Последователи — сальвадор дали — salvador dali
Последователи
Для меня совсем естественно представить, как на одну чашу весов, отмеривающих художественную справедливость, кладется капля магической консистенции, которой писал свои полотна Вермеер Дельфтский, а на другую - левое ухо Ван Гога, левая рука Сальвадора Дали, также впечатляющее количество различных, включая самые интимные, органов наших нескладно сложенных современных живописцев. И если, как я очень подозреваю, всей этой только-только срезанной плоти окажется недостаточно, чтоб уравновесить одну-единственную каплю божественных красок, следует не колеблясь добавить для веса две руки - они весят много! - Поля Сезанна, так как он, бедолага, невзирая на свои поразительные и достойные всяческого почтения притязания "быть Пуссеном природы", другими словами - величавым архитектором природы, стал всего только подрядчиком по строительным работам неоплатонического толка. Он грезил строить на века дворцы для светочей разума, а преуспел только в постройке ничтожных лачуг, которые, в последнем случае, могли дать приют нищим приверженцам современного искусства, привыкшим ночевать под мостами, либо прелестной звезде импрессионизма на пару летних эстетических сезонов. Так как эта книжка призвана воздать подабающее подлинной живописи, беспощадность по отношению к современным художникам неминуема; и, невзирая на бескрайнее почтение, которое мы испытываем перед поразительным упорством Сезанна, невзирая на то что он вправду испытывал "классицистические" муки, невзирая на благородство его устремлений, мы нисколечко не раскаиваемся, что предложили отрезать обе его неудобные руки, ибо все, что он "сделал", он полностью мог бы сотворить, прибегнув к помощи ног.
Последователи Сезанна построили в ранг закона неумелость и недочеты мэтра и исписали километры холста, основываясь на его заблуждениях. Заблуждения эти проистекали из идеально добросовестного нрава Сезанна и нередко были следствием его плюсов - но заблуждения никогда не станут плюсами! Могу для себя представить глубочайшее разочарование мэтра из Экс-ан-Прованса, когда он, как будто одержимый, затрачивал столько усилий, чтоб геометрически верно выстроить на картине яблоко, но удавалось передать не объемность, а только вогнутую поверхность! И, честолюбиво стремясь передать "нетронутую непрерывность" поверхности холста, не поступаясь ничем ради обманчивой наружности, Сезанн в конце концов оказывался перед полотном, усеянным ямами! Каждое новое яблоко - еще одна яма! Как произнес бы бессмертный Монтень, "нагадить в корзину и водрузить ее на голову!". Я уже гласил, что эта книжка - дань художественной справедливости, но необходимо добавить, что бессмертие ей обеспечит только неумолимая правдивость, потому я буду правдивым до мозга эстетических костей, и пусть читатель не пугается, если ему придется услышать, как они трещат под массивным давлением моего ума. Итак, следует признать: практически все современные живописцы запамятовали о традициях старенькых мастеров, и мы больше не вольны делать то, что нам охото, - "мы делаем то, что выходит". Существует испанская пословица, которой народная мудрость определяет нехороших живописцев: "Если получится с бородой - означает, святой Антон, если без бороды - безгрешное зачатие". Пикассо, который представляет собой случай более драматичный, ежели Сезанн, - он не строитель и патриарх, он более гениален, разрушителен и анархичен - нередко приводил мне эту пословицу, которая ему очень нравилась и которую он сделал лозунгом собственной своей художественной манеры. Пикассо было отлично понятно, что белоснежная эмаль для расцветки дверей, приобретенная в лавчонке на углу, эмаль, которой он покрывал свои холсты, через год пожелтеет, как покрытая клеем газетная бумага! Точно так же поджигающий церковь анархист не колеблется: он делает это, чтоб спалить храм, а совсем не для того, чтоб спасти его.