении рисунка протектора автомобильной покрышки. Существует несколько способов формообразования рисунков пресс-форм. Самый старый способ - изготовление рисунка фрезерованием на специальных станках. Этим способом достаточно тяжело изготовить пресс-формы со сложным рисунком. В настоящее время для выполнения расточных и фрезерных работ используются специальные станки с ЧПУ (числовым программным управлением).
Для изготовления пресс-форм со сложным протекторным рисунком используют метод набора рисунка из стальных или алюминиевых вкладышей. Алюминиевые вкладыши изготавливаются методом литья под давлением. Их крепление, как правило, производится при помощи винтов с потайными головками. Этот способ формообразования рисунка является перспективным, так как позволяет получить вкладыши с высокой чистотой поверхности.
Подготовка производства пресс-форм на современных заводах-изготовителях осуществляется с помощью автоматизированных систем, входными данными для которых служат чертеж шины, тип форматора-вулканизатора, тип вкладыша.
В конструкцию пресс-форм форматоров-вулканизаторов вводятся специальные детали, служащие для установки диафрагмы и взаимодействия с механизмами, управляющими ею во время технологических операций.
На рисунках 5.8, 5.9 показан внешний вид пресс-форм и вкладышей.
Радиальные покрышки отличаются массивным протектором с глубоким рисунком. В этом случае использование обычных пресс-форм, имеющих диаметр формообразующих элементов меньше, чем наружный диаметр вулканизованной покрышки, вынуждает изготовлять шины с вытяжкой брекера в среднем на 4%. При этом происходит смещение и разряжение нитей корда. Помимо этого, при выгрузке покрышек из форматоров-вулканизаторов с обычными пресс-формами возникают сложности, что приводит к возникновению дефектов.
Для устранения вышеуказанных недостатков были разработаны секторные пресс-формы, отличающиеся большим разнообразием, особенно касающимся устройств смыкания секторов. Достоинство секторных пресс-форм заключается в том, что в них обеспечивается опрессовка автомобильных покрышек не только с внутренней стороны - диафрагмой, но и с внешней - секторами.
В секторных пресс-формах покрышка свободно располагается в нижней пресс-форме, сектора сдвигаются или раздвигаются в радиальном направлении при открывании или закрывании пресс-формы.
На рисунке 5.10 показана секторная пресс-форма с верхним расположением секторов и наклонными направляющими для вертикального и радиального перемещения секторов. Секторная пресс-форма с верхним расположением секторов состоит из верхней полуформы 9, жестко соединенной при помощи плиты 8 со сводящим конусом 7, на котором подвижно установлены восемь секторов 4. На внутренней поверхности сводящего конуса закреплены сводящие планки 5, имеющие в поперечном сечении форму «ласточкина хвоста» и располагающиеся в пазах 6 секторов. На каждой планке имеется ограничитель 3 перемещения секторов. Секторы имеют Г-образные захваты 2, взаимодействующие с нижней полуформой 1 при их перемещении в радиальном направлении во время открывания пресс-формы. При размыкании формы благодаря наклонному расположению направляющих секторы 4 вместе с захватами 2 перемещаются в радиальном направлении от центра к периферии. При этом происходит отделение сектора от покрышки. При смыкании пресс-формы произойдет движение секторов к центру формы и обжатие невулканизованной покрышки по радиусу.
Пресс-формы такого типа сложны в изготовлении и требуют особых условий обслуживания. На рисунке 5.11 изображена упрощенная конструкция секторной пресс-формы с шарнирным креплением секторов. Перемещение секторов 3 происходит не радиально к оси пресса, а вокруг собственной шарнирной оси, расположенной либо на уровне нижней полуформы, либо ниже ее. Смыкание секторов производится сводящим конусом одновременно с перемещением полуформ друг относительно друга. Секторные пресс-формы этого типа позволяют осуществлять бездефектную выемку вулканизованных покрышек из форматора-вулканизатора, однако вытяжки брекера избежать не удается.
Недостатками секторных пресс-форм является их сложность, дороговизна, подверженность повреждениям. Для вулканизации шин вместо дорогих секторных пресс-форм можно применять обычные пресс-формы с экваториальным разъемом. При этом, изменяя давление по заданной программе, можно из собранной в одну стадию диагональной автопокрышки получить шину радиальной конструкции. Технологически это осуществляется следующим образом: шинную заготовку устанавливают в пресс, затем ее формуют, поддерживая давление формования на первом заданном уровне. При этом одновременно частично смыкают пресс-формы. Затем давление в диафрагме поднимают до второго заданного уровня, продолжая смыкание полуформ форматора-вулканизато- ра, происходит растяжение брекерного пояса. Давление в диафрагме поддерживается до тех пор, пока сечение заготовки не примет v - образную форму, в результате направление нитей корда в каркасе становится меридианальным, т. е. как у покрышки радиальной конструкции. После этого давление снижают до первоначального значения и окончательно смыкают формы.